ТОП 10:

Возникновение парламентаризма и многопартийности в России в начале XX в.



Февральская (1917г.) революция. Развитие событий от Февраля к Октябрю.

После Февраля фактически действовала только одна массовая либеральная партия – конституционно-демократическая (кадеты). Они отказались от идеи парламентской монархии и признали необходимым установить в стране демократическую республику. Временное правительство провело ряд демократических преобразований, но не имело прочной опоры в массах, так как, во-первых, оттягивало решение насущных российских вопросов до созыва Учредительного собрания, а во-вторых, это объяснялось резким возрастанием численности и роли Советов рабочих и солдатских депутатов, которые контролировались меньшевиками и эсерами. Меньшевики и эсеры считали, что на данном этапе в России возможна лишь буржуазная революция.

В.И. Ленин и большевики рассчитывали на то, что действия кадетов, эсеров и меньшевиков дестабилизируют ситуацию в стране и откроют путь к власти левым силам. И действительно, двоевластие и задержка с созывом Учредительного собрания способствовали кризису власти, который продолжался вплоть до октября 1917 года.

В условиях сложившегося в сентябре – октябре общенационального кризиса большевики подготовили и осуществили 25 – 26 октября переворот и захватили власть. На II Всероссийском съезде Советов, открывшемся вечером 25 октября, меньшевик Ю.О. Мартов предпринял попытку создать однородное социалистическое правительство. Однако создать многопартийное советское правительство не удалось, с одной стороны, из-за выступлений и демонстративного ухода со съезда 70 делегатов меньшевиков, правых эсеров, бундовцев и др., с другой, – из-за негативной реакции съезда на эти действия. Съезд принял Декрет о мире, во многом позаимствованный у эсеров Декрет о земле; сформировал временное (вплоть до созыва Учредительного собрания) чисто большевистское правительство (Совет народных комиссаров) во главе с В.И. Лениным. Октябрьская революция, осуществлявшаяся под общедемократическими, а не социалистическими лозунгами, достаточно быстро победила по всей стране: к весне 1918 г. Советская власть утвердилась на большей части России.

Политика военного коммунизма.

ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ

политика сов. пр-ва в 1918-1920, характеризовавшаяся крайне жесткой централизацией управления нар. х-вом (главкизм), национализацией не только крупной, но и ср. и частично мелкой пром., гос. монополией на хлеб и мн. др. продукты с. х-ва (продразверстка), запрещением частной торг. и свертыванием товарно-денежных отношений, уравнительностью в распределении на основе классового пайка, натурализацией заработной платы, милитаризацией труда.

Объективными предпосылками отказа большевиков от принципа постепенности социалистических преобразований в экономике и перехода к политике В.К. были нарастание темпов падения пром. произв. и в связи с этим неспособность г. предложить что-либо дер. в обмен на продукцию с. х-ва; развал финансовой системы страны; трудности в обеспечении продовольствием гор. нас. и армии; сопротивление, в том числе и вооруженное, большевистской диктатуре со стороны социальных групп, утративших господствующее положение в об-ве, а также тех, чьи интересы были серьезно ущемлены. Наряду с объективными, были и субъективные предпосылки данного процесса. Они связаны в первую очередь с надеждами лидеров большевиков на скорую победу мир. пролетарской рев. и их стремлением с помощью чрезвычайных мер сосредоточить в своих руках макс. мат. ресурсов для превращения сов. респ. в "крепость", способную выдержать "капиталистическую осаду" до победы рев. на З., без к-рой они не мыслили победу раб. класса в России. На формирование экономического курса большевиков повлияли также их представления о характере будущего об-ва и те изменения в экономике развитых стран, к-рые произошли во время первой мир. войны. Чрезвычайные меры, продиктованные условиями военного времени, были восприняты большевиками как нач. "отмирания" капитализма и вызревание в его недрах соц.-экон. условий для перехода к социализму.

Политика В.К. нашла яркое воплощение на У. Здесь раньше, чем в др. регионах страны, началась национализация пром., осуществление продовольственной диктатуры, трудовая повинность. Уже к июлю 1918 в собственность гос-ва перешли 25 из 34 горных окр. У., объединявших 344 пром. предприятия. Опыт большевиков У. был обобщен и использован в масштабе всей страны после принятия 28 июня 1918 декрета сов. пр-ва о национализации пром. В соответствии с этим декретом сов. власть перешла от национализации отдельных предприятий к национализации целых отраслей. Однако на У. этот процесс был прерван развернувшимися военными действиями и установлением контроля над тер. края белыми войсками. После восстановления сов. власти (лето 1919) национализация пром. возобновилась с новой силой.

В с. х-ве политика В.К. нашла свое проявление в подчинении крест. х-ва общегос. плану, установлении прямого продуктообмена между г. и дер., ставившем систему распределения в зависимость от выполнения продразверстки, огосударствлении всех форм крест. кооперации и социальном нивелировании дер. Ур. большевики уже в нояб. 1917 приступили к формированию вооруженных отр. для принудительного отчуждения хлебных излишков у зажиточных слоев сел. нас. С марта 1918 деятельность продотрядов на У. приобретает массовый и организованный характер. Для обеспечения продовольственной диктатуры в дер. создавались специальные органы - к-ты бедноты (комбеды). Их гл. задачей было выявление хлебных излишков у сел. хозяев и обеспечение их изъятия. В одной лишь Вятской губ. в дек. 1918 насчитывалось 15988 комбедов.

Проводимая политика сов.власти вызвала столь ожесточенное сопротивление осн. массы крест., что перед лицом угрозы окончательной утраты своего влияния в дер. она была вынуждена пойти на свертывание деятельности комбедов и нек-рое ослабление продовольственной диктатуры. 11 янв. 1919 СНК принял де-крет "О разверстке между производящими губ. зерновых хлебов, фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение гос-ва". В 1920 разверстка была распространена и на др. виды с/х продукции: картофель, мясо, техн. культуры. В обмен крест. получали от гос-ва пром. товары, но в размере 10-30% от стоимости сданной продукции. Остальная ч. погашалась деньгами. В Перм. губ. в 1920 товары выдавались сел. об-ву после выполнения 60% разверстки, а в Тобольской - после сдачи 50% зерна и мяса и 100% овощей. За полное выполнение разверстки выдавалось 1,5 нормы товаров. В случае же саботажа поставок либо сокрытия продуктов - они изымались безвозмездно. Наряду с продразверсткой осуществлялось прямое вмешательство в дела крест. х-ва. Определялись обязательные размеры посевов и осуществлялось принудительное объединение крест. х-в в рамках потребительской кооперации, превращенной в составную ч. Наркомпрода. Свободная торг. как пром., так и с/х продукцией была практически свернута и заменена системой гос. распределения по классовому признаку. Напр., на одного сел. жителя Челяб. у. в первом полугодии 1920 было выдано по 3 аршина мануфактуры, 160-170 г сахара, по 40 г масла и соли. В то же время на одного горожанина за тот же период приходилось 17 аршин мануфактуры, 1 фунт мыла, 13-14 фунтов сахара, 12 фунтов соли.

Одним из наиб. характерных проявлений политики В.К. было осуществление трудовой повинности. Принудительный коллективный труд рассматривался большевиками как одна из форм социалистической орг-ции труда. Она распространялась на крест., мелкую гор. буржуазию и интеллигенцию. Трудовая повинность осуществлялась в виде мобилизации мужчин в возрасте от 18 до 50 лет и женщин - от 18 до 40 лет. За уклонение от трудовой мобилизации предусматривались репрессивные меры вплоть до конфискации имущества. О масштабах трудовой повинности можно судить по Уфимской губ. Здесь в 1920-21 каждое крест. х-во отработало в среднем 71,5 дней на конного и 82,2 дня - на пешего работника.

Принудительный труд практиковался не только на обществ. работах, но и в пром. В 1918-1920 постоянно росло кол-во отраслей пром. и транспорта, объявленных милитаризованными. Занятые в них работники считались призванными в армию, но с оставлением по месту работы. С этого момента самовольное оставление предприятия раб. или служащими рассматривалось как дезертирство и каралось по законам военного времени. Своего апогея милитаризация труда достигла в 1920. Именно в это время возникла новая форма милитаризованного труда - создание трудовых армий, т.е. воинских формирований, сохранявших свою организационно-штатную структуру, но использовавшихся в 1920-22 для решения народнохоз. задач. Инициатива создания подобных формирований принадлежала дислоцированной на У. 3-й армии. 15 янв. 1920 она была преобразована в Первую Армию труда и в дальнейшем использовалась в пределах ур. губ.

После окончания гражд. войны попытка большевистского руководства сохранить военно-коммунистические методы управления привела к крайнему обострению социально-экономической ситуации и вызвала политический кризис, сопровождающийся крест. восстаниями в разл. р-нах страны, в т.ч. и на У. Невозможность преодоления этого кризиса силовыми методами была очевидной. Поэтому большевики вынуждены были на время отказаться от крайностей в осуществлении социалистического эксперимента. Начался переход к новой экономической политике.
Лит.: "Военный коммунизм": как это было / Сост. В.И.Миллер. М., 1991; Гимпельсон Е.Г. "Военный коммунизм": политика, практика, идеология. М., 1973; Кабанов В.В. Крестьянское хозяйство в условиях "военного коммунизма". М., 1988; Васьковский О.А. и др. Гражданская война и иностранная интервенция на Урале. Свердловск, 1969; Социальная активность тружеников уральской советской деревни. Сб. науч. трудов. Свердловск, 1990.


 

Образование СССР. Советская модель национально-государственного устройства.

Образование Союза ССР и национально-государственное строительство

1) Подготовительная работа к I съезду Советов СССР. Указания В.И. Ленина были учтены комиссией ЦК. Постановлением Пленума ЦК РКП(б) о форме объединения независимых советских республик (от 6 октября 1922 г.) признавалась необходимость заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза. К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР.

2) Первый Всесоюзный съезд Советов. I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР. Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, право свободного выхода, компетенцию высших органов государственной власти. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) - верховный орган власти в период между съездами.

3) Конституция СССР 1924 г. В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство - СНК. Создавалось три вида комиссариатов (союзные - иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщений, связи); унифицированные (на союзном и республиканском уровне); республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование). ОГПУ получил статус союзного комиссариата. Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету. Провозглашая федеративный принцип устройства государства, Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, поскольку, например, лишь декларировала и не оговаривала механизм выхода из состава СССР, поощряла вмешательство центра в дела республик (ст. 13-29 Главы IV) и т.д.

4) Унитарные тенденции в государственном строительстве СССР. С конца 20-х гг. многие республиканские предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов, компетенция которых значительно расширилась в связи с ликвидацией в 1932 г. ВСНХ. Росло число союзных и союзно-республиканских наркоматов. С 1930 г. все кредитование сосредоточивается в союзных органах, в частности Госбанке СССР. Произошла централизация судебной системы. Одновременно происходило ограничение законодательной инициативы республик (в 1929 г. отменялось право республик непосредственно ставить вопросы в ЦИК СССР - предварительно они должны были вносить их в СНК СССР). В результате объем полномочий и прав Союза ССР по вопросам руководства промышленностью и финансами меняется в сторону их расширения, что явилось следствием ужесточения централизации управления.

5) Национально-государственное строительство. Со времени принятия Конституции 1924 г. и до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, которое осуществлялось по следующим направлениям: образование новых союзных республик; изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей; усиление роли центра, союзных органов власти. В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская ССР и Узбекская ССР, в 1931 г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская ССР и Казахская ССР. В том же году упраздняется Закавказская Федерация, и Республики - Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно входят в состав Союза ССР. В 1939 г., после подписания советско-германского пакта о ненападении, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В 1940 г. включаются в состав СССР Латвия, Литва, Эстония и бывшие российские земли, захваченные в 1918 г. Румынией (Бессарабия и Северная Буковина).

 

Перестройка. Распад СССР.

Перестройка в СССР (1981—1991). Распад СССР.
Характер перестройки (1985—1991) определялся стремлением реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический и духовно-нравственный кризис В истории перестройки выделяют три этапа: 1985—1986, 1987—1988, 1989—1991 гг.

1985—1986 гг.: период ускорения. Избранный в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачев исходил из того, что, во-первых, реформы необходимы и, во-вторых, они должны реализовать огромные экономические и политические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития. Методы реализации этой стратегии оказались вполне традиционными: активизация «человеческого фактора»; использование скрытых резервов (полная загрузка производственных мощностей, организация многосменной работы); резкое увеличение расходов на техническое обновление предприятий; ужесточение административных мер. СССР отказался от размещения ракет средней дальности в Европе, началась нормализация отношений с США, в предшествующий период фактически зашедших в тупик.

Итоги политики ускорения малоутешительны. Добиться существенного повышения темпов роста не удалось, антиалкогольная кампания привела к гигантским потерям бюджета, увеличение затрат на техническое переоснащение промышленности обострило ситуацию в социальной сфере. Пришло понимание необходимости более глубоких преобразований, которые должны затронуть базовые конструкции сложившейся экономической и политической системы.

1987—1988 гг.: «гласность» и перестройка. Идеологической основой нового курса стала концепция «хозрасчетного социализма», прообраз которой был найден в нэпе. Министерства готовили контрольные показатели экономического развития на год и на их основе устанавливали государственный заказ предприятию. Все, что производилось сверх госзаказа, можно было реализовать на выгодных условиях по свободным ценам. Предприятия самостоятельно устанавливали численность работников, уровень заработной платы. Трудовые коллективы получали право выбирать администрацию. Это была попытка изменить хозяйственный механизм, ослабить административное давление, ввести конкуренцию. Но крупных результатов она не имела: госзаказ устанавливался на пределе возможностей предприятий, система ценообразования и материально-технического снабжения не изменялась. В 1988 г. был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство.

Существенных сдвигов в экономике не происходило. Сопротивление при этом росло. Горбачев принял сложное решение о подготовке реформы политической системы. Уже в январе 1987 г. акцент был сделан на политике «гласности». Случилось невероятное: тираж популярных литературно-художественных журналов перевалил за миллион экземпляров. Страна бросилась наверстывать упущенное, читать то, что было у нее отнято в прежние годы: произведения 20—30-х гг. («Мы» Е. И. Замятина, «Котлован» А. П. Платонова, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка), книги Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), А. Н. Рыбакова («Дети Арбата»), В. С. Гроссмана («Жизнь и судьба»), сочинения старых и новых эмигрантов («Окаянные дни» И. А. Бунина, «Архипелаг ГУЛАГ. На экраны вышли фильмы «Покаяние», «Комиссар» и др. Возник небывалый интерес к истории России: общество требовало «знать всю правду» о прошлом. С 1987 г. начала работу Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий («комиссия А. Н. Яковлева»). Были реабилитированы Бухарин, Зиновьев, Каменев, признаны незаконными приговоры внесудебных «троек», репрессии в отношении крестьян периода коллективизации.

В 1988 г. XIX партконференция одобрила курс на создание правового социалистического государства, проведение на альтернативных началах выборов в новый высший орган власти— Съезд народных депутатов.

В 1987 г. была сформулирована концепция нового политического мышления во внешней политике: мир признавался целостным и неделимым, общечеловеческие ценности ставились выше классовых и партийных, универсальным способом решения международных проблем признавался баланс интересов. На этой основе успешно развивались отношения со странами Запада, был разблокирован ряд региональных конфликтов.

1989—1991 гг.: поздняя перестройка. В 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Впервые они прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению. Интерес к этим трансляциям был огромен. Между тем к 1990—1991 гг. ситуация приобрела конфликтный, взрывоопасный характер. Рушились базовые структуры советской системы.

Уже в 1989 г. возникло несколько политических партий разной направленности, выступавших против всевластия КПСС. В 1989 г. часть депутатов создала Межрегиональную группу во главе с Ельциным, которая выступила с программой радикальных реформ (рынок, демократия, отказ КПСС от монополии на власть и др.). В 1990 г. под мощным общественным давлением Пленум ЦК КПСС предложил снять из Конституции СССР статью о руководящей и направляющей роли партии. Между тем внутри КПСС наметился раскол на консервативное и реформаторское крыло. Ценой невероятных усилий раскола удалось избежать, но начался массовый отток из рядов КПСС.

Резко обострились отношения центра и союзных республик. В 1990—1991 гг. состоялся так называемый «парад суверенитетов», когда все союзные республики объявили себя суверенными государствами. Горбачев пытался действовать силой (события в Тбилиси, Баку, Вильнюсе и др.), но остановить процесс уже не мог. В 1991 г. состоялись выборы Президента России. Им стал Б. Н. Ельцин. Проведенный в марте 1991 г. всенародный референдум показал, что большинство граждан выступают за сохранение СССР. Летом 1991 г. был подготовлен договор о реформе федеративного государства, расширении полномочий республик. Его подписание давало шанс на сохранение единства.

В 1989—1990 гг. фактически рухнула мировая система социализма. Революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы привели к победе демократических сил, ориентировавшихся на страны Запада. В 1990 г. произошло объединение Германии. В следующем году были распущены СЭВ и ОВД.

Резко ухудшалось положение в экономике. Реформы приводили не к росту, а к снижению производства. Программа «500 дней», подготовленная либеральными экономистами и поддержанная руководством РСФСР, летом 1990 г. по существу была отвергнута. Трудности в снабжении населения продовольствием и товарами первой необходимости настолько обострились, что правительство пошло на введение их нормированного распределения по карточкам. Ширилось забастовочное движение.

В этих условиях консервативное крыло в КПСС и государственном аппарате предприняло попытку отстранить Горбачева, в 1990 г. избранного Съездом народных депутатов Президентом СССР, от власти и не допустить подписания нового союзного договора. 19 августа было объявлено о переходе власти Государственному комитету по чрезвычайному положению, Горбачев изолирован в Крыму, в Москву введена бронетехника. Центром сопротивления режиму ГКЧП стали президент, правительство и парламент РСФСР. У стен Дома правительства собрались десятки тысяч москвичей. 21 августа попытка государственного переворота была подавлена. Горбачев вернулся в Москву, но союзный договор так и не был подписан.

В декабре 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще заявление о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом. Перестройке суждено было стать последней в XX в. попыткой реформировать социалистическую систему. Она потерпела крах. О причинах распада СССР высказываются различные мнения. Ясно лишь то, что он стал возможен в условиях экономического кризиса, резкого ослабления власти, реальным носителем которой долгие годы была КПСС, стремления национальных элит к независимости. Глобальные последствия распада СССР определит история.

Возникновение парламентаризма и многопартийности в России в начале XX в.

Спад революции вызвал снижение революционного энтузиазма у либералов. В отличие от революционных партий, кадеты считали, что Россия пошла по пути конституционного развития.

После поражения декабрьского вооруженного восстания многие возлагали надежды на мирный путь решения насущных проблем через Думу.

Дума - это первый опыт правления в России. С ней связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя. Дума мыслилась как законодательный орган с подчинением ей исполнительной власти. Она должна была юридически закрепить разнообразные права и свободы граждан

В разгар Московского восстания был опубликован указ о выборах в Государственную Думу. По этому указу выборы не были всеобщими. Несмотря на то, что избирательное право получили те, кто его раньше не имел, и, прежде всего, рабочие, его были лишены женщины, 63 % мужчин и большая часть населения окраин.

Избирательное право не было равным. Все выборщики делились на курии сословно-цензовую систему представительства. Для буржуазии существовала двухступенчатая система выборов, для рабочих - трехступенчатая, для крестьян четырехступенчатая. Это позволяло отсеивать неугодных кандидатов в ходе промежуточных выборов.

20 февраля 1906 года Государственный Совет был преобразован в верхнюю законодательную палату, находящуюся между Думой и царем. Половина членов Госсовета назначалась царем, половина избиралась, причем 3/4 мест было у помещиков. Рабочие и крестьяне в Госсовете представлены не были.

За несколько дней до открытия Думы правительство опубликовало "Основные государственные законы", в которых за царем оставался титул самодержца.

Первое совещание Думы открылось 27 апреля 1906 года. Места в ней распределились следующим образом: октябристы - 16, кадеты - 179, трудовики - 97, беспартийные - 105, представители национальных окраин - 63, социал-демократы - 18.

Трудовики - это парламентская группа. В нее входили крестьяне, а также сельские учителя, фельдшеры, уездные врачи, статисты и т.д. Многие из них были связаны с эсерами и Всероссийским крестьянским союзом.

Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в Думу, хотя впоследствии Ленин признал тактику бойкота этой Думы ошибочной.

57 % членов аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в Думу свой законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении "за справедливое вознаграждение" той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. Земельные комитеты, по мнению кадетов, должны состоять на 1/3 из крестьян, на 1/3 - из помещиков и на 1/3 - из представителей власти.

По проекту трудовиков, вся земля передается в общенародный земельный фонд, т.е. в руки тех, кто ее обрабатывает собственным трудом. Трудовики тоже допускали выкуп, хотя некоторые из них считали, что вся земля должна перейти крестьянам бесплатно.

В итоге обсуждения аграрная комиссия признала принцип "принудительного отчуждения земель".

В целом же прения по аграрному вопросу разворачивались между кадетами и трудовиками с одной стороны и царским правительством - с другой.

13 мая 1906 года глава правительства И. Л. Горемыкин выступил с декларацией, в которой в резкой и оскорбительной форме отказал Думе в праве подобным образом разрешать аграрный вопрос. Думе было отказано также в расширении избирательных прав, в ответственном перед Думой министерстве, в упразднении Госсовета, в политической амнистии.

Дума негодовала. Это был сокрушительный удар по иллюзии "народного представительства". Кадеты предупреждали, что появление министерства переносит центр тяжести народного сочувствия от партии "народной свободы" к партиям революционным.

Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем) и не хотело. В стране возник думский кризис.

Часть министров высказались за вхождение кадетов в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном праве, принудительном отчуждении части помещичьих земель и др. Даже Трепов согласился почти на все условия, кроме амнистии, но царь поступил иначе. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы и сразу же ушел в отставку. Его преемник П.А. Столыпин расставил близ Таврического дворца солдат, повесил большой замок на двери, а по стенам расклеил царский манифест о роспуске Думы.

В ответ на это около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению властям: "... ни копейки в казну, ни одного солдата в армию". За это они были приговорены к 3 месяцам тюрьмы и лишению права быть, куда-либо, избранными.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.199 (0.014 с.)