Гарадское жиццё на бел землях 13-15. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гарадское жиццё на бел землях 13-15.



Идет процесс зарождения городов Бел., представл собой укрепленные городища. Причины возникн городов: отделение ремесла от земледелия; сосредоточение ремесленников в местах, приближенных к источникам необх. для их занятий сырья; Города Бел возникали как центры ремесел и торговли в тех местах, где ими было удобно заниматься, — на пересечениях рек и дорог. Важна оборона от врагов, Поэтому города строились на естеств природн. укреплениях — возвышенностях и холмах. Внутренняя укреплённая часть города - детинец. Поселение ремесленников и торговцев, - посад. Самый древний город -Полоцк. (летопись 862) г. По мере усиления города, стремясь освободиться от власти и подсудности великокняжеской администрации, начали добиваться самоуправления по магдебургскому праву. В числе 1 в ВКЛ получили Вильня (1387), Брест (1390), Гродно (1391);. Отличительной чертой городов получавших Магдеб право, и своеобразным символом городской свободы явл ратуша. Для защиты своего произв-ва и товаров от конкуренции городские ремесленники объед. в проф корпорации — цеха упоминание 1552 г. (созд цеха в Минске). Уже в XVII в. существовало 112 цехов. Производителей, не входивших в цех, называли портачами. Осн чертой цеховой орг-и являлась регламентация произв-ва и сбыта изделий, что играло на опр историческом этапе полож роль в разв ремесел, повышении технич и профо уровня работников, сохр традиций. По тер Бел проходил торговый водный путь «из варяг в греки. Торговые связи связывали не только город с деревнями и местечками, но и крупные города между собой. Тесная связь заграничной и внутр торговли заставляла купцов искать способы и средства закрепления за собой монопольного положения на местном рынке. Торговые связи городов Бел с городами соседних стран, а также внутри страны явились причиной созд разветвленной сети торговых «путей». Большое значение для Бел имела вывозная торговля. Предметы экспорта зерно, лен, конопля, лес, спирт.

19.Церковь и религия на тер беларуси 15-16 в. До XIV в. в Бел господствовала православная церковь. Кревская уния(1385) эту монополию нарушила. Католическая вера стала вероисповеданием руководящих кругов государства. 1517 Люттер выступает с тезисом(суть-чел самостоятельно опр своё отношение к богу),зарождается протестанизм. Основным направлением реформации в Беларуси стал кальвинизм. Его соц основой была феодальная знать, часть ср. и мелкой шляхты. Начиная с 16 в зарождается Реформация(движ-я против католической церкви)Идеолог реформации - Радзивилл Черный, поддержка Будного(1562-Катехезис-вопросы-ответы сути протестанизма).1534 орден изуитов в Париже (должен проводить борьбу с реформацией)1569 поднят уровень образования, приучались к католизму. После бр.церковной унии созд униатская церковь(70% стали униатами). Литература -в основном религиозной тематики. Самый значител. жанр- летописание. С Будный – «Катехизис», «Новый завет». М Гусовский «Песнь про зубра»- ценный источник для изучения эпохи, сод-ся призыв к укреплению гос-ва, к единству европейских народов, осуждаются войны. Представителем ренессансной культуры в Бел был первопечатник, гуманист и просветитель Скорина -рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др.В Вильно он орг 1 в Бел типографию и издал «Апостол».В Цяпинский орг. типографию, где издал Евангелие на бел языке.13 –14 вв. – начало нового этапа в разв бел. архитектуры. Она объединила традиции древнебел. и зап-евр архитектуры в лице романского и готического стилей. Одним из самых мощных сооружений явл Гродненский замок. В живописи 14-16 вв. господствующим направлением была иконопись. Самые известные образ матери Божьей «Замилованые».

 

20 билет. Фарміраванне этнічнай тэрыторыі беларусаў у ХІV-ХV стст. Эканамічныя і палітычныя фактары кансалідацыі беларускага этнасу. Паходжанне назвы “Белая Русь”.

В этнической истории Бел. период образования и развития ВКЛ тесно связаны с формир-ем бел. народности. В числе определяющих факторов этого процесса - политический, который обусловил консалидацию бел. этноса в составе нового госуд. образования - ВКЛ.

Важнейшим фактором, который поспособствовал формированию бел. народности, был экономический. Именно он обусловил консолидацию восточнославянских земель под время образования ВКЛ и в дальнейшем также положительно воздействовал на возникновение бел.народности в ХIV-ХVI вв. Изменения в сельском хозяйстве положительно сказались на урожайности и товарности зерна, обеспечении городов продуктами и сырьем.

Прогресс в с/хозяйстве обусловил подъем ремесла и дальнейшее развитие городов. Естественным продолжением этих процессов стало возникновение местечек, которые еще больше укрепляли связь между городам и деревней как в экономическом, так и культурном плане.

Формирование бел. народности происходило в процессе развития феодальных отношений, когда начали складываться сословные группы населения со строго указанным кругом прав и обязанностей для каждой из них. Определяющую роль в государстве играли светские и духовные феодалы

Соц.структура городов и местечек была более разнообразной, но по нац. признаку их жительства представляла преимущественно однородное белорусскоязычное сообщество, тесно связанное с аграрной частью населения ВКЛ. В процессе складывания бел. народности определились и определенные трудности, связанные с ориентацией руководства ВКЛ на политич. союз с Польшей, что привело к окатоличиванию не только литовской, но и части православной знати. В результате основная масса населения деревень и городов стала терять свою политич. и духовную элиту.

Поэтому в государстве, где наблюдалась заметная автономия отдельных земель и городов с магдебургским правом, люди обычно идентифицировали себя по традиции (русичи, русские), по месту проживания (магилёвцы, полочане), по племенной принадлежности (литва, литовцы,). Наиболее распространенной являлась самоназвание «литвины».

Относительно словосочетания «Белая Русь» ученые высказывают самые разные мнения. Первые попытки ответить на этот вопрос породили романтически-эмоциональные версии: мол, название происходит от цвета льняного одежды местных жителей,от цвета их волос, от большого количества рек и озер и их чистоты, большого количества снега и др.

Более убедительной кажется мысль, в соответствии с которой направления мира (север-юг, запад-восток) обозначались основными цветами: отсюда - Черная, Красная, Белая Русь. И наконец, не исключено, что под Белой Русью следует понимать отдельные земли бывшей Киевской Руси, которые не были завоеваны монголо-татарами, и поэтому будто сохранили христианскую чистоту.

 

№23. Реформация и Контрреформация на тер-ии Беларуси в 16-17 ст. Кальвинизм. Арианство. Деятели реформации (Н.Р. Чорный, С. Будный, В. Тяпинский) Деятельность ордена иезуитов в Беларуси. П. Скарга.

Реформация нач. в 1517 г. с выступления М. Лютера против торговли индульгенциями (папскими грамотами, отпускавшими грехи). Для обозначения всей совокупности направлений Реформации (лютеранство, кальвинизм и др:) употребляется термин "протестантизм". На террит. Беларуси первые протестантские общины начали появляться в середине XVI ст. Наибольшее распространение здесь получил кальвинизм ( Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы. Согласно кальвинистскому учению, Бог заранее избрал одних людей на спасение, а других — на погибель. Из семи таинств они признавали только крещение и причастие.; Н. Р. Чорный - Одним из первых среди влиятельных магнатов принял кальвинизм, оказал значительное влияние на распространение и пропаганду реформационных идей.) В 1560-е гг. из кальвинизма выделилось самостоятельное направление Реформации — арианство, или движение антитринитариев. Их называли «литовскими братьями». Ариане отрицали догмат о триединстве Бога (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — Святой Дух), не признавали крещение младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. В арианстве выделяют два течения: умеренное, выступавшее за постепенное изменение феодальных порядков, и радикальное, резко критиковавшее крепостничество, политику государственного насилия, феодальные войны. К умеренному течению антитринитаризма принадлежали С. Будный и В. Тяпинский. Известным представителем реформ. движения в ВКЛ, сторонником кальвинизма был Николай Радзивил Черный. Подавляющее число мещан и крестьян сохранили православную веру. Реформация в ВКЛ завершилась в конце XVI в. Шляхта и магнаты из протестантизма возвратились в католичество.

Со второй половины XVI в. католическая церковь начала борьбу за восстановление позиций католичества (контрреформация). Одним из главных орудий борьбы с Реформацией стал орден иезуитов, созданный в 1534 г. и утвержденный папой римским в 1540 г. Представители этого ордена были приглашены в ВКЛ в 1569 г. Главным идеологом Контрреформации был иезуит Петр Скарга. Активными ее сторонниками являлись Стефан Баторий и Сигизмунд III Лаза. Они способствовали укреплению католической церкви, поощряли деятельность католических монашеских орденов. В результате мероприятий Контрреформации упрочилось экономическое могущество и политическое влияние католической церкви, произошла клерикализация культуры. Мероприятия Контрреформации в Речи Посполитой были направлены не только против протестантизма, но и против православия. В рамках Контрреформации проведено объединение православной церкви Беларуси и Украины с католической, оформленное на Брестском церковном соборе в 1569 г. Контрреформация в Речи Посполитой фактически продолжалась до 30-х г. XVIII в.

№24. Брестская церковная уния. Брестский церковный собор 1596 г. и его значение. И. Кунцевич. Расширение униатства среди сельского населения и городских низов.

Брестская церковная Уния (1596г.) — объединение католической православной Церквей на территории Речи Посполитой. Уния была принята на церковном соборе в Бресте. (В октябре 1596 г. в Свято-Николаевской церкви Бреста. На нем присутствовали 200 представителей католической и православной церквей ВКЛ. Противники унии собрались отдельно. Переговоры между сторонами результатов не дали. Но акт унии был утвержден.)

Согласно Брестской унии, православная церковь Украиныи Белоруссии признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужение на славянском языке и обряды православной церкви. Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, частиправославной шляхты, низшего духовенства, а первоначально —и некоторых крупных украинских феодалов.

Целью Брестской унии являлось обеспечение для высшего православного духовенства на территории РечиПосполитой положения, равного положению католического духовенства, а также ослабление притязаниймосковских князей на земли Белоруссии и Украины.

Заключение Брестской унии привело в последствии к созданию Украинской Греко-Католической Церкви. Последователи унии, лица, придерживавшиеся греко-католического (униатского) исповедания, именовались«униатами», причём это слово всегда несло в себе негативные коннотации при употреблении иерархами Русской и Украинской Православных Церквей, а также в официальной советской историографии.

Итоги: Брестский собор принял решение о создании униатской церкви. Вероучение новой церкви было католическим, а сами униаты подчинялись папе римскому. Обряды в новой церкви оставались прежними, православными. Не изменился и язык богослужений. Православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими.

в 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепископа Иосафата (Ивана) Кунцевича ("апостол единения", архиепископ Полоцкий, проповедник Унии.), которого за жестокость прозвали «душехватом». Он насильственно насаждал унию на территории Полоцкой епархии, где православная церковь имела глубокие древние корни. Горожане жаловались на него: «Тот же епископ полоцкий пять лет держит в Орше и в Могилеве церкви запечатанные, в Полоцке и Витебске нет ни церкви, ни дома, где позволено в городе богослужение. Поэтому горожане должны по воскресеньям и на другие праздники слушать службу в поле за городом и то без священника, так как ему запрещено жить в городе и окрестностях.»

Постепенно основная масса населения белорусских земель приняла униатство. Это превратило его в самобытное и самостоятельное белорусско-украинское конфессиональное направление. К концу XVIII века униатство исповедовали 75 % жителей белорусских земель. В пределах Беларуси и Литвы насчитывалось более 1100 униатских церквей.

 

№27 Палитычны стан беларуских зямель у 17-18ст. Пашырэнне шляхецкай анархии. Канфедэрацыи. Недзеяздольнасць сейма Рэчы Паспалитай. «Либерум вета». Дысидэнцкае пытанне.

В середине XVII в. РП вступила в полосу жесточайшего политического кризиса, связанного с восстанием украинского народа, шведским вторжением в Польшу и затяжной войной с Россией. Политические события углубили черты застоя и упадка, обнаружившиеся в экономике Польши уже с начала этого века.

Россия стала вмешиваться во внутренние дела РП. Что и помешало Августу 2 установить в стране абсолютную монархию. Так после его смерти ко власти пришёл Август 3, больше внимания он уделял Саксонии, а на территории Польши и ВКЛ правили магнаты.

Экономический упадок РП сопровождался ее политическим упадком. Если значение королевской власти было давно подорвано, то теперь потерял свое значение и другой орган центральной власти — сейм. Установление в XVII в. принципа «либерум вето», т. е. полного единогласия при решении дел, давало право любому участнику сейма выступить против сеймового постановления, и в таком случае оно отменялось.

В РП сложилась такая ситуация, когда безграничная шляхетская демократия вела к ослаблению центральной, королевской власти. Фактически страна становилась игрушкой в руках сильных олигархических групп, которые политически и экономически подчинили себе шляхту.

У 1764 г к власти пришёл представитель Чертарийских, после которого и начались реформы, в том числе отмена «либерум вето». Этими реформами были не довольны Петербург и Берлин (обязались сохранять порядок в РП, согласно секретному протоколу): сохр. выборную монархию,укреплять права десидентов (правосл.и протестантов). Под поддержклй Берлина и Петербурга были образованы десидентские конфедерации,под воздействием которых сейм был вынужденпризнать ровность всех Вероисповеданий. В ответ на это элита РП пошла на восстание против короля(Барская конфедерация. М.Бар на украине.)

Попытка коренных изменений произошла на 4-х летнем сейме(1788-1792):

- Местные органы самоуправления

-мещане получают право неприкасаемости, занимать военные и гос.должн.

-армия увеличена

- акт образования независимой церкви

-принятие конституции 3 мая 1971(власть монарха становилась наследственной, ликвидация права «либерум вето»)

Россия и Пруссия были не довольны такими событиями. 14 мая 1972 г у м. Торговицы – акт образования конфедераций. Их образован. Дало возможность России ввести свои войска в Беларусь. Одновременно армия Пруссии заняла часть территории Польши. В следствии чего король и магнаты должны были отказаться, от решений, принятых на 4-хгдовом сейме. К тому же под воздействием Петербурга в 1973 сейм составил условия 2-го подела РП.

24 марта 1794г.- национально-освободительное восстание Т.Костюшки, выводом восстания стало:13 октября 1795 г. была подписана конвенция между Австрией, Пруссией и Россией об окончательном разделе РП.

 

 

№28 Палитычны крызис РП у другой палове 18ст. Канстытуцыя 3 мая 1791г. Першы (1772г.) и други (1793г.) падзелы РП. Паустанне 1794г. и яго падзеи у Беларуси. Т.Касцюшка. Я.Ясински. трэци падзел РП (1795г.)

С начала существования РП в ней постепенно вызревал политический кризис, наиболее остро проявившийся во второй половине XVIII в. и приведший к распаду этого государства. Первая причина для политического кризиса возникла в момент подписания Люблинской унии. С того времени вся история РП— это борьба ВКЛ за сохр. независимости. Это ослабляло и Корону Польскую, и княжество в экономическом и военном отношении, делало федеративное государство легкой добычей для соседних стран. Второй причиной политического кризиса стали шляхетские вольности («либерум вето», конфедерации, местные сеймики и др.), подрывавшие основы государственности РП. Они вели к усилению шляхты и ослаблению административного управления. Третьей причиной политического кризиса была религиозная и национальная политика, стремление ополячить жителей ВКЛ, перевести их из православия в католическую веру. Четвертая причина — сочетание национального и религиозного угнетения с феодальным, что вызывало крестьянские выступления и подрывало силу государства. Пятая причина — борьба между магнатами за власть в стране

Во второй половине XVIII в. РП переживала глубокий внутриполитический кризис. В стране господствовала феодальная анархия. Положение РП осложнялось и тем, что ее окружали сильные централизованные государства: Австрия, Пруссия и Россия.В этих условиях главной целью было сохранение политического единства РП и ее государственного суверенитета. Решить эту задачу пытались сторонники просветительских идей, отстаивавшие принципы равенства наций, неприкосновенности государственного суверенитета. Кульминационным моментом деятельности просветителей стал Четырехлетний сейм (1788-1792) и принятая на нем Конституция 3 мая 1791 г-это было выдающимся прогрессивным актом борьбы за национальную независимость. Однако эта последняя попытка вывести РП из политического кризиса и сохранить ее государственность не имела успеха. Восстание Т. Костюшко в защиту Конституции под просветительскими лозунгами свободы, целостности и независимости было обречено на поражение.

Первый раздел Польши был закреплен особым договором между тремя державами, подписанным в Петербурге 5 августа (25 июля) 1772 г.России-восточная Беларусь, Юг Польши и зап. Украина—Австрии, Польское Поморье-Пруссия

Второй ее раздел - 13 января 1793 г. между Россией и Пруссией был подписан акт второго раздела РП. К РИ отошли центр. Беларусь и большая часть Украины, Прусии-западная часть Польши.

Последней попыткой противостояния полному исчезновению Речи Посполитой как самостоятельного государства стало восстание 1794 г, которое возглавил уроженец Беларуси Т. Костюшко.

13 октября 1795 г. была подписана конвенция между Австрией, Пруссией и Россией об окончательном разделе Речи Посполитой. К России отошла западная часть беларуси. К Австрии отошла часть Люблинского воеводства, Подлясского, Сандомирского, Брест-Литовкого. К Пруссии отошла остальная часть польских земель. 25 ноября 1795 г. от престола отрекся последний король Станислав Август Понятовский. Некогда могучее государство перестало существовать.

 

 

№29. Гістарычныя умовы развіцця культуры беларускага народа 17-18 ст. Стан школьнай асветы і выхавання. Адукацыйная каміссія. Развіцце навукі: Нарбут, Карповіч....

В результате Люблинской унии 1569 г. с конца XVI в. происходило усиление воздействия польской культуры, началась полонизация белорусского дворянства, городских верхов, школы, печати. До конца XVII в. официальным языком государственного делопроизводства ещё оставался белорусский. Однако во второй половине XVII - XVIII в. он постепенно стал вытесняться польским и частично латинским.

Во второй половине XVIII в. на территорию Беларуси из Европы начинают проникать идеи Просвещения, связанные с приоритетом образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства. Общественным идеалом становится образованный человек. Во время распространения идей Просвещения особое значение получило развитие образования и науки.

Школьное дело на рубеже XVII – XVIII вв. находилось в руках церкви. Школьное образование было доступно преимущественно шляхетским детям. Преподавание велось на латинском и польском языках. Центром образования и науки по-прежнему оставалась Виленская иезуитская академия, которая начала действовать в 1579г.

С середины XVIII в. Начались изменения в школьном образовании. В 1773г. была создана Образовательная комиссия (учреждение типа Министерства образования), которая за 20 лет своей деятельности открыла 20 школ средней ступени. Благодаря ее усилиям на территории Беларуси в конце XVIII в. действовало 200 начальных школ. Среди учащихся 30% составляли крестьянские дети. Система образования стала более доступной и получила светский характер. Руководство делом образования перешло из рук церковных учреждений к государственным органам.

Во второй половине XVIII в. происходит процесс постепенного освобождения философии и естествознания.Об этом свидетельствует творчество известных мыслителей Казимира Нарбута (1738 - 1807), Бенедикта Дабшэвича (1722 -?), Ангела Довгирда (1776 - 1835). Истоки экспериментального естествознания в Беларуси связан с деятельностью выдающихся ученых Ж.Жилибера и Г.Форстэра. Одним из организаторов и директором Виленской обсерватории стал Мартин Почобут-Одляницкий (1728-1810). Долгое время он работал ректором реорганизованного в Главную школу Великого княжества Литовского Виленской иезуитской академии. Ряд трактатов на белорусском, польском и латинском языках по философии, экономике, эстетике принадлежит известному просветителю и меценату, последнему канцлеру Великого княжества Литовского Иоахима Хрептовича (1728 - 1812). Широкую известность имела его библиотека в Щорсах. Имени белорусского просветителя хорошо знали в европейских странах.

№30. Літаратура,мастацтва і архітэктура у другой палове 16-18 ст. Літратура. Усталяванне польскай пісьмовай традыцыі у літаратуры. Друк “Газета Гродзенска”. Палацава-замкавае будауніцтва. Прыгонны тэатр. Выяуленчае мастацтва.

В изобр. иск-ве Беларуси расширяются иконопись, фрески, декоративная скульптура дворцов и культовых сооружений. Среди произведений живописи наибольший интерес вызывают иконы -Адигитрыи Иерусалимскай‖ с Варваринской церкви в Пинске, -Замилаванне‖ из Малориты. Единственной иконой XVIII в., автор которой известен, является икона -Наражэнне Мать Боскай‖, созданная в 1649 г. Петром Евсеевич с Голынца. Фоны икон часто украшались резным золоченом орнаментом.

С конца XVI в. в живописи, кроме портретного, возникают исторический, батальная и натюрморт. Все более важное место начинали занимать книжная миниатюра и гравюра.

Увлечение шляхцицким сословием своими генеалогическими корнями привела к распространению -сармацкага партрэта‖. В зодчестве в конце XVI-XVIII вв. царит европейское барокко, основоположником его в Беларуси стал итальянский архитектор Джованни Бернардини, который в конце XVI в. построил в Несвиже иезуитского костелов. Барочной архитектуры свойственно пространств, ансамблевасць, динамичность композиции. В XVII - первой половине XVIII в. сложился архитектурный стиль - виленского барокко, который нашел воплощение среди униатских храмов. В стиле виленского барокко перестроен Полоцкий Софийский собор, возведена церковь в Жировичах, Андреевский костелов в Слониме.

В XVII-XVIIIстст. быстро развивалась театральное и музыкальное искусство. Значительной популярностью пользовались небольшие драматические произведения - интермедии, которые ставили учащиеся средних школ и коллегиумов. Популярными в народе были скоморохи, которые выступали с драматич-ми и комическими интермедиями, бродячие актеры, которые пользовались различными струнными и ударными инструментами (гудками, свистульки, барабанами, скрипками). В XVII в. в Сморгони была создана специальная академия по подготовке актеров и дрессировке медведей, так называемая медвежьего академия. В XVI в. возник народный кукольный театр - вертеп, который включал песни, танцы, монологи, диалоги. В частных поместьях в Несвиже, Слониме, Ружанах возникают сначала любительские труппы с участием крепостных актеров 48 членов семьи хозяина. Чуть позже на их основе возникли фактически профессион-е крепостные театры. Наука развивалась усилиями гениальных ученых-одиночек. Среди них Казимир Семенович (1600-1651 гг.). Он в 1650 г. в Амстердаме издал книгу -Большая искусства артилеррии. Казимир Лыщинский (1634-1689 гг.) Написал трактат -О несуществовании Бога, в котором утверждал, что Бог является фантазией людей. Католич-е духовенство вынесло ученому смертный приговор. 30 марта 1689 г. в Варшаве К. Лыщинский был обезглавлен и сожжен на костре. Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.) Написал сборники -Вертаград мнагацветны, писал на белор., латинск., польском и старослав-м языках. С. Полоцкий занимался педагогической деятельностью, был воспитателем царских детей, в 1679 г. напечатал для восьмилетнего Петра -Буквар языка славенска,стал основателем Славяно-греко-латинской академии.

В 1778г. вышла в свет первая газета на террит. современной Бел. – «Газета Гродненская» (на польском языке).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.031 с.)