Имена демонизированных и демонических персонажей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имена демонизированных и демонических персонажей



ДЕМОНИЗИРОВАННЫЕ ПЕРСОНАЖИ

ПОМОЩНИКИ

БАБА-ЯГА

= Баба- Яга: Арх. г., Ефим. 2, 142-143; б. м., Сах., 19 (как отвлеченно враждебный персонаж); 77 яги -баб: Арх., Забыл., 309-310. Ср. ее трех сыновей Вези, Пузи, Сини ®.

( 3 упоминания.

( ""Яга" (варианты в русских, украинских и белорусских сказках - Ега, Ига, Ягая, Юга, Баба-Язя и др.) восходит к праслав. *ega / esa, родственному лит. engti и латыш. igt с общим значением "зло", "кошмар", "болезнь", "ведьма" и т. д." (Чистов 1997, 56).

(Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в "черном" тексте.

( Широко распространенный в славянском фольклоре, прежде всего сказочном, персонаж. См. о ней, в частности: Топоров 1963; Черепанова 1983а, 100-110; Чистов 1997.

УСЫНЯ, БОРОДЫНЯ, НИКИТА МАМЕНТИЙ БРАТЬЯ

= Три брата: Усыня, Бородыня да НикитаМаментий: Влад. г., Майк., 424-425.

( 1 упоминание.

( Связь двух имен с волосами отсылает, возможно, к табуированному имени языческого бога Волоса. Ср. также враждебного " мамонта насыльного" в заговоре от нечистого духа (ркп. из Арх. г., Майк., 577-580; Ефим. 2, 159-162). О происхождении и широких фольклорных связях названия беса мамонт см.: Черепанова 1983а, 98-99.

(Помогают: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Идут "леса зажигати, болота высушати, реки затворяти" (ср. безымянные огненные стрелы и огненных змеев, которые делают в заговорах то же самое), а субъект отправляет их зажигать сердце девушки. Близки также к персонифицированным ветрам ®

( Ср. также в сказке: "птица Усыня - змей о двенадцати головах" (об этом персонаже см.: Успенский 1982, 145, 181; о возможной связи волос с культом Волоса (Велеса) - там же, с. 67 и др.), а также троицу Горыня, Дубыня и Усыня из восточнославянских сказок типа 301 по указателю А. Аарне (см. о ней: Иванов, Топоров 1976, 113; СМ, 143-145).

ХОРОВЕЙ ЛЕШАК

= Лешак Хоровей: Вятск. о., Иван., 46.

( 1 упоминание.

(Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь.

( Вместе с 77 лешаками и лешачихами стоит в дубе-дубище на Сиамских ® горах.

ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

КАИН И АВЕЛЬ

= Каин и Авель: Арх. о., Песк., 79 (из материалов экспедиции МГУ 1972 г.); б. м., Рыбн., 262; Тих. Лет. 4, 77; Каин и Авиль: Смол. г., Добр., 197; Кавель и Авель: Арх. о., Ив., 21. (из материалов экспедиции МГУ 1972 г.); те же, 2 брата на месяце: Арх. г., Майк., 454; Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 1366; Каин и первый человек Абель: Олон. г., Мансикка, 211; МесяцКаин и его брат Авель: б. м., Щуров, 163. Ср. Месяц Месяцович ®, Каер и Лаер ®, Афис-Кафис ®.

( 9 упоминаний.

КАЯН

= Бесица, горящие глаза, железные руки, верблюжьи волосы - Каяна виденье: б. м., Новомб. 07, 223. Ср. Каин и Авель ®.

( 1 упоминание.

(Братья исцеляют: людей от зубной боли ( преобладает); людей от грыжи; людей от кровотечения из ран; людей от ураза (ушиб, рана).

( В заговорах от зубной боли частый мотив диалога с мертвым братом (или с Месяцем ®). В текстах от кровотечения из ран мотив колотья и резания ножами, отсутствия раны, крови и опухоли после убийства. Зафиксирован инверсионный мотив " Авель Кавеля убил".

( Мотив помещения Каина, убившего брата, на Луну восходит, по-видимому, к апокрифической богомильской книжности. Например, в болгарском "Сказании из [книги] Бытия", являющемся фрагментом т. н. Беловского сборника (конца XVII в.), дается такой ответ на вопрос "Ради чего Бог поставил Каина на Луне?": "Дабы видел блага, которых лишился, и дабы видел зло, оставшееся после него" (цит. по: Бадаланова 1997, 44; там же см. другие книжные источники поверья и его отражения в болгарских народных представлениях).

(( У восточных славян было широко распространено воззрение, что Каин и Авель видны на лунном диске (см., напр., украинские данные в: Чубинский 1872, 7 [Чубинський 1995, 1, 16-17]); о том же говорят и архангельские сведения: Ефименко 1877, ч. 1, 171, 185.

( Поляки считали, что на луне видны Kain i Abel: первый убил второго за то, что тот "skladal lepsze snopy" (Relacje... 1989, 114); см. также: Slownik 1996, 166. Болгары полагали, что на луне два брата (Каин и Авель), один из которых убил другого и носит на спине. Называется и причина убийства - неспособность разделить имущество (см.: Бадаланова 1997, 44-45). Поверье о том, что на луне видны Каин и Авель, известно и у румын; см.: Свешникова, Цивьян 1979, 170.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.006 с.)