Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Страна Хатти и царство КанесаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Люди заселяли Малую Азию с незапамятных времен, и к тому времени как на Галисе появились пришельцы‑индоевропейцы с востока, здесь уже находилось около десятка государств, созданных аборигенами хаттами (хатти) – народом, родственным современным абхазцам. Крупнейшим их центром был одноименный город – Хатти (на языке пришлых индоевропейцев – Хаттуса), раскопанный археологами в начале XX в. в местечке Богазкёй. По имени хаттов весь бассейн Галиса, где они преобладали, со всеми его государствами получил географическое название Хатти. Пришельцы‑индоевропейцы широко расселились в стране Хатти, то соперничая, то вступая в симбиоз с местными хаттами. Переняли они у хаттов очень многое, начиная от культа верховного Солнечного божества – Солнечной Богини хаттского города Аринна – и кончая представлением о важной роли женщин, будь то роли богинь в пантеоне или цариц – в управлении страной. Главным центром пришельцев стал город, лежавший к югу от Среднего Галиса и именовавшийся Кнеса (Неса, Каниш). В итоге собственный язык пришельцы стали называть к(а)несийским; так же они определяли своих старых индоевропейских богов, а жрецы, обращавшиеся к ним со старинными гимнами, именовались к(а)несийскими певцами. В первые века после поселения пришельцев на востоке Малой Азии важную роль играли существовавшие здесь в XX–XVIII вв. до н. э. торговые колонии ассирийцев (выходцев из Ашшура). Главное место среди них занимала международная торговая колония в Канише, контролировавшая целую сеть зависящих от нее факторий. Все эти колонии, организованные по общинному принципу, размещались на территории различных местных государств и формально подчинялись их правителям; при этом они пользовались полным самоуправлением во всех внутренних делах. Такой экстерриториальный союз автономных торговых общин, все члены которых одновременно были гражданами своих родных городов, был уникальным явлением в истории Ближнего Востока. Через систему этих колоний шла международная торговля, полюсами которой были Ашшур – с одной стороны, бассейн Галиса и озеро Туз – с другой. Предметами этой торговли были прежде всего металлы с малоазиатской стороны и высококачественные ткани – с месопотамской. Существование колоний способствовало втягиванию населения Малой Азии в международную торговлю, развитию местного производства (особенно металлургии), экономической интеграции и ускоренному формированию властной и богатой классовой верхушки. Именно в эпоху ассирийских торговых колоний индоевропейские пришельцы добились доминирования в некоторых из аборигенных номовых государств, ассимилировав их население. Накопление богатств, ускоренное деятельностью торговых колоний, обостряло соперничество из‑за них и из‑за возможности контролировать те или иные участки торговых путей, охвативших восток Малой Азии. Все чаще происходили военные столкновения местных государств. От царства Каниш отделился город Куссар, в котором династия родом из самого Каниша основала особое царство. Один из представителей этой династии – Питхана в начале XVIII в. до н. э. захватил Каниш и перенес туда престол, поскольку это был город, родной для его семьи и главный для всего его народа – пришлых индоевропейцев. Как говорит древний текст, Питхана «не причинил зла никому из граждан Каниша и обошелся с ними будто с собственными родителями». Его сын и преемник Анитта в результате нескольких ожесточенных военных кампаний, сопровождавшихся порой тотальным разрушением вражеских городов, завоевал земли от Черного моря до бассейна озера Туз включительно. Тем самым на смену маленьким номовым княжествам северо‑востока Малой Азии пришло обширное территориальное государство, которое и известно в современной науке как Хеттское царство. Его подлинным основателем был, таким образом, Анитта. В этом качестве его почитали и позднейшие хеттские цари, приказывая бережно сохранять и переписывать его торжественные надписи. Среди наиболее опасных врагов, сокрушенных Аниттой, было и княжество со столицей в городе Хатти (Хаттуса) – главный оплот аборигенов‑хаттов. Хаттуса была разрушена до основания, Анитта посеял на ее месте сорную траву и предал его заклятию: «Если кто после меня станет царем и снова заселит город Хаттусу, то пусть его поразит бог грома!» Верховными богами Канеситского (Канишского) царства были старинные верховные божества индоевропейцев, принесенные народом Анитты в Малую Азию: бог неба, именовавшийся уважительно Диу‑Суммис («Наш бог»), и бог грома Пэрва (то же имя, что в славянском варианте звучит как Перун). Канеситская держава была, таким образом, прежде всего царством индоевропейских пришельцев, и в ее рамках проходила довольно быстрая ассимиляция ими аборигенов‑хаттов. Официальные документы державы тоже составлялись на индоевропейском языке пришельцев (для письменной передачи которого здесь приспособили месопотамскую клинопись). Характерно, что могущество Каниша возросло прежде всего на богатствах, поступавших в город вследствие того, что в нем находилась столица упомянутой выше автономной сети международных торговых колоний. Однако в новой Канеситской державе для подобной экстерриториальной автономии места не было – и эта сеть прекратила свою деятельность уже к середине XVIII в. до н. э.
Страна Хатти и «люди Хатти»
На исходе XVIII в. до н. э. династия Анитты прервалась, и власть над Канеситским царством перешла к другому (так называемому древнехеттскому) царскому роду, также вышедшему из среды пришлых индоевропейцев. Один из его царей, Лабарна I (ок. 1675–1650 гг. до н. э.), оказался великим завоевателем и реформатором. При нем было окончательно завершено формирование институтов государства. Лабарна раздвинул границы своего царства «от моря до моря» (как с восхищением писали его преемники, для которых это выражение стало чем‑то вроде внешнеполитического лозунга), т. е. от устья Галиса до Киликии, и совершил поход на запад Малой Азии. Внутригосударственная деятельность этого царя произвела такое впечатление, что имена его самого и его супруги Таваннанны стали титулами всех позднейших хеттских великих царей и цариц (подобно тому, как в титулы верховных правителей Рима превратились имена Цезаря и Августа). Его преемник – племянник Лабарна II (ок. 1650–1625 гг. до н. э.) перенес столицу в некогда главный центр хаттов Хаттусу и принял имя Хаттусили (I). Проклятия Анитты он не побоялся по той простой причине, что Хаттуса уже была отстроена местными жителями, а проклятие Анитты адресовалось только царю, пожелавшему восстановить город. С этого времени все царство стало официально именоваться страна Хатти (модификацией этого выражения и является современное название Хеттское царство), а все подданные его царей – «люди Хатти». Как видим, это был не этнический термин, а политический, обозначавший подданных определенного государства независимо от этноса. Древние евреи, соприкасавшиеся с воинами и наместниками страны Хатти в Палестине в XIV в. до н. э. и рядом царств – осколков этой страны – в последующие века называли «людей Хатти» хитти (хеттеи). В таком виде это слово встречается в Библии. Современная наука сначала нашла упоминания о стране Хатти в египетских памятниках, и только в начале XX в. после раскопок в Богазкёе и других центрах узнала историю этого государства из его собственных источников. Словом «хетты» (форма библейского хитти) позже стали называть тот самый пришлый индоевропейский народ, который доминировал в царстве Анитты и Лабарны (т. е. людей «канесийского языка»), а индоевропейский язык этого народа – хеттским. Еще позже выяснилось, что термин «люди Хатти», производным от которого является название «хетты», никогда не обозначал какого‑либо конкретного народа или языка, а относился ко всем подданным хеттских царей. Однако слова «хетты», «хеттский язык» и «Хеттское царство» прочно вошли в науку в описанных выше значениях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.169 (0.01 с.) |