Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура Крымского ханства. Роль сельзжукизма в развитии татарского искусства в XIII-XIV веке.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В XIII в. в Тавриде татары застали большие художественные традиции и высокую культуру средиземноморской группы народов, издавна ее населявших. В процессе постепенного оседания, изменения ферм хозяйства, мирного труда и общения с новыми соседями: греками, готами, аланами, татары невольно стали втягиваться в общее течение большой средиземноморской культуры и, принеся с собою зачатки древнеазиатской культуры, через 75 лет по вступлении в Тавриду, к концу XIII в., настолько выросли в культурном и экономическом отношении, что к этому времени у них в Тавриде появляются большие культурные центры: Крым23, Кырк — нынешний Эски-Юрт(?)24 с большим количеством выдающихся монументальных и художественных сооружений, связанных с общемусульманской культурой на Востоке. Художественная культура крымских татар распадается на несколько периодов, в зависимости от преобладающих культурных влияний: а) Ранний период — золотоордынский (XIII-XV вв.). Решающее значение имела культура ислама, которая шла от арабов — первых учителей татар-мусульман — из Египта, Ирака, Персии, Малой и Средней Азии25. Период этот является чрезвычайно важным, ибо он совпадает с моментом политического могущества золотоордынского государства и его части — Крымского юрта, экономического его процветания и мощного напора мусульманскойкультуры на кочевников-скотоводов. В этот период были созданы наиболее яркие монументальные сооружения. Судя по результатам новейших исследовательских работ 1924-28 гг., художественная промышленность этого периода носила следы определенного подъема: надгробные памятники с рельефной орнаментацией и прекрасно высеченными, сочно скомпонованными надписями, бесчисленные обломки глиняной и фаянсовой посуды с тонкой росписью и высокого качества поливой, ювелирные изделия, предметы из меди с чеканкой, гравировкой и серебряной насечкой26, рукописные книги с тонкими орнаментальными заставками, позолотой27, монеты и так далее, найденные во время археологических разведок и раскопок на территории древних городищ Эски-Юрта (Кырк), Эски-Крыма, Чуфут-Кале (Кырк-Ер), нам ясно говорят об этом28. б) Следующий исторический период— турецкий, с середины XV и до конца XVIII в. На памятниках этого периода чувствуется сильное влияние турок-османов и итальянцев. Тогда был создан целый ряд прекрасных монументальных сооружений гражданского и культового порядка: ханский дворец в Бахчисарае, дурбе Хаджи-Гирая, Зынджирлымедресе в Салачике (Бахчисарай), ханская мечеть в Евпатории, Такие-хан-джами в Карасу-базаре и так далее29. К этому периоду сформировались и укрепились национальные кустарные производства, получило оформление цеховое устройство кустарей-ремесленников, сложилась школа поэзии и народной музыки. в) Третий период совпадает с моментом присоединения Крыма к старой России, с конца XVIII до начала XXвека. Потеря самостоятельности Крыма, последующий политический и социально-экономический гнёт над массами со стороны царских чиновников, помещиков, своего духовенства, беев (князей) и мурз вызвали паралич в области народного творчества. Монументальное искусство к этому времени гибнет. За этот период не воздвигалось ни одного сооружения, имеющего какое-либо историко-художественное значение. Оставалась только кустарнаяпромышленность, которая обслуживала нужды внутреннего быта татар и имела небольшое промышленное значение. В бытовой плоскости остались цеховые организации, и то только потому, что в структуре их были элементывоздействия шариата — правовых норм, изложенных в Коране, и большая доля пропаганды мусульманского духовенства30. В Крыму существовали цехи: пастухов, земледельцев, пекарей, поваров, ткачей, кожевенников, каменотесов, плотников, кузнецов, торбочников, литейщиков-чеканщиков, горшечников, штукатуров и так далее31, число их доходило до 5032. Каждый цех существовал, как особая организация с своим выборным органом и писаным уставом селеф-наме33 — правила предков. Все цехи объединялись в общий союз Эснаф, во главе коего стоял выборный глава Эснаф-баши и вместе с ним религиозный протектор — накыб, который должен был происходить из сейидов, то есть потомков Магомета по линии его дочери Фатимы — жены халифа Али. На имя сейидов давались крымскими ханами особые ярлыки34 в подтверждение их прав на это звание. Благодаря тому, что в структуре цехов существовал религиозный контроль и в них не было элемента политического, старая государственная власть России не трогала их и смотрела на них сквозь пальцы. Вместе с этим, ни государство, ни тогдашние земства не обращали внимания на национальные кустарные промыслы и ничего не делали для того, чтобы им помочь наладить сбыт, создать сырьевоеобслуживание, кооперировать, хотя в некоторых губерниях старой России шаги помощи кустарям со стороны земств предпринимались35. Кустарные промыслы Крыма в течение всего XIX и начала XX вв. были предоставлены самим себе, вследствие этого замкнулись в тесные рамки национальных традиций, и для них остались неизвестными всякие технические достижения времени и рациональная организация труда. Все станки и орудия производства до Октябрьской революции не изменились, оставаясь в виде застывших архаических пережитков. Продуктивность была весьма низкой, благодаря тому, что все делалось ручным способом; затрачивая на производство много рабочей силы, кустарь не мог продавать своей продукции наверняка, ибо рынок сбыта был ограничен Крымом и только южной частью Украины; на ярмарках в Каховке и Алешках крымские кустари сбывали некоторую часть своей продукции. 35.Архитектурные особенности дворцов крымских ханов в Солхате, Салачике и Бахчисарае; Архитектура Солхата С юго-запада на северо-восток тянется извилистая Внутренняя гряда Крымских гор. В преддверии степей на востоке горы словно раздвинулись, отторгли к северу гору Агармыш, принимая в объятья широкую долину и выпуская на степную волю упругую ленту дороги к развилке на Черноморское и Азовское побережья. Тут издревле пролегал торговый путь из Западной Европы в Азию. На вековечном сем пути возникло у подножия Агармыша ещё в античную эпоху поселение и развилось в город Солхат, сохранившийся до нашего времени под разными сменявшимися именами: Солхат-Крым, Эски-Крым, Старый Крым.[10] Исследовательница Л. Литвинова в труде «Дорогой тысячелетий» отмечает, что Солхат был довольно богатым городом средневековья и это привлекало внимание татар. После захвата степей, части предгорья татары заняли сначала земли вокруг Солхата, а позже захватили и разрушили его. «Однако в след за тем новые хозяева заново сложили его стены и башни, построили крепкие ворота. Перед стенами был построен новый и широкий ров»[11]. Если Л. Литвинова говорит, что Солхат сначала был разрушен, а потом отстроен татарами, то Е.В. Крикун о разрушении города ничего не упоминает, говоря об отсталости татар в плане архитектуры. «Присмотревшись к жизни древних жителей Солхата, ордынцы, восприимчивые к чужой, более высокой, чем у них, культуре, потянулись к оседлости и связанной с ней строительной деятельности. Не имея собственного строительного опыта, вчерашние кочевники привлекли к строительству солхатских мастеров. Богатея, город ширился, укреплялся. Строились городские дома для знати и ремесленников, склады и лавки для купцов, постоялые дворы, фонтаны, обновлялись крепостные стены и башни. В 1253г. по приказу хана Батыя был построен для него в Солхате дворец. Окружённый стенами и башнями и рвом, Солхат уже под другим – татарским наименованием Крым – был так велик, что, по словам арабских писателей, всадник на хорошем коне мог его объехать и за полдня, что, конечно же, следует считать художественным преувеличением. Активная исламизация крымцев началась при ордынском хане Узбеке, ещё язычником вступившим на престол в 1312г. Распознав выгоду новой религии и вскоре став её приверженцем, хан велел построить в Солхате в ознаменование своего прихода к власти красивую мечеть, а затем и высшее мусульманское духовное училище – медресе. Так называемая мечеть Узбека была сооружена в 1314г. (См. Приложение 12), а спустя 18 лет, в 1332 – 1333гг. к ней пристроено большое, красивое, величественное здание медресе, ставшего проводником Магометанства среди крымцев. По своим формам мечеть – базиликального типа здание, прямоугольное в плане, с входом с северной стороны и встроенным в северо-восточный угол минаретом. Продольной осью здание ориентировано на север-юг с тем, чтобы находящиеся в зале правоверные, молясь лики свои обращали к югу, в сторону Мекки. Вход украшен резным порталом с датирующей надписью и следами ремонта в верхней части, над стрельчатой нишей и с таким же архивольтом. Кладка торцевых стен бутовая, на известковом растворе. Боковые стены сложены тоже из бута, на глине, с использованием в кладке деревянного каркаса. Западный фасад оживлён тремя двухъярусными окнами (два света), восточный – двумя, в один ряд, низ которого расположен на высоте около 3м от поверхности грунта. Похоже, строители храма решили защитить таким образом находящихся в зале от свирепых восточных ветров, как и ныне по три дня непрерывно дующих со стороны Керчи[13]. Внутреннее пространство храма разделено тремя парами восьмигранных колонн со сталактитовыми капителями на три нефа, продольно соединённых стрельчатыми арками. В южной стороне устроен резной стройный махраб (молитвенная ниша, как бы дверь в сторону Мекки) с полихромной окраской. Пол вымощен каменными плитами, которые до наших дней не сохранились, устилался циновками и ковриками, подшивной деревянный потолок, возможно, был узорчатым, лакированным. Крыша двускатная, крытая черепицей. К мечети примыкает медресе, имеющее форму почти квадрата, большим двором, куда вёл с восточной стороны торжественный портал.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.125 (0.012 с.) |