ТОП 10:

Послевоенные реформы Александра I



Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр I и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственным сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством). В мае 1815 Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати.

В 1817-1818 годах ряд близких к императору людей, в т.ч. А. А. Аракчеев, занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр I дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект “Государственной уставной грамоты Российской империи”, предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру I лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820) , воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее, мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822-23.

Усиление реакции

Одним из парадоксов внутренней политики Александра I послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название “аракчеевщины”. Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. В 1817 вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А. Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 Александр I запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за “дурные поступки” ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.

В последние годы жизни Александр I вновь нередко говорил своим близким о намерении отречься от престола и “удалиться от мира”, что после его неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о “старце Федоре Кузьмиче”. Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был затем похоронен не Александр I, а его двойник, в то время как царь еще долго жил старцем-отшельником в Сибири и умер в 1864 году. Но никаких документальных подтверждений этой легенды не существует.

М.М. Сперанский

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839), граф (1839). При Александре I - автор различных проектов государственных преобразований; в 1812 г. попал в опалу. В 1821 г. был назначен членом Государственного Совета. Составитель «Свода законов» и первого «Полного собрания законов Российской Империи».

Сперанский Михаил Михайлович (1772, с. Черкутино Владимирской губ. - 1839, Петербург) - гос. деятель. Род. в семье бедного священника. Слепой дед Сперанского научил его читать. (Читайте о молодых годах Сперанского в кн. Михаил Михайлович Сперанский) В 1790 окончил Владимирскую семинарию, где за выдающиеся способности получил фамилию "Сперанский" от латинского "sperare" - надеяться. Как лучший ученик был направлен в Александро-Невскую семинарию в Петербурге и в 1792, окончив курс, был оставлен в качестве профессора математики, физики и красноречия, а в 1795 был назначен префектом (начальником) семинарии. Отказавшись от монашества и сделанной карьеры, в 1797 вступил на государственную службу с чином IX класса по "Табели о рангах". Обладавший громадной работоспособностью, умением писать и говорить, Сперанский в 1801, вскоре после вступления на престол Александра I, получил чин действительного тайного советника (IV класс по "Табели о рангах") и занимался составлением многочисленных указов и манифестов, характеризующих "дней Александровых прекрасное начало". Назначенный на службу в Министерство внутренних дел, Сперанский наряду с гигантским объемом работы и фактическим созданием рус. бюрократической машины XIX - начала XX в. написал работы, выдвинувшие его в ряд первых полит, мыслителей: "Размышления о государственном устройстве империи", "Записка обустройстве судебных и правительственных учреждений в России", "О духе правительства" и др. В 1807 Сперанский стал статс-секретарем императора. В 1808 сопровождал Александра I в Эрфурт для встречи с Наполеоном. Наполеон назвал Сперанского "единственной светлою головою в России" и шутливо предложил Александру I обменять на Сперанского какое-нибудь немецкое княжество.

К 1809 Сперанский составил план государственного переустройства, главными результатами которого должны были стать конституция и отмена крепостного права. Суть реформ - разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную; выборность части чиновников. Расширение свободы печати, но "в известных, точно определенных размерах". Примиряя новые идеи с реальностью, Сперанский заявлял, что законодательная инициатива должна принадлежать монарху и ему же - последнее слово, но ни один закон не должен войти в силу без рассмотрения в Государственной думе. Оценивая фактическое состояние дел в империи, Сперанский писал: "Ни в каком государстве политические слова не противоречат столько вещам, как в России... Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов". Сперанский первым в России заявил о необходимости создания конституционного правового государства и обеспечения гражданских прав и свобод, предложив начать с учреждения Государственного совета, реорганизации министерств и Сената, а завершить призванием "народного представительства к участию в законодательстве в форме установления дум волостных, окружных, губернских и единой Государственной думы". Яркая попытка преобразовать самодержавное государство на конституционных началах не удалась. Войдя в конфликт с Петербургским обществом (одним из противников был Н.М. Карамзин со своей Запиской древней и новой России), в канун нашествия Наполеона, Сперанский был обвинен в измене и сослан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, затем переведен в Пермь. После ряда писем Александру I Сперанский в 1816 году был назначен пензенским гражданским губернатором. В 1819 стал генерал-губернатором Сибири. Будучи талантливейшим администратором, добился улучшения управления этой частью страны. В 1821 был возвращен в Петербург и, оставив конституционные проекты, как несвоевременные, являлся членом Государственного совета и управляющим Комиссией составления законов. После восшествия на престол Николая I Сперанский, доказав свою лояльность участием в Верховном суде над декабристами, возглавил грандиозную работу по кодификации законов (Полное собрание законов Российской империи в 45 т. (1830), "Свод законов" в 15 т. (1832) и др.), был членом ряда высших государственных комитетов 20 - 30-х гг.; читал курс юриспруденции будущему Александру II. В 1839 был пожалован графским титулом.

Высшее общество делится на два класса:

Довольные, во главе которых стоят - граф Кочубей, группирующий вокруг себя многочисленных знатных особ всех возрастов, и г. Сперанский, на которого нужно смотреть как на опору всех умных и даровитых людей среднего класса, как, например, литераторов, купцов и гражданских чиновников. Значительное число их в трудных условиях жизни обращается к нему как к оракулу, доверяя ему свои опасения, свои надежды и свои самые сокровенные мысли. Он доступен, популярен и приветливо идет на встречу этому доверию. К его словам относятся как к пророчеству. Он, по-видимому, вполне предан Е. В. Государю Императору и существующему строю, поддержанию которого он посвящает все свои силы, возвышенно отзываясь о личности Государя и скрашивая будущее успокоительными предсказаниями...

В Москве в настоящий момент нет ни одного сановника, который играл бы роль, подобную роли графа Кочубея или Сперанского.

Сперанский Михаил Михайлович (1.01.1772—11.02.1839), граф, государственный деятель. Родился в семье сельского священника, образование получил в Петербургской Духовной академии. Состоял в ней профессором математики, физики и красноречия (1792—95), а позже профессором философии и префектом академии (до 1797), пока не перешел на службу в Сенат. За время своей профессорской деятельности Сперанский написал учебник красноречия и несколько философских статей, из которых была опубликована только одна — «О силе, основе и естестве» («Московитянин», 1842). Заведуя одно время библиотекой масона кн. А. Б. Куракина и его обширной перепиской, Сперанский заслужил полное доверие этого сановника, вовлекшего его в масонство, так что когда по воцарении имп. Павла I Куракин был назначен генерал-прокурором Сената, он склонил Сперанского перейти туда на службу и быстро повысил его до чина коллежского советника и должности экспедитора. Куракин, однако, недолго продержался на своем посту. На его место был назначен кн. П. В. Лопухин, затем — А. А. Беклешов и, наконец, последнего сменил Обольянинов. Быстрое возвышение и падение было уделом сановников в то время, но эти трагедии не коснулись Сперанского, — все четыре генерал-прокурора одинаково высоко ценили его способности и труды. Одновременно Сперанский являлся секретарем комиссии по снабжению столицы продовольствием, где председателем был наследник престола вел. кн. Александр Павлович, который здесь познакомился со своим будущим сановником. 12 марта 1801 вступил на престол Александр I, а уже 19 марта вышло высочайшее повеление: «Быть при Нашем тайном советнике Трощинском у направления дел, на него по доверенности Нашей возложенных, статскому советнику Сперанскому со званием Нашего статс-секретаря». Осуществление реформаторских намерений Александра и было в это время возложено на Д. П. Трощинского, так что Сперанский оказался в эпицентре этих планов, сначала в роли исполнителя и редактора. Сперанский участвовал в составлении целого ряда указов, имевших целью избавиться от негативных сторон предыдущего царствования. К ним относятся восстановление Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам; отмена телесного наказания священников и дьяконов; ликвидация тайной экспедиции; дозволение ввоза из-за границы книг и нот; восстановление права открывать частные типографии; многочисленные помилования и мн. др. В 1802 в только что образованном Государственном Совете Сперанский был назначен начальником экспедиции гражданских и духовных дел и, после образования министерств, по желанию нового министра внутренних дел масона гр. В. П. Кочубея Сперанский получил должность правителя канцелярии министерства. С 1802 по 1807 пробыл Кочубей министром, и в сотрудничестве со Сперанским был осуществлен ряд нововведений в либерально-масонском духе, в т. ч. указ о свободных хлебопашцах, сравнительно более либеральное положение о евреях, разрешение вольного соляного промысла, преобразование медицинского и почтового дела и мн. др. Нередко Сперанский докладывал об этих делах лично Александру, который принял решение поручить ему составление проекта обширного круга реформ, которыми император желал обновить весь строй русской государственной и общественной жизни. С этой целью в 1807 Сперанский был отчислен из Министерства внутренних дел и получил звание статс-секретаря при особе государя. В 1808 Сперанский сопровождал Александра в Эрфурт на встречу с Наполеоном и в том же году представил свой проект на усмотрение императора.

В основу реформы было положено строгое разделение власти на законодательную, административную власть и судебную власть и не менее строгое проведение принципа разделения властей на местные и центральные. Эти вертикальные и горизонтальные деления всего государственного механизма создавали систему, начинавшуюся в волостных учреждениях, продолжавшуюся в уездных и губернских и заканчивающуюся высшими правительственными учреждениями империи. Волостное управление также делилось на органы законодательства, администрации и суда, как и управление уездное, губернское и государственное. Децентрализация законодательства, суда и администрации давала самой центральной власти возможность управлять важнейшими государственными делами, не отвлекаясь на местные вопросы и нужды. Александр I одобрил проект Сперанского, но осуществил лишь его небольшую часть, касавшуюся новых государственных учреждений. Центральное государственное управление проектировалось из трех независимых учреждений: Государственной думы, избираемой губернскими думами (власть законодательная), Сената (власть судебная) и министерства (власть административная). «В этих трех учреждениях, — писал Сперанский, — заключаются все государственные власти, или силы; законодательство вверено Государственной думе, суд, или судебная власть, — Сенату, администрация — министерству. Деятельность этих трех учреждений соединяется в Государственном Совете и через него восходит к престолу». Согласно проекту, утвержденному в 1809, положение о Государственном Совете было введено в 1810, а в следующем — новое положение о министерстве; преобразование Сената должно было состояться в 1812, но война задержала его введение, а затем и все остальные части плана Сперанского. Кроме проекта общего преобразования и его постепенного введения он занимался в это время самыми разнообразными делами. Им была составлена и введена: финляндская конституция, осуществлено освобождение крестьян в Лифляндии, учрежден Царскосельский лицей, преобразованы духовно-учебные заведения, в т. ч. устав духовных академий, таможенный тариф. Проектированы, кроме того: положение об освобождении крестьянства в России, новое гражданское Уложение, финансовые планы, вносившие упорядоченность в систему управления русскими финансами, и мн. др. К этому же времени относятся два законодательных акта, вызвавших большое неудовольствие, но возвысивших бюрократию. Это указы о придворных званиях и об экзаменах на чины. Первым отменялось существовавшее правило, по которому пожалование придворным званием даровало и высокие чины, вследствие чего дети аристократов обгоняли по службе других чиновников и сановники почти без исключения выходили из аристократии. Другой указ повышал образовательный ценз чиновников, и они могли в соответствии со способностями занимать более высокие посты.

Записка «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», поданная Н. М. Карамзиным Александру I в 1811, поколебала доверие царя к Сперанскому. Открылась тесная связь последнего с масонами, а также незаконные тайные контакты с имп. Наполеоном. Сперанский в 1812 был арестован, уволен со всех должностей и сослан в Н. Новгород, откуда вскоре переведен в Пермь. Здесь поначалу он вынужден был закладывать царские подарки и пожалованные ему ордена. По некоторым сведениям, во время ссылки Сперанский от масонства отошел. Освобожден он был в к. 1816 и назначен губернатором в Пензу, где пробыл около трех лет. В 1819 состоялось назначение Сперанского сибирским генерал-губернатором с чрезвычайными полномочиями для производства ревизии. В 1821 Сперанский вернулся в С.-Петербург с результатами ревизии и с проектом нового Уложения для Сибири. Его планы были утверждены, сам он щедро награжден и назначен членом Государственного Совета и начальником комиссии о гражданском уложении.

Воцарение Николая I Павловича открыло перед Сперанским новые перспективы государственной деятельности, но с задачей переформирования существующего строя и его организации на прежних основах. Здесь Сперанскому была отведена своя роль, соответствующая его способностям. Отойдя от масонского реформаторства, Сперанский сделал немало полезного в упорядочении российских законов. Издание Полного собрания законов и составление Свода законов являются заслугой Сперанского. Немало потрудился он и на ниве развития юридического образования. По его инициативе и выбору около десятка молодых людей были посланы за границу в лучшие юридические учебные заведения для теоретической подготовки по правоведению с целью создания основ юридической науки в России. Сам он тоже развивал деятельность по подготовке практикующих юристов, продолжавших его кодификационные труды. На него же возложено было преподавание правоведения наследнику престола, будущему имп. Александру II. Принципиальное сходство многих из реформ Александра II с некоторыми частями плана, проектированного за полвека до этого Сперанским, едва ли можно считать случайным.

 

Николай I

Русский император (1825-1855);

Детство и юность

Третий из пятерых сыновей императора Павла I, великий князь Николай Павлович не мог рассчитывать на российский престол, и это наложило отпечаток на его воспитание и образование. Его воспитатель Ламсдорф оказывал на ребенка постоянное моральное давление и даже допускал телесные наказания. Впоследствии Николай вспоминал о своем воспитании со смешанным чувством, а свое образование считал абсолютно неудовлетворительным. Его наставниками были известные ученые в области философии, литературы и т.п., но преподавание велось так сухо, что он навсегда проникся неприязнью к отвлеченным наукам. Значительно больше его интересовало строительное и инженерное дело, пристрастие к которому он сохранил на всю жизнь.

Военизированная атмосфера Петербурга с ранних лет определила увлечение Николая военным делом, особенно тем, что касалось его внешней, парадной стороны. Завершающим этапом воспитания Николая стали два путешествия, проделанные в 1816 с чисто учебной целью: по некоторым губерниям России и за границу — в Англию, в результате чего он не только получил наглядное представление о внутреннем состоянии и проблемах своей страны, но и познакомился с опытом развития одной из самых передовых для своего времени социально-политических систем. Однако складывающаяся собственная политическая система взглядов Николая отличалась ярко выраженной консервативной, антилиберальной направленностью.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.012 с.)