Познавательные модели: Модель R.O.L.E. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательные модели: Модель R.O.L.E.



 

Цель процесса моделирования R.O.L.E. состоит в идентификации наиболее существенных элементов мышления и поведения, приводящих, как правило, к конкретной реакции или результату. Для этого требуется определение наиболее важных этапов умственной стратегии и той роли, какую каждый из них играет во всей нейрологической “программе”. Эта роль определяется следующими четырьмя факторами, из начальных букв (английских) названий которых и состоит аббревиатура модели R.O.L.E. - Репрезетативные системы ( R epresentational Systems); Ориентация ( O rientation); Связи ( L inks); Эффекты ( E ffects).

 

Репрезентативные системы (R) подразумевают, какие из пяти чувств доминируют на каждом конкретном мыслительном этапе стратегии: Зрение (V isual), Слух (A uditory), Кинестетика (K inesthetic), Обоняние (O lfactory), Вкус (G ustatory)4 -.

 

Каждая репрезентативная система рассчитана на восприятие некоторых основных качеств ощущаемых ею сенсорных опытов. К ним относятся такие характеристики, как цвет, яркость, тон, громкость, температура, давление, и т.д. В НЛП данные качества называются “субмодальностями”, поскольку являются составными компонентами каждой из репрезентативных систем.

 

2. Ориентация (O) определяет, направлена ли данная конкретная сенсорная репрезентация вовне ([ e ]xternally), то есть на внешний мир, или вовнутрь ([ i ]nternally) - на запечатленные ([ r ]emembered) или “сконструированные” ([ c ]onstructed) сенсорные опыты. Например, когда вы видите нечто, где оно находится: во внешнем мире, в вашей памяти или в воображении?

 

3. Связи (L) определяют то, как конкретный шаг или сенсорная репрезентация связаны с другими репрезентациями. Например, наблюдается ли во внешнем окружении что-либо, что связано с внутренними ощущениями, визуальными воспоминаниями или словами? Связано ли какое-нибудь конкретное чувство со сконструированными образами, аудиальными воспоминаниями или другими чувствами?

Существует два основных способа, какими репрезентации можно связывать между собой, а именно - последовательный и параллельный. Последовательные связи выступают в роли якорей или “триггеров” (спусковых механизмов) таким образом, что одна репрезентация следует за другой в непрерывной линейной последовательности событий.

Параллельные связи присутствуют в так называемых синестезиях. Синестезийные связи проявляются там, где происходит взаимное наложение сенсорных репрезентаций через то, что Аристотель назвал “общими свойствами”. Некоторые качества реальных ощущений могут образовывать связи с некоторыми воображаемыми качествами, как, например, визуальное представление формы звука или “слышание” цвета.

Разумеется, оба данных вида связи являются неотъемлемым компонентом процессов мышления, обучения, творчества и организации нашего опыта в целом.

 

Эффект (E) сводится к результату или цели каждого отдельно взятого этапа мыслительного процесса. Например, функция отдельного этапа может заключаться генерировнии или введении сенсорной репрезентации; проверке или оценке конкретной сенсорной репрезентации; изменени какую-либо части опыта или поведения для достижения цели.

 


Физиологические ключи: от модели R.O.L.E.

К модели B.A.G.E.L.

 

Элементы модели R.O.L.E. сосредоточены главным образом на познавательных процессах. Однако, чтобы работать, закрепляться и внешне выражаться, данные ментальные программы нуждаются в поддержке определённых физиологических процессов. Данные физические реакции играют важную роль при разработке и обучении определённым умственным процессам, как при стороннем наблюдении и выявлении таковых. Основные поведенческие элементы, используемые при моделировании R.O.L.E., таковы:

 

Поза (B ody Posture)

Ключи доступа (A ccessing cues)

Жесты (G estures)

Движение глаз (E ye movements)

Языковые паттерны (L anguage Patterns)

 

1. Поза (В)

Люди часто принимают характерные привычные позы, будучи погружены в глубокие размышления. Эти позы могут многое сказать используемых человеком репрезентативных системах. Ниже приведено несколько типичных примеров:

 

а. Визуальная: Туловище откинуто назад, голова приподнята, плечи прямые или слегка опущены, дыхание неглубокое.

б. Аудиальная: Туловище наклонено вперёд, голова откинута назад, плечи также отведены назад, руки скрещены на груди.

в. Кинестетическая: Голова и плечи опущены, дыхание глубокое.

 

2. Ключи доступа (А)

Когда человек думает, то он, как правило, демонстрирует определённые типы внешних проявлений: частоту дыхания, невербальные “вздохи и охи”, выражение лица, щёлканье пальцами, почёсывание в затылке и так далее.

Некоторые из этих проявлений или ключей носят индивидуальный характер и требуют “калибровки” для каждого конкретного человека. Тем не менее, многие из них ассоциируются с конкретными сенсорными процессами.

 

а. Визуальным: Мелкое учащённое дыхание, скошенный взгляд, повышенный тон и ускоренный темп речи.

б. Аудиальным: Дыхание за счёт диафрагмы, брови сдвинуты, меняющиеся тон и темп речи.

в. Кинестетическим: Глубокое дыхание “животом”, голос глубокий с придыханием, замедленный темп речи.

 

3. Жесты (G)

Зачастую человек прикосновениями или иными характерными жестами обнаруживает те органы чувств, с участием которых развивает свой мыслительный процесс. К наиболее типичным примерам относятся:

 

а. Визуальные: Прикосновения к уголкам глаз и жестикуляция выше уровня глаз.

б. Аудиальвые: Жестикуляция около ушных раковин, прикосновения к губам или подбородку.

в. Кинестетические: Прикосновения к груди и животу. Жестикуляция ниже уровня шеи.

 

4. Движение глаз (Е)

Мыслительные процессы часто сопровождаются автоматическими бессознательными движениями глаз, что указывает на участие в процессе одной из репрезентационных систем. В НЛП данные признаки нашли своё выражение в следующей схеме:

 

Визуальное Визуальное

конструирование (Vc) воспоминание (Vr)

Аудиальное Аудиальное

конструирование (Ac) воспоминание (Ar)

Кинестетический (K) Аудиально-

дигитальный (Ad)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.008 с.)