Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции предпринимательства.

Поиск

В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Отдельные ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Общеэкономическая функция в развитой рыночной экономике является определяющей. Она объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства и осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что составляет объективную основу проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как выражение в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Ресурсная функция предпринимательства является важнейшей. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов, принадлежащих всему обществу. Таким образом, предприниматели своей деятельностью могут наносить вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствует история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

Творческо-поисковая инновационная функция свойственна предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования. Она связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их. Эта функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия решений, что внутренне присуще предпринимателю как собственнику.

Социальная функция предпринимательства заключается в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более выражается в формировании нового слоя людей — предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников.

Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельных решений об организации собственного дела, его диверсификации, в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.

Предпринимательская среда

Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Предприниматели функционируют в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую среду, которая предоставляет интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров, а также получения прибыли (дохода). Как интегрированная сложная система предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависящую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.

Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий. Известные ученые, занимающиеся исследованиями формирования благоприятных условий развития предпринимательства, считают, что эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров, а также получения прибыли (дохода). Она также должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным предпринимателям необходимую экономическую свободу как первое и определяющее условие развития предпринимательства, а вторым условием является развитие организационно-хозяйственного новаторства. В какой-то степени эти два важнейших составных элемента предпринимательской среды зафиксированы в Конституции страны. В частности, в ней записано, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, никто не может быть лишен своего имущества (как материальной основы предпринимательской деятельности) иначе как по суду; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно; в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; и, наконец, в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Однако эти важные конституционные положения до сих пор практически не действуют в полную силу, что наряду с другими факторами тормозит развитие предпринимательства. Важнейшие направления формирования предпринимательской среды, в соответствии с положениями Конституции страны, сформулированы в ГК РФ. Так, в первой главе ГК РФ даны основополагающие положения для построения и содержания актов гражданского законодательства РФ, регулирующего организацию предпринимательской деятельности, закреплены такие необходимые для развития предпринимательства правовые начала, как неприкосновенность собственности (материально-технической основы предпринимательской деятельности), самостоятельность предпринимательской деятельности, ее цели, условия и факторы осуществления. Важное значение для создания условий развития предпринимательства имеют и другие положения ст. 1 ГК РФ. В частности о том, что граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. В ГК РФ также установлено, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются по всей территории Российской Федерации, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Большое значение для развития предпринимательства имеют положения ст. 2 ГК РФ, в которой говорится, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. В этой статье дано законодательное определение сущности предпринимательской деятельности, а также записано, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.32.115 (0.006 с.)