Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аликсандра па(ла(на Царь водицаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
= Царь водица АликсандраПа(ла(на: Смоленск. г., Добр., 208. ( 1 упоминание. (Исцеляет: от болезни телят (смывает притку [сглаз]). ( Именование воды антропонимами характерно и для других славянских традиций, в частности, украинской. ИРИЦА = Земля царица, вода Ирица: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6639. ( 1 упоминание. ( Ср. звезду Ирису (Звезды ®) и т. п., а также известное гнездо слов, обозначающих потусторонний мир, куда скрываются зимой змеи и птицы: вырей, вырай, ирей, ирий, ирица (!) (Даль 1989, т. 1, 310); о круге значений этого слова и библиографию см.: Успенский 1982, 60, 144-149; Безлай 1976. (Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. ( Ср. белорусскую змеиную царицу Ирицу (Успенский 1982, 59), а также воду Елену и Улiяну в украинских заговорах (Еф., 29, 42); вода Ульяна, земля Тытяна, колодизь Якив (Иван., 732). Впрочем, в белорусском тесте имя Ульяна (очевидно, под влиянием бинарно-оппозиционного принципа) приписывается небу (!): "Зямля Таццяна, неба Вулляна, калодзесь Iван " (Барт., 278) РОСА СОЛОМОНИЯ = Мокрая роса Соломония: Арх. г., Забыл., 373. Ср. Соломония бабушка®. ( 1 упоминание. ( Ею умывается в заговоре сват перед сватовством. ВЕТРЫ Персонифицированные ветры-помощники находятся на грани между нейтральными и демоническими персонажами, склоняясь, впрочем, ко вторым. Но использование христианских имен и "метеорологическая" природа не позволяют однозначно отнести их к демонам. Встречаются они исключительно в присушках, причем имеющих "черный" характер и сопряженных с мотивами переноса по ветру тоски, сухоты и т. п. Ветров обычно 3 или 4 (по числу сторон света). = Ветр Мойс±й, ветр Лука, ветры буйные, вихори (в обращении они называются три ветра, три брата): Арх. г., Майк., 423-424; ветер МоЅсей, ветер луна, ветер буйный вихорь: Арх. г., Ефим. 2, 139 (др. список предыдущего текста); ветры Лука, Марк, Павел, Иван: Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 4445; ветры Лука, Марко, Матвей, Гаврило, пятый вихорь: Сибирь, Шилков, 149-150; батюшки, ветры, вихри, сильные, могучие богатыри Марко, Гаврило лукавы: Вятск. о, Иван., 41; буйные ветры Исак, Марк, Абрам, Иаков: Сибирь, Гром., 90 (весьма любопытное использование имен ветхозаветных патриархов и апостола); Вихорь Вихоревич, дядюшка 12 ветров: Волог. г., Вин. 1, 76; ВихорьВихреевич и его 77 братьев: Вятск. о., Лобан., 20 (тот же текст с небольшими изменениями: Иван., 42); ВихорьИваныч, брат 12 ветров: Волог. г., Шуст., 127. Ср. нарицательные вехори-вехоречки в архангельской присушке (Сав., 175; то же: Ив., 35); вятские ветрищи, вихорищи, бурищи (Иван., 41) и т. п. ( По 1 упоминанию. (( Как пишет В. Н. Топоров, " ветр Лука могло бы отвечать понятию целенаправленного ветра, ср. Ветер третий день в одну луку дует (СРНГ 17, 187), т. е. в одном направлении, ср. диал. лукать 'метить в цель', 'попадать в цель' и т. п.; в связи с ситуацией четырех ветров, сходящихся в центре, где находится субъект заговора, вполне допустимо употребление глагола залучать 'сгонять в нужном направлении' (СРНГ 10, 225), употребительного, в частности, в заговорах, в связи с таким же действием по отношению к животным (ср.: залучай со всех четырех сторон, со стока и запада, и с лета и сивера. Майков, № 198). Наконец, уместно вспомнить и лит. aй-laukis (: прусск. -laukis), о юго-западном ветре, марине (ср. заимствование из литовского - вондлук, букв. - 'ветер с воды' или 'ветер, несущий влагу', см. Пр. яз. [В. Н. Топоров. Прусский язык. Словарь.] V, 142(143), чему в русском точно соответствовал бы элемент лук-. Весьма существенно, что действие залученья связывается в народной традиции именно с Лукой (ср.: Лука залутчик залучает Божьих зверей СРНГ 10, 225 или В чистом поле Лука залучник. Там же, 225, ср. четыре ветра в чистом поле). Очень показательно, что Лука Залушник появляется и в заговорах (ср. также Лука Залутчик, № 289). В заговоре из собрания Майкова (№ 300) отмечена пара имен персонажей, чья функция сгонять (залучать) нечто в единое место, - Лука Залушник, Стефан Попутник, к которым обращена просьба загонять животных со всех четырех сторон в центр, где находится охотник. Надо думать, что эпитеты Луки и Стефана определяют специфику "залученья": во втором случае зверь гонится, видимо, вдоль пути (Попутчик), дороги. Естественно предположить, что в первом случае могло иметься в виду, так сказать, перпендикулярное, поперечное "залученье". Лит. aй-laukis как раз и обозначает такой поперечный к береговой линии ветер, отличающийся от продольного берегового ветра. Такое различие, как известно, существует и в русской народной классификации ветров, ср. поперечный ветер. В свете сказанного пару ветр Моисей и ветр Лука можно, видимо, было бы толковать как персонифицированное обозначение двух ветров - продольного и поперечного (ср., кстати, клишированное обозначение пути, дороги, Млечного пути, все с идеей продольности, Моисеева дорога, см. Даль, s. v.)" (Топоров 1993, 101-102). (Помогают: вызвать (присушить) чью-либо любовь. ( Могут жить в белокаменной церкви в чистом поле, просто в чистом поле, в лугах зеленых, в лесах дремучих и др. Их отпускает царь-батюшка сатана ® (Вятск. о., Иван., 43). Обычно собираются сушить (крушить) леса, реки, топи, болота и т. п., а их призывают делать то же с сердцем и кровью привораживаемого. ( "Определение числа ветров... относится к апокрифическим вопросам и ответам. На вопрос, сколько ветров на земле, Иоанн Дамаскин отвечает: двенадцать. В христианской аллегории ветры олицетворялись в виде четырех ангелов, расположенных на четырех странах света. С ними смешивались 4 апостола-евангелиста, из которых, по словам "Беседы трех святителей", Матфей помещается на востоке, Марк на западе, Иоанн на севере и Лука на юге. Слабым отражением этого сказания является: братская связь ветров в присушках..., упоминание четырех ангелов, идущих из чистого поля, и название одного из братьев Лукою" (Мансикка 1909, 12).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.196 (0.008 с.) |