Чистая монополия. Антимонопольная политика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чистая монополия. Антимонопольная политика



Основные вопросы по теме:

1 Характерные черты чистой монополии.

2 Барьеры вступления в отрасль.

3 Определение цены и объемов производства.

4 Ценовая дискриминация.

5 Экономические и социальные последствия монополий и монополизации.

6 Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.

Термины и понятия:

Монополия. Закрытая (государственная) монополия. Открытая монополия. Коэффициент Лернера. Естественная монополия. Монопольная власть. Нечестная конкуренция. Ценовая дискриминация. Совершенная ценовая дискриминация. Государственная антимонопольная политика. Патент. Лицензия. Х-неэффективность. Динамическая эффективность. Дилемма регулирования. Регулируемая монополия.

Темы рефератов

1. Монополия как тип рыночной структуры.

2. Особенности монополизации в России (на примере ВПК, электроэнергетики, МПС).

3. Антимонопольная политика в России: исторический и современный аспекты.

Основная литература: [1].

Дополнительная литература: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [10], [14].

Учебно-методическая литература: [1], [2], [5], [6].

Вопросы для обсуждения и самоконтроля:

1 Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности Вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России?

2 Снижение цены монополиста с 4 у.е. до 3 у.е. привело к увеличению объема продаж с 3000 до 4000 штук в день. Как могла измениться прибыль монополиста?

3 К какому виду монополии (естественная, открытая, закрытая) относится каждое из предложенных утверждений:

а) компания впервые вышла на рынок с новой продукцией,

не позаботившись о специальных мерах защиты от конкуренции;

б) автор научного открытия, зарегистрировав его, позаботился

о своем творческом приоритете, прибегнув к институту

авторских прав;

в) фирма функционирует в отрасли, где максимальная

эффективность достигается лишь путем выпуска объема

продукции, удовлетворяющего целиком рыночный спрос.

4 Чистый монополист может повышать цену на свой товар безгранично, так как он – один-единственный производитель в отрасле. Кривая спроса на его товар абсолютно неэластична. Согласны ли Вы с этим утверждением?

5 Объясните, почему раздел крупного монополиста на ряд конкурирующих фирм может привести к более эффективному использованию ресурсов? Будет ли правильным такое решение в случае с естественной монополией?

6 Перечислите отрасли, которые, по Вашему мнению, могут называться естественной монополией в России. Охарактеризуйте различные стратегии вмешательства для предотвращения использования монопольной власти.

Задачи:

1 Допустим, фирма полностью монополизировала производство кворков. Следующая информация отражает положение фирмы:

Предельный доход = 1000 – 20 Q.

Общий доход = 1000 Q – 10 Q 2.

Предельные издержки = 100 + 10 Q,

где Q – объем выпуска кворков, Р – цена одного кворка (в у.е.).

Сколько кворков будет продано и по какой цене, если:

а)фирма функционирует как чистая монополия?

б) отрасль (фирма) функционирует в условиях

совершенной конкуренции?

2 Фирма-монополист запланировала выпуск продукции на год с показателями, представленными в таблице 4.6.

Таблица 4.6 – Выпуск фирмы-монополиста

Цена продажи Р, у.е./шт.          
Объем продаж Q, шт.          
Общие издержки ТС, у.е.          
Постоянные издержки TFC, у.е.  

Методом сопоставления общих показателей найдите наиболее выгодные варианты для фирмы по цене и объему реализации.

3. Представьте, что Вы – чистый монополист. Динамика АТС, валовой и средней (не единицу продукции) прибыли складывается следующим образом: при продаже 6 ед. продукции, средняя прибыль снижается, а валовая прибыль максимальна. Но если вы будете продавать только 5 ед. продукции, то средняя прибыль будет максимальной. Какой вариант будет для Вас предпочтительней и почему?

 

Несовершенная конкуренция

И рыночные структуры

Основные вопросы по теме:

1 Сущность монополистической конкуренции.

2 Определение цены и объемов производства в условиях монополистической конкуренции.

3 Экономические последствия монополистической конкуренции.

4 Сущность олигополии.

5 Модели олигополистического поведения.

Термины и понятия:

Монополистическая конкуренция. Дифференциация продукта. Неценовая конкуренция. Олигополия. Дуополия. Индекс Герфиндаля. Олигополистическая взаимосвязь. Открытый сговор. Скрытый сговор. Картель. Ценовой лидер.

Темы рефератов:

1 Особенности монополистической конкуренции.

2 Олигополия как форма несовершенной конкуренции.

Основная литература: [1].

Дополнительная литература: [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [10], [14].

Учебно-методическая литература: [1], [2], [5], [6].

Вопросы для обсуждения и самоконтроля:

1 Почему экономическая прибыль предприятия в условиях монополистической конкуренции тяготеет к нулевому уровню?

2 Какую роль играет реклама в экономике? Опишите позитивные и негативные стороны современной российской рекламы.

3 Насколько распространена монополистическая конкуренция в мировой и российской экономике?

4 Допустим, что в отрасли существует всего 4 фирмы, т.е. представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма-олигополист предпочтет максимизировать прибыль:

а) повышением цен на свою продукцию;

б) улучшением качества своих товаров;

в) активной рекламной политикой;

г) снижением цен на свою продукцию;

д) разработкой явного или неявного соглашения о совместной ценовой политике с другими фирмами этой же отрасли.

5 Существует ли олигополистическая взаимосвязь, тайный или явный сговор на рынке монополистической конкуренции с дифференциацией продукта?

6 Почему нефтяному картелю ОПЕК удалось существенно поднять цены? Выполнение каких условий необходимо для успешной картелизации?

7 Существует мнение, что в условиях олигополии реклама в значительной мере способствует лишь удержанию занимаемой доли рынка. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свой ответ.

Если у фирмы-олигополиста расходы на рекламу и прибыль имеют положительную корреляцию, то можно ли отсюда сделать вывод, что более высокие расходы на рекламу вызовут более высокие прибыли?

Задачи:

1 На олигополистическом рынке работают две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. В таблице 4.7 приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы.

Таблица 4.7 – Спрос на продукцию и издержки фирмы

Цена, долл. Объем спроса, ед. Объем выпуска, ед. Общие издержки, долл.
       
       
       
       
       

 

а)Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

б) Если сохраняется данное предположение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?

в)Появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.008 с.)