Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Графически оформленное имя с признаками индивидуальности.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ломбардские версалы (Lombardic) -одна из форм версалов, сложившаяся в XI в. в Ломбардии, в эпоху «Ломбардской Лиги». Использовались как Инициалы с каролингским и более поздними минускулами. Версальные акцидентные конструкции имеют давнюю историю. Впервые в Европе они появились в Средние века, и современные западные аналитики до сих пор однозначно не определились с тем, к какому времени следует отнести их появление. Разработка версальных конструкций была обусловлена потребностями Христианской церкви. Дело в том, что применявшееся еще с античных времен разделение предложений приподнятыми над базовой линией письма точками оказалось в этом случае и неудобным, и неэффективным. В церковной практике ветхозаветные и новозаветные тексты читались при довольно слабом освещении. Естественно, в таких условиях чтецы могли либо пропускать паузы в чтении, либо ставить их не в том месте, что с богословской точки зрения было недопустимо. Поскольку далеко не все священнослужители были высокообразованными людьми, подобные ошибки были весьма вероятными. Естественным выходом из сложившейся ситуации стало использование монастырскими писцами в качестве хорошо заметных разделительных элементов увеличенных букв, которые сначала задавали начало каждого стиха, а впоследствии стали отделять одно предложение от другого. Почти с самого момента появления такие зачинные (или, следуя латинской лексике, «версальные») элементы стали подкрашиваться, а впоследствии и декорироваться. Уже в VII веке, в правление Каролингской династии, эта практика стала рекомендоваться на государственном уровне. М
Маюскулы (Majuscules) –прописные буквы (обычно в древних рукописях).
Маюскульные цифры, Равновысокие цифры, Заголовочные цифры (Lining figures, Titling figures) -цифры, не имеющие верхних и нижних выносных элементов, рост которых приближается к росту прописных знаков. Собственно цифры привычной современной формы. Предназначены для применения вместе с прописными в заголовках и акциденции, однако часто это единственные цифры, включенные в комплект знаков шрифта. Они появились в 1788 г., когда английский словолитчик Ричард Остин (Richard Austin, ок. 1765—1830) сделал шрифт, в котором цифры имели рост, промежуточный между ростом строчных и прописных, но не имели выносных элементов. В XIX в. Стали применять более крупные цифры без выносных и ростом с прописной знак.
Маюскульный курсив (Majuscule сursive) -разновидность римского курсива, состоящая из прописных букв (маюскулов). Также наз. старший римский курсив.
Медиеваль (Mediaeval) -медиеваль [фр. medieval средневековый] - рисунок печатного шрифта, близкий к начертанию латинских шрифтов эпохи возрождения, напр, шрифты эльзевир. Тип шрифтов XV-XVI вв., в основе построения которых лежит квадрат, штрихи с умеренной контрастностью, засечки в виде плавного утолщения концов основных штрихов, наклонными осями овалов.
Межсловный пробел (Word space, Interword space) -расстояние между словами. Нормируется в России техническими правилами набора. По этим правилам, относящимся к металлическому набору, нормальный межсловный пробел должен быть равен половине кегля шрифта, хотя многие считают, что лучше расстояние, равное одной трети кегля (третная шпация). В латинском наборе нормальный межсловный пробел равен третной шпации, а в некоторых случаях и одной четверти кегля. Также для латинского набора считается, что межсловный пробел должен быть равен ширине строчной i. При наборе текста с полной выключкой (выровненном и по левому, и по правому краю полосы набора) величина межсловных пробелов может колебаться, поэтому правила набора определяют наибольший и наименьший возможный межсловный пробел.
Минускулы (Minuscules) -строчные буквы (обычно в древних рукописях). Минускульное письмо – шрифты, использующие только минускулы. Минускулы - от лат. minusculus – очень маленький.
Минускульные цифры, Цифры старого стиля, «строчные» цифры (Old style figures, Text figures, Non-lining figures) -комплект цифр, в большинстве имеющих верхние и нижние выносные элементы. Они предназначены для применения вместе со строчными. буквами в обычном тексте, однако часто отсутствуют в стандартном комплекте знаков. Обычно включаются в расширенный комплект знаков (экспертный комплект шрифта). Минускульные цифры начали употребляться в европейских рукописях с XIII в. и благополучно перекочевали в наборную Антикву старого стиля. Однако в нач. XIХ в. наборные минускульные цифры были заменены равновысокими, поскольку изменилась рукописная традиция. Только в ХХ в. применение минускульных цифр снова стало возможно. Сейчас при проектировании большинства текстовых шрифтов в их комплект включаются минускульные цифры. Особенно это справедливо для антиквы и гуманистических гротесков, но иногда минускульные цифры разрабатывают и для других видов гротесков.
Минускульный курсив (Minuscule Cursive) -разновидность римского курсива, состоящая из строчных букв (минускулов). Также наз. младший римский курсив.
Моноширинные шрифты (Monospaced fonts, Monowide fonts) -специальные шрифты, все знаки которых (литеры) имеют одну и ту же толщину (ширину). Применяются для набора таблиц, листинга программ и в других случаях, когда требуется полное совпадение колонок и знаков по вертикали набора.
Н Наборный шрифт (Type, Font) -шрифт, состоящий из заранее заготовленных типовых знаков (букв, других знаков) и предназначенный для набора того или иного текста на определенном языке. Отдельные виды шрифтов функционально делятся на типографские шрифты (для набора печатной продукции), экранные (для видеотерминалов и информационных табло), архитектурные (для вывесок и уличной рекламы), переводные и самоклеющиеся (для оформления витрин и выставок) и т.д. Типографские наборные шрифты в зависимости от применения могут быть Текстовые (до 12 – 14пунктов), акцидентные или заголовочные (до 96 пунктов), плакатные (свыше 96 пунктов), в зависимости от способа набора - ручные и машинные (строкоотливные, буквоотливные, фотонаборные), в зависимости от материала -металлические, деревянные, пластмассовые, в зависимости от способа их хранения - вещественные и невещественные (цифровые). Наклонный шрифт (Oblique, Slanted) -в отличие от курсива представляет собой механически или программно наклоненный шрифт и не отличается строением букв от прямого начертания. Не путать с курсивом. Наплыв (Stress) -максимальное утолщение основных штрихов в округлых буквах или округлых частях букв.
Насыщенность шрифта (Weight) -одна из характеристик начертания шрифтов, отношение толщины основных штрихов к высоте прямого знака. Изменения этого отношения образуют сверхсветлое (Ultra Light, Extra Light, Thin), Светлое (Light), нормальное (Book, Regular, Roman), Полужирное (Medium, Demi Bold, Semibold), Жирное (Bold, Heavy), сверхжирное (Extra Bold, Black, Ultra Bold) начертания. Количество степеней насыщенности может быть еще большим, а их названия могут варьироваться. В России в эпоху Металлического набора существовали, как правило, начертания только двух степеней насыщенности: светлое (для основного) и полужирное (для выделительного). В английском им соответствует Regular и Bold. Начертание (Face, Typeface, Style) -вариант рисунка наборного шрифта одно гарнитуры. Начертания шрифта характеризуются едиными стилевыми особенностями рисунка, определенными пропорциями (узкое, нормальное, широкое и др.), насыщенностью (Светлое, Полужирное, Жирное и др.), постановкой очка, или наклоном знаков (Прямое, Курсивное или Наклонное), декоративной обработкой контура знаков (Контурное, оконтуренное, Оттененное и др.).
Неалфавитные знаки (Analphabetic) -шрифтовые знаки за исключением букв алфавита. Обычно в комплект шрифта из этих знаков входят цифры, знаки припенания, дроби, цифровые индексы, знаки валют, знаки авторского права и т.д. Кроме того, в наборе могут применяться неалфавитные знаки для набора формул, схем, карт, диаграмм, орнаментов, линеек, бардюров, политипажей и т.д. Неалфавитные шрифты (Dingbats) -шрифты, состоящие из знаков, не имеющих отношения к алфавиту и не входящие в основной комплект шрифта. Обычно это пиктограммы: миниатюрные изображения телефонов, лыжников, самолетов, церквей и прочих атрибутов туристического бизнеса. Другие – более абстрактные символы: декоративные элементы, орнаменты, стрелки, буллиты и т.д.
Неконтрастные шрифты (Monoweight) -шрифты, у которых отсутствует видимый контраст между основными и соединительными штрихами. Нижний выносной элемент, Свисающий элемент (Descender) -часть буквы или другого знака, опущенная ниже линии шрифта. О Овал (Oval, Bowl) -замкнутая форма некоторых знаков или их частей, образующая окружность или эллипс. Наклон осей овалов – важный гарнитурный признак, характеризующий форму шрифта. Обыкновенные шрифты К группе обыкновенных шрифтов относится такой перечень стандартных гарнитур: обыкновенная новая, Бодони книжная, обыкновенная, Елизаветинская, Байконур, северная, Кузаняна.
Октоторп, «Решетка» (Octothorp) -знак, обозначающий номер в Англии и Америке. Название пришло из картографии, где таким знаком обозначается деревня (Octothorp значит «восемь полей», и знак изображает восемь полей и населенный пункт посередине). Иногда неправильно наз. «диез». Орнамент (Ornament) -узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и используемый для украшения. Орнамент может быть рисованный и наборный (политипаж). Существует масса видов орнаментов, связанных с национальной культурой, историческим периодом и архитектурным стилем. Основное начертание (Body) -начертание шрифта, применяющееся для набора основного текста в издании. Основной штрих, Штамб (Stem) -доминирующий вертикальный или наклонный штрих, составляющий основу знака. Как правило, основные штрихи толще, чем Соединительные. В округлых формах знаков основной штрих называется наплыв. Очко литеры -видимое изображение литеры, отпечаток литеры на бумаге. Для металлического шрифта — выступающая часть литеры, соприкасающаяся с бумагой и содержащая изображение буквы или другого знака, на которую накатывается краска и с которой затем осуществляется оттиск. Очко шрифта (x-height) -употребляется в выражениях «шрифт с крупным очком» (large x-height) и «шрифт с мелким очком» (small x-height). Характеризует величину строчного знака относительно кегля шрифта и величины прописного знака. П Панграмма (Pangram) -контрольная фраза, включающая все знаки алфавита. Обычно применяется в шрифтовых каталогах для демонстрации шрифтов, а также для проверки наборной техники. Для русского алфавита обычно используется фраза «В чащах юга жил-был цитрус... – да, но фальшивый экземпляръ», но существует гораздо больше панграмм, например: «Экс граф? Плюш изъят. Бьём чуждый цен хвощ!», «Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей [же] чаю», «Южно-эфиопский грач увёл мышь за хобот на съезд ящериц», «Подъём с затонувшего эсминца легко бьющейся древнегреческой амфоры сопряжён с техническими трудностями» и др. Для английского языка придумано много таких фраз, например: “How razorback-jumping frogs can level six piqued gymnasts!” “The quick brown fox jumps over the lazy dog” “The risque gown makes a very brazen exposure of juicy flesh” “Jaded zombies acted quaintly but kept driving their oxen forward” “The sex life of the woodchuck is a provocative question for most vertebrate zoology majors” Перекладина (Bar, Crossbar) -горизонтальный штрих примерно на середине высоты таких букв, как «Н», «А», «е» и т.д
Петля (Loop) -как правило, замкнутый элемент шрифтовой формы. В основном относится к нижней части латинской строчной g. Пиктограмма (Pictоgram) -отдельный элемент пиктографической письменности («рисуночного письма»). Древнейшие образцы относятся к палеолиту. Изображение конкретного предмета, животного, явления природы и т.д., символизирующее некое понятие. В современной культуре пиктограммы используются как дорожные знаки и указатели, спортивные и государственные символы, логотипы компаний и т.д. Письменность - Система письма (Alphabet system, Script) -способ фиксации устной речи с помощью определенных графических знаков. Система письма (письменность) – основной носитель информации в человеческом обществе. Систем письма почти столько же, сколько языков. Некоторые системы письма обслуживают только один язык, другие – несколько или много языков. Однако существует всего несколько основных типов письма: идеографическое письмо, словесно-слоговое (иероглифическое), слоговое (силлабическое) и алфавитное. Плотность очка шрифта (прибл. Compactness) -один из признаков начертания шрифта, по которому шрифты в зависимости от зрительного соотношения ширины знаков с их высотой делятся на шрифты узкого, нормального и широкого начертания. Плотность очка шрифта по ГОСТ 3489.1-71 определяется отношением ширины знака типа строчной буквы «н» к его высоте. См. Пропорции шрифта.
Полиграмма (Polygram) -конструктивная схема для построения группы букв. По лиграмма представляет собой наложение друг на друга букв, подобных по конструкции, например, Н, И, П, Ц или О, С, Э, Ю. При построении шрифта полиграмму размножали в необходимом количестве и для каждой буквы удаляли лишние детали общего изображения. Следует подчеркнуть, что подобным способом можно получить только эскиз шрифта или основу для дальнейшего доведения его рисунка, поскольку в полиграмме трудно учесть все тонкие соотношения пропорций, оптические компенсаторы и другие элементы шрифтовой формы, которые отличают качественно спроектированный шрифт.
Политипаж, Флерон (Picture, Fleuron) -монолитная гартовая или ксилографская печатная форма, несущая рисунок преимущественно символического или аллегорического характера или орнаментальную композицию и предназначенная для многократного применения в различных изданиях. В цифровой типографике – единица неалфавитного шрифта, изображающая предмет, живое существо, пейзаж, жанровую сцену и т.д.
Полуапрош (Sidebearing) -расстояние от крайней боковой точки очка до ближайшей стенки литеры. При проектировании шрифта под полуапрошем понимается расстояние от экстремальной точки контура знака до ближайшего габарита (края) кегельной площадки. Каждый шрифтовой знак имеет два полуапроша – левый и правый. Их размеры определяют расстояние до соседних знаков в наборе. Часто полуапроши неправильно называют апрошами.
Полуовал (Bowl) -часть буквы. Изогнутый штрих, образующий полуовал в буквах «Б», «В», «З», «Р», «Ь» и т.д. См. Овал.
Полуунциал (Half-uncial) -упрощенная форма унциального письма, возникшая ок. VI в. из соединения форм унциала и римского курсива. Первая ступень перехода к минускальному письму. Характерно появление верхних и нижних выносных элементов букв, зачатков строчных букв.
Полуустав (Poluustav, Half-Ustav) -более скорописная форма кириллического книжного письма, пришедшая на смену уставу и известная с XIV в. В полууставе применяются прописные и строчные буквы, много лигатур и надстрочных знаков. Знаки более мелкие, основные штрихи строчных слегка изогнутые, без засечек, длинные выносные элементы. На основе полуустава московскими первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем был разработан наборный шрифт, которым была набрана в 1564 г. первая московская датированная книга «Деяния апостолов». После шрифтовой реформы Петра I нач. XVIII в. наборный полуустав сохранился только в литургических книгах. В ХIХ–ХХ вв. на основе полуустава было разработаны новые наборные кириллические шрифты.
Постановка очка (Posture) -одна из характеристик начертания. Угол наклона знаков относительно линии штриха. По по ложению очка наборные шрифты делятся на прямые и наклонные. В шрифтах Латиницы и Кириллицы с направлением письма слева направо наклонные (курсивные) начертания обычно наклонены вправо, поэтому правый наклон считается прямым. Левый наклон встречается очень редко (главным образом в картографических шрифтах) и считается обратным. В шрифтах с направлением письма справа налево (арабских, еврейских) нормальным может считаться левый наклон, хотя это и необязательно.
Присоединение (Link) -штрих, соединяющий один элемент буквы с другим, например, верхнюю и нижнюю части латинской строчной g.
Прописные буквы (Capital, Upper case, Uc) -буквы, отличающиеся от строчных высотой, а иногда и формой. С прописных букв начинают первое слово в предложении, имена собственные и другие слова, в соответствии с орфографией данного языка. Английское название объясняется тем, что английские наборщики традиционно работали из двух наборных касс – верхней (Upper case) и нижней (lower case). Прописные литеры располагались в верхней кассе, а строчные в нижней.
Пропорции шрифта (Proportion) -отношение ширины и высоты знаков шрифта. Измеряется, как правило, по внешним контурам основных штрихов знака «Н». Изменения этого отношения образуют сверхузкое (Extra Condensed), узкое (Condensed), нормальное (Normal), широкое (Extended), сверхширокое (Extra Wide) начертания. Могут быть и другие степени изменения пропорций.
Пропорциональный шрифт (Proportionaly spaced type) -шрифт, ширины знаков которого варьируются в зависимости от конструкции букв (в отличие от моноширинного шрифта).
Прямое начертание (Roman, Upright) - начертание шрифта,в котором большинство основных штрихов у знаков расположены вертикально, то есть под прямым углом к линии шрифта. Как правило, применяется для набора основного текста, поэтому наз. основным начертанием.
Пуансон, пунсон (Punch) -стальной брусок прямоугольного сечения с выпуклым изображением буквы или знака, с помощью которого изготавливается матрица для отливки литеры. Пуансон - от фр. poinçon.
Пункт типографский (Point) -единица измерения шрифта и элементов полосы набора. В cистеме Дидо пункт равен ок. 0,376 мм, а в Англо-американской системе – ок. 0,351 мм.
Р Различимость (Legibility) -характеристика шрифта, определяющая легкость распознавания отдельных знаков.
Разрешение (Resolution) -самая главная характеристика любого дискретного выводного устройства (монитора, принтера, фотонаборного автомата и т.д.) – размер растрового элемента. Обычно выражается количеством точек на дюйм и обозначается dpi (dots per inch). Чем выше разрешение выводного устройства, тем более точно воспроизводится оригинал на выводе. Современные выводные устройства высокого разрешения насчитывают несколько тысяч точек на дюйм (например, фотонаборный автомат с разрешением 3600 dpi). Возможности устройств для ввода графической информации (сканеров) тоже во многом определяются их разрешением. Разрядка (Letter Spacing) - выделение при наборе слова или группы слов путем увеличения межбуквенных пробелов.
Раппорт (Pattern, Ornament element) -ритмически повторяющаяся часть рисунка (узор) на ткани, вышивке, в книжном декоре. Растр, растровое изображение (Bitmap) -двумерный массив пикселей (штриховых элементов), с помощью которых создается изображение на экране или бумаге. Растрирование, Растеризация (Rasterization) -преобразование полутоновых и штриховых изображений в микроштриховые с помощью растра в репродукционных фотоаппаратах и контактно-копировальных станках. В компьютерных издательских системах растеризация необходима при выводе контурного изображения на дискретное выводное устройство. Для этого используются аппаратные и программные средства (растеризаторы). Реконструкция (возрождение) шрифта (Revival) -переработка существующего или исторического шрифта для новой технологии воспроизведения или по эстетическим и другим причинам. Как правило, в таких случаях рисунок знаков подвергается минимальной перерисовке с учетом искажений старой технологии и технических ограничений новой. Также бывает, что шрифт перерабатывается более существенно, тогда говорят, что разработка шрифта проходила «на основе» или «по мотивам» того или иного исторического прототипа. Многие современные цифровые шрифты представляют собой реконструкции старых шрифтов периода металлического набора или фотонабора. Иногда прототип не сохранился в металле, и дизайнер вынужден оперировать оттисками шрифта, часто неполными и низкого качества. В этом случае процесс создания нового шрифта воистину заслуживает названия «возрождения» некогда существовавшего, но исчезнувшего объекта. Римские цифры (Roman numerals) -римская система нумерации с помощью букв была распространена в Европе на протяжении двух тысяч лет. Только в позднем средневековье ее сменила более удобная для вычислений десятичная система цифр, заимствованная у арабов. Но до сих пор римскими цифрами обозначаются даты на монументах, время на часах и (в англо-американской типографической традиции) страницы книжных предисловий. Кроме того, в русском языке римскими цифрами принято обозначать порядковые числительные. Для обозначения чисел применялось 7 букв латинского алфавита: I = 1, V = 5, X = 10, L = 50, C = 100, D = 500, M = 1000. Промежуточные числа образовывались путем прибавления нескольких букв справа или слева. Сначала писались тысячи и сотни, затем десятки и единицы. Таким образом, число 24 изображалось как XXIV. Горизонтальная линия над символом означала умножение на тысячу. Римский курсив (Roman cursive) -упрощенный бытовой шрифт периода Римской империи (I–IV в.в.). Выделяются маюскульный курсив и минускульный курсив, называемые старший и младший, а также связный и несвязный курсивы. Для скорости письма буквы в связном курсиве соединялись друг с другом. Рост прописных букв, Высота прописных знаков (Cap height) -высота прописных без учета свисаний. Расстояние от линии шрифта до верхней точки прямой прописной буквы в шрифте. Может совпадать или не совпадать с высотой верхних выносных элементов.
Рост строчных букв, Высота строчных знаков, очко шрифта (x-height) -расстояние от линии шрифта до верхней линии строчных, то есть высота строчной буквы без выносных элементов. Также называется «величина очка строчных». Отношение роста строчных букв к росту прописных и отношение роста строчных к величине выносных элементов – две важнейшие характеристики латинских наборных шрифтов. Росчерк (Swash) -каллиграфический элемент знака,служащий для декоративных целей. Обычно располагается в начале основного штриха или в качестве концевого элемента. Сближает наборный шрифт с каллиграфией.
Ротунда, Круглоготический шрифт (Rotunda) – вид готического шрифта, появившийся в северной Италии в XIII веке и распространившийся по всей Европе. Особенно широко применялся в XV веке в Италии и Испании. Знаки достаточно широких пропорций с одним изломом, значительное количество круглых форм с едва заметным изломом или практически без излома. Строчные относительно некрупные, с длинными выносными элементами. Строчные часто разноширинные – узкие прямые и широкие круглые, по форме приближающиеся к формам гуманистического минускула. Форма прописных обычно более широкая и более светлая, чем в текстуре, с большим количеством круглых элементов. Рукописные шрифты (Script, Handwriting) -Собирательное название группы шрифтов, по рисунку имитирующих чей-то почерк или каллиграфический стиль, но не относящихся к готическим и древнерусским, которые выделены в отдельные группы. Рукописные шрифты делятся в зависимости от пишущего инструмента на шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером, остроконечным пером, кистью и другими инструментами (карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д.). Кроме того, рукописные шрифты могут быть связные (где каждая буква соединяется с соседними) и несвязные (где каждая буква стоит отдельно). Возможны также промежуточные (полусвязные) формы, где соединяется только часть букв или буквы соединяются только с одной стороны. Рукописные шрифты применяются для акцииденции и для набора учебной литературы (прописи). Рустика (Rustica) -рукописная форма римского капитального письма. Отличается тонкими вертикальными штрихами, жирными горизонтальными штрихами и узкими пропорциями букв. Рустика - от лат. rusticus – деревенский, простой, грубый. Ручной набор (Hand composition) – металлический набор, выполняемый вручную последовательным подбором в соответствии с оригиналом в строки установленного формата литер шрифта и пробельного материала.
С Свисание (Overhang) -Выступающая вниз за линию шрифта (нижнее свисание) или вверх за верхнюю линию (верхнее свисание) часть контура круглого или остроконечного знака. Применяется для оптического выравнивания высоты знака по отношению к другим. Система Дидо (Didot system) -типометрическая система, предложенная в середине XVIII в. Пьером Симоном Фурнье (Pierre Simon Fournier) и усовершенствованная в конце XVIII в. Фирменом Дидо (Firmin Didot). 1 пункт Дидо равен 0,376 мм. Применялась в континентальной Европе. Скоропись (Skoropis') -Относительно быстрый кириллический почерк, появившийся на Руси в XIV веке и достигший расцвета в XVII веке. Применялась как для официальной переписки, так и для делопроизводства и частной переписки. Имеет несколько разновидностей в зависимости от назначения (парадная, канцелярская, гражданская) и от географии распространения (московская, виленская, киевская). В лучших образцах достигает высокого искусства каллиграфии. Характеризуется ярко выраженным каллиграфическим характером, округлостью букв, плавностью их написания, большим количеством росчерков, лигатур и сокращений. Обычно имеет мелкое очко строчных и длинные Выносные элементы с росчерками, а также крупные прописные. Скоропись с трудом поддается переработке в наборную форму из-за большого количества росчерков и лигатур. Скругление (Bracket) -закругление в месте соединения засечки и основного штриха литеры. Словолитня (Typefoundry) -словолитня - от старославянского «слово», означающего «буква». Буквально «букволитейное производство». Предприятие по изготовлению шрифтов и других типографских материалов, главным образом металлических. В переносном смысле производителя цифровых шрифтов тоже можно назвать «словолитней» или «цифровой словолитней», хотя ничего общего с литейным процессом разработка цифровых шрифтов не имеет. Слоговое письмо, Силлабическое письмо, Силлабарий (Syllabary) -тип письма, в котором каждый знак передает отдельный слог. Распространены в Индии, Юго-Восточной Азии, на Дальнем Востоке (Корее, Японии), в Восточной Африке (Эфиопии) и в некоторых письменностях американских индейцев. Соединительный штрих (Hairline) -горизонтальный, наклонный или изогнутый штрих, соединяющий основные штрихи. В шрифтах с выраженным контрастом обычно тоньше, чем основной штрих. «Спина» (Spine) -центральный изогнутый штрих у латинской буквы S и ей подобных. Стоящий инициал (Raised cap) -укрупненная первая буква начального слова книги, главы, раздела, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца, линия шрифта которой выровнена по уровню линии шрифта первой строки текста. Таким образом, инициал как бы стоит в начале текста, возвышаясь над первой строкой. Строчная буква (lc character, Small character) -буква, которая по своему размеру меньше прописной (заглавной) буквы и иногда отличается от нее и по рисунку, например, наличием выносных элементов. Английское название объясняется тем, что английские наборщики традиционно работали из двух наборных касс – верхней (Upper case) и нижней (lower case). Прописные литеры располагались в верхней кассе, а строчные в нижней. Т Табличные цифры (Tabular figures) -также наз. моноширинными. Цифры, имеющие одинаковую ширину и предназначенные для набора таблиц.
Текст (Text) -шрифт, кегель которого равен 20 пунктам. Информация, художественные образы, выраженные с помощью слов. Текстом может называться и произведение в целом, и любая его словесно выраженная часть. Текст различают по роли: основной, вспомогательный, дополнительный; по форме – прозаический и стихотворный.
Текстовые шрифты (Text faces, Body faces) -шрифты, предназначенные для набора текста кеглем от 6 до 14-16 пунктов.
Текстура (Textura, Old English) -хронологически первый вид готического шрифта (с XIII в.) и первый наборный шрифт Иоганна Гутенберга (ок. 1394–1468), созданный в сер. XV в. Появился во Франции, применялся также в Англии и Германии. Строчные узкие, черные и относительно крупные, с вертикальными основными штрихами, небольшим количеством кривых и двойным изломом, выносные элементы короткие. Прописные достаточно широкие и сложные по форме, с изломами и криволинейными элементами. Характерны каллиграфические ромбовидные завершения вертикальных штрихов строчных и ромбовидные элементы и двойные штрихи прописных. Названа так потому, что равномерно покрывала страницу.
Типографика (Typography) -искусство расположения шрифта и других компонентов набора на площади печатной страницы или в пространстве печатного издания.
Типометрическая система, Типографская система мер, Типометрия (Point system) -система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (Pierre Simon Fournier). В конце XVIII в. усовершенствована Фирменом Дидо (Firmin Didot). В 1878 году еще раз исправлена Нельсоном Хоуксом (Nelson Hawks) и в этом виде принята в Англии и Америке. Сейчас применяются две системы измерений, различающиеся размером пункта: система Дидо (Didot point system), где 1 пункт равен 0,3759 мм, и англо-американская система (Anglo-American point system), где 1 пункт равен 0,3514 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (0,3528 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской).
Тираж - количество экземпляров одного и того же издания.
Тире (Dash) -одиночный разделительный знак препинания, употребляемый в русском языке как знак пропуска слов в предложении, при прямой речи, как условный знак замены повторяемых слов в идущих подряд заголовках рубрик и подрубрик вспомогательного указателя и в других случаях, предусмотренных грамматикой русского языка. По правилам набора отбивается от предыдущего и последующего слов тонкими шпациями. В российской типографской традиции, обусловленной процессом металлического набора, известно только одно длинное тире (m-dash), но в Европе и Америке применяется также короткое тире (n-dash), третное (1/3 m-dash) и трехчетвертное тире (3/4 m-dash). Кроме того, для употребления с маюскальными цифрами встречается также цифровое тире (Figure dash), поднятое на визуальную середину цифр. В стандартный комплект цифрового шрифта, как правило, включаются только длинное и корокое тире, но в комплект знаков для Уникода могут быть и другие варианты (например, тире для прописных, для различных индексов и др.). Короткое тире между цифрами и цифровое тире не отбиваются от предыдущих и последующих знаков. Замена тире дефисом с межсловными пробелами недопустима в грамотной Типографике. Тире - от фр. Тiret, от Tirer – тянуть.
Тире короткое (En dash) -Тире шириной приблизительно в Эн. Применяется для обозначения диапазона. Входит во все стандартные кодировки цифрового шрифта. Короткое тире между цифрами не отбивается от предыдущих и последующих знаков. Не путать со знаком «минус».
Титло (Titlo) -в старославянской кириллице: надстрочный знак, указывающий на сокращение написанных под ним слов, а также на обозначение числа буквой (цифирь). В церковно-славянском языке под титлом пишутся сакральные и общеупотребительные слова, такие, как «отец», «сын», «пророк», «рождество», «человек» и др. Существуют также так называемые «словотитла», надстрочными знаками, состоящие из титла и сокращаемой буквы, или только сокращаемой буквы, которые применяются во избежание разночтений.
Толщина литеры (Set-width, Total width) -один из основных размерных показателей (параметров) шрифтового знака. Определяется расстоянием от левого габарита (стенки) кегельной площадки до правого габарита. Иначе толщина литеры определяется расстоянием по горизонтали от крайней левой до крайней правой точки очка литеры, включая левый и правый полуапроши.
Точка (Period, Full stop) -одиночный разделительный знак препинания, отмечающий конец предложения и тем самым служащий для членения текста. Впервые появилась еще в древнеримских надписях и в средневековых рукописях, ставилась в различных комбинациях сначала на середине буквы, а затем на линии шрифта. Средняя точка (Midpoint) до сих пор применяется в каталанском языке для разделения между двумя буквами l и в математическом наборе как знак умножения.
Точка, Пиксел (Dot, Pixel) -наименьший элемент поверхности визуализации, например, экрана монитора, которому могут быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие параметры изображения.
Трекинг (Tracking) -пропорциональное изменение всех межсловных и межбуквенных пробелов в слове, строке, абзаце или всем тексте при неизменном формате набора. Трекинг может быть как положительный (тогда набор становится более разреженным), так и отрицательный (тогда набор становится более плотным).
ТруТайп (TrueType) -формат цифровых шрифтов, разработанный компанией Apple в сотрудничестве с Microsoft. Работает в операционных системах, начиная с MacOS System 7 и MS Windows 3.1. Подобно шрифтам PostScript Type 1 и Type 3, шрифты TrueType хранятся в виде масштабируемых контуров, которые позволяют выводить тексты любого кегля как на экране, так и на выводных устройствах любого разрешения. Для описания контура знаков в формате TrueType применяются квадратичные кривые (сплайны второго порядка).
У Угол наклона шрифта (Slope) -основной угол наклона наклонного или курсивного начертания. Обычно определяется по наклону прямых прописных букв или прямых выносных элементов строчных. Не путать с углом наклона осей овалов, соответствующим углу наклона пера при письме. Большинство курсивов имеют угол наклона в интервале между 2° и 20°.
Удобочитаемость шрифта (Readability) -мера комфортабельности при чтении. Зави
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.243 (0.021 с.) |