Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 7. Макроэкономические принципы. Совокупный спрос и совокупное предложение.↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЧАСТЬ 8 ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
ГИПЕРТЕКСТ
КУРС: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Часть 1. Введение в экономику. Часть 2. Основы микроэкономики. Деятельность фирмы, ее издержки и доходы. Часть 3. Фирма, формы конкуренции и распределения доходов. Часть 4. Факторные рынки и особенности их экономического анализа. Часть 5. Основы макроэкономики. Макроэкономические параметры. Часть 6. Макроэкономические проблемы инфляции, экономических циклов и безработицы. Часть 7. Макроэкономические принципы. Совокупный спрос и совокупное предложение. Часть 8. Деньги, денежное обращение, денежно-кредитная и финансовая политика. Часть 9. Основные макроэкономические школы. Экономический рост. Мировая экономика. Экономические системы. ЧАСТЬ 8 Рассматриваются макроэкономические проблемы сущности денег, формирования "денежных агрегатов", денежного обращения, денежно-кредитной и финансовой политики в современных рыночных условиях и переходной к рынку экономике России.
Часть 8 соответствует образовательной профессиональной программе №3 Оглавление Стр. Программа курса по данному разделу 4 Литература 4 КуРСОВЫЕ ЗАДАНИЯ 5 ФАЙЛ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ 12 Деньги, денежное обращение и денежная политика. Роль денег в обращении и их функции 12 Денежная система 18 Создание банковских денег 35 Кредитно-денежная политика центрального банка 37 Рынок ценных бумаг и фондовая биржа 40 Финансовая система и финансовая политика 51 Финансовая система России 70 Бюджет и налоговая политика России в современных условиях 72 КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ 75 ЧАСТЬ 8 ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА СОДЕРЖАНИЕ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ) Деньги, денежное обращение и денежная политика. Роль денег в экономике. Функции денег. Виды денег: деньги М1, М2, МЗ. Спрос на деньги, уравновешивание процентных ставок и монетарная политика, Воздействие денег на объем производства. Содержание и цели денежно-кредитной политики. Кредит: его сущность, источники, формы и функции. Банковская система. Активные и пассивные банковские операции. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа. Виды ценных бумаг. Структура рынка ценных бумаг. Денежный рынок России. Финансовая система и финансовая политика. Государственный бюджет, его формирование и использование. Бюджетный дефицит, государственный долг, стабилизационная политика. Фискальная политика. Принципы налогообложения. Функции налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Финансовая система России. ЛИТЕРАТУРА Базовые учебники 1. Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Пер. с англ. В.Лукашевича и др. / Под общ. ред. В.Лукашевича. М., 1994. С,5-40, 68-102,255-266,333-348. 2. Курс переходной, экономики: Учебник для вузов / Под ред. акад. Л.И.Абалкина. М., 1997. С.344-475. * 3. Курс экономики: Учебник/Под ред. Б.А.Райзберга. М., 1997. С.266-318. * 4. Курс экономической теории / Под общ. ред. проф. М.Н.Чепурина, проф. Е.А.Киселевой. Киров, 1994. С.363-440. * 5. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Пер. с англ. М., 1992. Т.1. С.242-259, 264-264-316. * 6. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. М., 1995. С.364-508. 7.СамуэльсонП. Экономика. М., 1993. Т. 1. С.251-306.. 8. Учебник по основам экономической теории (экономика) / Камаев В.Д. и коллектив авторов. М., 1994. С.208-249, 253-278, 282-291, *9. Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Буланова. М., 1995. С.38-43,174-178,293-322,337-388. Основные учебные пособия 10. БункинаМ.К. Монетаризм. М., 1994. С.14-24,36-44. 11. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. М., 1995. С.68-114. * 12. Лившиц А.Я., Никулина И.Н., Груздева О.А. и др. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие для экономических спец. вузов / Под ред..Я.Лившица, И.Н.Никулиной. М., 1994.0.107-114,128-138,140-166. 13. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика: Пер. с англ. М., 1994. С.231-280,615-636. * 14. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика: Курс лекций. Упражнения. Тесты и тренинги. М., 1996. С.294-346. 15. Казырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. М., 1998. С.77-96,219-247. * 16. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор проф. А.В.Сидорович. М..1997.С.277-332. * 17. Загорулько М.М., Белоусов В.М.и др. Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.М.Загорулько, О.В.Иншакова, В.Н.Овчинникова, 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997. С.155-198. * 18. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. В.Д.Камаева. М..1997.С.135-186. * 19. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории: Учеб. пособие для неэкон. спец. вузов / Отв. ред и руководитель авт. коллектива П.В.Савченко. М., 1996. С.140-157,268-293. 20. Теория переходной экономики. Учеб. пособие/ Под ред. канд. экон. наук Е.В.Красниковой. М., 1998. Т.2. С.98-99, 120-124, 132, 133, 221-224. Дополнительная литература 21. Архитектор макроэкономики (Джон Мейнард Кейнс и его макроэкономическая теория). Библиотека экономических спецкурсов. Выпуск первый. Ростов на Дону, 1997. С. 174-182. 22. Бевентер Э. фон, Хампе И. Основные знания по рыночной экономике в восьми лекциях: Пер. с нем. М., 1993. С.99-119. 23. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М., 1996. С. 103-118, 266-292, 416-436. *24. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасович Л.С. Макроэкономика: Учебник/ Общ. ред. Л.С.Тарасевича. СПб., 1994. С.74-132, 250-304. 25.ФридменМ. Количественная теория денег: Пер. сангл.М., 1996. С.18-123. * 26. Микро-, макроэкономика. Практикум / Под общ. ред. Ю.А.Огибина. СПб., 1994. С.285-301, 313-353. 27. Основы теории переходной экономики (вводный курс): Учебное пособие. Киров,1996. С.31-65, 201-220.
Примечание. Знаком (*) отмечены источники, выдержками из которых сформирован файл материалов. В остальных работах указаны страницы, наиболее важные для изучения. КУРСОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Составьте логическую схему базы знаний, а также дополните определениями терминологический словарь. 2. Вопросы для подготовки к экзаменам: В чем сущность экономической категории "деньги", а также различных подходов к ее характеристике? Какова роль денег и их функций в экономике? Что такое денежная система и каковы ее различные типы? От чего зависит спрос и предложение денег и равновесие на денежном рынке? Что такое денежные агрегаты, каково их содержание? Каковы особенности возникновения и существования банковских (кредитных) денег? В чем суть проблемы усовершенствования процентных ставок и монетарной политики? Каким образом осуществляется воздействие денег на объем производства е модели IS-LM? В чем суть основных направлений и целей денежно-кредитной политики? Каковы экономическая роль и функции Центрального банка в стране? Каковы цели и функции коммерческих банков? Каким путем осуществляется мультипликационное расширение банковских депозитов? Каковы суть, задачи и структура рынка ценных бумаг? Каково содержание понятия "финансовая система" и в чем особенности реализации финансовой политики? Что представляет из себя налоговая система, каковы ее основные направление и принципы налогообложения? В чем суть кривой Лаффера? Каковы причины и последствия бюджетного дефицита и государственного долга? Каким образом решаются задачи фискальной политики в ходе экономического цикла? Каковы содержание и особенности финансовой системы в России при формировании рыночных отношений? 3. Темы рефератов (факультативно): Сущность и роль денег в рыночной экономике [1, 3, 6,7,8,12,13,15]. Виды денег и типы денежных систем [1, 3, 4, 8, 12, 16, 17, 22]. Проблемы равновесия на денежном рынке [1, 4, 5, 6, 9, 14, 17, 25]. Содержание и цели денежно-кредитной политики [2, 3, 4, 6, 9, 16, 17, 19]. Банковская система, характеристика ее особенностей [1, 3, 4, 5, 6, 8, 10,14]. Рынок ценных бумаг, его структура и особенности [1, 3, 5, 6, 13, 14, 16, 18]. Проблема мультипликационного расширения банковских депозитов [1, 3, 4,8,13,17]. Финансовая система: сущность и механизм функционирования [3, 5, 8, 9, 13,15,17,23]. Бюджетный дефицит, государственный долг и стабилизационная политика [2,4,8,11, 16, 17, 18,23]. Система налогообложения и ее особенности в России [3, 4, 5, 8, 13, 14, 17, 19]. Ситуация 1 Общество всегда интересовало, какое количество денег необходимо для нормального обслуживания товарооборота и как оно влияет на экономику. В настоящее время это количество определяется по формуле, получившей название "уравнение обмена" (или по имени автора "уравнение Фишера"): M*V=P*Q. а) Раскройте суть каждого символа данного уравнения. б) Выведите формулу, на основе которой определяется количество денег, необходимое для обращения. Ситуация 2 Следующая система уравнений отражает простую кейнсианскую модель экономики страны А при постоянном уровне цен (все величины в млн. дол.): (1) Cd=200+0,8Yd; (2) GNP=Yd (3) Id =160 (Cd - ожидаемые потребительские расходы, Id - ожидаемые инвестиции, Yd -располагаемый доход, GNP - валовый национальный продукт). В эту модель включается государственный сектор. Государственные закупки и налоги равны 500 млн. дол. Чистый экспорт равен 0. Тогда совокупные расходы равны: 200 + 0,8(GNP - 500) + 160 + 500. а) На рис. 1 постройте кривую совокупных расходов для экономики страны А. б) Определите объем равновесного ВНП (GNP) и покажите на графике точку равновесия экономики. в) Определите значение мультипликатора. г) Если государственные расходы повысятся до 700 млн. дол., а все прочие компоненты совокупных расходов остаются постоянными, то как изменится равновесный объем ВНП (GNP)?
ВНП (GNR) (млн.дол.) Рис.1 Ситуация 3 Реальный объем ВНП возрастал в период с 1989 по 1992 гг. на 3% в год, а скорость обращения денег увеличилась на 2% в год. Заполните таблицу 1 недостающими данными. Таблица 1
Ситуация 4 Предположим, что норма обязательных резервов коммерческих банков составляет 20% от суммы вкладов до востребования. Предположим, что вкладчики увеличили сумму средств на вкладах до востребования в коммерческом банке N 1 на 100000 дол. а) Как это повлияет на величину банковских резервов? На какую сумму банк может увеличить объем предоставляемых ссуд? б) Предположим, что банк N I предоставил ссуды на максимально возможную величину. Ссуда выдана субъекту X, который использует полученные деньги на покупку необходимых товаров у фирмы А. Эта фирма внесла данную сумму на счет в банке N 2. Покажите, как изменится балансовый отчет банка N 1. в) Укажите, как изменится балансовый отчет банка N 2. г) Может ли банк N 2 увеличить объем предоставляемых ссуд? На какую величину? д) Предположим, что банк N 2 предоставил ссуду максимально возможного размера (в соответствии с пунктом г) субъекту Y, который купил земельный участок у объекта Z, внесшего вырученную сумму денег на счет банка N 3. Покажите, как повлияла эта банковская операция (с учетом депозита фирмы А) на балансовый счет банка N 2. е) Укажите, как изменится балансовый счет банка N 3. ж) Может ли банк N 3 увеличить объем предоставляемых ссуд? На какую величину? з) Какую сумму денег создала банковская система? Ситуация 5 Необходимо на основе имеющихся данных составить балансовый отчет банка, определить его активы и обязательства. Допустим, у центрального банка страны на конец года они выглядели так: Млрд.дол. Золотые сертификаты 10 Другие обязательства и собственный капитал 5 Ценные бумаги 100 Банкноты, выпущенные в обращение 90 Резервы коммерческих банков 30 Другие активы 10 Депозиты казначейства 5 Ссуды коммерческим банкам 10 Ситуация 6 В таблице 2 приведены гипотетические данные о ВНП, налоговых поступлениях и государственных расходах (млрд. дол.). Таблица 2
а) Определите характер и величину бюджетного сальдо при объеме ВНП, равном 900 млрд. дол.; при объеме ВНП, равном 1100 млрд. дол., достигнутом в условиях полной занятости. б) Каково соотношение между предполагаемыми инвестициями и сбережениями в условиях полной занятости (чистый экспорт равен нулю)? Ситуация 7
Ставка налогов в % Рис.2. Кривая Лаффера
Ситуация 8 В рыночных условиях развитых товарно-денежных отношений, проведения активной кредитно-денежной и финансовой политики в той или иной стране большую роль играют выпускаемые и обращающиеся ценные бумаги. Их назначение в рыночной экономике различно, но между ними есть и общее. а) В чем состоит (проявляется) сущность рынка ценных бумаг и каковы его функции? б) Дайте характеристику основных ценных бумаг, обращающихся в современных условиях в нашей стране. в) Постарайтесь обосновать ваше собственное мнение: какими ценными бумагами, обращающимися в переходной к рынку экономике России, предпочтительнее пользоваться, кому лучше их использовать и почему? Ситуация 9 Центральный банк России занимает ведущее место в кредитной системе. В его задачи входит обеспечение стабильности национальной валюты, платежного оборота, а также содействие контролю за коммерческими банками. На Центральный банк возложена задача проведения политики учетной ставки. Требуется объяснить: а) в чем суть самого понятия "учетная ставка"; б) в каких целях ЦБ будет стремиться повысить учетную ставку; в) к чему приводит на денежном рынке повышение ЦБ учетной ставки или ее снижение; г) то же самое в отношении товарного, финансового и валютного рынка. Ситуация 10 Наиболее распространенным принципом налогообложения является уплата налогов пропорционально получаемым выгодам и пропорционально полученным доходам. В нашей стране существуют основные налоги, отчисляемые в федеральный и региональные бюджеты. Но кроме этого имеется целая система налогов, устанавливаемых местными органами власти. Предположим, что перед местными органами власти стоят такие задачи: - строительство универсама; - реконструкция музея; - сооружение кегельбана и теннисного корта; - реконструкция и оснащение новым медицинским оборудованием местной больницы. Какой из известных вам налогов по признакам соотношения между ставкой налога и доходом вы бы предположили для финансирования этих расходов? Обоснуйте ваше предложение. Ситуация 11 Предположим, что нам известны следующие данные: номинальное предложение денег, реальной ВНП за два года и уровень цен только за один год (данные гипотетические). Их можно отразить в следующей таблице. Таблица 3
Требуется объяснить: а) на основе какой формулы можно определить скорость обращения денег, которая в данном примере принята неизменной; б) каким должен быть уровень цен для 2-го года: 7,5; 8,0; 10,0; 12,0; 12,5? Ситуация 12 В нашей стране в 90-е годы сложилась новая банковская система со значительным числом коммерческих банков. Но в целом для нее характерна нестабильность с ежегодным банкротством многих мелких и средних банков. Одновременно в стране принимаются меры по стабилизации банковской системы. а) Объясните основные причины, вызывающие нарушения в функционировании кредитно-банковской системы. б) Какие возможные меры по стабилизации кредитно-банковской системы вам известны? Какие вы могли бы дополнительно назвать? в) Каков существующий в нашей стране порядок ликвидации обанкротившегося банка? В каких законодательных документах он отражен? CASE STUDY ТЕМА: Сущность денег, формирование "денежных агрегатов", денежного обращения, денежно-кредитной политики в современных рыночных условиях и переходной к рынку экономике России. ЦЕЛЬ: Усвоение современных концепций денег и денежного обращения, содержания и целей денежно-кредитной политики и банковской системы, сущности финансов и механизма финансовой системы, формирования государственного бюджета и проведения фискальной политики. ВРЕМЯ: 160 мин. УЧАСТНИКИ: 4 бригады студентов.
Подготовительный этап (домашнее задание) Выполните п. 1 -4 курсового задания. Порядок проведения Вступительное слово тьютора - 5 мин. Разбивка на бригады: - 5 мин. Обсуждение бригадами домашних заданий и подготовка к выступлениям - 20 мин. Выступления бригад - 90 мин. Вопросы к выступавшим - 10 мин. Ответы на вопросы - 20 мин. Подведение итогов тьютором - 10 мин. Приложение ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Деньги, их сущность – Функции денег – Скорость обращения денег – Деньги М1,М2,МЗ- Чековые вклады – "Почти деньги" – Бесчековые сберегательные счета – Срочные вклады – Законное платежное средство – Декретные деньги – Денежный рынок – Дешевые и дорогие деньги – Ссудный капитал и кредит – Формы кредита – Функции кредита - Воздействие денег на объем производства – Модель IS-LM- Функции центрального банка – Коммерческие банки - Специализированные кредитно-финансовые учреждения- Банковские операции – Денежно-кредитная политика – Учетная (дисконтная) политика – Операции на открытом рынке – Нормы обязательных банковских резервов – Денежный мультипликатор – Особенности банковской системы России – Финансовая политика – Рынок ценных бумаг – Виды ценных бумаг – Фондовая биржа - Первичный и вторичный рынок ценных бумаг – Биржевые индексы – Биржевая котировка – Фискальная политика - Налоги и их виды - Кривая Лаффера - Федеральный и местный бюджеты - Мультипликатор сбалансированного бюджета - Бюджетный дефицит - Государственный долг - Эффект вытеснения - Автоматические и встроенные стабилизаторы - Финансовая система России - Предложение денег Давайте теперь обратимся к предложению денег. Вообще говоря, все, что в принципе приемлемо в качестве средства обращения, и есть деньги. Такие предметы, как китовый ус, щетина слоновьих хвостов, круглые камни, гвозди, крупный рогатый скот, пиво, сигареты, куски металла, да и люди, играли в истории роль средства обращения. Как мы убедимся, сейчас обязательства государства, коммерческих банков и других финансовых учреждений используются в нашей экономике как деньги. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕНЕГ: M1 Ни среди экономистов, ни среди государственных должностных лиц не существует единого мнения о том, из каких отдельных элементов состоит денежное предложение в экономике. В узком смысле предложение денег, обозначаемое М1, состоит из двух элементов: (1) Наличность, то есть металлические и бумажные деньги, находящиеся в обращении. (2) Чековые вклады, то есть вклады в коммерческих банках, различных сберкассах или сберегательных учреждениях, на которые могут быть выписаны чеки. Металлические и бумажные деньги являются обязательствами государства и государственных агентов. Текущие счета представляют обязательства коммерческих банков и сберегательных учреждений. Давайте вкратце остановимся на компонентах денежного предложения М1 (табл.15-1). Наличность: металлические + бумажные деньги. Металлические деньги, от медных пенни до серебряных долларов, составляют малую часть нашего денежного предложения. В настоящее время они составляют всего 2 или 3% в общем 784-миллиардном денежном предложении М1. Металлические деньги - это по существу "удобные деньги" в том смысле, что они позволяют нам совершать любые виды мелких покупок. Таблица 15-1 Альтернативное определение денег для Соединенных Штатов: М1, М2, МЗ
Следует заметить, что все металлические деньги являются символическими деньгами. Это попросту означает, что действительная стоимость-то есть стоимость металлического слитка, содержащегося в самой монете, - меньше стоимости, обозначенной на монете. Это делается специально для того, чтобы предотвратить переплавку символических денег с целью их прибыльной продажи и в качестве золотых или серебряных слитков. Если бы, например, 50-центовая монета содержала серебряный слиток стоимостью 75 центов, то было бы очень выгодно переплавить ее и продать в качестве слитка. Несмотря на незаконность подобных действий, 50-центовые монеты стали бы исчезать из обращения. В этом один из потенциальных недостатков товарных денег. Если их ценность как товара превысит их ценность как денег, то они прекратят функционировать в качестве средства обращения. Бумажные деньги, гораздо более значимые в количественном отношении, чем металлические, составляют около 25% денежного предложения М1 в экономике. Все 200 млрд. дол., или около того, бумажных денег представлены в форме банкнот Федерального резервного банка, то есть банкнот, которые были выпущены Федеральным резервным банком с разрешения конгресса. Кинув беглый взгляд на любые американские деньги в вашем бумажнике, вы заметите слева на верху лицевой поверхности банкноты надпись "Банкнота Федерального резервного банка" и знак Резервного банка слева от надписи в кружке. Чековые вклады. Хранение денег на текущих счетах получило в США наибольшее распространение, поскольку это и безопасно, и удобно. Действительно, вам не придет в голову набить конверт, скажем, 4896,47 дол. в банкнотах и монетах и бросить в почтовый ящик, чтобы заплатить долг; вместо этого попросту выписывается чек на данную сумму и посылается по почте. Чек должен быть индоссирован (подписан на обратной стороне) лицом, получившим по нему наличные. Лицо, выписавшее чек, затем получает его погашенным в качестве заверенной квитанции, подтверждающей выполнение обязательства. Поскольку выдача чека также требует передаточной подписи, кража или потеря чековой книжки не столь трагична, как потеря того же количества наличных денег. Кроме того, во многих случаях более удобно выписывать чек, чем транспортировать и подсчитывать большие суммы наличных. В силу всех этих причин деньги безналичного расчета стали основной формой денег в нашей экономике. В долларовом выражении 90% всех сделок осуществляются с помощью чеков. Может показаться странным, что текущие счета являются частью денежной массы. Но это легко объяснимо: чеки, которые есть не что иное, как средстве передачи собственности на вклады в банки и другие финансовые учреждения, широко используются в качестве средства обращения. Кроме того, такие вклады могут быть по требованию незамедлительно обращены в бумажные v металлические деньги; чеки, выписанные на эти вклады, при любом практическом использовании заменяют деньги. Таким образом: Деньги, М1 = наличные + чековые вклады. Эволюция чековых вкладов. Таблица 15-1 показывает, что чековые вклады несомненно, являются самым важным компонентом денежной массы М1. Поэтому довольно важно понять, как эволюционирует этот спектр чековых вкладов. Коммерческие банки составляют, пожалуй, опору системы. Они принимают вклады домашних хозяйств и предприятий и используют в свою очередь этифинансовые ресурсы для выдачи различных ссуд. Ссуды коммерческих банков представляют краткосрочный оборотный капитал. Они выдаются предприятиям ифермерам. За счет таких ссуд финансируются покупки потребителями автомобилей и других товаров длительного пользования. Коммерческие банки дополняются множеством более специализированных финансовых учреждений - ссудо-сберегательными ассоциациями, взаимно-сберегательными банками и кредитными союзами, - которые все вместе называются сберегательными учреждениями. Ссудо-сберегательные ассоциации и взаимно-сберегательные банки размещают сбережения домашних хозяйств, которые затем используются, помимо прочего, для финансирования жилищных ипотек. Кредитные союзы принимают вклады "членов" - обычно группы людей, работающих в одной компании, - и предоставляют эти фонды для финансирования покупок в рассрочку. Стоит отметить, что около 20 лет назад только коммерческие банки открывали текущие счета. Затем в 70-х годах различные сберегательные учреждения установили новые виды текущих счетов. Например, ссудо-сберегательные ассоциации создали так называемые оборотные счета по сберегательным вкладам (NOW accounts). Эти счета, по существу, являются текущими счетами, основанными на сберегательных вкладах в ссудо-сберегательные ассоциации. Подобным же образом кредитные союзы установили "шейр драфт" счета, которые представляют собой текущие счета, основанные на вкладах в кредитные союзы. Оборотные счета по сберегательным вкладам и "шейр драфт" счета были новаторскими средствами, позволившими ссудо-сберегательным ассоциациям и кредитным союзам конкурировать с коммерческими банками в банковском деле. Оборотные счета по сберегательным вкладам и "шейр драфт" счета были действительно очень привлекательны для вкладчиков, поскольку по таким счетам разрешалось платить процент, тогда как коммерческим банкам закон запрещал платить процент по их чековым счетам (бессрочным вкладам). Чтобы их не обошли, коммерческие банки ответили созданием автоматических счетов трансфертных услуг (ATS accounts). Благодаря этой мере банк автоматически переводил бы фонды с вашего сберегательного счета, приносящего проценты, на ваш чековый счет или счет бессрочных вкладов (когда потребуется его пополнить). Тем самым автоматические счета трансфертных услуг позволили банкам "обойти" юридический запрет на уплату процента по текущим счетам. В 1980 г. Закон о дерегулировании депозитных учреждений и монетарном контроле санкционировал открытие текущих счетов всеми депозитными учреждениями и позволил коммерческим банкам выплачивать проценты по индивидуальным чековым счетам. В 1986 г. все ограничения процентной ставки и требования определенного минимума денег на этих счетах были отменены. В результате этого нововведения прежняя разница между текущими счетами (бессрочными вкладами) коммерческих банков и сберегательными вкладами сберегательных учреждений практически исчезла. Если полтора десятилетия назад деньги можно было определить как "наличные плюс бессрочные вклады коммерческих банков", то сейчас определение должно звучать так: "Наличность плюс все чековые вклады". Чековые вклады включают не только бессрочные вклады (текущие счета) в коммерческих банках, но и оборотные счета по сберегательным вкладам, автоматические счета трансфертных услуг и "шейр драфт" счета. Оговорка. Наше определение денег следует снабдить технической оговоркой: наличность и чековые вклады, принадлежащие государству (министерству финансов) и Федеральным резервным банкам, коммерческим банкам или другим финансовым учреждениям, не учитываются. Отчасти это делается для того, чтобы избежать завышения денежного предложения, а отчасти потому, что деньги, находящиеся в распоряжении домашних хозяйств и предприятий - то есть "в обращении", - имеют большее отношение к уровню расходов в экономике. "ПОЧТИ ДЕНЬГИ": М2, МЗ "Почти деньги" - это определенные высоколиквидные финансовые активы, такие, как бесчековые сберегательные счета, срочные вклады и краткосрочные государственные ценные бумаги, которые хотя и не функционируют непосредственно как средство обращения, но могут легко и без риска финансовых потерь переводиться в наличность или чековые счета. Так, вы можете потребовать снять наличные деньги с бесчекового сберегательного счета в коммерческом банке или сберегательном учреждении. Или, в другом случае, вы можете потребовать перевода фондов с бесчекового сберегательного счета на текущий счет. Срочные вклады, как предполагает их название, становятся доступными вкладчику лишь по истечении срока. Например, вкладчик может изъять без уплаты штрафа 90-дневные или 6-месячные вклады только по истечении указанного срока. Хотя срочные вклады обладают явно меньшей ликвидностью (способностью быть истраченными), чем бесчековые сберегательные счета, они могут быть использованы как наличные или по истечении срока переведены на текущий счет. Поэтому наши руководящие денежно-кредитные учреждения предлагают второе и более широкое определение денег: Деньги, М2 = М1 + бесчековые сберегательные счета + мелкие (не превышающие 100 тыс. дол.) срочные вклады. Другими словами, М2 включает элементы средства обращения (наличность и чековые вклады), соответствующие М1 плюс другие элементы, которые могут быть довольно быстро и без потерь обращены в наличность и чековые вклады. Таблица 15-1 показывает, что с добавлением бесчековых сберегательных вкладов и мелких срочных вкладов денежное предложение М2 возрастает до 3054 млрд. дол. при М1, равном 784 млрд. Третье, "официальное" определение МЗ исходит из того, что крупные (100 тыс. дол. и более) срочные вклады, которыми обычно владеют предприятия в форме депозитных сертификатов, также легко обращаются в чековые вклады. Действующий рынок таких сертификатов на самом деле существует, и поэтому их можно в любое время продать (ликвидировать), хотя и с возможным риском потерь. Добавление этих крупных срочных вкладов к М2 дает еще более широкое определение денег: Деньги, МЗ = М2 + крупные (100 тыс. дол. и более) срочные вклады. Обратившись снова к таблице 15-1, мы увидим, что предложение денег МЗ возрастает до 3889 млрд. дол. Наконец, есть и другие несколько менее ликвидные активы, такие, как определенные государственные ценные бумаги (например, счета казначейства и сберегательные облигации США), которые могут быть легко обращены в деньги М1. Следует подчеркнуть, что существует целый спектр активов, которые лишь немног
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.143 (0.017 с.) |