Балты и славяне у 6-8стст. Паселишчы на тэррыт бел. Гаспадрка, гандаль, рамествы. Жыцце и занятки. Вераванни старажытных балтау и славян. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Балты и славяне у 6-8стст. Паселишчы на тэррыт бел. Гаспадрка, гандаль, рамествы. Жыцце и занятки. Вераванни старажытных балтау и славян.



Балты - группа индоевроп-х племен, говорящих на балтийских языках. Сформировались в 3 - 2 тыс-летия до н.э. на террит. Вост. Европы. В конце 3 тыс-летия до н.э. - VI в. н. э. составляли осн. часть населения бел. земель. Балты, кот. жили на территории, объединявшей бассейны рек Вислы, Нѐмана, Западной Двины, Верхнего Поднепровья в большинстве своем были ассимилированы славянскими переселенцами. Соврем-ми потомками балтийских народов являются литовцы и латыши.

Славяне - группа индоевроп-х племен, говорящих на славянских языках. Делятся на восточных (белорусы, русские, украинцы), западных (поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы) и южных (болгары, сербы, хорваты, македонцы, словенцы, боснийцы, черногорцы). Первичные славянские племена сформир-сь на тер. Южн. Польши. В 6-8 вв. начали заселять тер. Бел. Заселение бел. земель славянами продолжалось не одно столетие. В конце VII — начале VIII в. на тер. Бел. проникла новая волна слав-х переселенцев. Военные столкнов-я славян с балтами в это время участились. В огне пожаров гибли городища балтов. Прежние жители вынуждены были уйти из обжитых мест, оставшиеся, постепенно сливались со славянами. Близкими были их образ жизни и язык, но славяне нах-сь на более высок. уровне обществ-го развития. У них были плем. вожди, сильное войско. Славяне превосх-ли балтов в землед. и ремесле. Поэтому балты заимствовали лучшее, что видели у своих соседей. Произошла славянизация балтов.

Поселения на тер. Беларус и. Жили в открытых неукрепленных селищах и укрепленных городищах(размещались на возвышенных мысах или холмах, на крутых берегах рек и озер). Сначала городища не имели оборонительных сооружений. Только некоторые поселения обносились деревянной оградой. Позднее стали возводиться валы и рвы окружающие поселение, иногда в несколько рядов. На вершине вала строилась деревянная стена из толстых бревен. В те времена были распространены небольшие наземные и полуземляночные жилища. В центре жилищ размещались открытые очаги, печи-каменки круглой или овальной формы, а так же позднее глинобитные печи без дымохода. Хозяйство. Было развито землед-е и животн-во, долгое время достаточно важн. роль играли охота и рыбол-во, сеялась пшеница, просо и ячмень, выращ-ли лен и коноплю. В начале н. эры появились рожь и овес. Для обраб. земли и сбора урожая исп-ли дерев. соху с железн. наконечником, железн. мотыги, серпы, косы. Разводили свиней, овец, лошадей и коров. Торговля. Еще в бронз. веке возник «янтарный путь». Он связывал Прибалтику со Средиземноморьем. На землях балтов не было месторожд. меди. Они покупали или выменивали ее на янтарь, так же везли на юг лошадей, скот, кожу, мед, воск, были посредниками в торговле мехом между финно-угорскими народами и германцами. Ремесла. Обработка железа, бронзолитейное дело, изгот. глиняной посуды, обработка дерева, камня, кости, прядение и ткачество были наиболее важными занятиями. Мастера создавали бронз. и серебр. украшения по образцам изделий попадавших к ним от других этносов. Верования др. балтов и славян. Древн. славяне - это язычники, обожествлявшие силы природы. Наши предки с глубокой древности верили, что у чел. есть душа. С пом. мифов и преданий наши предки объясняли происхожд. всего живого на земле: людей, животных и растений. Всю жизнь человека в древности сопровождали обряды — спец-ые ритуальн. действия, осущ. при рождении, наступлении совершеннолетия, свадьбе, смерти,землед-ских работах. Их осн. богами являлись: бог Рот - бог неба и земли; Перун - бог грома и молнии, а также войны и оружия; Волос или Велес - бог богатства и скотоводства; Дажбог (или Ярило) - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Каждое племя имело спец. места (святилище или капище) где молились богам и приносили им жертвы.

10. Культура белорусских земель 9- середины 13 вв. Архитектура. Искусство. Письменность. Памятники письменности. Религийно-образовательные деятели Ефросиния Полоцкая и Кирилла Туровский.

Архитектура. Искусство. Ярким свидетельством высокого уровня развития культуры Беларуси в 9 — 13 вв. являются памятники архитектуры, кото­рые строились вначале из дерева, а после принятия христиан­ства — из камня и кирпича. Наиболее древним каменно-кирпичным сооружением является Софийский собор в Полоцке, возведенный в середине 11 в.. В XII в. были пост­роены Полоцкая Спасо-Преображенская церковь (1-й памятник храм в котором Византийские традиции были переработаны в национальном духе), Бельчицкий монастырь, Витебская Благовещенская церковь, Борисо-Глебская церковь и др. Здания церквей в древности использовались не только для религиозных целей. Там проводились собрания горожан, на которых обсуждались наиболее важные дела, возведение князей на правление. Высокого уровня достигло изобразительное искусство – фреска, мозаика, которыми украшались здания церквей, монастырей. Так же для украшения использовалась плитка и тесаный камень в форме различных геометр. фигур. Таким образом в 9-13вв. на бел. землях сформировались архитектурные школы, которые опирались на опыт киевской, византийской школ и на местные традиции. В этот период были заложены основы градостроительства и оборонительного зодчества. Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии, однако ремесленники вносили в него и местные черты. Новые социально-экономические отношения, рост торговли и городов способствовали развитию декоративно-прикладного искусства В 12-13 вв. на наших землях насчитывалось около 60 видов ремесел. Изделия из дерева, кости, металла украшались резьбой, инкрустацией в виде различных орнаментов (геометрические фигуры, фантастические звери и птицы). О высоком художественном мастерстве говорят следующие предметы: каменные иконки, украшенные тончайшей резьбой, шахматные фигурки из кости и камня, найденные в Гродно, Волковыске, Лукомле. «Кузнецы по злату и серебру» создавали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой. Дошли до нас серебряные с позолотой колты, украшенные перегородчатой эмалью, височное кольцо, золотой браслет с головками змей. Шедевром древнего бел. прикладного искусства является крест, выполненный по заказу Ефрасини Полоцкой ювелиром Лазарем Богшей в 1161 г. Крест, длиной 51 см, шестиконечный, деревянный, обложен золотыми и серебряными пластинами, украшен перегородчатыми цветными эмалями с изображениями святых, драгоценными камнями и жемчугом. В 12-13 вв. у нас появились иллюстрированные рукописи. Самая известная – Радзивиловская летопись (около 600 рисунков), Оршанское и Лавришеское евангелие. Жизнь наших предков была тесно связана с музыкой, песнями и танцами. Профессионалы, для которых искусство – средство существования, являлись скоморохи (жонглеры, актеры). Они участвовали в княжеских застольях, военных походах и др. Среди муз. инструментов, на кот. играли, были трубы, дудки, гусли, рожки.

Письменность. Памятники письменности. Письменность у наших предков существовала еще до распространения кириллицы. Эта система записи представляла собой примитивное письмо («черты и резы»). Такое письмо применялось для обозначения календарных знаков, Знаков собственности и оно не было приспособлено для записи сложных текстов, поэтому наши предки начали писать греческими буквами, не приспособив их к особенностям славянской фонетики. Важную роль в развитии письменности, образовании всей культуры сыграли в это время монастыри, храмы, монахи и светские деятели. При монастырях и княжеских дворах открывались школы, где дети обучались чтению, письму, основам математики. Свидетельством высокой культуры восточных славян являлись летописи («Повесть временных лет», «Киевская летопись», «Галицко-волынская летопись»). Большое значение принадлежит летописи «Слово о полку Игореве» (1185), в котором рассказывается о походе Новгород - северского князя Игоря на половцев. Развивалось в это время и устное народное тв-во. Существовала также и переводная литература: «Библия», «Евангелие», «Жития святых», повесть про А. Македонского «Александрия». О том, что на белорусских землях существовало много книг говорит тот факт, что в Софийском соборе в Полоцке была большая библиотека, судьба которой неизвестна.

Ефросиня Полоцкая.(1104 – 1167). была дочкой князя св. Георгия, внучкой Всеслава Чародея. Не захотев выйти замуж за неизвестного богатого князя, против воли отца ушла в монастырь. Она организовывала мастерские по переписи книг, открыла иконописную мастерскую, 2 школы. На свои средства Е. Полоцкая основала женский монастырь – «Монастырь св. Спаса» и мужской – «св. Богородицы», 2 церкви, которые стали центром духовности. Особенно известна Спаса – Преображенская церковь. В конце жизни совершила паломничество в Иерусалим, где умерла в 1167 г. Е. П. Первая женщина на Руси, которую церковь канонизовала в святые (заступничество перед Богом). В 1910 г ее мощи были перевезены в Полоцк, где и находятся в Спасо – Преображенской церкви.

Кирилл Туровский. (1130 – 1188). Известный церковно-политический деятель той эпохи, родился в Турове в семье богатых горожан. Получил хорошее образование, постригся в монахи. Праведная жизнь, образованность, умение красиво говорить сделали его проповеди популярным среди простого народа. По настоянию жителей К. Туровский стал епископом. Прославился высоко – художественными проповедями и вошел в историю как златоуст. Из его наследия сохранилось 3 проповеди- притчи, 8 проповедей, 21 молитва. В своих проповедях К. Туровский призывал к знаниям, критиковал обман и зло. Его молитвы были сориентированы на простых прихожан. О нем рассказала летопись «Память святого отца нашего Кирилла епископа Туровского».

 

11. Социально-экономические и политические предпосылки образования ВКЛ. Новогрудское княжество. Миндовг. Борьба с крестоносцами.

Отношение восточно-славянских княжеств со своими ближайшими соседями в изучаемый период были достаточно сложными.Земли исторической Литвы в 10-13вв были объектом завоеваний соседних славянских княжеств. В свою очередь Литовские и Ятвяжские дружины неоднократно делали набеги на славянские княжества. Эти набегиглавный источник богатства литовской знати. В нач 13в соц-эк развитие привело к расслоению общества и зарождению гос-венности. Полит.военно-терр. союзу этих территорий способствовала угроза со стороны крестоносцев. Постепенно у лит знати выделились наиб. сильные вожди. Самый сильный в этот период -Миндовг. Стремление к союзу появляется в этот период и на славянских землях. Рост производит.сил,укрепл. феод. отношений и т.д. содействовали преодолению раздробленности. Усиление этого процесса-12-13вв.

Вся Ю и В часть Восточно-слав терр в 1237-1242гг была захвачена монголо-татарами, с запада- крестоносцы. В нач 13в Полоцкое княжество первым приняло на себя всю тяжесть нападения. Необходимым стал поиск более тесного объединения балт и слав земель. Сложился славяно-лит-е военно-полит объединение-ВКЛ. Началом ВКЛ стал полит союз 2-х главных региональных сил. Первые свои шаги молодое гос-во делало в Новогрудке. К сер 13в центром полит жизни Б перенесен из Полоцка в Новогрудок. Основанный в 10в Новогрудок в 12-13вв был на пике своего развития. Росло полит. значение города он стал столицей. Образование ВКЛ начали новогрудские феодалы, для своих целей они использовали Миндовга. Первый князь ВКЛ - Миндовг. В своем стремлении расширить терр. вступает в конфликт с Даниилом Галицким. За поддержкой Миндовг обращается к ордену крестоносцев. В 1251г-принимает католичество, в 1254 коронуется короной присланной папой Римским, в 1263г был убит своими приближенными. В конце 13в в ВКЛ правил Войшалк и Витель, которые продолжали политику расширения терр. При Вителе в состав ВКЛ вошло Полоцкое кн-во на правах автономии. Во время Гедемина большая часть Б. вошла в состав ВКЛ.В 1323г Гедемин перенес столицу из Новогрудка в Вильно. При Альберте все наши земли вошли в состав ВКЛ. После его смерти князем стал в обход закона Ягайло. Для укрепления своего положения сватается к дочке князя Дмитрия Донского, который требует вассальной зависимости ВКЛ. Ягайло не согласен и поэтому обращается к Польше. В 1384г на польский престол возведена дочка короля Людовика – Ядвига. Она была обручена с Вильгельмом Австрийским и в случае их брака Польша отходит Австрии. Чтобы избавиться от нем. засилья польские магнаты выдают Ядвигу за Ягайло.

14 авг. 1385г в г Крево подписаны условия договора - Кревская уния. Условия договора: 1)Лит князи соглашались присоединить свои земли к короне польской 2)Ягайло становился католиком и распространял веру 3)предоставить Польше всю казну ВКЛ 4)заплатить 300тыс флоринтов Вильгельму Австр.5) вернуть Польше все захваченные ВКЛ земли.

Зимой 1386г Ягайло вступает в католическую веру, а в марте коронуется. В результате кревской унии ВКЛ сохр. свою независимость. Т.о. уния не выходила за рамки федерации. Уния вызвала оппозицию лит знати, кот возглавил Витовт,он сверг заместителя Ягайлы и стал управлять гос-вом незав-мо от Польши. В 1392г Витовт пожизненно назначен «гаспадаром ВКЛ».Для борьбы с крестоносцами был разработан план. 15 июля 1410г состоялась Грунвальдская битва- крестоносцы разгромлены. В 1413 г в Гародне произошел сейм феодалов.На сейме приняты Городеньские привелеи, кот ставили во второстепенное положение знать в кн-ве по сравнению с католиками. Бел,укр, русские феодалы начинают борьбу против такого положения и только в 1434 король Ягайло издает еще один привелей по кот всем православ феодалам даны такие же права как и католикам. С 1440 по 1492 князем становиться сын Ягайло –Казимир. Несмотря на многие трудности кот принесло ВКЛ 13-пер пол 16 ст в это время завершается формирование гос-полит и судебной системы государства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.01 с.)