Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Условия формирования командно-административной системы экономики России.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос 1. Условия формирования командно-административной системы экономики России. В конце ХIХ-начале ХХ в. в стране складывается «государственный капитализм». Государственный капитализм – особая система управления экономикой, сочетающая жесткий бюрократический централизм государственной власти с возросшей силой и самостоятельностью частного капитала, объединенного в крупные союзы и синдикаты, а также либеральную оппозицию, состоящую в основном из интеллигенции и опирающуюся на Государственную думу. Причины формирования в России системы «государственного капитализма»: 1. медленные темпы развития; 2. недостаточные стимулы к предпринимательству; 3. мобилизационный путь развития; 4. связь развития промышленности с государственными заказами; 5. двойственность социально-экономической структуры: промышленный капитализм и архаичное сельское хозяйство; 6. узость внутреннего рынка и нестабильность финансовой системы. Уже в этот период возникают черты, присущие российской модели командно-административной системы: 1. множественность регулирующих органов; 2. главная функция – снабженческо-распределительная (введение государственных монополий на хлеб, уголь, сахар, нефть и хлопок); 3. покрытие нехватки финансовых ресурсов за счет усиления прямого налогообложения крестьянства; 4. административное ограничение роста аграрных цен при росте промышленных цен; 5. создание системы государственных планов, прежде всего по заготовке продовольствия. После победы Октябрьской революции народное хозяйство характеризовалось следующими чертами: 1. жесткая централизация и отсутствие действенных горизонтальных связей между вертикальными образованиями – главками и наркоматами; 2. множественность плановых органов, их межведомственный характер и стихийность возникновения; 3. упор на централизацию распределительных функций; 4. отчуждение управленческого аппарата государства от народных масс и реального хозяйственного процесса.
Таблица 1 – Система реформ нэпа.
Несмотря на бурное развитие рыночных отношений, в годы нэпа сохранялось жесткое государственное регулирование экономических процессов. Таблица 2 – Система экономических реформ 1929-1932 гг.
Важнейшая отличительная черта реформ 1929-1932 гг. – расхождение между формой и содержанием. Формально они были направлены на демократизацию управления, углубление экономических методов, охват хозрасчетными отношениями различных уровней хозяйствования: объединений – предприятий- цехов, участков, бригад. Реально же привели к образованию административно-командной системы управления промышленностью, а затем и сельского хозяйства. Механизм управления аграрным сектором имел свои особенности, связанные с использованием внеэкономических методов хозяйствования. Основные черты механизма управления колхозами:
В начале 30-х гг. происходит почти полное вытеснение частного капитала из различных секторов экономики. Так, если в 1928 г. доля частных предприятий в промышленности составляла 18 %, то в 1933 г. – всего 0,5 %. В сельском хозяйстве этот процесс имел такую динамику: с 97 % в 1928 г. до 20 % в 1933 г., в розничной торговле – с 24 % до нуля. К этому же времени были практически аннулированы все иностранные концессии. Составной частью процесса огосударствления экономики стало планирование, принявшее с 1927 г. форму государственного диктата (госплан). Таким образом, народнохозяйственное планирование начало принимать деформированные формы, ставшие тормозом экономического развития. Но без них сложившаяся административно-командная система не могла добиться поставленных целей.
Таблица 5 – Особенности перестройки системы управления по реформе 1957 г.
Опыт реформы 1957 г. свидетельствует, что для обеспечения результативности преобразований необходима четкая взаимосвязь между всеми важнейшими составными элементами хозяйственного механизма – плановым управлением, организационной структурой управления, рычагами и стимулами. Попытка изменения командно-административной системы управления в 1957 г. оказалась неудачной прежде всего потому, что основное внимание было уделено только организационной структуре управления. Резкий переход к управлению по территориальному принципу существенно осложнил проведение научно-технической политики, привел к разрыву между отраслевым и территориальным разделением труда, в результате чего нарушились сложившиеся межрайонные отраслевые связи, усилились элементы автаркии.
В результате всех «экспериментов» экономическое положение внутри страны на рубеже 50-60-х гг. оставалось достаточно напряженным. В 1958 г. было принято решение приостановить на 20 лет выплату денег по государственным займам, поскольку средств у государства на это не было. Одновременно произошла отмена обязательной подписки на государственные займы. Стала более заметной инфляция. Назрела необходимость проведения новой денежной реформы. Рядом молодых экономистов был подготовлен ее проект, который имел в своей основе учет соотношения спроса и предложения при определении цен, их оперативное изменение торгующими организациями, а также приведение денежной массы в соответствие с товарной. Но широко задуманная денежная реформа не была поддержана изменениями в финансовой системе и порядке ценообразования и потерпела провал, т.к. свелась лишь к замене денежных знаков и установлению нового курса рубля. С 1 января 1961 г. в оборот вводились новые купюры достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей, а также монеты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 20, 50 коп. и 1 рубль. Был произведен обмен старых денег в пропорции 10:1, в этой же пропорции производился перерасчет вкладов, заработной платы, государственного долга и устанавливаемого государством паритета рубля в соотношении с иностранными валютами. Однако сразу же вслед за денежной реформой началось падение курса рубля. Это было связано с нарушением баланса между товарной и денежной массой в обстановке сохранившейся старой системы финансирования и дотаций. Характерные черты финансово-кредитной системы СССР:
Наиболее серьезным было положение в сельском хозяйстве. Переданные ему миллиарды новых рублей способствовали росту денежных доходов населения, но не привели к увеличению сельскохозяйственного производства и снижению производственных издержек. Более того, убыточными стали не только отдельные предприятия, но и целые отрасли.
В связи с этим в 1962 году закупочные цены на мясо были подняты на 35 %, а розничные – на 30 %. В 1963 г. было принято решение поднять цены на уголь на 37 %, на нефтепродукты – на 5 %, на пиломатериалы – на 13 %. Так был дан новый импульс развязыванию инфляции: новые цены на сельхозпродукцию и топливо автоматически вели к нерентабельности легкой промышленности. Поэтому в январе 1964 г. были пересмотрены цены и на легкую промышленность. Эти решения вызвали недовольство и привели к стихийным выступлениям рабочих, самое крупное из которых было в Новочеркасске. Становилось ясно, что дальнейшее развитие народного хозяйства требует радикальных перемен в системе управления экономикой. В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», в соответствии с которым в стране началась экономическая реформа (таблица 6). Таблица 6 – Сущность и важнейшие практические мероприятия реформы 1965 г.
Таким образом, реформой 1965 г. намечались меры, которые должны были значительно повысить эффективность общественного производства. Осуществление ее явно улучшило положение в экономике. В послевоенные годы наиболее результативной оказалась именно восьмая пятилетка (1965 – 1970 гг.): валовой общественный продукт увеличился на 43 %, произведенный национальный доход – на 45 %, продукция промышленности – на 50 %, сельского хозяйства – на 23 %, производительность общественного труда – на 39 %, реальные доходы на душу населения – на 33 %. Происходившее три пятилетки снижение темпов роста общественного производства было приостановлено, темпы возросли. Однако в целом реформа не дала ожидаемых результатов.
Уже в конце 60-начале 70-х гг. позитивный потенциал хозяйственной реформы стал исчерпываться, народное хозяйство возвращалось к традиционным источникам экономического роста за счет топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Безуспешными оказались попытки внедрения в массовое производство наукоемких технологий (радиоэлектроники, информатики, вычислительной техники, биотехнологии и др.). Структура советской экономики приобретала все более нерациональный, однобокий характер с уклоном в тяжелую индустрию и с минимальным выходом на непосредственные потребности людей. Причины функционирования механизма торможения:
Особое значение для сворачивания реформы имела внешнеполитическая обстановка, а именно условия «холодной войны». СЭВ действовал в рамках «автаркического регионализма» и оставался в стороне от развертывающихся мирохозяйственных процессов. В нем безраздельно господствовала воля высшего партийно-политического руководства СССР, нацеленная на обеспечение закрытости экономик стран-участниц. Они были вынуждены привязывать свое народное хозяйство к Советскому Союзу, обладавшему необходимыми ресурсами и гарантированным рынком. Однако еще в 1970 г. внешнеторговый оборот нашей страны составлял всего около 8 % по отношению к национальному доходу, или порядка 4 % ВНП, если исчислять последний по западной методике (в США в том же году сумма экспорта и импорта превысила 8 % ВНП, в Японии составила 18 %, во Франции – 26 %, в Англии – 32 %, в ФРГ – 38 %). Такая псевдоинтеграция привела к закреплению во всех социалистических странах структуры экономики с гипертрофированным удельным весом базовых отраслей и с ресурсопожирающей технологией, с неоправданным параллелизмом, то есть неспособной обеспечить эффективность производства и потребление национального дохода.
Вопрос 7. Экономика застоя. В начале 70-х гг. нарастание кризиса различных сторон советского общества приняло характер постоянно усиливающегося процесса. Все больше советская экономика отставала от экономики развитых стран по техническому и технологическому уровню, показателям эффективности, структурным характеристикам. Стали падать темпы роста производства, начиналась его стагнация, поэтому период 70-сер. 80-х гг. вошел в историю как экономика застоя. Его отличительной чертой является возникновение особого механизма торможения социально-экономического развития страны. Механизм торможения – это совокупность устаревших, консервативных, изживших себя институтов, взглядов, стереотипов практического действия, укоренившихся в самых различных сферах общественного бытия и сознания. Механизм торможения был закономерным следствием развития административно-командной системы. С точки же зрения организации производства его появление было реакцией народного хозяйства на противоречие, сложившееся на основе фабричного уровня, между затратной по своей сути советской экономикой и антизатратными методами НТП. Особую роль в механизме торможения сыграла советская экономическая культура, способствовавшая формированию застойных ценностей. Основные признаки советской экономической культуры:
Таблица 7 – Сущность и важнейшие практические мероприятия реформы 1985 г.
Первый этап перестройки хронологически охватывает период с весны 1985 г. и до конца 1986 г. Начало ему положил апрельский Пленум ЦК КПСС (1985 г.). На нем была выдвинута задача достижения качественно нового состояния советского общества. Его составными элементами были названы:
Магистральный путь достижения данной цели виделся в существенном ускорении социально-экономического развития общества, и главное – в ускорении научно-технического прогресса, технической реконструкции народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники. Для первого этапа перестройки характерен еще не слом административно-командной системы, сложившейся за предыдущие десятилетия, а ее совершенствование, не радикальная переделка всего общественного здания, а лишь исправление отдельных деформаций. Вопрос 1. Условия формирования командно-административной системы экономики России. В конце ХIХ-начале ХХ в. в стране складывается «государственный капитализм». Государственный капитализм – особая система управления экономикой, сочетающая жесткий бюрократический централизм государственной власти с возросшей силой и самостоятельностью частного капитала, объединенного в крупные союзы и синдикаты, а также либеральную оппозицию, состоящую в основном из интеллигенции и опирающуюся на Государственную думу. Причины формирования в России системы «государственного капитализма»: 1. медленные темпы развития; 2. недостаточные стимулы к предпринимательству; 3. мобилизационный путь развития; 4. связь развития промышленности с государственными заказами; 5. двойственность социально-экономической структуры: промышленный капитализм и архаичное сельское хозяйство; 6. узость внутреннего рынка и нестабильность финансовой системы. Уже в этот период возникают черты, присущие российской модели командно-административной системы: 1. множественность регулирующих органов; 2. главная функция – снабженческо-распределительная (введение государственных монополий на хлеб, уголь, сахар, нефть и хлопок); 3. покрытие нехватки финансовых ресурсов за счет усиления прямого налогообложения крестьянства; 4. административное ограничение роста аграрных цен при росте промышленных цен; 5. создание системы государственных планов, прежде всего по заготовке продовольствия. После победы Октябрьской революции народное хозяйство характеризовалось следующими чертами: 1. жесткая централизация и отсутствие действенных горизонтальных связей между вертикальными образованиями – главками и наркоматами; 2. множественность плановых органов, их межведомственный характер и стихийность возникновения; 3. упор на централизацию распределительных функций; 4. отчуждение управленческого аппарата государства от народных масс и реального хозяйственного процесса.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.233 (0.017 с.) |