Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неравенство доходов и государственная политика борьбы с бедностью

Поиск

Одной из основных проблем государства в его социальной политике является сглаживание неравенства в доходах населения.

 

Причины неравенства доходов:

1. Различия в интеллектуальных, физических и эстетических способностях.

2. Различия по уровню полученного образования и профессиональной подготовки

3. Различия в профессиональных вкусах и в готовности рисковать

4. Неравенство владения собственностью

5. Господство на рынке и способность «вздувать цены»

6. Связи и дискриминация

7. Удача

Степень неравенства в распределении дохода и богатства отражается в кривой Лоренца и в коэффициенте Джини.

Теоретическая возможность абсолютно равного распределения доходов представлена биссектрисой. Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Чем больше область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца, тем большее неравенство в распределении доходов имеет место.

 

 


 

Коэффициент Джини рассчитывается как отношение площади области между кривой Лоренца и линией абсолютного равенства к площади треугольника ОАВ. Чем больше коэффициент Джини, тем больше неравенство доходов.

Кроме этого, используется децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных граждан.

 

Согласно документам ООН бедность определяется как отсутствие возможностей и выбора для удовлетворения жизненно важных челове­ческих потребностей: прожить долгую, здоровую и созидательную жизнь, быть грамотным, нормально питаться, наслаждаться качеством жизни, свободой и уважением окружающих. Различают абсолютную и относительную бедность.

Абсолютная бедность означает отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимума физиологических потребностей. К абсо­лютно бедным относятся бомжи, беспризорные дети, лица, не имею­щие статуса вынужденных переселенцев, и т.п. В России они составля­ют около 5% населения.

Относительная бедность в мировой практике определяется доходом,не превышающим 40—60% среднедушевого дохода граждан страны.

В различных странах используются различные критерии бедности. В соответствии с Законом РФ «О прожиточном минимуме в Россий­ской Федерации» (1997 г.) бедными считаются домохозяйства со сред­недушевым доходом ниже прожиточного минимума.

Прожиточный минимум включает несколько составляющих:

1) минимальную «продуктовую корзину», рассчитываемую в сред­нем на душу населения и для основных социально-демографических групп (взрослых мужчин, женщин, пенсионеров, детей до 6 лет и 7—15 лет). Минимальная «продуктовая корзина» дифференцируется по 8 природно-климатическим зонам. В среднем по России доля рас­ходов на питание в прожиточном минимуме составляет в настоящее время 45%;

2) расходы на непродовольственные товары, рассчитанные исходя из минимальных показателей обеспеченности отдельными товарами и сроков службы их, а также цен на эти товары. Доля этих расходов со­ставляет около 22%;

3) расходы на услуги, исчисленные также исходя из их минималь­ного набора, доля которых составляет 28,2%;

4) налоги и обязательные платежи, определяемые в процентном отношении к стоимости «потребительской корзины» и составляющие 5,6% прожиточного минимума.

Бедность вовлекает людей в ряд порочных спиралей. Дефицит пи­тания ведет к плохому здоровью, что ограничивает возможности зара­ботка, а это, в свою очередь, ведет к дальнейшему ухудшению здоро­вья. Бедность передается от одного поколения к другому, становится застойной.

На протяжении периода реформ абсолютное и относительное обни­щание затронуло более трети российского населения, усилилось соци­альное неравенство. Особенность бедности в России состоит в том, что в группу бедных входит работающая часть населения. Сегодня у 41 % бюд­жетников заработная плата не достигает прожиточного минимума.

В последние годы экономический рост способствовал некоторому увеличению среднедушевых реальных доходов населения России, од­нако, по данным официальной статистики, доля бедных в общей чис­ленности населения страны все еще составляет более 20%. По данным выборочного обследования потребительских ожиданий населения 42,-2% опрошенных отметили, что их материальное положение плохое или очень плохое.

Главный источник формирования доходов населения — заработ­ная плата — не обеспечивает нормального содержания семьи. В этой связи необходимо восстановить контроль над заработной платой со стороны государства.

По мнению экспертов, российский бизнес в 2 раза занижает зара­ботную плату рядовых наемных работников. Это в значительной мере предопределило усиление дифференциации доходов населения в Рос­сии и расширение бедности.

В настоящее время 62 млн россиян живут на то, что заработали. При­мерно столько же — 58,5 млн — находятся на государственном обеспече­нии — получают стипендии, пенсии, пособия. 18 млн существуют преиму­щественно за счет личного подсобного хозяйства, 200 тыс. сдают квартиры, 300 тыс. имеют вклады в банке. Почти треть россиян (43 млн человек) живут на иждивении.

Социальные выплаты осуществляются по категориальному и ад­ресному принципам. У каждого из них имеются как достоинства, так и недостатки.

Категориальный принцип по своей сути более прост и объективен, так как существуют ясные критерии выделения уязвимых категорий населения: дети, инвалиды, многодетные семьи и т.п.

Адресное предоставление помощи требует не только документаль­ного подтверждения, но и тщательной проверки нуждаемости, сопря­женной с большими затратами ресурсов. Поэтому, как свидетельствует опыт многих стран, адресную помощь целесообразно оказывать на му­ниципальном уровне ограниченному кругу лиц.

В условиях России выделение круга претендентов на адресную помощь со­пряжено со значительными трудностями в силу широкого распространения неформальных отношений. Например, по экспертным оценкам, «конверт­ную» заработную плату получают около 40% работников. Принятая методика расчета бедности не дает всестороннего учета реального положения граждан. Помимо уже отмеченного сокрытия доходов существует проблема учета реаль­ного имущественного статуса домохозяйств.

В этих условиях магистральным направлением преодоления бед­ности должно стать постепенное оздоровление сложившейся системы оплаты труда на основе подъема ее общего уровня и устранения неоп­равданной отраслевой, региональной и должностной дифференциа­ции заработной платы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.32.53 (0.006 с.)