Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструкции буксовых узлов с роликовыми подшипниками

Поиск

ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ

ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ

ВАГОННЫХ БУКС

С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ

Вводится в действие с 01.04.2001 г.

3‑ЦВРК

Москва


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ...…………................………………………  
2. КОНСТРУКЦИИ БУКСОВЫХ УЗЛОВ С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ  
2.1. Роликовые подшипники.......................................................................….....  
2.2. Устройство букс с роликовыми подшипниками...................................….…  
2.3. Смазка для роликовых подшипников.........................................................  
3. НАБЛЮДЕНИЕ И УХОД ЗА БУКСАМИ С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ..................………….  
4. ВИДЫ, СРОКИ И ПРАВИЛА РЕВИЗИИ БУКС С РОЛИКОВЫМИ ПОДШИПНИКАМИ..................................................…..............  
4.1. Полная ревизия..............................................................................………....  
4.2. Промежуточная ревизия.........................................................……...........…  
5. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С БУКСОВЫМИ УЗЛАМИ С ДВУМЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ РОЛИКОПОДШИПНИКАМИ ТИПА 232726 И 42726......  
5.1. Демонтаж букс.........................................................................….................….  
5.2. Подготовка к монтажу..............................................................................….  
5.2.1. Промывка подшипников и деталей букс..............................................….  
5.2.2. Осмотр и комплектовка подшипников.................................................…..  
5.2.3. Измерение радиальных зазоров......................................................…….  
5.2.4. Измерение осевого зазора в подшипнике............................................…  
5.2.5. Подбор парных подшипников........................................................………  
5.2.6. Измерение диаметра внутреннего кольца подшипника..........................  
5.2.7. Осмотр и измерение оси колесной пары РУ1-950...................................  
5.2.8. Осмотр корпусов букс............................................................................…  
5.2.9. Осмотр деталей букс.................................................................................  
5.3. Монтаж буксовых узлов.........................................................................……  
5.3.1. Общие требования...............................................................................…..  
5.3.2. Установка лабиринтного кольца......................................................…….  
5.3.3. Установка двух цилиндрических подшипников типа 232726 и 42726 нового изготовления или после демонтажа со снятием внутренних колец...............……………………………………….……  
5.3.4. Установка двух цилиндрических подшипников типа 232726 и 42726 после демонтажа без снятия внутренних колец.......…  

6. НОРМЫ ДОПУСКОВ И ИЗНОСОВ ДЛЯ БУКС И РОЛИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ…………….........................................…………  
6.1. Корпус буксы.................................................................................…………...  
6.2. Роликовые подшипники................................................................…………..  
6.3. Детали букс..................................................................................……………  
6.4. Монтаж букс......................................................................................……….  
7. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ПОДШИПНИКОВ, КОРПУСОВ БУКС, ОСЕЙ И УСЛОВИЯ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.............…………  
7.1. Роликовый подшипник...........................................................................…....…  
7.2. Корпус буксы..................................................................................................  
7.3. Ось колесной пары...................................................................................…  
8. РЕМОНТ РОЛИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ....................................................….  
8.1. Общие требования.....................................................................................  
8.2. Ремонт цилиндрических роликоподшипников...........................................  
8.3. Контроль и учет отремонтированных подшипников..................................  
9. ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВКА ПОДШИПНИКОВ И ДЕТАЛЕЙ ВУКС...........................................................………..............................  
10. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧАСТОК (ЦЕХ) РОЛИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ.....................................................................……  
ПРИЛОЖЕНИЯ  
1. Журнал монтажа роликовых подшипников формы ВУ-90.................…...  
2. Журнал осмотра роликовых подшипников формы ВУ-91................……..  
3. Журнал промежуточной ревизии букс с роликовыми подшипниками формы ВУ‑92……………………………………………………………………..……  
4. Журнал ремонта роликовых подшипников формы ВУ-93...................……  
5. План расследования причин излома шейки оси роликовой колесной пары или разрушения буксового узла...................……  
6. Образец удостоверения на право проведения полной ревизии букс с роликовыми подшипниками..........................................................……  
7. Инструкция по применению препарата-модификатора эМПи-1 в буксовых узлах грузовых и пассажирских вагонов.............................……  

Основные положения

1.1. Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками обязаны выполнять все работники, связанные с эксплуатацией и ремонтом колесных пар с буксами на роликовых подшипниках.

При новом формировании колесных пар типов РУ1-950, РУ1Ш-950 в комплекте с буксовыми узлами на заводах промышленности и ремонтных заводах подготовку к мон­тажу и монтаж букс производить в соответствии с требо­ваниями ТУ 24.05.816-82 «Колесные пары с буксовыми узлами на подшипниках качения».

1.2. Настоящие Инструктивные указания распространяются на вагонные буксы с роликовыми подшипниками и опре­деляют:

а) виды, сроки и правила ревизии букс;

б) порядок монтажа и демонтажа букс;

в) правила ремонта роликовых подшипников;

г) нормы и технические требования, предъявляемые к шейкам осей колесных пар, роликовым подшипникам, корпусам и деталям букс;

д) правила ухода в эксплуатации за буксами с роликовы­ми подшипниками;

е) порядок хранения и учета деталей буксового узла;

ж) требования, предъявляемые к производственному участку роликовых подшипников;

э) требования, предъявляемые к смазке.

1.3. Надежность работы роликовых подшипников зависит от точности изготовления и ремонта колесной пары, букс и ее деталей, правильности монтажа букс и ухода за ними в эксплуатации.

1.4. Отечественные подшипники нумеруются при изготовле­нии.

1.5. Роликовые подшипники должны изготавливаться по Тех­ническим условиям на подшипники качения железнодо-


рожного подвижного состава 37.006.048-73 и 37.006.072‑75. дополняющие требования ГОСТ 520-92.

1.6. Демонтаж букс должен производиться на специально от­веденной площадке колесного или тележечного цеха, обеспеченной необходимой оснасткой и оборудованием, а монтаж букс, комплектовка и ремонт подшипников - в отдельном, чистом, светлом и сухом помещении. Изме­рительные приборы, приспособления, инструмент и обо- рудование, применяемые при ремонте, комплектовке, монтаже и демонтаже букс с роликовыми подшипниками, указаны в проекте № 292 ПКБ ЦВ МПС РФ.

1.7. Сварочные работы на вагонах и тележках, оборудованных колесными парами с буксами на роликовых подшипни­ках, должны выполняться так, чтобы подшипники не были включены в сварочную цепь. При этом запрещается ис­пользовать рельсы в качестве обратного провода. Под­вод тока должен осуществляться по двухпроводной сис­теме с присоединением обратного провода от источни­ков питания дуги и непосредственно вблизи места сварки так, чтобы сварочная цепь не замыкалась через буксы, автосцепку, редукторы и другие разъемные соединения. Во всех случаях сварочные машины и трансформаторы должны быть тщательно изолированы от ремонтных путей.

При сварочных работах на вагоне или тележке с наруше­нием изложенных выше требований колесные пары должны быть выкачены из-под вагона или тележки и под­вергнуты полному освидетельствованию со снятием вну­тренних и лабиринтных колец с шеек осей.

1.8. Осмотр, освидетельствование, клеймение и ремонт ко­лесных пар с роликовыми подшипниками производят в соответствии с требованиями «Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию ва­гонных колесных пар» № ЦВ/3429, утвержденной 16 марта 1998 г.

1.9. Категорически запрещается производить обмывку ко­лесных пар с буксовыми узлами, тележек с колесными парами и


вагонов на колесных парах, буксовые узлы кото­рых в дальнейшем не подлежат демонтажу.

1.10. Колесные пары с роликовыми подшипниками оборотного парка, не бывшие в эксплуатации и простоявшие в резер­ве пять и более лет, после последнего полного освиде­тельствования при подкатке под вагоны подвергать пол­ной ревизии букс, а колесные пары, простоявшие менее пяти лет, подвергнуть обыкновенному освидетельствова­нию с промежуточной ревизией букс.

Перед постановкой колесных пар в комплекте с буксами в оборотный парк буксу провертывать на шейке оси 15-20 раз. Аналогичное провертывание букс производить каж­дые 6 месяцев при хранении колесных пар в парке. Ко­лесные пары с роликовыми буксовыми узлами хранить на специально выделенных рельсовых путях отдельными группами с разделением на исправные и неисправные. При этом устанавливается контроль за их сохранностью. Постановка колесных пар на путях отстойного парка или ремонтных цехов должна исключать соприкосновение ко­лес с осью или буксовым узлом рядом стоящих колесных пар.


Роликовые подшипники

2.1.1 В буксах пассажирских и грузовых вагонов применяются роликовые подшипники:

а) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с однобортовым внутренним кольцом (рис.1 а);

б) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом (рис.1 б).

Примечание. В дальнейшем роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами будут называться «цилиндрическими подшипниками». Посадка внутренних колец на шейку оси осуществляется методом прессования, заключающегося в нагреве внутренних колец (при этом происходит их объемное расширение), их постановке на шейку оси, остывании, после которого обеспечивается необходимая прочность прессового соединения колец с осью.

Формы роликов цилиндрических подшипников приведе­ны на рис.2.

Ролики цилиндрических подшипников ранее изготовля­лись со скосами (рис. 2 а,б), с 1965 г. ролики подшипни­ков 42726 и 232726 изготавливаются с рациональным контактом - «бомбимой» (рис. 2 в). У цилиндрических подшипников, имеющих массивные беззаклепочные латунные сепараторы, ролики удержи­ваются в гнездах расчеканкой перемычек, а у полиамид­ных сепараторов - на перемычках имеются специальные утолщения.

Основные типы роликовых подшипников, применяемые в буксах пассажирских и грузовых вагонов широкой колеи, их размеры и массы представлены в табл. 1.

 

 


Рис. 1. Роликовые подшипники

а) цилиндрический однорядный с однобортовым внутренним кольцом;

б) цилиндрический однорядный с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом;

1 - наружное кольцо; 2 - ролик; 3 - внутренне кольцо;

 
 

4 - сепаратор; 5 - упорное кольцо.

 

 

Рис. 2. Ролики подшипников


2.1.2. Цилиндрические роликовые подшипники с различными индексами и цифрами (Л, Л1, ЕМ, Е2М, Л4М и др.), стоящими после условного обозначения, отличаются друг от друга применяемым материалом сепараторов (Л-латунь, Е - полиамид и др.).

2.1.3. Подшипники (кольца и ролики) изготавливают из хромистой стали (табл. 2) марок ШХ15 и ШХ15СГ, стали электрошлакового переплава марки ШХ15СГШ, а также из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 по ТУ 14-1-92374 и могут быть изготовлены из других марок стали по согласованию с заказчиком. Подшипники 42726 с внутренними кольцами из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют увеличенную фаску на борту внутреннего кольца с наружной стороны высотой 3 мм и шириной 5 мм или на наружном диаметре борта внутреннего кольца имеется проточка радиусом 2,5 мм.

Внутренние кольца подшипников 232726 из стали регла­ментированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют про­точку на скосе глубиной 0,5 мм и шириной 2 мм. Внутренние кольца подшипников из стали рег­ламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют маркировку 42726Л4М и 232726Л4М или 42726Е2М и 232726Е2М.

2.1.4. На вагонные роликовые подшипники наносят маркировку в соответствии с ГОСТ 520-92 и ТУ 37.006.048-73.

При изготовлении на торцы наружного и внутреннего ко­лец цилиндрических подшипников наносят товарный знак завода-изготовителя (16ГПЗ, 8ГПЗ-ХАРП, 5ГПЗ, ЗГПЗ-СПЗ и 1 ГПЗ-МПЗ) и указывают время изготовления месяц и год. Месяц указывают условно буквой, распола­гаемой рядом с порядковым номером подшипника. У ро­ликовых подшипников, изготовленных на 16, 8, 3 и 1 ГПЗ, с апреля 1998 г. обозначение месяца выпуска соответст­вует цифрам с 1 по 12 соответственно: 1-январь, 2-фев-раль и т.д. Маркировку на кольцах подшипников наносят только с одной стороны.


 

Таблица 1

Обозначение подшипников Размеры подшипников, мм (см.рис.1)   Число роликовшт. Размеры роликов, мм (см.рис.2) Радиальный зазор, мм Способ посадки Масса подшипника, кг
D В d* dр dр1 dр2 lр
Цилиндрические подшипники: 30 - 42726. 36 - 42726           14**   - -   0,115 - 0,170 Горячая 19.0
30 - 232726, 36 - 232726         14**   - -   0.115 - 0,170 Горячая 19.0
30 - 42728, 36 - 42728             . .   0.115 - 0,180 Горячая 19,9
30 – 232728, 36 - 232728             - -   0,115 - 0,180 Горячая 19,9

 

*) Внутренний диаметр подшипников на горячей посадке (диаметр шейки оси)

**) Подшипники с полиамидными сепараторами имеют по 15 роликов


Таблица 2

Марка стали Содержание элементов, % не более
углерода марганца кремния хрома серы и фосфора никеля меди никеля и меди
ШХ15 0,95-1,10 0,20-0,40 0,17-0,37 1,30-1,65 0,02-0,027 0,30 0,25 0,50
ШХ15СГ 0,95-1,10 0,90-1,20 0,40-0,65 1,30-1,65 0,02-0,027 0,30 0,25 0,50
ШХ4 0,95-1,05 0,15-0,30 0,15-0,30 0,35-0,50 0,02-0,027 0,30 0,25
ШХ15СГШ 1,01 1,10 0,52 1,50 0,008-0,0007 0,21 0,20
18ХГТ 0,21 1,00 0,30 1,20 0,008-0,009 0,30 0,10

 


буквенные обозначения месяца выпуска подшипника раз­личными подшипниковыми заводами представлены в табл. 3. (до 01.01.98 г.) Год изготовления подшипников обозначают условно заглавной буквой русского алфавита, а начиная с августа 1997г. - двумя последними цифрами года – 97, 98 и т.д. Знак «Л», стоящий после маркировки года изготовления подшипника, указывает, что подшип­ник изготовлен из стали электрошлакового переплава.

Кроме указанной маркировки, на подшипники наносят порядковый номер и условное обозначение подшипника, состоящее из цифр и букв.

Для серийных подшипников (42726, 232726 или 2726) условное обозначение характеризует тип, серию, конструкцию и другие особенности.

Внутренние кольца однотипных подшипников взаимоза­меняемы, поэтому на наружных кольцах наносят обозначения основного типа (2726) или на них могут быть нанесены полные обозначения (30-42726Л или 30-232726Л1), а также два условных обозначения подшипников (переднего и заднего) при расположении маркировки на торцах колец через 90° в следующем порядке, например, 30-232726Л1, ЗГПЗ, 30-42726Л, порядковый номер, месяц и год изготовления.

На внутренних кольцах наносят обозначения одного типа подшипника, завод-изготовитель, месяц и год выпуска. На одном из торцов сепаратора у подшипников, начиная с марта 1974 г., наносили букву «Ж»», а с 1979 г. вместо бу­квы «Ж» наносят товарный знак завода - изготовителя (ЗГПЗ, 16ГПЗ или цифру 3, 16 и т.д.) и букву условного обозначения или две последние цифры года выпуска (М, К или 97, 98 и т.п.). Кроме того, на сепараторах, изготав­ливаемых из более прочной латуни марки ЛЦ40МцЗЖ, наносят цифры 55.

Цифра и буква (30, 36 или ЗН), стоящие перед условным обозначением подшипника, указывают номер ряда, хара­ктеризующего величину радиального зазора и класс точ­ности. Например, 30 указывает, что подшипник изготов-


лен по классу точности 0 с радиальным зазором по груп­пе 3. Подшипники выпуска до 1971 г. имели соответствен­но обозначения ЗН. 2Н и 1Н. а с 1971 г. - 30, 36. Буква «М», стоящая после условного обозначения под­шипника, указывает, что подшипник имеет ролики с модифицированным контактом - «бомбимой»; буква «У» - подшипник подвергался суперфинишу; цифра и бу­ква «Л4М» и «Е2М» - внутренние кольца подшипников из­готовлены из стали регламентированной прокаливаемо-сти марки ШХ4.

Буква «Л» указывает, что сепаратор подшипника латун­ный, «Е» - полиамидный. Если этих букв нет, то сепаратор тоже латунный.

Цифры 1,2,3, стоящие за буквой, характеризуют измене­ние конструкции сепаратора (беззаклепочные, массив­ные, облегченные). Может быть нанесено на подшипники также среднее значение радиального зазора.

2.1.5. Цилиндрические подшипники, изготовляемые на автома­тической линии, кроме того, могут иметь номер группы (I, II, III), к которой отнесено внутреннее кольцо по откло-

Таблица 3

  Месяц   Буквенные обозначения месяцев выпуска подшипников B^h^J^JBbJtfh Hi^9^i^mW> 0603W b^J^h&J^A^I if^W^^^B^M^V   1уск«пс ЭДШИПН» иков  
16ГПЗ 3ГПЗ 5ГПЗ 8ГПЗ 1ГПЗ
ДО 1984г.   с 1984г. с 1986г.986г.   1966г. Все годы, кроме 1966г.  
Январь А г Н A А Б А А
Февраль Г и М Б Б Г Б Б
Март Д к П В В   В В
Апрель Е л к Г Г н г Г
Май И м и Д Д к Д Д
Июнь к н г Е Е м Е Е
Июль л О ш Ж Ж П Ж Ж
Август н П т   И р   И
Сентябрь п р с и К с и Л
Октябрь р с р к Л т к н
Ноябрь т т л л м х л О
Декабрь У ш   м н э м П

 



нению диаметра посадочного отверстия от номинального размера. К группе 1 относятся кольца с минусовыми от­клонениями от номинального размера до 8 мкм, к группе II - от 9 до 17 мкм и к группе III - от 18 до 25 мкм.

Конструкция буксового узла

 

Конструкция буксового узла Обозначения подшипников Габаритные размеры подшипников, мм. Тип вагонов
переднего   заднего  
Букса с двумя цилиндрическими подшипниками 30 – 232726 30 – 42726 130 x 250 x 80 ЦМВ и грузовые
36 – 232726 36 – 42726
30 – 232728 30 – 42728 140 x 260 x 80 Грузовые
36 - 232728 36 – 42728

 

 


 

Перед применением проверяют соответствие данных сертификата на смазку требованиям ГОСТа или ТУ. При отсутствии сертификата смазка должна быть проверена в лаборатории. По отдельным указаниям смазка проверяется независимо от наличия сертификата. Следует предъявлять рекламации на смазку, изготовленную с нарушением ГОСТа или ТУ. Не допуска­ется загрязнение смазки механическими примесями и ее обводнение.

Перед заправкой подшипников смазкой, для создания однородности, ее пропускают через аппарат для перемешивания (гомогенизации) смазки.*

2.3.2. Выбирать смазку из тары необходимо деревянной лопаткой или чистыми руками. Запрещается произво­дить вырубку крышек у бидонов со смазкой. Крышки необходимо вскрывать специальным ножом или приспо­соблением.

2.3.3. Для смазывания дорожек качения и торцов роликов применяют препарат-модификатор эМПи-1 (Приложе­ние 7) ТУ 0253-001-25887352-97. При длительном хранении подшипников в качестве предохранительной смазки от действия коррозии применяют смазку ПП-95/5 (ГОСТ 4113-80).

2.3.4. Смазочные материалы должны храниться в чистой, плотно закрытой таре, исключающей попадание пыли, грязи и воды.

 

* тел.№ ЦВРЕМ-21 Зам ЦЛ Козырев Зам ЦВ Порядин от 20.08.03


Таблица 5

Наименование показателей Норма по ГОСТ   Норма по ТУ
Пенетрация при температуре 25°С 200 - 260 200 - 260
Предел прочности при температуре 50° С 200 Па (2,0 г/см2), не менее 200 - 600 Па
Температура каплепадения 125° С, не ниже 130°С, не ниже
Коллоидная стабильность выделенного масла 23%, не более 10 - 24%
Испытание коррозионных свойств выдерживает выдерживает
Содержание: свободной щелочи в пересчете на NaOH воды механических примесей     0,2%, не более 0,5%, не более отсутствие     0,02 - 0,2% 0,4% не более отсутствие

 

 

 


 

Полная ревизия

4.1.1. Полную ревизию букс с роликовыми подшипниками про­изводят при полном освидетельствовании колесных пар:

а) при деповском и текущем отцепочном ремонтах ваго­нов выкатываемым и подкатываемым колесным парам, проходившим последнее полное освидетельствование четыре и более лет для пассажирских и рефрижератор­ных вагонов и пять и более лет для грузовых вагонов, а также колесным парам, срок службы которых 15 лет и бо­лее, кроме колесных пар, ранее проходивших последнее полное освидетельствование не более 3-х месяцев;

Примечание. Разрешается производить обыкновенное освиде­тельствование колесным парам, срок службы которых 15 лет и старше, при условии дефектоскопирования осей.

б) при повреждении вагона от динамических ударов при падении груза;

в) через две обточки по предельному прокату или другим неисправностям поверхности катания колес грузовых вагонов и через обточку для колес пассажирских вагонов;

г) при каждой обточке колесных пар, работающих с редуктором, и колесных пар, выкаченных из-под шестиосных вагонов;

д) после схода вагона с рельсов у колесных пар сошедшей тележки;

е) при капитальном ремонте вагона;

ж) при всех видах планового ремонта подкатываемым колесным парам РУ-950 и РУ-1050 в соответствии с Инструктивным Указанием 3-ЦВРК;

з) при формировании и ремонте колесной пары со сменой элементов;


и) при неясности клейм и знаков последнего полного освидетельствования на торце шейки оси;

к) после удаления волосовин, плен, неметаллических включений и др.;

л) у поврежденных вагонов после крушения, аварии, маневровой работы;

м) при наличии на поверхности катания колес колесных пар:

- грузовых вагонов - неравномерного проката 2 мм и более, ползуна и навара 1 мм и более, разности диаметров колес на одной оси 3 мм и более;

- пассажирских вагонов - ползуна 1 мм и более, навара -0,5 мм и неравномерного проката 2 мм и более, а у колесных пар с приводом генераторов всех типов (кроме плоскоременных) - неравномерного проката 1 мм и более;

н) при отсутствии бирки или неясности клейм на ней, обнаруженных при ремонте или подкатке колесной пары;

о) при сварочных работах на вагоне или тележке без соблюдения требований п.1.7.;

п) при недопустимом нагреве буксы или повреждении буксового узла, требующего демонтажа букс, а также отказе в работе привода редуктора от торца шейки оси, требующего его демонтажа;

р) при обнаружении в буксе пассажирского вагона редукторного масла. При неисправности одной буксы обязательно производить полную ревизию второй буксы колесной пары.

4.1.2. Полную ревизию букс осуществляют в пунктах, имеющих специально оборудованные производственные участки роликовых подшипников и удостоверение, выдаваемое железнодорожными администрациями.

4.1.3. Полную ревизию букс производят под непосредственным руководством и контролем мастера или бригадира, име­ющих удостоверение о сдаче испытаний на право полно­го освидетельствования колесных пар и полной ревизии букс.


Испытание и выдачу удостоверения на право полного освидетельствования и ревизии букс осуществляют в соответствии с п. 3.1.4 «Инструкции по осмотру, освиде­тельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар». Лица, выполняющие монтаж, промежуточную ревизию, осмотр и ремонт подшипников, должны сдать также испытания и получить удостоверение на право полной и промежуточной ревизии букс, осмотра и ремонта подшипников.


 


 

Рис.7. Бирки

* При полной ревизии буксовых узлов: а) для двух болтов; б) для одного болта;

При промежуточной ревизии буксовых узлов- в).

1 - месяц, год, условный номер (клеймо) пункта, производившего полное освидетельствование колесной пары; 2 –индивидуальный номер колесной пары;

3 - знак «О», месяц, год и условный номер (клеймо) пункта, производившего обточку колесной пары без демонтажа буксовых узлов;

4-код Государства-собственника колесной пары.

* Извещение 32ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-11.00.01-25/1-203 27


Проверку знаний работников производят не реже одного раза в год.

Выдачу удостоверения на право полной и промежуточной ревизии букс, осмотр и ремонт подшипников осуществляет комиссия в составе главного инженера вагонного депо или завода по ремонту подвижного состава и производства запасных частей (председатель) и начальника или мастера колесного или роликового цеха, имеющих удостоверение на право полного освидетельствования колесных пар и ревизии букс.

4.1.4. При полной ревизии букс производят:

а) демонтаж букс с роликовыми подшипниками без снятия внутренних и лабиринтных колец в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Внутренние и лабиринтные кольца снимают при их неисправности, расформировании колесных пар, а также отсутствии специального щупа и дефектоскопов для проверки оси и внутренних колец на шейке оси;

б) промывка, осмотр, проверка и дефектоскопирование деталей роликовых подшипников, других деталей буксового узла и колесных пар;

в) ремонт деталей буксового узла и колесных пар;

г) измерение радиальных и осевых зазоров, посадочных отверстий внутренних колец при их установке, посадочных поверхностей корпусов букс;

д) монтаж букс.

4.1.5. После полной ревизии и монтажа букс на бирке (рис. 7) выбивают:

*- индивидуальный номер колесной пары, который включает в себя условный номер предприятия –изготовителя черновой оси, порядковый номер черновой оси и год изготовления черновой оси;

- дату полного освидетельствования (месяц и две последние цифры года);

- условный номер, присвоенный пункту, производившему освидетельствование колесной пары и монтаж букс;

- год Государства-собственника колесной пары (определяется по клейму, нанесенному на боковой поверхности ободов с наружной стороны колес).

*Примечание:

При нанесении индивидуального номера колесной пары необходимо учитывать, что условный номер предприятия – изготовителя черновой оси должен состоять из 4 знаков, порядковый номер черновой оси должен иметь максимальное число знаков -6, а год изготовления оси – 2 знака (две последние цифры года)

Если условный номер предприятия – изготовителя черновой оси состоит из одного знака, то при написании индивидуального номера оси колесной пары его необходимо дополнить тремя нулями с левой стороны до 4-х знаков, если из двух знаков, то дополнить двумя нулями, а если из трех – одним нулем.

Например:

· При дате выпуска черновой оси до 1980 года (при раздельном клейме условного номера предприятия – изготовителя оси и порядкового номера оси)

Зна ки, нан есенные на правом торце шейки оси Индивидуальный номер колесной пары
5 [5] 12345 74 0005 12345 74

где

5 - условный номер предприятия-изготовителя черновой оси; J2345 - порядковый номер черновой оси; 74 - год изготовления черновой оси;

68 -условный номер предприятия, производившего чистовую обработку ос и перенесшего знаки маркировки.

* При дате выпуска оси, начиная с 1980 г. по 1985 г.

Знаки, нан есенные на правом торце шейки оси Индивидуальный номер колесной Пары ■

68 I 0512345 81 0005 12345 81

где

05 - условный номер предприятия-изготовителя черновой оси; 12345 - порядковый номер черновой оси;

81 - год изготовления черновой оси;

68 -условный номер предприятия, производившего чистовую обработку ось

и перенесшего знаки маркировки.При дате выпуска оси после 1985 года

Знаки, нанесенные на правом торце шейки оси Индивидуальный номер колесной пары

681 00512345 87 • 0005 12345 87

где

005 -условный номер предприятия-изготовителя черновой оси; 12345 - порядковый номер черновой оси;

87 - год изготовления черновой оси;

68 -условный номер предприятия, производившего чистовую обработку оси и перенесшего знаки маркировки.

* Извещение 32ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-11.00.01-25/1-203

У колесных пар с торцевым креплением подшипников тарельчатой шайбой и болтами М20 при новом формировании, ремонте со сменой элементов и полном освидетельствовании колесных пар, кроме маркировки на бирке, на стопорной шайбе правой шейки оси выбивают * индивидуальный номер колесной пары, знак формирования, условный номер предприятия, сформировавшего или производив­шего ремонт со сменой элементов, и дату (месяц и две последние цифры года) производства этих работ (рис. 6 а, в).

На стопорной шайбе левой шейки оси выбивают дату последнего полного освидетельствования колесной пары и условный номер предприятия, производившего последнее полное освидетельствование колесной пары и полную ревизию букс (рис. 6 б, г). При этом месяц на стопорной шайбе выбивают клеймами с арабскими цифрами вместо римских.

Приложение:

При выбивании на бирке и на стопорной шайбе правой шейки оси индивидуального номера колесной пары между условным номером предприятия – изготовителя черновой оси, порядковым номером черновой оси и годом изготовления оси допускается делать пропуск в размере одного знака.

Колесные пары, сформированные или отремонтирован­ные на одних заводах или ремонтных пунктах и получен­ные для монтажа роликовых букс другими заводами или ремонтными пунктами, подвергают осмотру. При монта­же букс у таких колесных пар на левом торце шейки оси наносят условный номер пункта, производившего мон­таж букс, букву «М» и дату монтажа. На бирке и стопорной шайбе вместо даты и условного номера пункта, произво­дившего полное освидетельствование колесной пары, необходимо наносить дату и место монтажа букс (месяц римскими цифрами и две последние цифры года), услов­ный номер пункта, производившего монтаж букс, и рядом с ним букву «М».

Бирку (рис. 7) изготавливают из листовой стали марки 10 КП толщиной 1,0-1,5 мм или оцинкованной стали толщиной 0,8-1,0 мм. Бирку устанавливают на левых верхних болтах крепительной крышки буксы правой шейки оси. Часть бирки, на которой выбита маркировка, загибают на верхнюю плоскость прилива корпуса. Бирку, укрепляемую одним болтом, не загибают. Допускается изготавливать бирки по условным штриховым линиям (рис. 7 а, в).

На буксах, имеющих опытные подшипники, смазку и др., устанавливают по особому указанию дополнительные бирки, на которые наносят соответствующую марки­ровку. 29


4.1.6. Данные полной ревизии букс записывают в журнал формы ВУ‑90 (Приложение 1).

Промежуточная ревизия

4.2.1. Промежуточную ревизию производят:

а) при обточке колесных пар без демонтажа букс;

б) при обыкновенном освидетельствовании колесных пар;

в) при единовременной технической ревизии пассажир­ских вагонов;

г) в качестве профилактический меры по отдельным указаниям (профилактическая ревизия). Ревизию осуществляет слесарь, имеющий квалифика­цию не ниже 4-го разряда и соответствующее удостове­рение.

 

Примечание. При единовременной технической ревизии пасса­жирских вагонов колесные пары, имеющие редукторно-карданный привод от торца шейки оси, выкатывают из-под вагона для тщательного осмотра и проверки круга катания колес. Профилактическая, а также единовремен­ная техническая ревизии пассажирских вагонов производятся под вагоном без снятия стопорных планок. Надежность торцевого крепления проверяется остукиванием

4.2.2. Перед промежуточной ревизией у выкаченных колесных пар буксы проворачивают для определения неисправно­стей (раковин и др.). При вращении буксы с толчками и ненормальным шумом производят полную ревизию.

При наличии в вагонных депо установок для диагностиро­вания роликовых подшипников УДП-85 или УДП-85М, АЛ2-3 или других установок, согласованных с МПС РФ, все грузовые колесные пары, подлежащие обыкновенно- ­му освидетельствованию, а их буксовые узлы - промежу­точной ревизии, должны быть пропущены через эти


установки в соответствии с технологией, изложенной в

инструкциях к этим установкам.

4.2.3.При промежуточной ревизии снимают крышку. Места прилегания крышки предварительно очищают от грязи и протирают. Снятую крышку укладывают в закрываемый ящик внутренней стороной вверх. Из передней части буксы смазку перекладывают в снятую крышку для дальнейшего использования. При этом необходимо соблюдать условия, исключающие попадание в буксу и крышку различных загрязнений.

Загрязнение смазки определяют анализом по методу Московской ж.д. или другим методом, согласованным с МПС РФ, или визуально после растирания небольшой порции смазки на тыльной стороне руки или суконном материале, или зеркале, или другим способом. Букса с загрязненной и обводненной смазкой (стальные, латун­ные включения, механические и другие примеси) подле­жат полной ревизии. При хорошем состоянии смазки (по­темнение смазки не является браковочным признаком) производят дальнейший осмотр. Прежде всего, проверя­ют состояние переднего подшипника. При обнаружении масла от редукторно-карданного привода, излома или износа сепаратора, приставного упорного кольца или других дефектов буксу подвергают полной ревизии.

 

Рис. 8. Конусная часть центра колесно-токарного станка после переточки


При ревизии, выполняемой по подпунктам «в» и «г» пунк­та 4.2.1., и при удовлетворительном состоянии подшип­ника остукиванием контролируют болты стопорной план­ки или тарельчатой шайбы. Ослабшие болты М12 подтя­гивают, неисправные заменяют. Неисправную проволоку болтов стопорной планки заменяют, под болты стопорной планки ставят пружинные шайбы. Надежность крепления торцевой гайки проверяю



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.35 (0.011 с.)