Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типографический словарь от paratype и силуяновой

Поиск

ТИПОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОТ PARATYPE И СИЛУЯНОВОЙ

А

 

Автохинтинг (Auto-hinting) - Функция шрифтового редактора, способность автоматически добавлять хинты (инструкции) в шрифт. Большинство профессиональных шрифтовых редакторов, включая FontLab и Fontographer, обладают такой функцией.

Айоник, Ионик (Ionic) – Название некоторых шрифтов подгруппы Кларендон, разработанных в 20-х г.г. ХХ в. главным образом для газетного набора. Иногда подобные гарнитуры называются «удобочитаемые шрифты» (legibility types).

 

Акциденция (Display matter) - от лат. accidentia – случай, случайность. Малообъемная печатная продукция (объявления, афиши, грамоты, календари и др.), выполняемая посредством акцидентного, т.е. особо сложного набора, для которого применяются специальные акцидентные и декоративные шрифты, орнаменты, линейки, особые приемы верстки и т.п.

Акцидентные шрифты (Display faces) -шрифты, предназначенные для набора акцидентной продукции (акциденции) — титульных листов, ярлыков, афиш, плакатов, а также для шрифтовых выделений и т.п. Обычно акцидентные шрифты набираются кеглем 14 пунктов и выше.

 

Алфавит - графическая форма определенной системы буквенно-звукового письма.

Алфавит - система графических знаков (букв), обозначающих отдельные звуки языка (фонемы), расположенных в определенном порядке. Первые алфавитные системы письма появились в 3 тысячелетии до н. э. в Восточном Средиземноморье и сейчас являются наиболее распространенным типом письма из-за их компактности (количество знаков в алфавите обычно не превышает нескольких десятков).

 

Альтернативный глиф (Alternate glyph) - вариант знака другого рисунка. Альтернативные знаки применяются, например, в наборе рукописным шрифтом для создания эффекта настоящей рукописи, а также в акциденции в декоративных целях. Формат OpenType предоставляет расширенные возможности для применения альтернативных знаков.

 

 

Амперсанд (Ampersand, Et sign) - специальный символ (&), обозначающий союз «и». Название произошло от выражения «and per se and» (т.е. «союз и как таковой»). Представляет собой видоизмененную лигатуру Et, что по-латыни означает «и». Один из первых случаев применения – в римской рукописи, датированной 75 г. Формы амперсандов чрезвычайно разнообразны.

 

Антиква (Antiqua, Serif typefaces) Из лат. antiquus – древний. Собирательное название шрифтов с засечками. Форма знаков антиквы происходит от гуманистического минускула (письма) итальянского Ренессанса XIV–XV вв. (строчные) и капитального шрифта Древнего Рима нач. н.э. (прописные). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во 2-й половине XV в. и была значительно усовершенствована в 70-х гг. XV в. в Венеции Николаем Йенсоном (Nicholas Jenson). Термин «Антиква» (Antiqua) заимствован из немецкого языка (где он обозначает любой шрифт прямого начертания) и указывает на его древнее (античное) происхождение, поскольку каролингское письмо VIII–IX вв., лежащее в основе гуманистического письма, в эпоху Ренессанса ошибочно принималось за подлинное письмо античности. Антиквенные шрифты обычно делятся на Антикву старого стиля, Переходную антикву и Антикву нового стиля, а также Брусковую антикву.

 

Английская антиква старого стиля (English Old Style Serif) - собирательное название антиквенных шрифтов первой половины XVIII в., созданных в Англии на основеголландской антиквы. Наиболее характерные шрифты этого типа – шрифты лондонского типографа и словолитчика Уильяма Кэзлона Старшего (William Caslon I, 1692–1766). Форма знаков по традиции повторяет более раннююантикву старого стиля, но детали почти целиком определяются глиптальным принципом изготовления. Контраст и насыщенность знаков увеличиваются, засечки становятся тоньше и острее, Оси овалов почти вертикальны. Пропорции знаков разноширинные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Углы наклона знаков в курсиве значительные. По немецкой классификации эти шрифты относятся к группе антикв барокко, то естьпереходной. По английской классификации это последняя разновидность шрифтов старого стиля.

Антиква нового стиля (Modern Serif) - классицистическая антиква (Neoclassical)
Собирательное название группы контрастных шрифтов с тонкими нескругленными засечками, строго вертикальными осями овалов, близкими по форме к окружностикаплевидными элементами. Пропорции знаков стремятся к одноширинности. Общая форма знаков обусловлена глиптальным принципом. Антиква нового стиля была разработана в конце XVIII в. типографом и пуансонистом Фирменом Дидо (1764–1836) во Франции, Джамбаттиста Бодони (1740–1813) в Италии и Юстусом Эрихом Вальбаумом (1768–1839) в Германии и широко применялась до 1-й трети ХIХ в. В России этот тип шрифтов под названием Обыкновенные применялся вплоть до середины ХХ в. Примеры: разные варианты Didot, Bodoni, Walbaum. Кроме того, к антикве нового стиля можно отнести т.н. Англо-шотландскую антикву.

Антиква переходного стиля, Переходная антиква (Transitional Serif) - Наз. также антиква барокко. Шрифты начала и середины XVIII в, в которых сочетаются черты антиквы старого стиля, обусловленные процессом писания широким пером, и элементыантиквы нового стиля, форма которых определяется только процессом гравировки на металле. Форма переходной антиквы практически не имеет связи с антиквой старого стиля и строится по глиптальному принципу, в соответствии с процессом рисования, а затем гравировки металлических пуансонов. Знаки ее имеют больший онтраст, соединительные штрихи и засечки тоньше, чем в антикве старого стиля. Скругления засечек в местах соединения с основными штрихами слабо выражены. Оси овалов у некоторых знаков вертикальные, у некоторых имеют небольшой наклон. Наклон в курсиве строчных и прописных знаков становится более одинаковым. Угол наклона знаков в курсиве средний. Примеры: Baskerville, Caledonia, ITC Charter, Fournier.

 

Апекс (Apex) -соединение двух наклонных или наклонного и вертикального штрихов в верхней части буквы, напр. «А», «М» и т.д.

 

Апертура (Aperture) - степень открытости рисунка таких знаков, как «С» и им подобных. Различают закрытые шрифты, или шрифты с закрытой или малой апертурой (Helvetica), полузакрытые, или шрифты с полузакрытой или промежуточной апертурой (Akzidenz Grotesk) и открытые, или шрифты с открытой или большой апертурой (Futura). Применение термина до конца не определилось, поскольку сам термин «апертура» представляет собой кальку с английского.

Апрош, Межбуквенный пробел (Letterspace, Interletter space) - расстояние между соседними буквами или другими шрифтовыми знаками. См. также Полуапрош.

 

Архаика (от геч. archaikos - старинный- древний) – ранний этап в историческом развитии какого-либо явления. В искусствознании ранний период древнегреческой архитектуры и изобразительного искусства (7-6 вв. до н.э.).

 

 

Б

Базовый кегль (Basic size) –

Размер шрифта, в котором проектируется его рисунки. В СССР в эпоху металлического набора и фотонабора рисунки текстовых шрифтов разрабатывались в базовых кеглях 10 и 6 пунктов в 20-кратном увеличении. Рисунки заголовочных шрифтов разрабатывались в базовых кеглях 24 или 36 пунктов в 10-кратном увеличении. Остальные кегли шрифта, называемые производными, получались путем увеличения или уменьшения рисунков базового кегля на соответствующий коэффициент. Цифровые шрифты сейчас проектируются в базовом кегле 28 пунктов.

Бреве кириллическое, «Кратка» (Cyrillic breve) - Знак краткости. Диакритический знак в виде дуги. В отличие от латинского бреве, как правило, имеет утолщения на концах дуги, а не в середине. В антиквенных шрифтах эти утолщения преобразуются в каплевидные окончания. Применяется над Й в белорусском, русском и украинском языках и над Ў в белорусском языке.

Брусковые шрифты (Slab Serif) - Собирательное название шрифтов c мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшим скруглением в местах присоединения к основным штрихам, имеют малый контраст между основными и соединительными штрихами или полное отсутствие контраста, крупное очко строчных знаков. Первые подобные шрифты появились в Англии в начале XIX в. В соответствии с формой овалов и засечек, наличием или отсутствием контраста и степенью разноширинности брусковые шрифты делятся на подгруппы Египетских, Геометрических, Гуманистических брусковых шрифтов и брусковых шрифтов типа Кларендон. Кроме того, в эту группу также иногда относят брусковые шрифты с обратным контрастом (Итальянские).

Вертикальная засечка (Beak) - односторонняя или двусторонняя засечка, завершающая горизонтальные элементы и дуги таких знаков, как «a», «c», «j», «y», «F», «Е», «Т», «С», «S» и т.д. Может быть вертикальной или немного наклонной.

Внутрибуквенный просвет (Counter) - внутренняя часть знака, белое поле, частично или полностью находящееся между его элементами. Может быть закрытым или открытым. Степень открытости может быть различна в зависимости от конструкции знака и гарнитурных особенностей.

Вёрстка (1. Make-up; 2. Page-proof) - процесс размещения (монтаж) набранного основного и дополнительного текста, заголовков, иллюстраций, подписей и других элементов издания на его полосах (страницах). Сейчас обычно производится на компьютере, используя пакеты издательских программ набора и верстки.

Выключка (Justification) - Выравнивание строк набранного текста относительно одного или двух боковых краев полосы или колонки набора (полей). Строки могут быть выровнены по левому краю при неровном правом (выключка влево), по правому краю при неровном левом (выключка вправо) или по обоим краям (полная выключка). Совпадение середины каждой строки с центральной осью полосы или колонки набора при неровных боковых краях наз. выключка по центру. Набор, выключенный по одному краю и неровный с другого, наз. флаговым.

Вязь (Vyaz’) - декоративное кириллическое письмо, буквы которого связываются в непрерывный орнамент. Основано на соединении двух или более букв в один составной знак или слитную группу знаков. Применялось для заголовков в рукописных и старопечатных книгах и в прикладном искусстве. Вязь достигла расцвета на Руси в XVI в. С трудом поддается переработке в наборную форму из-за лигатурного характера. На основе элементов вязи в XIX–XX в.в. разработано много заголовочных кириллических шрифтов.

Г

Гаральды, Итало-французская антиква старого стиля (Garaldes) - собирательное название группы ранних антиквенных шрифтов, основанных на шрифтах венецианского типографа и издателя Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447–1515) работы болонского гравера Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450–1518) и парижского словолитчика Клода Гарамона (Claude Garamond или Garamont, ок. 1490–1561). Название «Гаральды» означает шрифты, близкие к ГАРамону и АЛЬДу. Развитие венецианской антиквы в конце XV–XVI в.в. Название придумано французским исследователем типографики Максимилианом Воксом (Maximilien Vox) в 1954 г. Форма знаков похожа на структуру предшественников и еще основана на дуктальном принципе, но заметно меняется под воздействием типографской практики и теорий построения шрифта Луки Пачоли (Luca Paccioli, ок. 1445–1514) и Жоффруа Тори (Geoffroy Tory, 1480–1533). Шрифты характеризуются небольшим контрастом, пропорциями золотого сечения, разноширинностью знаков, плавным присоединением засечек, наклонными осями овалов. Засечки становятся более длинными и острыми, верхние выносные элементы обычно заметно выше прописных. Впервые у Альда применяется строчной курсив с небольшим наклоном как альтернативный текстовой шрифт, но затем курсив рассматривается как дополнительное начертание к прямому, он согласовывается по размеру, цвету и форме, в нем появляются наклонные прописные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Примеры: Bembo, Dante, Adobe Garamond, Stempel Garamond, Granjon, Poliphilus, Sabon.

Гарнитура - совокупность шрифтов одного рисунка во всех кеглях и начертаниях.

Гарнитура наборного шрифта (Type family) - обладающее собственным наименованием семейство начертаний шрифта, имеющих общие стилевые (гарнитурные) особенности и детали рисунка знаков, но отличающихся друг от друга некоторыми характеристиками, как например, насыщенностью, пропорциями и углом наклона знаков. Каждая гарнитура характеризуется т.н. гарнитурными признаками. Впервые понятие гарнитуры как семейства шрифтов было введено главным художником американской фирмы American Typefounders (ATF) Моррисом Фуллером Бентоном (Morris Fuller Benton, 1872–1948) в 1898 г.

Гарнитурные признаки (Style features) -основные парамеиры рисунка букв, характеризующие шрифты одной гарнитуры. Среди основных гарнитурных признаков можно назвать пропорции шрифта, его контраст, апертуру (степень открытости), угол наклона осей овалов, соотношение роста прописных и строчных знаков, степень разноширинности, форму засечек и концевых элементов.

 

Гарнитурные особенности (Font attributes) -характеристики, относящиеся к шрифту в целом (например, характер выносных элементов, величина очка и т.д.).

Геометрические брусковые шрифты (Geometric Slabserif) - собирательное название шрифтов c прямоугольными засечками, построенных на основе простейших геометрических форм – окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Эти шрифты появились в 20–30-х гг. ХХ в. как модификация модных геометрических гротесков. Характеризуются почти полным отсутствием контраста, прямоугольными засечками без скруглений, выраженной разноширинностью, овалами, близкими по форме к окружности. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные. Угол наклона знаков небольшой и средний. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные брусковые шрифты с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику. Примеры: City, ITC Lubalin Graph, Memphis, Stymie, Rockwell.

 

Геометрические гротески (Geometric Sans) - собирательное название шрифтов без засечек, построенных на основе простейших геометрических форма — окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Эти шрифты появились в 30-х гг. ХХ в. в Германии под воздействием идеи конструктивизма и школы дизайна Баухауз (Bauhaus). Это, как правило, открытые неконтрастные разноширинные гротески. Очко строчных у ранних геометрических гротесков было небольшим, близким по пропорциям к антикве старого стиля. Однако во 2-й половине ХХ века были разработаны геометрические гротески с очень крупным очком строчных. У этих шрифтов только наклонные (не курсивные) начертания с небольшим углом наклона. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные гротески с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику. Примеры: ITC Avant Garde Gothic, Erbar Grotesk, Eurostile, Futura, Kabel, Metro, Neuzeit Grotesk, Rodchenko, Spartan.

Глаголица (Glagolithic) - одна из двух древнейших славянских азбук. Назвние образовано от старославянского слова «глаголъ» — слово, речь. Большинство исследователей сейчас считают, что глаголицу изобрел славянский просветитель св. Кирилл (Константин Философ) ок. 863 г. Форма знаков глаголицы, хотя и имеет некоторые общие черты с греческим, еврейским и др. письмом, в целом самобытна, что подтверждает гипотезу о ее изобретении одним человеком. Самые ранние памятники глаголического письма относятся к Х в. Известно две формы глаголицы: круглая (болгарская) и угловатая (хорватская). Первая книга, набранная глаголицей, была издана в Венеции в 1483 г. Постепенно глаголица была вытеснена либо кириллицей, либо латиницей, хотя еще в конце XIX в. в Хорватии глаголицей набирались книги и газеты.

«Глаз» (Eye) - замкнутая часть строчной буквы «е». Также синоним для внутреннего просвета овала и полуовала (bowl).

Глиф (Glyph) - конкретное изображение знака наборного шрифта определенной гарнитуры и начертания. Одна и та же графема может иметь несколько глифов как ее материальных воплощений, которые могут отличаться как функционально (Строчные, Капительные, Прописные, Курсивные), так и просто по форме (Альтернативные). Глиф от греч. Glyphe – то, что вырезано.

Голландская антиква старого стиля (Dutch Old Style Serif) - собирательное название группы антиквенных шрифтов, основанных на работах голландских пуансонистов XVII века Кристоффела ван Дейка (Christoffel van Dijck, 1601–69), Дирка Воскенса (Dirck Voskens, ум. ок. 1669), Миклоша Киша (Kis Miklos, 1650–1702) и др. Дальнейшее развитие форм гаральдов (итало-французской антиквы XVI в.), более качественно выполненной. При сохранении традиционной структуры антиквы старого стиля отличается постепенным нарастанием особенностей, свойственных глиптальным шрифтам (увеличение контраста и насыщенности, более острые засечки, оси овалов более вертикальны). Шрифты характеризуются также достаточно узкими пропорциями и более крупным очком строчных. Рост прописных приближается к высоте верхних выносных элементов. В Курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Угол наклона строчных знаков в курсиве больше, чем во французской антикве. Примеры: Ehrhardt, Janson, Kis, Van Dijck.

Горизонталь, Горизонтальный элемент (Arm) - горизонтальный штрих, соединенный с вертикальным с одной стороны или в середине, например, в буквах «Б», «Г», «Е», «Т» и т.д.

Готические шрифты (Blackletter, Broken script) - собирательное название наборных шрифтов, по рисунку имитирующих средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, распространенные в XIII-XVI веках главным образом в северной Европе. Их буквы характеризуются, как правило, узкими пропорциями, сильным контрастом, изломами штрихов, большой насыщенностью и высокой декоративностью. Существует несколько основных форм готических почерков: Текстура, Ротунда, Бастарда, Швабахер, Фрактура, Канцлей. Первые наборные шрифты XV века повторяли форму наиболее распространенных готических почерков и в дальнейшем применялись параллельно с наборной антиквой, практически выйдя из широкого употребления только в ХХ веке. Сейчас применяются в основном как акцидентные.

Гражданский шрифт, Петровский шрифт (Civil type, Grazhdansky type) - Новый тип шрифта, введённый императором Петром I для печати светских («гражданских») изданий на смену наборному полууставу в результате реформы русского шрифта 1708–1710 гг. Гражданский шрифт был построен на основе латинской антиквы и московской парадной скорописи (гражданского письма). В результате реформы был изменён рисунок букв, модернизирован алфавит, упорядочено применение прописных букв, знаков препинания и европейских арабских цифр, после чего кириллический шрифт стал развиваться параллельно латинскому. В результате реформы кириллица получила большинство стилистических признаков латинской антиквы и тем самым внешний вид книги на русском языке был приближен к европейской книге. Эскизы новых букв предположительно были сделаны самим Петром I, и дальнейший процесс изготовления и корректировки шрифта проходил при его непосредственном участии. По эскизам в Амстердаме и Москве были изготовлены пуансоны и матрицы для отливки трех кеглей нового шрифта, после чего указом Петра I было запрещено применять полуустав для издания светской литературы, отчего новый шрифт получил позже свое название.

Граммалог (Grammalogue) - слово, представленное специальным символом. Например: & (амперсанд) или @ («собака»).

Графема (Graphema) - единица системы письменности (буква, знак), отличающаяся по характеру рисунка и по передаваемому содержанию от любой другой единицы этой же письменности. Схема построения, «скелет» буквы или знака, отличающий его от других букв (знаков) алфавита, независимо от гарнитуры, начертания и проч. Одна и та же графема может принимать различные конкретные формы (аллографы, или глифы), но должна созранять признаки отличимости от других графем. Понятие введено в 1912 г. российским лингвистом проф. Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ (1845–1929).

Гротески, старые (Grotesque) - собирательное название первых шрифтов без засечек. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму, с крупным очком строчных. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные (не курсивные). Угол наклона знаков средний. Примеры: Akzidenz Grotesk, Bell Gothic, Franklin Gothic, News Gothic, Trade Gothic, Venus.

Гротески, Гротесковые шрифты, Рубленые шрифты (Sans Serif, Gothic) - собирательное название шрифтов без засечек. В Англии и Франции они чаще называются Sans Serif, в Америке Gothic, в Германии Grotesk. Первый известный гротеск появился в Англии в 1816 г. в образцах шрифтов лондонского словолитчика Уильяма Кэзлона IV (William Caslon IV, 1780–1869). Как правило, гротески имеют основные и соединительные штрихи практически одной толщины (неконтрастные) или с малозаметной разницей в толщине штрихов (малоконтрастные). Гротески также различаются по апертуре и форме концевых элементов знаков типа «С». Обычно при классификации гротески делятся на подгруппы Старых, Новых, Геометрических и Гуманистических гротесков.

Гуманистические брусковые шрифты (Humanist Slab Serif) - Собирательное название брусковых шрифтов на основе Гуманистических гротесков, частично напоминающие венецианскую Гуманистическую антикву старого стиля, но малоконтрастные и с мощными прямоугольными засечками. Поскольку в последнее время разработано много гуманистических гротесков, параллельно создаются гуманистические брусковые шрифты. Как правило, в этих шрифтах присутствуют настоящие курсивы. Углы наклона знаков в курсивах могут быть как малые, так и значительные. Примеры: PMN Caecilia, Joanna, ITC Officina Serif.

Гуманистическая антиква, Венецианская антиква (Humanist Serif, Venetian Serif) - собирательное название ранних антиквенных шрифтов, в основном применявшихся венецианскими типографами конца XV века, отсюда название. Иногда выделяется в отдельную группу классификации Humanist (гуманистическая антиква). Форма знаков основана на дуктальном принципе. Шрифты характеризуются умеренным контрастом, мощными короткими засечками, хорошо выраженным наклоном осей овалов. Пропорции знаков довольно широкие, знаки разноширинные. Круглые элементы имеют каллиграфические изломы, каплевидные элементы угловатые. Засечки чуть прогнутые. Соотношение величины строчных и прописных близко к золотому сечению. В оригинальных венецианских шрифтах этого периода не было курсивов, изобретенных позже. Характерная особенность – наклонная перекладина у строчной «е». Наиболее характерные шрифты этого типа – шрифты венецианского типографа и словолитчика Николая Йенсона (Nicholas Jenson, работал в 1470-80 гг.). Шрифты: Centaur, Clifford, Cloister, Adobe Jenson, Lutetia, Trajanus.

Гуманистические гротески (Humanist Sans Serif) - собирательное название шрифтов без засечек, форма, структура и пропорции которых непосредственно базируются на конструкции антиквы старого стиля. Первый подобный шрифт Gill Sans был создан в Англии в 1927–30 гг. cкульптором, гравером и художником Эриком Гиллом (Eric Gill, 1882–1940) как реакция на чрезмерно геометризированную форму европейских (главным образом немецких) геометрических гротесков. В последнее время эти гротески получили широкое распространение как самостоятельные гарнитуры, так и в составе супергарнитур, которые разрабатываются как системно связанные шрифты различных классификационных групп (например, антиква и гротеск). Гуманистические гротески обычно имеют открытый рисунок и некоторый контраст между штрихами. Как правило, они разноширинные с не очень большим очком строчных, но бывают исключения, особенно для компактных шрифтов узких пропорций. Большинство этих шрифтов имеют настоящие курсивные начертания. Углы наклона знаков в курсивах могут быть малые или средние. Примеры: Frutiger, Gill Sans, ITC Goudy Sans, Lucida Sans, ITC Officina Sans, Optima, ITC Stone Sans, Syntax.

Гуманистический курсив (Humanist cursive) - скорописный вариант гуманистического минускула XIV–XVI вв. Послужил основой для первого наборного курсива, нарезанного в 1501 г. болонским гравером Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450–1518) для венецианского типографа и издателя Альда Мануция (Aldus Manutius, 1447–1515).

Гуманистический минускул, Гуманистическое письмо (Humanist minuscule) - почерк итальянских гуманистов XIV–XV вв. Был выработан на основе рукописей, написанных каролингским минускулом VIII–IX вв., которые ошибочно считали написанными в античной древности. Одним из инициаторов выработки нового вида письма был итальянский поэт Франческо Петрарка (Francesco Petrarca, 1304–1374). На основе гуманистического минускула во второй половине XV в. был разработан наборный шрифт антиква.

Д

Декоративное начертание шрифта (Decorative style) - начертание шрифта, образованное от основного и служащее для декоративных целей. Применяются декоративные начертания, образованные различной обработкой контура знаков (контурные, оконтуренные, оттененные), выворотные (cameo – белые на черном фоне), фактурные (textured – заполненные различными фактурами или узорами), с росчерками и др. Иногда подобные шрифты существуют отдельно, не в составе гарнитуры. Применяются для набора заголовков и акциденции.

Дефис, Черточка (Hyphen) - дефис от нем. Divis, от лат. divisio – разделение, расчленение. Знак препинания в виде короткой черточки, который употребляется между частями сложных слов, между двумя словами, как знак переноса слова и в др. случаях, определяемых орфографией. От слов и их частей не отбивается. Не путать с Тире.

Диакритика, Диакритический знак, Акцент (Diacritics, Diacritical mark, Accent) - дополнительные знаки в некоторых алфавитах, которые ставят над или под буквами для изменения их звучания. К примеру ç, à, ò, é, Å.

Дизайнер шрифта, Художник наборного шрифта (Type designer) -проектировщик наборного шрифта, человек, который рисует все знаки шрифта и тем самым определяет его художественные, технические и потребительские качества.

 

Длинное тире (Em dash) - одиночный разделительный знак препинания, употребляемый в русском языке как знак пропуска слов в предложении, при прямой речи, как условный знак замены повторяемых слов в идущих подряд заголовках рубрик и подрубрик вспомогательного указателя и в других случаях, предусмотренных грамматикой русского языка. По правилам набора отбивается от предыдущего и последующего слов тонкими шпациями. Замена тире дефисом с межсловными пробелами недопустима в грамотной типографике.

Дуга (Arc) - сегмент кривой, как правило, в виде соединительного штриха в круглых и овальных формах.

Египетские шрифты (Egyptian Serif) - собирательное название ранних брусковых шрифтов. Первый известный египетский шрифт появился в 1815 г. в каталоге лондонского словолитчика Винсента Фиггинса (Vincent Figgins, 1766–1844). Характеризуются почти полным отсутствием контраста между штрихами, одноширинным построением, вертикальной осью овалов, мощными прямоугольными засечками без скруглений. Название связано с Египетским походом Наполеона Бонапарта (1799), в результате которого в Европе узнали о цивилизации Древнего Египта, а также с названием французского фрегата Egyptienne, захваченного англичанами в 1802 г. и приведенного в Лондон в качестве трофея.

З

Идеографическое письмо, Идеография (Ideography) - тип письма, состоящий из идеограмм, знаки которого обозначают целые понятия. Количество знаков в таком письме неограничено, но обычно применяется несколько тысяч и десятков тысяч знаков.

Иероглифическое письмо (Hieroglyphics) - письмо, знаки которого представляют собой идеограммы, то есть обозначают целые понятия (слова) или отдельные слоги, в комбинации с чисто служебными знаками (детерминативами), облегчающими понимание текста. Поэтому подобный тип письма называется словесно-слоговым. Современный пример подобной письменности – китайские иероглифы, но в древности иероглифическое письмо было распространено в Египте, Месопотамии, Древней Америке и др.

Икарус (Ikarus) - название оригинальной компьютерной программы для создания шрифтов, разработанной в 1970-х гг. Петером Каровым (Peter Karow) в фирме URW в Гамбурге. Впервые включала возможность оцифровки шрифтовой формы и возможность ее интерполяции. Вначале разработанный для больших графических станций, «Икарус» позже был приспособлен для работы на персональных компьютерах и для генерации форматов TrueType и PostScript Type 1.

Инициал (Initial cap) - укрупненная первая буква начального слова книги, главы, раздела, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца. Часто – рисованная, декорированная. По положению относительно текста различают стоящий инициал (Raised cap, Stick-up cap, Elevated cap) и утопленный инициал (Drop cap), а также выходящий на поле. Линия шрифта стоящего инициала должна быть выровнена по линии шрифта первой строки. Верхняя часть утопленного инициала, как правило, выравнивается по верхней линии первой строки, а его линия шрифта должна соответствовать линии шрифта одной из последующих строк. Следующие после инициала буквы первого слова, нескольких слов или всей строки обычно набираются прописными или капителью. В русской рукописной и старопечатной традиции декоративный инициал называется Буквица. Инициал от лат. initialis – начальный.

Инструкция (Instruction) - при программном описании контура знаков в формате TrueType – команда низшего уровня, позволяющая модифицировать контур знака или другие данные в зависимости от разрешения выводного устройства для более качественного отображения шрифта. См. также Хинт и Хинтинг.

Интерлиньяж (Linespace) - межстрочный пробел. Расстояние между линиями шрифта соседних строк. В металлическом наборе определялся размером литер (кеглем) соседних строк, поэтому изменение интерлиньяжа (linespacing, leading) было возможно только с помощью добавления пробельного материала (шпона). В цифровом наборе возможно как положительное, так и отрицательное изменение интерлиньяжа (его увеличение или уменьшение), которое задается программными средствами.

Интерполяция (Interpolation) - математическое получение промежуточных форм от двух крайних версий, например, получение промежуточных Начертаний между Сверхсветлым и Сверхжирным. Поскольку контуры каждого знака в начертании записываются как координаты последовательности точек, с помощью математической формулы можно получить координаты любой промежуточной точки при наличии координат двух крайних точек.

Интерробанг (Interrobang) – Новый знак препинания, соединяющий в одном символе вопросительный и восклицательный знаки. Должен применяться для обозначения риторического восклицания-вопроса, характерного для рекламных текстов («Что?! Как ревизор?!»). Предложен в 1962 г. редактором нью-йоркского журнала Type Talks Мартином Спектером (Martin Speckter), название выбрано читателями журнала. Хотя этот знак включен в стандарт Уникод, его применение в типографике пока не заметно.

 

 

Итальянские шрифты (Italian) - Разновидность брусковых шрифтов с обратным контрастом, у которых горизонтальные штрихи толще вертикальных. Появились в первой половине XIX века, но пользовались также большой популярностью в конце XIX – начале ХХ века как акцидентные. Как правило, в этих шрифтах нет наклонных начертаний. Примеры: Figaro, Playbill, Old Town.

К

Кавычки (Quotation marks, Quotes) - Парные знаки препинания, употребляемые для выделения названий, прямой речи, цитат и др. Существует несколько разновидностей кавычек, применяемых в зависимости от национальных традиций типографики. В России в качестве основных кавычек приняты кавычки-«ёлочки» (French quotes, guillemots, chevrons), а в случае необходимости употребить цитату внутри цитаты применяются кавычки-„лапки“, например: «„Как это скучно!“ — воскликнул я невольно» (Лермонтов).

Во Франции кавычки применяются примерно так же, как в России, но в Германии основные кавычки-ёлочки применяются»наоборот«. Иногда применяются также одиночные кавычки-ёлочки. В Англии основые кавычки употребляются ‘так’, а дополнительные “так”, тогда как в США основными кавычками считаются “такие”, а дополнительными – ‘такие’. В некоторых странах, например, в Финляндии и Швеции, применяются сразу три вида кавычек, но зато открывающая кавычка не отличается от закрывающей: ”так”,»так» или ’так’. Употребление в русском тексте иностранных кавычек – серьезная, хотя и распространенная ошибка набора. Еще более грубая ошибка – применение вместо кавычек знака дюйма или угловой секунды ("). Кавычки начали применяться в наборе в XVI в., а в России – в конце XVIII в

 

Каллиграфия (Calligraphy) - искусство красивого художественного письма. История каллиграфии связана с историей шрифта и орудий письма (тростниковые и птичьи перья, кисти и т.д.), а также с изменением эстетических и стилистических предпочтений. Каллиграфии придавалось огромное значение на арабском Востоке, а также в Китае и Японии, где каллиграфия служила одним из средств философского постижения мира. Высокие образцы каллиграфии сохранились в европейской рукописной книге Средних веков, а также в византийской и древнерусской книге. Современная латинская каллиграфия возродилась в начале XX в. трудами английского художника и педагога Эдуарда Джонстона (Edward Johnston, 1872–1944), который восстановил средневековую технику письма ширококонечным пером.
Каллиграфия от греч. Kalligraphia – красивый почерк, от Kallos – красота и Grapho – пишу.

Канцлей (Kanzlei) -Рукописная разновидность готических шрифытов. Возник в XVII – XVIII вв. в Германии как форма канцелярского письма. Отличается причудливыми и изысканными формами. Канцлей от нем. Kanzlei – канцелярия.

Канчелляреска (Chancery) - Итал. Cancellaresca – канцелярское письмо. Разновидность письма, применявшегося в папской канцелярии в Риме и в канцеляриях других европейских дворов в эпоху Ренессанс. Выполнялось ширококонечным пером (formal pen) и послужило основой для многих наборных шрифтов XVI в. и более позднего времени. Среди мастеров каллиграфии этого типа – Людовико дельи Арриги (Ludovico degli Arrighi, ок. 1480–1527), Джованантонио Тальенте (Giovanantonio Tagliente, годы деят. 1500–1525) и др.

Капитальное письмо, Римский маюскул (Roman capitals) - вид латинского письма периода Римской империи (I в. до н.э. – V в. н.э.). Дошел до нас главным образом в виде надписей, высеченных на камне. Наиболее известный образец – надпись на постаменте колонны императора Траяна (114 г.). Прямой прообраз современных европейских шрифтовых форм, в особенности прописных. Характерно отсутствие пробелов между словами, иногда разделяемыми точками.

Колонна Траяна (Trajan's Column) - мраморная колонна, стоящая на форуме Траяна в Риме. Сооружена ок. 114 г. в честь победы императора Траяна над даками. Покрыта по спирали рельефами, изображающими эпизоды войны. Сохранившаяся до наших дней надпись на ее постаменте считается лучшим образцом римского капитального шрифта.

Комплект знаков шрифта (Font, Character set) - определенное количество знаков шрифта одного начертания, позволяющее набирать текст на том или ином языке. Обычно включает в себя строчные и прописные знаки определенного алфавита (иногда капительные), цифры различного рода, препинания и др. наборные знаки. В цифровом шрифте комплект знаков определяется кодировкой.

Компьютерный набор (Computer composition, Digital composition) -Набор и обработка текста издания с применением компьютера в издательских системах, при котором обеспечивается выключка строк, техническое редактирование и корректура текста, верстка полос и др.

Контраст шрифта (Contrast) -характеристика шрифта, обозначающая соотношение толщины основных и соединительных. Шрифт может быть неконтрастным (monoweight), малоконтрастным (low contrast), контрастным (contrast) и сверхконтрастным (high contrast).

Концевой элемент (Terminal, Finial) -окончание штриха без засечки.

Копирайт, Конвенционный знак, Знак охраны авторского права (Copyright) -англ. copyright – авторское право. Знак, ко торым по закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» обладатель исключительных авторских прав оповещает о своих правах и который печа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.99 (0.02 с.)