Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова.



В латинской Вульгате эта книга называется «Экклесиастикус», то есть «Церковная книга». Это название впервые употребил священномученик Киприан Карфагенский. Такое название, возможно, предназначалось для того, чтобы подчеркнуть использование книги Церковью для наставления оглашенных, несмотря на исключение ее из еврейского канона. Содержание книги отображает практическую житейскую мудрость, приобретенную автором тщательным изучением библейской письменности, опытом собственной жизни и изучением судеб выдающихся людей.

В отличие от других неканонических книг, авторы которых остались неизвестными, имя автора этой книги известно. В конце 50 главы автор называет себя: «Учение мудрости и благоразумия начертал в книге сей я, Иисус, сын Сирахов, иерусалимлянин, который излил мудрость от сердца своего» (Сир. 50,29). Более точным было бы именование автора Иисусом, сыном Сира. Написана книга была на древнееврейском языке, а позже переведена на греческий внуком автора. Переводчик утверждает в предисловии, что его дед глубоко изучил Писание. Это подтверждается при рассмотрении текста книги, который иногда представляет мозаику из библейских текстов. Краткие, сжатые изречения встречаются реже, чем в Притчах; здесь мысль развивается обычно более пространно. Долгое время считалось, что оригинальный текст не сохранился. Но в 1886 году в генизе (древнехранилище) города Каира нашли часть текста на древнееврейском языке. В середине двадцатого века среди кумранских находок был найден свиток, содержащий большую часть древнееврейского текста.

Книга не вошла в священный еврейский канон. Возможно это объясняется тем, что фарисеи усмотрели в ней влияние саддукеев. Но она неоднократно цитируется в Талмуде.

Православная традиция считает книгу неканонической. Однако она всегда пользовалась авторитетом в Церкви. В 85 апостольском правиле юношам советуется изучать «Премудрость многоученого Сираха». В 39 пасхальном послании святителя Афанасия Великого книга Премудрости Иисуса сына Сирахова рекомендуется для поучительного чтения оглашенным. В Новом Завете нет цитат из книги Иисуса сына Сирахова. Однако, у новозаветных писателей встречаются несомненные реминесценции из нее, особенно у Апостола Иакова. Книга используется многими святыми отцами и учителями Церкви. Цитаты из нее встречаются в послании Варнавы, у Климента Римского, в «Пастыре» Ерма, у Климента Александрийского, Киприана Карфагенского, святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, у преподобного Ефрема Сирина. Святой Иоанн Дамаскин называет ее «прекрасною и очень полезною книгою».

В прологе (гл. 1) говорится, что мудрость происходит от Бога. Первая часть книги (гл. 2-43) содержит набор правил поведения на разные случаи человеческой жизни. Эта часть заканчивается прекрасным гимном, восхваляющим Творца. Вторая часть (гл. 44-50) является исторической и содержит восторженный панегирик великим мужам еврейского народа. Заключительная глава (51) - Молитва Иисуса сына Сирахова.

 

Учение о Премудрости.

«Всякая премудрость от Господа и с Ним пребывает вовек» (Сир. 1,1). Такими словами начинается эта книга. Премудрость уподобляется морскому песку и каплям дождя, которые не поддаются исчислению. Она не может быть вполне изучена человеком. Вполне ее обладает только Бог. Она проявляется в вечных законах, управляющих миром.

 

Нравственное учение книги.

 

Автор неоднократно обращается к теме милосердия. «Сын мой! Не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающегося; не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости; не смущай сердца уже огорченного и не откладывай помогать нуждающемуся; не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего; не отвращай очей от просящего и не давай человеку повода проклинать тебя; ибо когда он в горести души своей будет проклинать тебя, Сотворивший его услышит моление его» (Сир. 4, 1-6).

Вместе с тем, он говорит о том, что в мире царствует социальная несправедливость, что бедные притесняются богатыми. Обращает Бен-Сира внимание и на то, что богатство ценится больше чем способности и душевные качества человека. «Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника - с благочестивым. Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным? Ловля у львов - дикие ослы в пустыне, так пастбища богатых - бедные. Отвратительно для гордого смирение: так отвратителен для богатого бедный. Когда пошатнется богатый, он поддерживается друзьями; а когда упадет бедный, то отталкивается и друзьями. Когда подвергнется несчастию богатый, у него много помощников; сказал нелепость, и оправдали его. Подвергся несчастью бедняк, и еще бранят его; сказал разумно, и его не слушают. Заговорил богатый, - и все замолчали и превознесли речь его до облаков; заговорил бедный, и говорят: «это кто такой?» И если он споткнется, то совсем низвергнут его» (13, 21 - 29). «Счастлив богач, который оказался безукоризненным и который не гонялся за золотом. Кто он? И мы прославим его; ибо он сделал чудо в народе своем. Кто был искушаем золотом - и остался непорочным? Да будет это в похвалу ему. Кто мог погрешить - и не погрешил, сделать зло - и не сделал? Прочно будет богатство его, и о милостынях его будет возвещать собрание» (Сир. 31, 8-12).

«Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним; друг новый - то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его» (Сир. 9, 12-13). «Кто пожалеет об ужаленном заклинателе змей, и обо всех, приближающихся к диким зверям? Так и о сближающимся с грешником и приобщающимся грехам его: на время он останется с тобою, но если ты поколеблешься, он не устоит. Устами своими враг усладит тебя, но в сердце своем замышляет ввергнуть тебя в яму: глазами своими враг будет плакать, а когда найдет случай, не насытится кровью. Если встретится с тобою несчастье, ты найдешь его прежде себя, и он, как будто желая помочь, подставит тебе ногу: будет кивать головою и хлопать руками, многое будет шептать, и изменит лице свое» (Сир. 12, 13-18).

Значительное место уделяет автор наставлениям относительно семейной жизни и воспитании детей. «Счастлив муж доброй жены и число дней его - сугубое. Жена добродетельная радует своего мужа, и лета его исполнит миром; добрая жена - счастливая доля: она дается в удел боящемуся Господа; с нею у богатого и бедного - сердце довольное и лице во всякое время веселое» (Сир. 26, 1-4). «Кто любит сына своего, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им. Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им» (Сир. 30, 1-2).

 

Библиография.

 

Общие курсы.

Арсений (Москвин), митр. Киевский. Введение в священные книги Ветхого Завета. // Труды Киевской Духовной Академии. - 1873. - Т.2.

Афанасьев. Учительные книги Ветхого Завета. - М.,1914.

Гавриловский. Учительные книги Ветхого Завета. - Вольск, 1911.

Князев А., прот. Ветхий Завет. Учительные книги: Курс, читанный о. А.Князевым на Высших женских богословских курсах: 1961 - 1962 годы. - Б.м. и г.

Орда Х. (впосл. Епископ Ириней). Руководство к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета. - 1871.

Шульц С. Ветхий Завет говорит… - М.: «Духовное возрождение», 2000.

Юнгеров П.А. Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. - Казань, 1907. - Вып. 2: Пророческие и неканонические книги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.005 с.)