Фискальная политика, ориентированная на Предложение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фискальная политика, ориентированная на Предложение



Наш анализ, таким образом, предполагает, что фискальная политика оказывает воздействие исключительно на спрос, то есть на величину совокупных расходов и совокупный спрос. Но экономисты признали также, что фискальная политика - особенно изменения налогов - может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровень цен - реальное производство.

Допустим, что на рисунке 14-7 совокупный спрос и совокупное предложение представлены соответствующими кривыми AD, и AS, так, что точка равновесного ЧНП есть точка Q, при уровне цен Р1.

Рисунок 14-7. Воздействие фискальной политики на предложение Традиционно считается, что сокращение налогов приводит к росту агрегированного спроса с AD1 к AD2; одновременно растет реальный объем национального производства (с Q1 до Q2) и уровень цен (с Р1 к Р2). Если сокращения налогов вызывают желаемые результаты со стороны предложения, то агрегированное предложение переместится вправо с AS1 к AS2. Это позволяет достигнуть даже большего объема производства (О3 по сравнению с 02) и более низкого уровня цен (Р3 по сравнению с Р2).  

Q1 Q2 Q3 Реальный чистый национальный продукт, ЧНП
^,

Предположим также, что уровень безработицы, соответствующий ЧНП == Q1, считается слишком значительным, и поэтому вводится стимулирующая фискальная политика в форме сокращения налогов. Мы знаем, что на стороне спроса последствием этой меры будет увеличение совокупного спроса с AD1 до, скажем, AD2. Этот сдвиг увеличивает величину реального ЧНП до Q2 но ведет также и к росту цен до уровня Р2.

Вопрос: как могло повлиять сокращение налогов на величину совокупного предложения? Некоторые экономисты - соответственно отмеченные как сторонники экономики предложения - убеждены, что сокращение налогов приведет к сдвигу кривой совокупного предложения значительно вправо. Но что это означает? Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом, увеличат сбережения домашних хозяйств. Аналогично, сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Коротко, сниженные налоги увеличат объемы сбережений и инвестиций, увеличивая, таким образом, норму накопления капитала. Иначе говоря, масштабы нашей "национальной фабрики" -наших производственных мощностей - будут расти более быстрыми темпами, чем ранее. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, то есть той цены, которая выплачивается за работу, и, следовательно, усиливают стимулы к труду. Многие из тех, кто все еще не входит в состав рабочей силы, будут стремиться предложить свои услуги в условиях более высокой зарплаты после уплаты налогов. Те, кто уже входит в состав рабочей силы, будут иметь стимул работать более длинную рабочую неделю и сокращать свой отпуск. Сниженные ставки налога -это также хороший толчок тем, кто мог бы рисковать. Частные лица и предприниматели будут иметь куда большее желание рисковать своей энергией и финансовым капиталом ради внедрения новых производственных методов и новых товаров, если сниженные налоговые ставки гарантируют им более значительное вознаграждение после уплаты налогов. Короче говоря, по всем этим каналам снижение налогов переместит кривую совокупного спроса направо от AS1 к AS2 на рисунке 14-7, что сократит инфляцию и обеспечит дальнейший рост реального ЧНП. Эта ориентированная на предложение логика увеличения совокупного предложения являлась основой сокращения налогов при администрации Рейгана в начале 80-х годов.

Сторонники концепции экономики предложения признают также, что более низкие ставки налогов не обязательно должны приводить к сокращению налоговых поступлений. В действительности можно ожидать, что снижение ставок налогов обеспечит рост налоговых поступлений за счет значительного роста национального выпуска и дохода. Эта расширившаяся налоговая база обеспечит рост налоговых доходов даже при более низких ставках. Таким образом, в то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.

Большинство экономистов с большой осторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов с позиций экономики предложения. Во-первых, они чувствуют, что ожидаемое позитивное воздействие сокращения налогов на стимулы к труду, сбережению и инвестициям, а также стимулы к риску могут быть на самом деле не столь сильны, как надеются сторонники экономики предложения. Во-вторых, любые сдвиги кривой совокупного предложения вправо по своему характеру имеют долгосрочный характер, тогда как.воздействие на спрос станет ощущаться в экономике намного быстрее.

[19]

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Переход России на рыночные отношения сопровождается формированием финансового рынка. Важнейшими шагами этого процесса являются реформирование кредитно-банковской системы и создание рынка ценных бумаг.

Государственный одноуровневый характер банковской системы, государственная монополия на кредитно-банковские операции, нарушение принципов кредитования (срочность, возвратность, платность, целевой характер) - все это превращало кредит в безвозмездное субсидирование, ставило в равные условия хорошо и плохо работающие предприятия.

Поэтому главным условием формирования стимулирующей экономику финансовой системы является создание настоящей резервной банковской системы с твердыми деньгами, введение жесткого механизма кредитования, регулирование наличной и кредитной эмиссии рубля. Устойчивость и гарантированность банковской системы может обеспечить стройная система страхования вкладов.

Начатая в 1987 г. реформа банковской системы выразилась в создании шести специализированных государственных банков: Государственного центрального банка (Госбанк), Банка агропромышленного комплекса (Агропромбанк), Банка жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк), Банка трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк), Банка внешнеэкономических связей (Внешэкономбанк).

Одновременно в стране начали создаваться независимые коммерческие банки. Они различаются типами собственности (государственная, частная, кооперативная) и учредителями. Однако деятельность коммерческих банков регулируется недостаточно. Государственные органы воздействуют на банки законодательным путем: через нормы налогообложения, регламентацию соотношений собственных и заемных средств, предельных размеров кредита.

Происходит сближение специализированных государственных банков с независимыми коммерческими. Например, коммерческими акционерами стали Промстройбанк, Агропромбанк, Сбербанк. Некоторые коммерческие банки по величине своих финансовых оборотов приближаются к государственным банкам. Государственные спецбанки кредитуют предприятия (в основном государственные) по льготным ставкам, что вынуждает менее мощные коммерческие банки в борьбе за своих вкладчиков сохранять льготное кредитование.

Фондовая биржа и ее особенности в России. Появление фондовых бирж в России относится к началу 1991 г. Их учредителями выступали государственные и коммерческие банки, крупные предприятия, областные и городские исполкомы;

часть бирж создавалась сверху, решением властей. В качестве фондовых ценностей к продаже предлагались: акции акционерных обществ и бирж, облигации, депозитные сертификаты, кредитные обязательства банков (кредитные ресурсы), брокерские места.

В своем первоначальном облике отечественные фондовые биржи существенно отличаются от западных. Их особенности состоят в следующем:

- если на классических фондовых биржах в основном торгуют акциями, то на наших фондовых биржах - всем, что имеет отношение к рынку капитала. Наши фондовые биржи демонстрируют отечественный вариант фондовых ценностей, ибо депозитные сертификаты скорее относятся к межбанковской фондовой торговле, а кредитные обязательства банков нигде в мире через фондовые биржи не проходят;

- в странах с развитой рыночной экономикой на торги фондовых бирж не выставляются акции самих бирж, поскольку они являются бездивидендными акционерными обществами закрытого типа. На наших фондовых биржах акции бирж являются ведущей фондовой ценностью;

- классические фондовые биржи являются элементом вторичного фондового рынка, т.е. местом неоднократной перепродажи давно выпущенных и размещенных ценных бумаг. Отечественные фондовые биржи обслуживают первичный фондовый рынок;

- отечественные фондовые биржи явили миру новый вид фондовых ценностей - брокерские места. Брокерские места не являются ценными бумагами, не имеют номинальной стоимости, не дают прав на получение дивиденда и на участие в управлении фирмой.

Фондовая биржа создается в форме закрытого акционерного общества и должна иметь не менее трех членов. Членами фондовой биржи могут быть только ее акционеры. Только члены биржи могут осуществлять операции на фондовой бирже. Фондовая биржа является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли. Она работает от самоокупаемости и не выплачивает доходов своим членам. Тем самым подчеркивается, что на бирже не могут покупаться и продаваться брокерские места.

Финансирование деятельности фондовой биржи может осуществляться за счет продажи акций, регулярных членских взносов, биржевых сборов с каждой сделки. Доходы биржи полностью направляются на покрытие ее расходов.

Основными участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты (выпускающие ценные бумаги), инвесторы (приобретающие ценные бумаги) и инвестиционные институты (посредник, финансовый брокер, инвестиционный консультант, инвестиционная компания, инвестиционный фонд).

Фондовая биржа обязана получить лицензию в Министерстве финансов. Фондовые отделы товарных бирж получают обособленный баланс.

Государство регулирует деятельность фондовых бирж через налоговую систему. Налоги взимаются по следующим ставкам: при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг в размере 0,5% номинальной суммы эмиссий (в виде планы за регистрацию проспекта эмиссий); при покупке государственных ценных бумаг в размере 1 руб. с каждой 1000 руб.; при заключении договора купли-продажи ценных бумаг с каждого участника сделки ценных бумаг в размере 3 руб. с каждой 1000 руб.

От уплаты налога освобождаются: юридические и физические лица, приобретающие акции, впервые выпускаемые акционерным обществом с момента его государственной регистрации; эмитент, осуществляющий первичную эмиссию ценных бумаг; юридические лица, осуществляющие посреднические операции с ценными бумагами за счет клиента.

С 1992 г. наметилась тенденция совершенствования деятельности отечественных бирж: изменилась структура фондовых сделок: операции с кредитными ресурсами и акциями банков увеличились; не продаются брокерские места; растут операции с акциями промышленных компаний; появились операции с ваучерами; происходит перемещение фондовой активности на внебиржевой рынок; нормой фондового рынка становится листинг и т.д.

Таким образом, фондовый рынок становится неотъемлемым элементом формирующегося рыночного хозяйства.

[6]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.014 с.)