Классификация банков по признакам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация банков по признакам



Форма собственности Организационно-правовая форма Принадлежность капитала Сфера (территория) действия Масштаб деятельности Степень независимости Характер деятельности
Государственные Частные Кооперативные Смешанные (представляющие разные формы собственности) Акционерные общества (ОАО и ЗАО) ООО (паевые) Российские Иностранные Совместные Региональные (в том числе муниципальные) Межрегиональные Заграничные (российские банки за границей) Крупные Средние Мелкие Головные (самостоятельные) Дочерние Универсальные Специализированные, в том числе имеющие отраслевую специализацию (сберегательные, ипотечные, земельные сельскохозяйственные и т.д.)

Все банки по определению представляют собой универсальные кредитные организации. Однако любой банк в данный момент специализируется на ограниченном числе операций, используя на их проведение большую часть своих ресурсов. Поэтому специализация банка означает только то, что, оставаясь универсальным, т.е. имея возможность осуществлять любые необходимы клиенту операции, банк тем не менее основные силы и средства концентрирует на небольшом числе операций. Набор таких операций каждый банк, как правило, периодически пересматривает и уточняет.

Ресурсы коммерческих банков

Банк может проводить активные операции, приносящие доход (выдавать кредиты, приобретать ценные бумаги и др.), только в пределах имеющихся у него свободных ресурсов. Следовательно, операции по формированию таких ресурсов банка (пассивные операции) относятся к первичным, определяющими объем доходных операций.

Как и всякий хозяйствующий субъект, банк для обеспечения своей деятельности должен располагать денежными средствами и материальными активами, составляющими его ресурсы.

Ресурсы банка представляют собой совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в распоряжении банка и используемых им для ведения активных операций.

Основная часть денежных средств, за счет которых работает и живет банк, – это привлеченные за плату средства (до 90% всех ресурсов – обязательства банка). Поэтому проблема формирования ресурсов для банка имеет большое значение и порождает конкурентную борьбу за ресурсы между банками.

Формирование собственного капитала – обязательный этап, предшествующий началу деятельности банка, но не завершаемый с его созданием.

К собственным средствам банка относят:

– уставный капитал (фонд);

– резервный капитал (фонд);

– другие фонды, образуемые за счет прибыли банка (социального развития, производственного развития самого банка, страховые резервы и др.).

Уставный капитал коммерческого банка – это денежное выражение обязательного минимального размера имущества, которым банк должен обладать как юридическое лицо.

Таким образом, это тот размер имущества, только при наличии которого вновь создаваемый банк может быть вообще зарегистрирован в качестве юридического лица и которым банк отвечает перед своими кредиторами (т.е. если для выполнения своих обязательств у банка не останется иных средств).

Уставный капитал складывается из взносов участников (акционеров или пайщиков) банка. Учредителям могут быть юридические и физические лица в количестве не менее трех (по законодательству США – пяти участников).

Уставный капитал банка выполняет разные функции:

1) на начальном этапе работы банка выступает в роли стартовых средств, необходимых для первоочередных расходов, без которых банк не может начать работу (приобретение земли, здания, оборудования, наем персонала и т.д.);

2) в период роста банк нуждается в дополнительном капитале для расширения своей деятельности, т.е. необходимо увеличивать уставный капитал;

3) капитал служит регулятором деятельности банка, в том числе ограничителем неоправданно быстрого роста объема его операций. То есть размер капитала задает нормы экономического поведения, оберегает банк от финансовой неустойчивости и чрезмерных рисков;

4) наличие свободного капитала создает и укрепляет доверие клиентов к банку. Большой капитал облегчает банку доступ к рынкам финансов и тем самым защищает от проблем с ликвидностью, вызываемых незапланированным оттоком привлеченных средств;

5) капитал играет роль амортизатора, гасящего ущерб от текущих убытков, что позволяет банку продолжать операции даже в случае относительно крупных непредвиденных потерь или чрезвычайных расходов.

Резервный капитал (фонд) создается для покрытия убытков, возникающих в процессе деятельности банка.

Он формируется за счет чистой прибыли.

Средства фонда могут реализовываться:

– на покрытие убытков банка по итогам отчетного года;

– увеличение уставного капитала и пополнение других фондов банка (только в части фонда, превышающей его минимально необходимый размер).

Для увеличения размеров собственных средств банка могут использоваться два метода:

– накопление прибыли;

– дополнительный выпуск (эмиссия) акций.

Накопление прибыли происходит в форме ускоренного создания резервного и других фондов и их последующей капитализации. Этот метод – наиболее дешевый, не требующий дополнительных затрат на эмиссию акций.

Акционерные банки могут увеличивать размер собственного уставного капитала за счет дополнительной эмиссии акций, а также уменьшать его размер посредством выкупа собственных акций на вторичном рынке с их последующим аннулированием.

При всей важности наличия собственных средств банка необходимо отметить, что за счет собственного капитала покрывается около 10% общей потребности в средствах, а 9/10 покрывается за счет привлеченных ресурсов.

Возможность банка в привлечении средств регулируется Банком России и определяется исходя из размеров собственного капитала банка в соотношении примерно 1: 10 (США 1: 15, Германия 1: 30, Япония 1: 80).

При влеченные средства банка состоят из средств клиентов банка и недепозитных средств.

Средства клиентов банка – это:

– вклады физических лиц;

– депозиты юридических лиц;

– подвижные остатки средств на банковских счетах, которые их владельцы регулярно пополняют и с которых они через банк выполняют свои денежные обязательства перед третьими лицами.

Право привлекать средства во вклады предоставляется банку на основе лицензии, которая может быть получена только после двух лет работы.

Регулярное привлечение денежных средств населения в банковские вклады называется сберегательным делом.

Максимальный размер вкладов, который банк может привлечь от населения, составляет 100% величины его собственного капитала.

Средства, принятые от клиентов, подразделяют:

– на вклады (депозиты) до востребования;

– вклады (депозиты) срочные;

– вложения в ценные бумаги (долговые обязательства).

К вкладам до востребования относят средства:

– на расчетных и текущих счетах юридических лиц;

– на специальных депозитных счетах юридических лиц;

– во вкладах физических лиц;

– на корреспондентских счетах других кредитных организаций, открытых в данном банке (счета "лоро" и "ностро").

Срочные вклады (депозиты) – это деньги, внесенные в банк на фиксированный срок, который их владельцы в соответствии с депозитным договором обязуются не забирать до истечения указанного срока. Стандартные сроки срочных вкладов: до 30 дней, от 31 до 90 дней, от 91 до 180 дней, от 181 дня до 1 года, от 1 года до 3 лет, свыше 3 лет.

Юридическое лицо, в отличие от физического, заключив срочный депозитный договор, не имеет права на возврат вложенной суммы раньше согласованного срока.

К долговым обязательствам, выпускаемым банками для привлечения средств, относят облигации, векселя и некоторые другие.

Другую часть привлеченных средств (недепозитные средства) банк может получить в виде кредитов, займов или путем продажи на денежном рынке собственных долговых обязательств (облигаций, векселей).

К недепозитным средствам относят:

– получение кредитов от других банков (МБК – межбанковский кредит);

– получение кредитов от Банка России;

– получение займов (облигационных) от юридических и физических лиц.

Размещение привлеченных денежных ресурсов (активные операции) предполагает их целесообразное применение, рассчитанное на получение дохода, или используются для обеспечения общих условий деятельности банка без расчета на получение дохода.

Доход банку обеспечивают следующие операции:

кредитные (ссудные) – операции выдачи заемщикам денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности. Кредитные операции, в ходе которых банки покупают (учитывают) векселя или принимают их в залог, принято называть учетно-ссудными;

финансовые – операции вложения банком собственных средств в портфели ценных бумаг;

инвестиционные – операции вложения банком своих средств в акции (паи) других кредитных организаций в целях совместной коммерческой деятельности, рассчитанной на получение прибыли;

комиссионные – операции (услуги), которые банки проводят по поручению, от имени и за счет клиентов и которые дают доход в виде комиссионного вознаграждения (комиссии). К таким операциям (услугам) относятся: покупка и продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней, валюты; переводные (платежные) операции; операции доверительного управления портфелем ценных бумаг; услуги депозитного хранения (предоставление клиентам в аренду специальных помещений, сейфов, ячеек для хранения документов и ценностей) и др.;

гарантийные – операции выдачи банкам поручительства (гарантии) уплатить долг клиента третьему лицу при наступлении определенных условий. Приносят банку доход в виде комиссионных.

Перечисленные операции в основном признаются доходными, однако в зависимости от разных обстоятельств они могут оказаться высоко- или низкодоходными, приносящими доход стабильный или нестабильный, бездоходными и даже убыточными. Поэтому банку важно точно определить свои рыночные приоритеты и специализацию на каждый данный период времени.

Часть операций банка, абсолютно необходимых для нормального стабильного функционирования, являются заведомо убыточными. Это:

– наличные средства в хранилище и операционных кассах банка;

– средства, депонированные в Банке России, в качестве обязательных резервов (фонды обязательного резервирования, ФОР);

– остатки средств на основном корреспондентском счете банка в Банке России;

– беспроцентные кредиты или кредиты пролонгированные, когда проценты за них не выплачиваются;

– капитальные вложения в основные средства и др.

< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
Инвестиционные банки Инвестиционные банки – явление для России достаточно новое. Сам но себе термин "инвестиционный банк" пришел к нам из-за рубежа и не имеет отношения к кредитной организации в традиционном российском понимании. В российских нормативно-правовых документах отсутствует понятие "инвестиционный банк", или "инвестиционно-банковская деятельность". Однако в мировой практике под инвестиционным банком понимают крупную, универсальную финансовую организацию, сочетающую большинство допустимых к совмещению видов деятельности на РЦБ (брокерскую, дилерскую, депозитарную, деятельность по управлению), а также осуществляющую операции и в других сегментах финансового рынка. Существенную долю в услугах инвестиционного банка занимают услуги, оказываемые эмитентам, связанные с подготовкой эмиссии и первичным размещением ценных бумаг. В основе деятельности инвестиционного банка – любые операции с негосударственными ценными бумагами за собственный счет и в интересах клиента. Выделяют следующие направления деятельности, характерные для инвестиционных банков: – подготовка и проведение IPO[1]; проведение сделок слияния и поглощения; – организация и привлечение финансирования; – организация и проведение сделок по секьюритизации активов; – андеррайтинг; – деятельность по управлению портфелями частных лиц (в том числе разработка индивидуальных инвестиционных проектов) и активов крупных институциональных инвесторов (в частности, создание объединенных фондов банковского управления); – дилерские операции с ценными бумагами; – брокерское обслуживание клиентов; – операции с валютой на рынке FOREX; разнообразная аналитическая деятельность. Подготовка и проведение эмиссии. Инвестиционные банки принимают на себя ведущую роль при организации первичного размещения ценных бумаг (в первую очередь – акций) в качестве организаторов, консультантов, координаторов и т.п. Это приобретает особое значение при проведении первичного публичного размещения акций – IPO. Фондовый рынок действует по тем же законам, что и любой другой рынок. Законы маркетинга предполагают большую подготовительную работу, состоящую из следующих операций: – изучение потребности рынка в данном товаре; – прогнозирование объема спроса и возможности предложения; – оценка возможности предприятия по выпуску товара; – установление приемлемой (и для продавца, и для покупателя) цены; – определение оптимального времени выхода товара на рынок и подготовки рынка к его появлению и др. Эту работу проводит специалист, знакомый с нюансами функционирования конкретного рынка. Эмитент выпускает на рынок ценную бумагу, которая имеет определенные характеристики. Успех эмиссии зависит от того, заинтересуется ли инвестор этой конкретной ценной бумагой, а интерес инвестора непосредственно зависит от набора характеристик фондового инструмента (доходность, надежность и др.). Деятельность по подготовке и проведению эмиссии (с целью привлечения денежных ресурсов) является для эмитента непрофильной, а ценная бумага – слишком специфический товар, чтобы его продвижением на рынке занимались непрофессионалы. Вот почему вся работа по IPO доверяется инвестиционным банкам. Выбор организатора IPO – эго ключевой и весьма сложный процесс, так как от правильного выбора практически полностью зависит успех или неудача предстоящего размещения ценных бумаг. Выбор организатора IPO осуществляется на договорной или конкурсной основе. Выбор организатора IPO на договорной основе означает, что эмитент ориентируется на свой опыт взаимодействия с инвестиционным банком. Так, заключение договора на организацию IPO может служить логическим продолжением партнерских отношений эмитента с данным институтом. Выбор организатора IPO на конкурсной основе предполагает рассмотрение заявок от претендентов на проведение IPO. Эмитент отбирает претендента по следующим критериям: – наличие у претендента опыта проведения IPO именно в той отрасли, где работает эмитент; – наличие у претендента штата высококвалифицированных специалистов (юристов, финансистов, бухгалтеров, аналитиков, налоговиков, специалистов в области связей с инвесторами и общественностью и др.); – наличие собственного пула инвесторов, что позволит в значительной степени гарантировать размещение; – стоимость услуг организатора IPO. Итоговая премия организаторов может составлять от 1,5 до 5% объема привлеченных средств; – финансовые возможности организатора осуществлять поддержку курса ценных бумаг после размещения. После выбора эмитентом организатора IPO начинается работа по созданию самого продукта, т.е. наделение его характеристиками, максимально удовлетворяющими требованиям эмитентов и инвесторов. Создав продукт (ценную бумагу), далее проводят работу по продвижению его на рынке. Эта работа включает в себя: – организацию рекламной кампании и проведение встреч эмитента с потенциальными инвесторами (road-show); – связь с государственными регулирующими органами (ФСФР), инфраструктурными организациями (биржами, регистраторами, депозитариями); – установление оптимальной цены на ценную бумагу при размещении; – андеррайтинг; – поддержание курса выпущенных ценных бумаг. Как уже отмечалось, организаторы IPO, как правило, берут на себя функции андеррайтеров, т.е. гарантирование первичного размещения ценных бумаг. В функции андеррайтера могут входить: – прямой выкуп всего или части выпуска ценных бумаг; – поиск инвесторов и предложение ценных бумаг рынку. По первому варианту андеррайтер берет на себя весь риск по нереализованным ценным бумагам. По второму варианту андеррайтер обязуется сделать все от него зависящее, чтобы продать ценные бумаги инвесторам, но не несет обязательств по выкупу ценных бумаг у эмитента. Практика говорит в пользу первого варианта, так как, заключая такой договор, андеррайтер демонстрирует всему рынку свою уверенность в качестве предлагаемых ценных бумаг, результатах IPO, ставит на этой эмиссии своеобразный "знак качества". Второй вариант используется в практике значительно реже, так как способен порождать сомнения, неуверенность у инвестора в качестве оценки самим андеррайтером ценных бумаг компании. Как правило, андеррайтинг осуществляет не один финансовый институт, а группа, именуемая "эмиссионный синдикат". Последний не является юридическим лицом, это временное объединение финансовых институтов, профессиональных участников РЦБ для размещения конкретной эмиссии. Количество участников синдиката зависит от объема эмиссии, финансовых возможностей членов синдиката и размеров их обязательств. Нередко андеррайтеры принимают на себя обязательства по поддержке курса ценных бумаг на вторичном рынке. Это делается для того, чтобы не допустить ситуации, когда ценные бумаги на вторичном рынке можно приобрести дешевле, чем при их первичном размещении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.031 с.)