Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия аудита и аудиторской деятельности, их значение в современной экономике.

Поиск

Вопросы по аудиту

Понятия аудита и аудиторской деятельности, их значение в современной экономике.

Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях опреде­ления ее достоверности, полноты и соответствия требованиям, предъявляемым к финансовой отчетности во всех существенных отношениях.

Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятель­ности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ даются следующие опреде­ления:

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осу­ществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) от­четности аудируемого лица в целях выражения мнения о достовер­ности такой отчетности.

Аудиторской деятельностью в России имеют право заниматься физические лица-аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностран­ные и созданные совместно с иностранными юридическими и фи­зическими лицами. Аудиторские фирмы регистрируются как орга­низации, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятель­ности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, пре­дусмотренную законодательством Российской Федерации, за ис­ключением формы акционерного общества открытого типа.

В условиях рыночной экономики значение аудита, как одной из форм экономического контроля, неуклонно возрастает. Это обус­ловлено практической необходимостью, т. к. именно предприятие (хозяйствующий субъект) в первую очередь заинтересовано в том, чтобы подтвердить достоверность годового отчета предприятия, предоставляемого всем заинтересованным пользователям.

Характеристика ключевых положений Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008.

Закон «Об аудиторской деятельности», приня­тый Государственной Думой 24 декабря 2008 г. № 307-ФЗ — это ос­новной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Рос­сийской Федерации.

Федеральный закон № 307-ФЗ — это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения ауди­торской деятельности в Российской Федерации, который должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых актов.

 

Аудиторская проверка расчетов с бюджетом по налогам.

Расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет являются довольно трудоемкими. Для этих целей в бухгалтерском учете используется счет 68 "Расчеты по налогам и сборам". Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. К счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" могут быть открыты следующие субсчета:

- расчеты по налогу на доходы с физических лиц;

- расчеты по налогу на прибыль;

- расчеты по НДС;

- расчеты по налогу на имущество и др.

Аудитору необходимо проверить:

правильно ли исчислены налогооблагаемые базы;

правильно ли применены ставки налогов и платежей;

своевременно ли и полностью уплачены платежи в бюджет;

правильно ли и обоснованно применены льготы,;

правильно ли ведется аналитический и синтетический учета по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам";

соответствуют ли записи аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе предприятия.

Аудит кредитных операций

К источникам информации для проверки относятся следующие документы:

1. Учетная политика предприятия.

2. Первичные документы по разделу учета.

3. Регистры синтетического и аналитического учета.

4. Бухгалтерская отчетность.

В учетной политике предприятия представлено описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту.

В соответствии с ПБУ 1/2008 в составе информации об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета необходимо наличие, как минимум, данных о:

- переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;

- составе и порядке списания дополнительных затрат по займам;

- выборе способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;

- порядке учета доходов от временного вложения заемных средств.

В соответствии с п. 73 Положения по введению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ № 34 н от 29 июля 1998 г. «по полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов».

В соответствии со ст. 265 25 гл. НК РФ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в т. ч. процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, включаются в состав внереализационных расходов.

Для целей налогообложения прибыли расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 настоящей статьи.

Под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается:

1. в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

2. в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается:

- с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте;

- с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Согласно ст. 269 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения организация должна установить порядок определения предельной величины процентов.

При аудите кредитов и займов аудитору в качестве первичных документов в бухгалтерии проверяемого предприятия представляют:

-выписки банка, если проценты снимаются с расчетного счета;

- платежные поручения, если проценты перечисляются в другой банк;

- мемориальные ордера банка;

- выписки банка по ссудному счету;

- кредитные договоры;

- договоры займа;

- дополнительные соглашения к кредитным договорам и др.

Аналитический учет по кредитам и займам на предприятии должен быть организован по:

- видам кредитов и займов (рублевый, валютный);

- банкам и прочим организациям и физическим лицам, у которых он был получен;

- целевому назначению кредитов;

- срокам;

- участию в расчете налогооблагаемой прибыли.

Методика проведения детальной проверки должна содержать перечень регистров синтетического учета, характерных для каждой формы счетоводства.

Кроме того, данный раздел методики должен включать образцы регистров синтетического учета, описание принципов их заполнения и взаимосвязи с другими регистрами.

При ж/о(журнально-ордерной) форме счетоводства учет кредитов и займов ведется в ж/о № 4.

При анализе кредитов и займов, учет которых ведется экономическим субъектом с помощью компьютера, аудитору следует запросить или сформировать самостоятельно распечатку формы, из которой он сможет получить интересующую его информацию в различных разрезах.

Перечень аудиторских процедур

1. Проверка полноты первичных документов, оформляющих получение и возврат, изменение условий предоставления кредитов или займов, начисление процентов по ним.

2. Проверка полноты первичных документов по займам, полученным в кассу предприятия.

3. Проверка обоснованности включения процентов по кредитам и займам в состав операционных расходов в зависимости от целевого назначения кредита или займа.

4. Проверка фактического соблюдения целевого назначения кредита.

5. Проверка фактической уплаты процентов по кредитам и займам.

6. Проверка правильности включения процентов по кредитам и займам в инвентаризацию стоимость объектов внеоборотных активов.

7. Проверка правильности включения процентов по кредитам и займам в фактическую себестоимость ценных бумаг.

8. Проверка обоснованности включения в состав налоговых расходов сумм процентов по кредитам и займам в пределах норм.

Типичные ошибки

Первый вид нарушений связан с отсутствием документов, оформляющих кредитные отношения.

1. Отсутствие кредитного договора или договора займа.

2. Отсутствие выписок банка с судного счета.

3. Отсутствие мемориальных ордеров, подтверждающих списание в безакцептном порядке сумм возврата кредита.

4. Отсутствие мемориальных ордеров, подтверждающих списание в безакцептном порядке сумм процентов, уплачиваемых по кредитным договорам.

5. Отсутствие дополнительных соглашений к кредитному договору, изменяющих процентную ставку по кредиту, сроки возврата кредита, другие условия кредитного договора или договора займа.

Второй вид нарушений связан с нарушением принципов формирования расходов.

1. Неправильное отнесение затрат по полученным займам и кредитам к отчетным периодам (затраты должны признаваться текущими расходами того периода, в котором они произведены, за исключением той их части, которая включается в фактическую себестоимость приобретаемых товарно-материальных ценностей).

2. Неправильное отражение процентов по полученным займам и кредитам в бухгалтерском учете (затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее операционными расходами и подлежат включению в финансовый результат организации, т. е. отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы»).

3. Неправильное отражение процентов по полученным займам и кредитам, в случае если организация использует средства полученных займов и кредитов для осуществления предварительной оплаты МПЗ, других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты. (Расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относятся организацией-заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на указанные выше цели. При поступлении в организацию заемщика МПЗ и иных ценностей, выполнении работ, дальнейшее начисление процентов и осуществлении других расходов, связанных с обслуживанием полученных займов и кредитов, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке – с отнесением на операционные расходы организации-заемщика).

Третий вид нарушений связан с несоблюдением принципов оценки имущества.

1. Включение в инвентарную стоимость объектов ОС, нематериальных активов и прочих внеоборотных активов, процентов по кредитам и займам, полученным на эти цели после принятия этих объектов на учет. Затраты по полученным займам и кредитам, непосредственно относящиеся к приобретению и (или) строительству инвестиционного актива, должны включаться в первоначальную стоимость этого актива и погашаться посредством начисления амортизации (кроме случаев, когда правилами бухгалтерского учета начисление амортизационного актива не предусмотрено. Проценты, связанные с приобретением таких инвестиционных активов, относятся на текущие расходы организации).

2. Включение в стоимость ценных бумаг процентов по кредитам и займам, полученным для приобретения ценных бумаг, после принятия их к учету.

Четвертый вид нарушений связан с включением в налоговые расходы процентов по кредитам и займам, которые не могут быть включены в них.

1. Включение в налоговые расходы начисленных по кредиту или займу процентов за пользование заемными средствами, но фактически на конец отчетного периода и уплаченных банку (при кассовом методе).

2. Включение в налоговые расходы затрат на оплату процентов по кредитам и займам, превышающим:

а) сумму процентов, рассчитанных по ставке процентов, предусмотренной договором кредита или займа;

б) сумму процентов, рассчитанных исходя из срока действия договора кредита или займа, когда фактически кредит или заем превышает сумму процентов от фактически полученной суммы кредита.

3. Невключение в налоговые расходы процентов по кредитам и займам, полученным на инвестиционную и финансовую деятельность

Пятый вид нарушений связан с нарушением принципов формирования финансовых результатов.

1. Отнесение на собственные источники средств предприятия процентов по кредитам и займам сверх норматива, установленного гл. 25 НК РФ.

2. Отнесение на собственные источники средств предприятия процентов по кредитам и займам, полученным в иностранной валюте по ставке, превышающей 15 % (ст. 269 НК РФ).

 

Аудит капитала и резервов

Методика проверки капитала и резервов. Начинается аудит капитала и резервов с аудита уставного капитала и аудита расчетов с учредителями. Сальдо по счету 80 должно ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать размеру уставного капитала, зафиксированного в уставных документах. Проверяются все записи за год по счету 80. Любое изменение должно фиксироваться в уставных документах. Уменьшение уставного капитала может происходить по решению собрания акционеров и учредителей. Увеличение уставного капитала может происходить не только за счет взносов учредителей, но и за счет других источников.

При проверке формирования уставного капитала за счет собственных средств учредителей следует проверить вклады учредителей и их оценку. Вклады учредителей должны оцениваться специальными справками или актами оценки аудиторских фирм, оценочных компаний или отделами по оценке недвижимости. Кроме формирования, изменения уставного капитала проверяются и расчеты с учредителями по выплате им дивидендов.

Далее проверяется правильность совершения операций и отражение их в регистрах бухгалтерского учета по счетам 81, 82 и 83. Счет 81 обобщает информацию о наличном движении собственных акций. Акции могут быть перепроданы или аннулированы в ходе организационной и производственной деятельности АО. При проверке следует обратить внимание на правильность составления реестров акционеров, правильность оформления дополнительной эмиссии, а также на аннулирование акций и правильность составления заявок в комитет по контролю за недвижимостью или специальную комиссию, кᴏᴛᴏрая будет разрешающим органом выпуска дополнительной эмиссии и регистрирует ее. Тут же проверяется и корректировка в ϲᴏᴏᴛʙеᴛϲᴛʙии с изменением реестра акционеров уставных документов и решение собрания акционеров. При проверке формирования резервного капитала проверяются учредительные документы, где оговаривается порядок создания резервного капитала и порядок отчисления ежегодных платежей.

Следующим проверяется счет 83 «Добавочный капитал». При проверке данного счета особое внимание уделяется порядку его формирования при организации его предприятием. На счете 83 демонстрируется прирост стоимости внеоборотного капитала, а также сумма разницы между номинальной стоимостью акций и суммой, вырученной от продажи данных акций, а также стоимость переоценки как повышающая, так и понижающая. Отражается списание добавочного капитала на увеличение уставного капитала или погашение расчетов с учредителями за счет снижения размера добавочного капитала.

Требования к информации из внешних источников, используемой аудитором для получения аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) №18.

Аудиторские доказательства, полученные аудитором благодаря подтверждающей информации из внешних источников, независимых от аудируемого лица, при их рассмотрении по отдельности или совокупно с аудиторскими доказательствами, полученными в результате других процедур, могут способствовать снижению аудиторского риска, связанного с предпосылками подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, до приемлемо низкого уровня.

Внешнее подтверждение - это процесс получения и анализа аудиторских доказательств посредством направления третьей стороной аудитору (по требованию аудируемого лица) ответа на запрос аудируемого лица о предоставлении информации относительно какой-либо определенной статьи финансовой (бухгалтерской) отчетности, оказывающей влияние на предпосылки ее подготовки. При принятии решения относительно целесообразности и особенностей использования внешних подтверждений аудитор должен учитывать область деятельности аудируемого лица и опыт рассылки запросов, а также получения и обработки полученных ответов. Внешние подтверждения используют, как правило, для проверки остатков на синтетических и аналитических счетах. Однако использование внешних подтверждений не всегда должно ограничиваться только этой областью.

Надежность аудиторских доказательств, полученных благодаря внешним подтверждениям, зависит:

а) от применения аудитором соответствующих процедур при подготовке запроса о внешнем подтверждении;

б) от выполнения процедур внешнего подтверждения;

в) от оценки результатов процедур внешнего подтверждения.

На надежность полученных подтверждений влияют:

а) средства контроля, применяемые аудитором в ходе подготовки запросов о внешнем подтверждении и при анализе ответов;

б) особенности третьих сторон, составляющих ответ;

в) ограничения, имеющиеся в ответе или наложенные руководством аудируемого лица.

Аудитор может использовать запросы о предоставлении позитивных и (или) негативных внешних подтверждений.

В запросе о позитивном внешнем подтверждении содержится просьба ответить аудитору в любом случае путем указания на согласие отвечающего с предоставленной информацией (конкретными числовыми значениями) либо путем внесения информации (самостоятельного указания числовых значений).

Как правило, ответ на запрос о позитивном подтверждении является надежным аудиторским доказательством. Однако существует риск того, что лицо, составляющее подтверждение, ответит на запрос, не убедившись в правильности информации.

Аудитор может снизить этот риск, если отправит запрос о позитивном подтверждении, не указывая в запросе конкретный показатель либо сумму (или другую аналогичную информацию), с просьбой внести этот показатель либо сумму (привести определенную информацию). Однако использование запроса о внешнем подтверждении в форме бланка, предполагающего самостоятельное заполнение, может привести к снижению количества ответов, так как при этом от лиц, составляющих ответ, требуется приложение дополнительных усилий.

Запрос о негативном внешнем подтверждении подразумевает, что лицо, составляющее такое внешнее подтверждение, направит ответ только в случае несогласия с информацией, изложенной в запросе. Однако если ответ на негативное внешнее подтверждение не получен, то аудитор должен понимать, что не получит однозначных аудиторских доказательств факта получения запроса третьей стороной, а также того, что третья сторона проверила правильность содержащейся в запросе информации.

 

Вопросы по аудиту

Понятия аудита и аудиторской деятельности, их значение в современной экономике.

Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях опреде­ления ее достоверности, полноты и соответствия требованиям, предъявляемым к финансовой отчетности во всех существенных отношениях.

Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятель­ности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ даются следующие опреде­ления:

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осу­ществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) от­четности аудируемого лица в целях выражения мнения о достовер­ности такой отчетности.

Аудиторской деятельностью в России имеют право заниматься физические лица-аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностран­ные и созданные совместно с иностранными юридическими и фи­зическими лицами. Аудиторские фирмы регистрируются как орга­низации, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятель­ности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, пре­дусмотренную законодательством Российской Федерации, за ис­ключением формы акционерного общества открытого типа.

В условиях рыночной экономики значение аудита, как одной из форм экономического контроля, неуклонно возрастает. Это обус­ловлено практической необходимостью, т. к. именно предприятие (хозяйствующий субъект) в первую очередь заинтересовано в том, чтобы подтвердить достоверность годового отчета предприятия, предоставляемого всем заинтересованным пользователям.

Характеристика ключевых положений Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008.

Закон «Об аудиторской деятельности», приня­тый Государственной Думой 24 декабря 2008 г. № 307-ФЗ — это ос­новной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Рос­сийской Федерации.

Федеральный закон № 307-ФЗ — это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения ауди­торской деятельности в Российской Федерации, который должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых актов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.193 (0.014 с.)