Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Двигательный анализатор письменной речи. Зрительный анализатор письменной речи.
Содержание книги
- Афферентный сигнал. Афферентный нерв. Исполнительные органы. Обратная афферентация (связь).
- Развитие отделов мозга: промежуточный, передний, конечный. Кортикализация. Новый мозг.
- Эмбриогенез нервной системы.
- Корешки спинного мозга. Канатики, стволы, узлы, сегмент спинного мозга.
- Белое вещество, substantia alba. Нервный сегмент спинного мозга. Пучки ассоциативных волокон.
- Оболочки спинного мозга. Твердая оболочка, паутинная оболочка, мягкая оболочка спинного мозга.
- Передний мозговой пузырь, prosencephalon. Конечный мозг, telencephalon.
- Рост и развитие борозд, извилин головного мозга. Масса мозга.
- Перешеек, isthmus rhombencephali.
- Ядра ромбовидной ямки. Ядра черепных нервов. Проекция ядер черепных нервов на ромбовидную ямку.
- Таламус, thalamus. Строение таламуса. Ядра таламуса. Функции и значение таламуса.
- Конечный мозг, telencephalon. Полушария, hemispheria cerebri.
- Кора. Корковые концы анализаторов. Ядро двигательного анализатора.
- Ядро обонятельного анализатора. Ядро вкусового анализатора. Ядро кожного анализатора. Чувствительный гомункулус.
- Стереогнозия. Первая сигнальная система.
- Двигательный анализатор письменной речи. Зрительный анализатор письменной речи.
- Пещеристый синус, sinus cavernosus. Клиновидный синус, sinus sphenoparietalis. Верхний и нижний каменистые синусы, sinus petrosus superior et inferior.
- Шейное сплетение, plexus cervicalis. Кожные ветви шейного сплетения.
- Длинные ветви плечевого сплетения: n. musculocutaneus, мышечно-кожный нерв, n. medianus, срединный нерв.
- Лучевой нерв, n. radialis. Медиальный кожный нерв преплечья, n. cutaneus antebrachii medialis.
- Передние ветви грудных нервов, rami ventrales nn. intercostales. Межреберные нервы, nn. intercostales.
- Бедренный нерв, n. femoralis. Запирательный нерв, n. obturatorius.
- Длинные ветви крестцового сплетения. Седалищный нерв, n. ischiadicus. Задний кожный нерв бедра, n. cutaneus femoris posterior.
- Копчиковое сплетение, plexus coccygeus.
- Подъязычный нерв, n. hypoglossus ( XII пара ). 12 пара черепных нервов.
- Тройничный нерв ( V пара ), n. trigeminus. Пятая пара черепных нервов. Тройничный узел, ganglion trigeminale.
- Третья ветвь тройничного нерва. Нижнечелюстной нерв, n. mandibularis. Ушной узел, ganglion oticum.
- Остальные ветви лицевого нерва после выхода из шилососцевидного отверстия ( foramen stylomastoideum ). Промежуточный нерв, n. intermedius.
- Блуждающий нерв ( X пара, 10 пара черепных нервов ), n. vagus.
- Ветви блуждающего нерва в грудной и брюшной части n. vagus. Возвратный гортанный нерв, n. laryngeus recurrens.
- Вегетативная ( автономная ) нервная система. Функции вегетативной нервной системы.
- Вегетативные нервы. Точки выхода вегетативных нервов.
- Рефлекторная дуга вегетативной нервной системы.
- Развитие вегетативной нервной системы.
- Симпатический ствол. Шейный и грудной отделы симпатического ствола.
- Поясничный и крестцовый ( тазовый ) отделы симпатического ствола.
- Периферический отдел парасимпатической нервной системы.
- Иннервация глаза. Иннервация глазного яблока.
- Проводящие пути. Проводящий путь зрительного анализатора. Проводящий путь зрения.
- Ядра проводящего пути зрительного анализатора. Ядра зрения. Признаки поражения зрительного тракта.
- III и IV нейроны слухового пути. Третьи и четвертые нейроны слухового проводящего пути. Ядра слухового анализатора. Признаки поражения слухового пути.
- Проводящий путь вестибулярного (статокинетического) анализатора. Ядра вестибулярного анализатора. Признаки поражения проводящего пути вестибулярного анализатора.
- Проводящий путь анализатора вкуса. Проводящий путь вкуса ( вкусовой чувствительности ).
- Строение и основные свойства клеточных мембран и ионных каналов
- Действие электрического тока на возбудимые ткани
- Физиология синаптической передачи в химическом синапсе
- Нейромедиаторые системы мозга
- Роль синапсов в формировании временной связи
- Физиология вегетативной нервной системы
- Рефлекс и физиология движения
3. На более высокой ступени развития человечество научилось не только говорить, но и писать. Письменная речь требует определенных движений руки при начертании букв или других знаков, что связано с д вигательным анализатором (общим). Поэтому двигательный анализатор письменной речи помещается в заднем отделе средней лобной извилины, вблизи зоны предцентральной извилины (моторная зона).
Деятельность этого анализатора связана с анализатором необходимых при письме заученных движений руки (поле 40 в нижней теменной дольке). При повреждении поля 40 сохраняются все виды движения, но теряется способность тонких движений, необходимых для начертания букв, слов и других знаков (аграфия).
4. Так как развитие письменной речи связано и с органом зрения, то в непосредственной близости к зрительному анализатору выработался зрительный анализатор письменной речи, который, естественно, расположен вблизи sulcus calcarinus, в gyrus angularis (поле 39). При повреждении нижней теменной дольки сохраняется зрение, но теряется способность читать (алексия), т. е. анализировать написанные буквы и слагать из них слова и фразы.
Все речевые анализаторы закладываются в обоих полушариях, но развиваются только с одной стороны (у правшей — слева, у левшей — справа) и функционально оказываются асимметричными. Эта связь между двигательным анализатором руки (органа труда) и речевыми анализаторами объясняется тесной связью между трудом и речью, оказавшими решающее влияние на развитие мозга.
«...Труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь...» привели к развитию мозга (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 490). Этой связью пользуются и в лечебных целях. При поражении речедвигательного анализатора сохраняется элементарная двигательная способность речевых мышц, но утрачивается возможность устной речи (моторная афазия). В этих случаях иногда удается восстановить речь длительным упражнением левой руки (у правшей), работа которой благоприятствует развитию зачаточного правостороннего ядра речедвигательного анализатора.
Анализаторы устной и письменной речи воспринимают словесные сигналы (как говорил И. П. Павлов, сигналы сигналов, или вторые сигналы), что составляет вторую сигнальную систему действительности, проявляющуюся в форме абстрактного отвлеченного мышления (общие представления, понятия, умозаключения, обобщения), которое свойственно только человеку. Однако морфологическую основу второй сигнальной системы составляют не только указанные анализаторы. Так как функция речи является филогенетически наиболее молодой, то она и наименее локализована.
Так как кора растет по периферии, то наиболее поверхностные слои коры имеют отношение ко второй сигнальной системе. Эти слои состоят из большого числа нервных клеток (15 млрд) с короткими отростками, благодаря которым создается возможность неограниченной замыкательной функции, широких ассоциаций, что и составляет сущность деятельности второй сигнальной систем ы. При этом вторая сигнальная система функционирует не отдельно от первой, а в тесной связи с ней, точнее на основе ее, так как вторые сигналы могут возникнуть лишь при наличии первых. «Основные законы, установленные в работе первой сигнальной системы, должны также управлять и второй, потому что это работа все той же нервной ткани» (И. П. Павлов).
Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах дает материалистическое объяснение психической деятельности человека и составляет естественнонаучную основу теории отражения В. И. Ленина. Согласно этой теории, в нашем сознании в форме субъективных образов отражается объективный реальный мир, существующий независимо от нашего сознания.
|