Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новгород (богатыри новгородские)

Поиск

= Богатыри Новгородские: б. м., Сах., 26.

( 1 упоминание.

( Реальный территориальный указатель.

( Сбруя богатырей новгородских скрыта в тереме Владимира -князя® (для человека, идущего на войну).

РИМ (ПАПА РИМСКАЯ)

= Церковь папы Римской: Костр. г., Вин. 2, 26-28.

( 1 упоминание.

( В результате бытования в народе письменного текста заговора произошло переосмысление непонятного слова "папа" как слова женского рода.

( Стоит на белом камне Латере ®.

СИБИРЬ, КАЗАНЬ, АСТРАХАНЬ

= Сибирь, Казань, Астрахань: Симб. г., Майк., 522.

( 1 упоминание.

( Служат олицетворением клада в заговоре, читаемом при его поиске.

( Об Астрахани и Казани в русском эпосе см.: Кондратьева 1967, 187-189.

ЧАСТИ ГОРОДОВ

КРЕМЛЬ (КРЕМЛЕВСКАЯ СТЕНА)

= Кремлевская стена каменная: б. м., Сах., 27.

( 5 упоминаний.

( Защищает от татар, бьет их, уберегает субъекта.

ГОРЫ

АФОН

= А"он -гора: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; Арх. г., Ефим. 2, 170-172; А"онские горы: Енис. г., Красн., 73; б. м., Сах., 24-25; сочетание Ахонские угодники: Смол. г., Попов, 234.

( 5 упоминаний.

(( Она может служить местом встречи с 12 лихорадками. В перечне из шести гор обладает способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться.

( Известный центр православной религиозности и церкви.

ВЕРТЕП

= Вертеп -гора: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; ркп. из Новгорода, Майк., 530-539.

( 2 упоминания.

( От церковнославянского названия пещеры на восточном холме Вифлеема, где родился Христос (слово вертеп, собственно, и означает 'пещера').

( В перечне из шести гор обладает способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться. Закрепляет слова заговора.

( Упоминается, что она связана с рождением Христа.

ИЕРОСАЛИМСКИ

= Иеросалимски горы: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

( 1 упоминание.

(( В перечне из шести гор обладают способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться.

НАРИМЕНСКИЕ

= Нарименские горы: б. м., Майк., 556 (то же: Щапов, 52-54).

( 1 упоминание.

( Вероятно, контаминация Рымских ® гор и Папаримских ® земель, встречающиеся в том же тексте. Не будучи реальным территориальным указателем, воспринимались, судя по всему, как таковой.

( Архангел Гавриил, Изосима и Савватий послылаются туда за пчелиными крапчиком и маткой.

ПАЛЕСТИНСКАЯ

= Палестинская гора: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

( 1 упоминание.

( В перечне из шести гор обладает способностью держать стадо вместе, не давая коровам расходиться.

РЫМСКИЯ

= Рымскiя горы: б. м., Майк., 556 (то же: Щапов, 52-54).

( 1 упоминание.

( Ср. в том же тексте Нарименские ® горы, Папаримския ® земли. Возможно, восходят к представлению о семи римских холмах.

( Архангел Гавриил, Изосима и Савватий послылаются туда за пчелиными крапчиком и маткой.

СИНАЙ

Все упоминания топонима рассмотрены в группе названий второго круга мифологического мира ®.

ФАВОР

Все упоминания топонима рассмотрены в группе названий второго круга мифологического мира ®.

ИМЕНА (НАЗВАНИЯ) СТРОЕНИЙ

ЦЕРКВИ

САЛМАНИДА

= Церкы(Салманида: Смол. г., Добр., 191.

( 1 упоминание.

( Соответствует центральному локусу традиционной модели мира. Стоит в синем море в заговоре от чемири (чемера - головная боль, угар, отравление [Меркулова 1969, 160]). На ней стоит Божья Матерь, отгоняющая чемирь. Ср. бабушку Соломониду ® и реку Саламаниду ®.

ЛАЗАРЕВА ЦЕРКОВЬ

= Лазарева церковь (в ней в гробнице Иван мертвец): Арх. г., Ефим. 2, 201-202 (ср. Лазарь ®).

( 1 упоминание.

( Соответствует центральному локусу традиционной модели мира.

( Мотив мертвеца прямо связан с образом воскрешенного из мертвых Лазаря®.

ИМЕНА ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ МИРА (СТИХИЙ) И ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫХ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ

ОГОНЬ

ОГОНЬ (ОГОНЕК) ЦАРЬ, ИСКРА (ИСКОРКА) ЦАРИЦА, ДЫМ ДЫМОВОЙ

= Батюшка царь огонь и матушка царица искра: Амур, Азад., 015; царь огонек, царица девица, искорка: Тобольск. г., Скалоз., 17; царь мой Огонь, царица Искра, ДымДымовой: Обск.-Ирт., Перун., 5.

( 3 упоминания (1 раз с Дымом).

(Помогают: сделать, чтобы корова отдавала молоко; ладить огнивом вымя у коровы (в заговоре от ветреной порчи, произносимом над угольками); вызвать (присушить) чью-либо любовь (Дым входит в тело и вкладывает тоску, боль, любовь).

ОГОНЬ (АГОНЬ) ЦАРЬ

= Царь Огонь (в том же тексте Агонь): ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56.

( 1 упоминание.

(Исцеляет: скот от всех болезней.

( Мотив сжигания.

( Ср. русскую сказку о царе Огне и царице Маланьице, которые жгут стада царя Змиулана (№ 164 в собрании А. Н. Афанасьева); см. также: Топоров 1979, 148; Успенский 1982, 44; статью "Царь Огонь" в СМ, 390.

ЗЕМЛЯ

ПЕЛАГЕЯ

= Сырая земля Пелагея (вместе с синим морем Еленой ® и звездами): Енис. о., Майк., 448.

( 1 раз.

(Защищает от бессонницы младенца.

ВОДА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.82 (0.008 с.)