Элементы структуры механизма функционирования СТО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы структуры механизма функционирования СТО



Механизм (техн.) – это система цепей, рычагов, тел, которые предназначены для преобразования движения одного или нескольких элементов этой системы в нужное движение других элементов.

Понятие механизм в экономической системе это совокупность мероприятий и средств влияния на субъекты социально-трудовых отношений с целью направления их действий на реализацию определенных социально-экономических задач развития общества, организации и отдельного индивида. Это влияние осуществляется через интересы субъектов СТО. На каждом уровне функционирует свой отдельный механизм, но они связаны между собою. Механизмы низшего уровня не могут противоречить механизмам высшего уровня. Механизмы всех уровней должны охватывать все направления экономической и социальной сферы соответствующего уровня.

Основной принцип функционирования системы СТО – законодательное обеспечение прав в социально-трудовой сфере, определение объектов, субъектов, порядка их взаимодействия, охват разных сфер взаимоотношений субъектов, а также контроль за выполнением этих прав.

В структуре механизма функционирования СТО выделяют следующие элементы:

- формы СТО;

- уровни и виды регулирования СТО;

- методы регулирования СТО;

- социальную защиту.

 

СТО как система имеет две формы существования:

1) фактические социально-трудовые отношения, функционирующие на объективном и субъективном уровнях;

2) социально-трудовые правоотношения, которые отражают проекцию фактических СТО на институциональный, законодательный, нормотворческий уровни.

Единство этих форм проявляется в том, что СТО становятся тем цивилизованнее и эффективнее, чем в большей степени фактические СТО охвачены законодательными и нормативными актами и регулируются ими в практической деятельности. А само национальное законодательство в социально-трудовой сфере соответствует нормам международного трудового права.

Регулирование СТО осуществляется, с одной стороны, государством, а с другой – на основе договоров и соглашений. Классификация уровней и видов регулирования СТО представлена в табл. 1.

 

Таблица 4.1. Уровни и виды регулирования СТО.

Уровни регулирования Виды регулирования
Государственное (административное) Договорное
Национальный Акты законодательства Генеральное соглашение и решения национальных органов партнерства
Отраслевой Акты центральных органов исполнительной власти (Постановления, Распоряжения, Приказы Кабинета Министров, Министерства труда) Отраслевое соглашение и решения отраслевых органов социального партнерства
Территориальный Государственно-коммунальное регулирование на основе Решений органов государственной власти и местного самоуправления Региональные соглашения и решения территориальных органов социального партнерства.
Производственный Административное регулирова-ние через решения собственни-ков или уполномоченного им органа: приказы, распоряжения, инструкции, сметы и др. Коллективный договор, консультации, переговоры.

 

 

Методы регулирования СТО

Регулирование СТО осуществляется различными методами. Выделяют следующие их группы:

1.Нормативно-правовые методы, основанные на научно-обоснованной нормативно-законодательной базе. В частности: Конституция Украины, Кодекс законов о труде, а также законы «Про зайнятість населення» (1991 р.), «Про охорону праці» (1995р.), «Про колективні договори та угоди»(1993р.), «Про оплату праці»(1995р.), «Про порядок вирішення колективних спорів (конфліктів)» (1998р.), «Про прожитковий мінімум», «Про професійні спілки, їх права та гарантії діяльності», «Про організації роботодавців», «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування», «Про загальнообов’язкове державне соціальне страхування на випадок безробіття» и др. законы, а также нормативные акты, указы, инструкции, правила соответствующих государственных комитетов, министерств, ведомств.

2 .Программно-целевые методы. Сюда включены следующие основные направления:

· Условия труда (оплата, отдых, охрана труда, социальные гарантии и др.).

· Социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинское страхование; выплаты пособий на детей, инвалидам, престарелым; политика преодоления бедности, поддержания уровня жизни населения, политика дифференциации доходов и др.).

· Занятость (регистрация безработных, их профобучение, поиск вакантного места, организация новых рабочих мест, превентивные меры по предупреждению безработицы, др.).

· Миграционная политика: регламентация перемещения рабочей силы из-за рубежа и за рубеж; ограничения эмиграции и иммиграции; программы переселения населения и т.д.

· Демографическая политика: пособия беременным, пособия на детей, программы улучшения здоровья, снижения смертности, повышения рождаемости и др.

3. Административно-распорядительные и организационно-упорядоченные. Применяются в основном на уровне организаций и регламентируют взаимоотношения в системе: работодатель – администратор; администрация – наемный работник; руководитель - подчиненный. Для регулирования СТО используют приказы, распоряжения администрации, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, схемы должностных окладов, графики рабочего времени, сметы и др.

4. Договорные методы, их сущность связана с проведением консультаций, переговоров между субъектами СТО, заключению договоров и соглашений на разных уровнях(генеральное, отраслевое, территориальное соглашения, коллективный договор).

5. Методы согласительно-арбитражные, посреднические. Их цель – предупреждение трудовых конфликтов, смягчение их последствий.

6. Партисипативные – использование современных методов и форм участия работников в управлении производством, в принятии и реализации организационно-управленческих нововведений (в Наблюдательных советах, Советах ветеранов, Кружках качества и др.).

7. Общественное регулирование процессов формирования и развития СТО, что позволяет уменьшить негативные последствия, неизбежные при таких значительных общественных преобразованиях. Это регулирование может включать:

· формирование и усвоение всеми субъектами СТО единой системы понятий в целях взаимопонимания;

· идентификацию социально-экономических процессов с точки зрения интересов сторон;

· формирование системы показателей, отражающих процессы взаимодействия субъектов СТО и соответственно определение источников информации;

· исследования достижений других стран в этой сфере, обобщение и оценка эффективного, негативного и проблемного опыта.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.006 с.)