Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Имена демонизированных и демонических персонажейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ДЕМОНИЗИРОВАННЫЕ ПЕРСОНАЖИ ПОМОЩНИКИ БАБА-ЯГА = Баба- Яга: Арх. г., Ефим. 2, 142-143; б. м., Сах., 19 (как отвлеченно враждебный персонаж); 77 яги -баб: Арх., Забыл., 309-310. Ср. ее трех сыновей Вези, Пузи, Сини ®. ( 3 упоминания. ( ""Яга" (варианты в русских, украинских и белорусских сказках - Ега, Ига, Ягая, Юга, Баба-Язя и др.) восходит к праслав. *ega / esa, родственному лит. engti и латыш. igt с общим значением "зло", "кошмар", "болезнь", "ведьма" и т. д." (Чистов 1997, 56). (Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в "черном" тексте. ( Широко распространенный в славянском фольклоре, прежде всего сказочном, персонаж. См. о ней, в частности: Топоров 1963; Черепанова 1983а, 100-110; Чистов 1997. УСЫНЯ, БОРОДЫНЯ, НИКИТА МАМЕНТИЙ БРАТЬЯ = Три брата: Усыня, Бородыня да НикитаМаментий: Влад. г., Майк., 424-425. ( 1 упоминание. ( Связь двух имен с волосами отсылает, возможно, к табуированному имени языческого бога Волоса. Ср. также враждебного " мамонта насыльного" в заговоре от нечистого духа (ркп. из Арх. г., Майк., 577-580; Ефим. 2, 159-162). О происхождении и широких фольклорных связях названия беса мамонт см.: Черепанова 1983а, 98-99. (Помогают: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Идут "леса зажигати, болота высушати, реки затворяти" (ср. безымянные огненные стрелы и огненных змеев, которые делают в заговорах то же самое), а субъект отправляет их зажигать сердце девушки. Близки также к персонифицированным ветрам ® ( Ср. также в сказке: "птица Усыня - змей о двенадцати головах" (об этом персонаже см.: Успенский 1982, 145, 181; о возможной связи волос с культом Волоса (Велеса) - там же, с. 67 и др.), а также троицу Горыня, Дубыня и Усыня из восточнославянских сказок типа 301 по указателю А. Аарне (см. о ней: Иванов, Топоров 1976, 113; СМ, 143-145). ХОРОВЕЙ ЛЕШАК = Лешак Хоровей: Вятск. о., Иван., 46. ( 1 упоминание. (Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. ( Вместе с 77 лешаками и лешачихами стоит в дубе-дубище на Сиамских ® горах. ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) КАИН И АВЕЛЬ = Каин и Авель: Арх. о., Песк., 79 (из материалов экспедиции МГУ 1972 г.); б. м., Рыбн., 262; Тих. Лет. 4, 77; Каин и Авиль: Смол. г., Добр., 197; Кавель и Авель: Арх. о., Ив., 21. (из материалов экспедиции МГУ 1972 г.); те же, 2 брата на месяце: Арх. г., Майк., 454; Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 1366; Каин и первый человек Абель: Олон. г., Мансикка, 211; МесяцКаин и его брат Авель: б. м., Щуров, 163. Ср. Месяц Месяцович ®, Каер и Лаер ®, Афис-Кафис ®. ( 9 упоминаний. КАЯН = Бесица, горящие глаза, железные руки, верблюжьи волосы - Каяна виденье: б. м., Новомб. 07, 223. Ср. Каин и Авель ®. ( 1 упоминание. (Братья исцеляют: людей от зубной боли ( преобладает); людей от грыжи; людей от кровотечения из ран; людей от ураза (ушиб, рана). ( В заговорах от зубной боли частый мотив диалога с мертвым братом (или с Месяцем ®). В текстах от кровотечения из ран мотив колотья и резания ножами, отсутствия раны, крови и опухоли после убийства. Зафиксирован инверсионный мотив " Авель Кавеля убил". ( Мотив помещения Каина, убившего брата, на Луну восходит, по-видимому, к апокрифической богомильской книжности. Например, в болгарском "Сказании из [книги] Бытия", являющемся фрагментом т. н. Беловского сборника (конца XVII в.), дается такой ответ на вопрос "Ради чего Бог поставил Каина на Луне?": "Дабы видел блага, которых лишился, и дабы видел зло, оставшееся после него" (цит. по: Бадаланова 1997, 44; там же см. другие книжные источники поверья и его отражения в болгарских народных представлениях). (( У восточных славян было широко распространено воззрение, что Каин и Авель видны на лунном диске (см., напр., украинские данные в: Чубинский 1872, 7 [Чубинський 1995, 1, 16-17]); о том же говорят и архангельские сведения: Ефименко 1877, ч. 1, 171, 185. ( Поляки считали, что на луне видны Kain i Abel: первый убил второго за то, что тот "skladal lepsze snopy" (Relacje... 1989, 114); см. также: Slownik 1996, 166. Болгары полагали, что на луне два брата (Каин и Авель), один из которых убил другого и носит на спине. Называется и причина убийства - неспособность разделить имущество (см.: Бадаланова 1997, 44-45). Поверье о том, что на луне видны Каин и Авель, известно и у румын; см.: Свешникова, Цивьян 1979, 170.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.55.184 (0.005 с.) |