Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Имей мужество жить своим умом.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
И. Кант
Введение Программа модернизации российского образования немыслима без сильной практической составляющей, ориентированной на базовые социокультурные потребности современного позднеиндустриального и постиндустриального общества. В настоящее время речь в этой связи идёт о формировании в процессе образования некоторого набора специфических субъективных качеств, определяемых как «социальные компетенции». В список наиболее важных, системообразующих (ключевых) социальных компетенций включают: - ориентацию в быстроменяющейся социальной среде (особенно на рынке труда); - информационную оснащённость в области тех задач, которые приходится решать каждому индивиду как социальному существу; - умение «работать в команде» и устанавливать отношения сотрудничества; - разрешать конфликты без применения силы,; - особую интегральную способность, которую можно назвать «потребительской квалификацией» (осуществляемый со знанием дела выбор нужных товаров и услуг; - компетенции межкультурного общения; - элементарную правовую грамотность; - опыт гражданской деятельности; - знание процедурной стороны современной «демократии участия» и т.п. В то же время проблема может ставиться и шире: любая компетентность (или компетенции), строго говоря, социальна, ибо она опирается на «сконденсированный» социально-исторический опыт и представляет собой способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий. Под компетентностью обычно понимается некая интегральная способность и готовность решать возникающие в различных сферах жизни коркретные проблемы посредством методически организованных действий, алгоритмы которых самостоятельно выстраиваются субъектом. Такая способность не может не опираться на знания, но для её реализации нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определёнными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством огромных хранилищах информации. Цели социогуманитарного образования в высшей школе – это формирование практически ориентированных знаний и умений, которые позволяют индивиду осуществлять некоторый выбор «социальных операций», составляющих типовой цикл жизнедеятельности человека в эпоху демократии, рынка и глобализации.
Высшее образование и «общая культура» Образование опирается на фундамент культуры в самом широком смысле этого слова. И от того, насколько глубоко, основательно заложен данный фундамент, зависят размеры и прочность здания, которое можно на ней построить. В особенности это касается высшего образования, предполагающего не только множество специальных знаний, но и восхождение личности на более высокую ступень интеллектуального развития, достаточную широту кругозора, приобретение более сложных социальных навыков. Под понятием «общая культура» понимается естественная предпосылка систематического, институционально-организованного обучения. Предпосылка эта не задана раз и навсегда. По мере расширения круга освоенных индивидом знаний и способов деятельности она как бы надстраивается. Современное высшее образование – это, прежде всего образование культурологическое, которое закладывает основу для непрерывного образования личности в динамично изменяющихся условиях современной техногенной цивилизации. Между общей культурой личности и её саморазвитием, самообразованием существует неразрывная смысловая связь. Недостаток общей культуры влечёт за собой снижение творческого воображения и способности органически переходить от одного типа деятельности к другому. В более общем плане становится затруднительным подключение потенциала культуры к естественным наукам, инженерной деятельности, изобретательству, практике государственного управления. Сегодня в вузе наблюдается замещение культуры размышления культурой картинок с соответствующим этому падением восприимчивости к специфическим качествам словесной выразительности и, может быть, вообще к Логосу как таковому. Этот процесс, к сожалению, идёт быстро, что находит своё отражение в падении у многих студентов интереса к самообразованию. В российской просветительско-демократической традиции глубоко укоренилась концепция чтения книги «как учебника жизни». Важен вопрос: «Что читают сегодня студенты, и в чём специфика их чтения?» Как показывают исследования, чтение большинства современных студентов носит в основном развивающий характер. И здесь важно выделить два момента. Во-первых, российские студенты сегодня практически не читают общественно-политическую литературу. Отсюда, понимание общественных проблем приходит к ним в основном в «облегчённом виде» - с экранов телевидения, газет, интернета. Это в основном фактология событий и «картинки», сопровождающиеся комментариями, но никак не углублённый анализ происходящих процессов и тем более не размышления о сколько-нибудь отдалённых перспективах. Во-вторых, - это то, что в своей массе молодёжь утрачивает вкус к «медленному» чтению и способность проникать в ту «диалектику души», которая была отличительной чертой классической литературы, и в первую очередь русской литературы. Традиционное «медленное» эмпатическое восприятие печатного текста ломается ускорением жизненных ритмов, общей прагматизацией сознания и методологической универсализацией чисто технического понимания информации. Такой подход к чтению стал порождать такой культурно-психологический эффект как восприятие книги как «информации». Особенно это характерно для студентов технических вузов, То, что не укладывается в простую сетку двузначных оппозиций и не может быть разложено на простые элементы и взаимодействия как бы не существует, всё, что не квалифицируется как «информация», отбрасывается или игнорируется. Так называемый «технический» ум в соответствии с логикой решаемых им профессиональных задач особенно предрасположен к различным «иллюзиям перекодировки»: если, скажем, в компьютерной практике текст может переформатироваться без потери информации, то вопрос о том, как он изложен становится совершенно неважным. Такая операция, естественно, уничтожает очень важную часть содержания философского произведения, связанную с «ньюансюровкой» смыслов, с «полутонами» акцентов и ракурсов философского дискурса, неоднозначностью философских обобщений и их последствий и т.д. В конце концов под влиянием таких форм восприятия философского материала в массовом порядке снижается весь уровень духовной организации входящего сегодня в жизнь молодого поколения. Это разрушающе действует и на весь процесс обучения в вузе и формирование личности студента. Сегодня «познакомиться с философским произведением» для молодого человека всё чаще и чаще означает просто узнать, «о чём там говориться». Как именно говориться – уже не важно. Если так, то философское произведение как таковое даже не нужно читать: получило достаточно широкое распространение такое небывалое и невозможное ещё 2-3 десятилетия назад явление, как создание своего рода философско-литературных дайджестов, в которых можно найти сокращённое изложение каких угодно философских произведений, вплоть до «Критики чистого разума» И.Канта и «Феноменологии духа» Г.Гегеля. Особенности преподавания и изучения философской литературы очень существенно сказываются на ряде важных для получения качественного высшего образования ключевых компетенций. В первую очередь это языковая компетентность, а язык, как известно, связан с мышлением. Совершенно ясно, что по большому счёту к полноценному обсуждению философских проблем, исторических закономерностей или современных политических процессов такая аудитория всё чаще и чаще оказывается неспособной. В итоге происходит вынужденная примитивизация учебного материала, оставляющая чувство глубокой неудовлетворённости: преподавателя мучит сознание совершаемой им профанации, у студентов же возникает совершенно искажённое представление о гуманитарном знании как о наборе простеньких расхожих сентенций, что вряд ли способствует развитию гуманитарных интересов и вообще желанию идти «дальше в вглубь». В гуманитарных науках сильно выражена ориентация на духовное начало человека и общества, поэтому в них чётко выражены установки на классические образцы интеллектуальной культуры и общечеловеческое духовное наследие. Центральной гуманитарной наукой выступает философия.
Зачем студенту технического университета изучать философию? К современному специалисту с высшим образованием предъявляются повышенные требования, он должен сочетать в себе множество различных качеств. Одним из них является наличие философской культуры (или культуры критического разума). В современных условиях (научно-технической революции, информационного «взрыва» и информационных технологий, глобализации, экологизации и других вызовов современности, увеличивающейся социальной нестабильности и взаимозависимости в мире и т.п.) освоение будущим специалистом определённой суммы философских знаний является средством овладения методами приобретения новых знаний и разрешения быстро меняющихся многообразных научных, технологических и социальных задач. Как определено в Национальной доктрине образования в РФ и Концепции модернизации Российского образования высшая школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Требования, которые предъявляются сегодня к молодому специалисту, ставят перед вами совершенно определённые задачи – вы должны во время учёбы в вузе не только заложить прочный фундамент научных и профессиональных знаний, но и научиться применять полученные знания на практике, воспитать в себе навыки самостоятельной активной, творческой деятельности, без которых невозможно послевузовское непрерывное образование. Развитие творческих способностей, развитие теоретического, логического мышления, стремление к постоянному самообразованию и самосовершенствованию необходимы специалисту в любой области. Каким специалистом вы будете, – во многом зависит от того, какие навыки самостоятельной работы Вы приобретёте в вузе. Изучение философии во многом способствует решению указанных задач. Философия в силу специфики своего предмета и места в системе обучения выполняет свою мировоззренческую и методологическую функции – способствует формированию у вас идейной зрелости, убеждённости, умению творчески осмысливать философские положения и самостоятельно применять их при анализе глобальных, цивилизационных, культурных, общественно-политических, личностных, идеологических, научных, моральных и духовных проблем. Сам процесс овладения философией, в силу её внутренней логики, непосредственно способствует развитию абстрактного, теоретического, логического мышления - того, что называется формированием культуры мышления. Однако, все эти «умения» не приходят сами собой, им нужно учиться, воспитывать в себе навыки самостоятельной, творческой работы. Такая работа оказывается трудной и сложной. Во-первых, потому, что вы от себя должны потребовать одновременно многих усилий: напряжения ума, памяти, воли, самокритики; иногда приходится заставлять себя активно и целенаправленно работать. Во-вторых, изучение философии, и в частности, её самой объёмной и полифонической части – истории философии, имеет свои культурные и интеллектуальные трудности, свою специфику. Поэтому проблема самостоятельной работы студентов по изучению философии является актуальной проблемой методики обучения философии. Необходимо обратить ваше внимание на одну из специфических сторон философского знания. Его основные принципы и законы носят обобщающий, всеобщий, и в этом смысле, абстрактный характер. Поэтому основная трудность в изучении философии состоит, во-первых, в углублении вашего мышления, в выходе за рамки привычного, обыденного или узко специализированного мышления, на уровень научного философского знания. Во-вторых, в умении выделить и осмыслить методологическое значение философского знания, его принципов и законов для науки, культуры и практической деятельности, т.е. применять абстрактные философские положения к конкретному материалу науки, культуры, искусства или практического действия. Чтобы жить в исторически определённом обществе и действовать в сфере материального производства, науки, искусства, управления и т.п., человек должен овладеть наличными условиями общественной жизнедеятельности. Мера овладения этими условиями и характеризует уровень развития человека, его культуру, и в частности философскую культуру. Формирование философской культуры предполагает, в первую очередь, формирование культуры мышления, овладение научными принципами мышления, современным стилем мышления. Культура мышления современного человека – это умение правильно и глубоко мыслить, самостоятельно анализировать явления и процессы, вскрывать в них главное и существенное, это умение подойти к известному с новой стороны, отказаться от штампов и инерции мышления. Ставя вопрос о философской культуре, надо исходить из необходимости различения таких понятий, как философия, философские знания личности и философская культура личности. В контексте изучаемой проблемы философия выступает в виде науки, являющейся объектом освоения. Философские знания личности – это результат изучения философии: они могут быть разной степени полноты, быть более или менее глубокими и даже усвоенными формально, для экзамена или для моды. Философские знания личности выступают как начальный этап освоения философии. Философская культура личности – это высший этап освоения человеком философии. Философская культура имеется только у тех людей, у которых философские знания стали элементом их взглядов и убеждений, которые владеют философскими знаниями и сознательно их используют в профессиональной, общественной и личной жизни. Философскую культуру личности можно определить как действующие философские знания, это сплав философских знаний, убеждений и практического действия личности. Философия как наука непрерывно развивается, находится в вечном поиске, а философия как учебная дисциплина тяготеет к устоявшемуся, к незыблемым основоположениям. Существующие учебники и программы по философии рассматривают развитие этой науки преимущественно ретроспективно. За пределами учебника идут научный поиск, дискуссии и обсуждения. Но этот живой импульс науки отражается в учебниках с временным отставанием, только в окончательных итогах. Между тем наука – это не только результат, но и процесс познавательной деятельности. Первые же самостоятельное знакомство с учебной литературой по истории философии или философскими текстами обнаруживает ещё ряд конкретных затруднений: требуется достаточно много времени, терпения и усидчивости; вам трудно вникать в содержание философских понятий и грамотно их употреблять, трудно синтезировать, свёртывать, запоминать и воспроизводить прочитанный материал, логично и аргументировано строить свои ответы на семинарах или консультациях. Чтобы преодолеть эти трудности, кафедра философии предлагает вам методическое пособие в помощь при самостоятельном изучении философских произведений различных философов в курсе философии. Основное назначение указаний – помощь вам правильно направлять самостоятельную работу, показать вам объём и глубину изучаемого материала, конкретизировать его; дать возможность продумать, проанализировать заданный материал, проконтролировать себя, – в результате чего вы должны приобрести уверенность в своих знаниях и успешно сдать экзамен. Ещё в XVIII веке мыслитель и педагог И.Г. Песталоцци высказал мысль о том, что знание нельзя передать, можно только побудить человека к мышлению и познанию, ибо ученик – не сосуд, извне наполняемый влагой познания, а очаг мысли, который надо умело разжечь. Важно, чтобы у вас, в борьбе со своими личностными стереотипами и узкопрофессиональной инерционностью, стал развиваться познавательный интерес к предмету и проблемам философии, который бы стал одним из главных стимулов интеллектуальной активности в процессе изучения философии. Под интеллектуальным интересом следует понимать выработанную у человека потребность в приобретении философских знаний, испытываемое им духовное удовлетворение как их содержанием, так и собственной интеллектуальной деятельностью, направленной на получение и усвоение этих знаний. Необходимо обратить внимание на следующий факт. К сожалению, у определённой части студентов (да и у некоторых преподавателей технических дисциплин в вузе) не редкость обыденное представление о философии как об отвлечённых рассуждениях, когда философствующий считает возможным решать интеллектуальные задачи любой степени сложности обыденными средствами, своими лишь усилиями, без специальной подготовки, изучения опыта предшествующих поколений (без соответствующих методов и методик, правил). Поэтому уже с первых шагов изучения основ философии студенту необходимо понимать, что философия - это специфический, универсально-синтетический способ духовно-теоретического освоения действительности, это высший тип мировоззрения (качественно отличный от мифологического, религиозного, обыденного, опытного, художественного и т.д.), существенными особенностями которого являются рациональность, концептуальность, системность и доказательность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.174 (0.009 с.) |