Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарождение, основные этапы и направленияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Развития экономической теории Основные вопросы по теме: 1 Генезис экономической теории: экономическая мысль Древней Греции, меркантилизм, физиократия, классическая экономическая школа, марксистская политэкономия и основные идеи «Капитала», маржинализм. 2 Современные направления экономической теории: неоклассическое направление, кейнсианское направление, институциональное направление. Термины и понятия: Экономика по Ксенофонту. Экономика по Аристотелю. Хрематистика. Меркантилизм. Активный торговый баланс. Протекционизм. Физиократия. Предмет политической экономии по А. Смиту. Экономический либерализм. Прибавочная стоимость по К. Марксу. Оборотный капитал по К. Марксу. Основной капитал по К. Марксу. Маржинализм. Цена равновесия по А. Маршаллу. Неоклассическое направление экономической науки. Кейнсианское направление экономической науки. Институционализм. Темы рефератов: 1 Карл Маркс: великий критик и плохой пророк. 2 «Экономический человек» и рациональное экономическое поведение. «Невидимая рука» в экономике. 3 Доктор Кенэ – основоположник школы физиократов. 4 Направления современной экономической мысли. Основная литература: [1]. Дополнительная литература: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [10]. Учебно-методическая литература: [1], [2], [5], [6].
Вопросы для обсуждения и самоконтроля: 1 Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней? 2 Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время? 3 Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит? 4 В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений? 5 С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма? 6 Почему кейнсианцы настаивали на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считали его вредным? Какая из этих доктрин представляется Вам более применимой к сегодняшней России?
Предмет и методы экономической теории Основные вопросы по теме: 1 Понятие и предмет экономической теории. 2 Структура экономической теории. 3 Методы и измерение в экономической теории. 4 Экономическая политика и ее цели. 5 Рациональное экономическое мышление. Термины и понятия: Экономическая теория. Микроэкономика. Макроэкономика. Мезоэкономика. Метаэкономика. Научная абстракция. Анализ. Синтез. Индукция. Дедукция. Гипотеза. Исторический метод. Экономический эксперимент. Позитивная экономическая теория. Нормативная экономическая теория. Экономическая политика. Экономический рост. Полная занятость. Экономическая эффективность. Стабильность цен. Экономическая свобода. Темы рефератов: 1 Методология экономической теории. 2 Принципы рационального экономического поведения. Основная литература: [1]. Дополнительная литература: [1], [2], [3], [4], [5], [7], [8], [10],[11]. Учебно-методическая литература: [1], [2], [5], [6]. Вопросы для обсуждения и самоконтроля: 1 Каково место экономической теории среди других экономических наук? 2 От каких реальных свойств человека абстрагируется модель «экономического человека»? Не теряется ли при этом познавательная ценность данной абстракции? 3 В чем особенности экономического эксперимента на микро- и макроуровнях? 4 Существует мнение, что производство алкогольной продукции по общепринятой морали нежелательно. Какой из принципов экономического поведения движет предпринимателями при производстве данного вида продукции? 5 В чем состоят отличия позитивного анализа экономики от нормативного?
Базовые экономические понятия. Общие проблемы экономического развития И экономические системы Основные вопросы по теме: 1 Человеческие потребности. Закон возрастания человеческих потребностей. 2 Свободные и экономические блага. Факторы производства. 3 Альтернативная стоимость. 4 Кривая производственных возможностей. Закон возрастания вмененных издержек. 5 Экономический рост. Типы экономического роста. 6 Фундаментальные вопросы экономики. 7 Кругооборот ресурсов, денег, товаров и услуг. 8 Понятие собственности и основные формы собственности. 9 Социально-экономические системы: традиционная экономика, рыночная экономика, административно-командная (централизованная) система, смешанная экономика, модели в рамках систем со смешанной экономикой. Термины и понятия: Ограниченность ресурсов. Экономическое благо. Свободные блага. Ресурсы (факторы производства). Природные ресурсы. Рента. Капитальные ресурсы. Процент. Трудовые ресурсы. Заработная плата. Информационные ресурсы. Предпринимательские способности (как фактор производства). Предпринимательская прибыль. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Альтернативные (вмененные) издержки производства. Экстенсивный рост. Интенсивный рост. Производительность труда. Трудоемкость. Производительность капитала. Капиталоемкость. Производительность природных ресурсов. Ресурсоемкость. Собственность. Частная собственность. Государственная собственность. Экономическая система. Традиционная экономика. Административно-командная экономика. Рыночная экономика (чистый капитализм). Смешанная экономика. Темы рефератов 1 Иерархия потребностей по Маслоу. Закон возрастающих человеческих потребностей. 2 Кривая производственных возможностей. Типы и факторы экономического роста. 3 Многообразие форм собственности в рыночной экономике. 4 Типы экономических систем. Модели в рамках систем. Основная литература: [1]. Дополнительная литература: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [10]. Учебно-методическая литература: [1], [2], [5], [6]. Вопросы для обсуждения и самоконтроля 1 Объясните, почему проблема незанятости ресурсов является частью предмета «экономикс». 2 «Утверждение об ограниченности ресурсов и безграничности потребностей на самом деле неверно. Ресурсы в действительности безграничны, так как бесконечен процесс открытия новых источников ресурсов. Потребности же, напротив, ограничены, поскольку существуют физические пределы их удовлетворения». Согласитесь с этим утверждением или опровергните его. 3 Почему неосуществим на практике принцип распределения «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям»? 4 Чтобы купить масло дешевле, вам необходимо отстоять длинную очередь. Если вы все-таки решитесь ее отстоять, действительно ли вы купите масло дешевле? Почему основная часть представителей очередей в магазинах – пенсионеры и неработающие женщины– домохозяйки? 5 Возможно ли производство в точке, лежащей выше кривой производственных возможностей? Если нет, то что необходимо сделать, чтобы это стало возможным? 6 На каких конкретных допущениях основывается кривая производственных возможностей? 7 Какой вид будет иметь графики производственных возможностей, если: а) ресурсы, используемые для производства двух продуктов, абсолютно взаимозаменяемы; б) ресурсы для производства одного продукта абсолютно не могут быть использованы для производства другого? 8 Почему кривая производственных возможностей имеет вогнутый вид относительно начала координат? 9 В чем заключаются отличия чистого капитализма от смешанной экономической системы? Чем обусловлена деформация рыночной экономики в смешанную систему? 10 Фундаментальные проблемы экономики (Что? Как? Для кого?) приходится решать только в условиях рыночной и смешанной экономики. Так ли это? Ответ обоснуйте. Задачи: 1 Абитуриент после окончания школы имеет возможность пойти работать продавцом или лаборантом с заработной платой 2000 и 1200 у.е. в год соответственно. Но он предпочел учебу в вузе с оплатой обучения в размере 1000 у.е. в год. Каковы альтернативные издержки его выбора? 2 Представьте, что Вы снимаете квартиру и платите ее хозяину 1000 у.е. в год, храня при этом свои средства в банке, что обеспечивает Вам 10 % годовых. До какого максимального размера арендной платы стоимости квартиры она может представлять интерес для Вас как потенциального покупателя? 3 Самолетом из города А в город Б можно добраться за один час, а автобусом – за пять. Стоимость билета на самолет составляет 500 у.е., на автобус – 100 у.е. Каким должен быть Ваш минимальный часовой заработок, начиная с которого передвижение (в рабочее время) на самолете станет для Вас выгоднее? 4 Бизнесмен тратит на наем легкового автомобиля 10000 у.е. ежегодно. Определите, при какой максимальной стоимости автомобиля целесообразна покупка личного автомобиля, если банковская ставка процента 20 % годовых, а эксплуатационные расходы составляют 2000 у.е. в год? Основы теории рынка Основные вопросы по теме: 1 Сущность и условия возникновения рынка. Трансакционные издержки. 2 Функции рынка (на примере свободного рынка). 3 Виды рынков по степени развития. Классификация структуры рынка. 4 Преимущества и недостатки свободного рынка. 5 Абсолютное и сравнительное преимущество. 6 Деньги. Свойства и функции денег. Виды денег. Уравнение И. Фишера. 7 Инфляция. Социально-экономические последствия инфляции. Термины и понятия: Рынок. Воспроизводственный цикл. Производство. Распределение. Обмен. Потребление. Натуральное хозяйство. Товар. Товарное производство. Трансакционные издержки. Санация. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Монополистический рынок. Олигополистический рынок. Рынок совершенной конкуренции. Рыночная инфраструктура. Рыночный субъект. Объект рыночного хозяйства. Абсолютное преимущество. Сравнительное преимущество. Деньги. Свойства денег. Функции денег. Денежные агрегаты. Инфляция. Ползучая инфляция. Галопирующая инфляция. Гиперинфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционная спираль. Эмиссия денег. Дефляция. Покупательная способность денег. Бюджет. Дефицит бюджета. Ликвидность. Темы рефератов: 1 Роль государства в рыночной экономике. 2 Пределы государственного вмешательства в экономику. 3 Деньги и их функции. Современные виды денег. 4 Инфляция: сущность, механизм и последствия. Основная литература: [1]. Дополнительная литература: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]. Учебно-методическая литература: [1], [2], [5], [6]. Вопросы для обсуждения и самоконтроля: 1 Расставьте в хронологическом порядке этапы хозяйственной деятельности: товарно-денежные отношения, натуральное хозяйство, бартер. В чем было неудобство бартера и можно ли считать это основной причиной появления денег? 2 Как бы Вы прокомментировали высказывание А. Маршалла: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц»? 3 Какие функции денег наиболее отчетливо иллюстрируют следующие ситуации: а) для покупки автомобиля Вам нужны деньги и Вы собираетесь продать загородный дом; б) как человек бережливый, Вы иногда откладываете деньги «на черный день»; в) в ресторане, куда Вы пришли со своей подругой, официант предлагает Вам меню с указанием цен готовящихся блюд. 4 У Вас имеется 1 миллион рублей наличными, а у Вашего друга – загородный дом, оцениваемый в 1 миллион рублей. Чье имущество обладает большей ликвидностью. Всегда ли более ликвидный способ хранения богатства более рационален? 5 Внимательно прочтите фрагмент работы А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» и ответьте на вопросы. «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда. …значительное увеличение количества работы, которое может выполнить в результате разделения труда одно и то же число рабочих, зависит от трех различных условий: во-первых, от увеличения ловкости каждого отдельного рабочего; во-вторых, от сбережения времени, которое обычно теряется на переход от одного вида труда к другому; и, наконец, от изобретения большого количества машин, облегчающих и сокращающих труд и позволяющих одному человеку выполнять работу нескольких. …Так как возможность обмена ведет к разделению труда, то степень последнего всегда должна ограничиваться пределами этой возможности обмена, или, другими словами, размерами рынка». а)Какие условия для увеличения производительности труда создает разделение труда? б) Существует ли взаимосвязь между углублением разделения труда и повышением благосостояния общества? в)Каковы причины возникновения экономического обмена? г) Какова цель обмена? д) Каким может быть воздействие обмена на благосостояние общества? е) Какими могут быть пределы обмена? 6 К чему может привести рост трансакционных издержек? 7 Всегда ли инфляция – явление негативное? Кто выигрывает и проигрывает в условиях инфляции? В чем разница понятий «дефляция» и «дезинфляция»? Задачи: 1 Отец, мать и сын приехали на дачу собирать черную смородину. Но им нужно еще и обработать грядки. К сожалению, время, которое может провести семья на участке, ограничено и составляет 6 часов. Как нужно распределить работу, чтобы все грядки были обработаны и собрано наибольшее количество смородины, если отец собирает 5 литров смородины в час, мать – 8 и сын – 3 литра, а грядки отец обрабатывает за 6 часов, мать – за 2, сын – за 5 часов. 2 США производит 24 тыс. т пшеницы и 6 тыс. т кофе, хотя может производить или 30 тыс. т пшеницы, или 30 тыс. т кофе. Бразилия производит 4 тыс. т пшеницы и 12 тыс. т кофе, хотя может производить или 10 тыс. т пшеницы, или 20 тыс. т кофе. Определить сравнительное преимущество стран по производству кофе и пшеницы; сделать вывод о целесообразности специализации стран на производстве какого-либо товара; определите, какое количество кофе и пшеницы будет производится двумя странами вместе после разделения производства и сравните полученные значения с первоначальными. 3 Количество товаров в стране увеличилось в 3 раза, цены выросли в 2 раза. Как изменилась масса денег в обращении, если скорость обращения денег увеличилась в 2 раза? Микроэкономика
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.168.68 (0.012 с.) |