Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие исторической науки в Крыму в среднивековьеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
История образование начинается с возникновения письменности. Что касается предков крымских татар, то по утверждению профессора Рефика Музафарова, они пользовались руническим письмом, а после того, как сформировалась нация и государственной религией Крымского улуса-юрта стал ислам, перешли на арабику Первые начальные школы – мектебы и высшие учебные заведения – медресе на территории полуострова появились еще в догираевский период. Народное просвещение было одно из главных приоритетов государства. При каждой мечети, вплоть до деревенских, действовали мектебы. Поэтому смело можно сказать, что уже в средневековый период грамотность была практически всеобщей. А для тех, кто хотел посвятить себя науке и иметь звание – ученый муж, мог продолжить образование в медресе. Конечно, не все крымские медресе работали по приведенной программе дисциплин, но в различных регионах ханства их было несколько десятков, и всегда можно было выбрать то направление в науке, к чему будущий сохт – студент имел склонность.Из крымских медресе выходили достойные сохты. Впоследствие многие из них становились улемами. В XIV веке слава о них распространялась далеко за пределы Крымского улуса-юрта и Золотой Орды. Центром ученого мира был Солхат (Старый Крым). После образования государства Гираев центр расширил свои границы. Немало известных мудрецов проживало в Карасубазаре, Кезлеве, Кефе, Бахчисарае. История сохранила имена далеко не всех ученых и, к сожалению, утратила большую часть их сочинений и трудов.Многие из них были приближенными к крымскому двору, и зачастую им поручалось писать крымскотатарскую историю. Но все имена целой плеяды ученого мира Крымского ханства до нас не дошли.В первые годы существования молодого государства – Крымского ханства, был известен ученый Хайри-заде, автор исторического труда под названием "Таквим". Можно предположить, что его современником был Абдульвели-эфенди, написавший трактат "Меджмуа". Оба произведения до наших дней не дошли.Ученый богослов Атыф-эфенди бин-и-Сейдамет (1399-1469 гг.) родился в Кезлеве. Сохранились сведения, что его отец был выходцем из Орды. Проявив блестящие политические способности, стал советником при хане Хаджи Гирае, много сделал для становления ханства, а так же лично вел дипломатические переговоры с визирями Османской империи.Наибольшую известность получил крымскотатарский астроном, историк и писатель Кайсуни-заде Недаи-эфенди, известный как Реммаль-хаджи. Этому автору принадлежит биография его современника и покровителя, хана Сахиба Гирая I (1533-1550 гг.) – "Тарих-и Сахиб Гирай хан", заказанная Реммалю-хаджи старшей дочерью хана Нури-Султан Ханым. Хроника дошла до наших дней.В XVI веке жил известный педагог, автор теоретического труда "Школы и медресе", первый составитель комментариев к Корану ногъай Шейх Ибрагим-эфенди. Его сын Абдулла Азизэддин-эфенди прославился как поэт-мистик. В Крыму занимал должность кефинского муфтия.В 1583 году в Кефе родился богослов Сеит Муса эфенди Кефеви. Известно, что он вместе со своим братом Хюсеином эфенди Кефеви окончили одно из крымских медресе. После Сеит Муса продолжил совершенствоваться в науке и литературе в Стамбуле, где ему было присвоено звание профессора медресе. Вернувшись в 1625 году на родину, он был назначен кефинским кадием, а после главным муфтием Кефе. Из его научных произведений наиболее известен исторический свод Шемсю-тарих ("Солнце истории"). Что касается Хюсеина эфенди Кефеви, то он став известным ученым-богословом, жил и творил при дворе Бора Гази Гирае II. Сопровождая своего хана, он оставил ценные записки о крымскотатарских военных походах тех времен. Одаренный писатель, Хюсеин-эфенди еще при жизни был прозван Мюэллифлер султаны ("Султан всех пишущих").А с 1621 года в кезлевском медресе при Хан-Джами преподавал известный ученый Сеит Абдул-Керим Шерефи Кефели. По преданию, он читал лекции, на которых присутствовал юный Ашик Умер.В 1641 году в Бахчисарае свет увидел будущий ученый, историк Девлетшах-огълу Абибулла эфенди. По окончанию мектеба, родители отдали его в Зынджырлы медресе. По окончанию высшего учебного заведения он стал лучшим специалистом в области истории тюркских народов и всего мусульманского мира. В правление Адиля Чобана Гирая, за критику в адрес хана он был вынужден навсегда покинуть родину, окончить свои дни в Стамбуле, где и был похоронен.Нельзя обойти вниманием еще одного историографа, но уже времен Ислама Гирая III. Это главный кадий Крымского ханства Хаджи-Мехмед Синаи. Он жил во второй половине XVII – в начале XVIII веков. Используя материалы крымских архивов (в частности записи Сефер Гази-аги, великого визиря ханов Ислама Гирая III и Мухаммеда Гирая IV), он воссоздал политическую и военную историю ханства в период Освободительной войны в Украине. Его современником был ученый из ханского рода, сын Мубарека Гирая Мухаммед Гирай, вступивший в орден Мевлеви.Ученый из села Сефа Конграт близ Карасубазара Абдул-Гафар Къырыми, получил образование в Крыму. Свою службу при дворе начал с диван-эфенди (начальника канцелярии) при хане Фетхе Гирае I. Будучи крупным ученым, он одновременно работал над книгой по всемирной истории "Умдет ал-ахбар", которую завершил в середине 1740-х годов (сегодня она хранится в стамбульской библиотеке Сулеймание). Помимо того, что этот труд охватывал историю ханства с 1475 до 1739 годов, ценность произведения была в том, что он использовал арабские, персидские и османские источники. Къырыми применял свои исследовательские разработки в области истории.Известным крымским историком являлся Сейид-Мухаммед Риза эль-Кърыми (ум. 1756 г.). Он принадлежал к числу накыбу-ль-эшрафов (потомков Пророка). Получив блестящее образование, ученый оставил после себя несколько трудов, один из них "Семь планет в известиях о государях татарских". Это – фундаментальный трактат, один из основных источников для историков ханского Крыма с конца XV до конца XVIII вв. Известен был и другой значительный труд Ризы: "История дома Чингизов", но до наших дней дошло лишь его описание и ссылки на него у старых авторов. У автора существовало еще два трактата, посвященные этике и проблемам исправления нравов: "Горние вертограды верующего" и "Лучеизлияние благодати". Но все эти вещи исчезли после аннексии Крыма.Оставил после себя объемный и содержательный труд сын Шахбаза Гирая (1787-1789) Халим Гирай, автор "Розового куста ханов".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.137 (0.008 с.) |