Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категории действий способных нанести вред информационной безопасности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Действия, которые могут нанести ущерб информационной системе, можно разделить на несколько категорий. 1. Действия, осуществляемые авторизованными пользователями. В эту категорию попадают: - целенаправленная кража или уничтожение данных на рабочей станции или сервере; - повреждение данных пользователем в результате неосторожных действий. 2. "Электронные" методы воздействия, осуществляемые хакерами. Под хакерами понимаются люди, занимающиеся компьютерными преступлениями как профессионально (в том числе в рамках конкурентной борьбы), так и просто из любопытства. К таким методам относятся: - несанкционированное проникновение в компьютерные сети; - DOS-атаки. Целью несанкционированного проникновения извне в сеть предприятия может быть нанесение вреда (уничтожения данных), кража конфиденциальной информации и использование ее в незаконных целях, использование сетевой инфраструктуры для организации атак на узлы третьих фирм, кража средств со счетов и т. п. Атака типа DOS (сокр. от Denial of Service - "отказ в обслуживании") - это внешняя атака на узлы сети предприятия, отвечающие за ее безопасную и эффективную работу (файловые, почтовые сервера). Злоумышленники организуют массированную отправку пакетов данных на эти узлы, чтобы вызвать их перегрузку и, в итоге, на какое-то время вывести их из строя. Это, как правило, влечет за собой нарушения в бизнес-процессах компании-жертвы, потерю клиентов, ущерб репутации и т. п. 3.Компьютерные вирусы. Отдельная категория электронных методов воздействия - компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Они представляют собой реальную опасность для современного бизнеса, широко использующего компьютерные сети, интернет и электронную почту. Проникновение вируса на узлы корпоративной сети может привести к нарушению их функционирования, потерям рабочего времени, утрате данных, краже конфиденциальной информации и даже прямым хищениям финансовых средств. Вирусная программа, проникшая в корпоративную сеть, может предоставить злоумышленникам частичный или полный контроль над деятельностью компании. 4. Спам. Всего за несколько лет спам из незначительного раздражающего фактора превратился в одну из серьезнейших угроз безопасности: - электронная почта в последнее время стала главным каналом распространения вредоносных программ; - спам отнимает массу времени на просмотр и последующее удаление сообщений, вызывает у сотрудников чувство психологического дискомфорта; - как частные лица, так и организации становятся жертвами мошеннических схем, реализуемых спамерами (зачастую подобного рода события потерпевшие стараются не разглашать); - вместе со спамом нередко удаляется важная корреспонденция, что может привести к потере клиентов, срыву контрактов и другим неприятным последствиям; опасность потери корреспонденции особенно возрастает при использовании черных списков RBL и других "грубых" методов фильтрации спама. 5."Естественные" угрозы. На информационную безопасность компании могут влиять разнообразные внешние факторы: причиной потери данных может стать неправильное хранение, кража компьютеров и носителей, форс-мажорные обстоятельства и т. д. [3, с 16] Система управления информационной безопасностью (ISMS или Information Security Management System) позволяет управлять комплексом мер, реализующих некую задуманную стратегию, в данном случае — в отношении информационной безопасности. Отметим, что речь идет не только об управлении уже существующей системой, но и о построении новой/перепроектировке старой. Комплекс мер включает в себя организационные, технические, физические и другие. Управление информационной безопасностью — процесс именно комплексный, что и позволяет реализовывать как можно более эффективное и всестороннее управление ИБ в компании. Цель управления ИБ состоит в сохранении конфиденциальности, целостности и доступности информации. Вопрос только в том, какую именно информацию необходимо охранять и какие усилия прилагать для обеспечения ее сохранности. Любое управление основано на осознании ситуации, в которой оно происходит. В терминах анализа рисков осознание ситуации выражается в инвентаризации и оценке активов организации и их окружения, т. е. всего того, что обеспечивает ведение бизнес-деятельности. С точки зрения анализа рисков ИБ к основным активам относятся непосредственно информация, инфраструктура, персонал, имидж и репутация компании. Без инвентаризации активов на уровне бизнес-деятельности невозможно ответить на вопрос, что именно нужно защищать. Очень важно понять, какая информация обрабатывается в организации и где выполняется ее обработка. [11, c 25] В условиях крупной современной организации количество информационных активов может быть очень велико. Если деятельность организации автоматизирована при помощи ERP-системы, то можно говорить, что практически любому материальному объекту, использующемуся в этой деятельности, соответствует какой-либо информационный объект. Поэтому первоочередной задачей управления рисками становится определение наиболее значимых активов. Решить эту задачу невозможно без привлечения менеджеров основного направления деятельности организации как среднего, так и высшего звена. Оптимальна ситуация, когда высший менеджмент организации лично задает наиболее критичные направления деятельности, для которых крайне важно обеспечить информационную безопасность. Мнение высшего руководства по поводу приоритетов в обеспечении ИБ очень важно и ценно в процессе анализа рисков, но в любом случае оно должно уточняться путем сбора сведений о критичности активов на среднем уровне управления компанией. При этом дальнейший анализ целесообразно проводить именно по обозначенным высшим менеджментом направлениям бизнес-деятельности. Полученная информация обрабатывается, агрегируется и передается высшему менеджменту для комплексной оценки ситуации. Идентифицировать и локализовать информацию можно на основании описания бизнес-процессов, в рамках которых информация рассматривается как один из типов ресурсов. Задача несколько упрощается, если в организации принят подход регламентации бизнес-деятельности (например, в целях управления качеством и оптимизации бизнес-процессов). Формализованные описания бизнес-процессов служат хорошей стартовой точкой для инвентаризации активов. Если описаний нет, можно идентифицировать активы на основании сведений, полученных от сотрудников организации. После того как активы идентифицированы, необходимо определить их ценность.[12, c. 34] Работа по определению ценности информационных активов в разрезе всей организации одновременно наиболее значима и сложна. Именно оценка информационных активов позволит начальнику отдела ИБ выбрать основные направления деятельности по обеспечению информационной безопасности. Ценность актива выражается величиной потерь, которые понесет организация в случае нарушения безопасности актива. Определение ценности проблематично, потому что в большинстве случаев менеджеры организации не могут сразу же дать ответ на вопрос, что произойдет, если, к примеру, информация о закупочных ценах, хранящаяся на файловом сервере, уйдет к конкуренту. Вернее сказать, в большинстве случаев менеджеры организации никогда не задумывались о таких ситуациях. Но экономическая эффективность процесса управления ИБ во многом зависит именно от осознания того, что нужно защищать и какие усилия для этого потребуются, так как в большинстве случаев объем прилагаемых усилий прямо пропорционален объему затрачиваемых денег и операционных расходов. Управление рисками позволяет ответить на вопрос, где можно рисковать, а где нельзя. В случае ИБ термин «рисковать» означает, что в определенной области можно не прилагать значительных усилий для защиты информационных активов и при этом в случае нарушения безопасности организация не понесет значимых потерь. Здесь можно провести аналогию с классами защиты автоматизированных систем: чем значительнее риски, тем более жесткими должны быть требования к защите.[10, c.47] Чтобы определить последствия нарушения безопасности, нужно либо иметь сведения о зафиксированных инцидентах аналогичного характера, либо провести сценарный анализ. В рамках сценарного анализа изучаются причинно-следственные связи между событиями нарушения безопасности активов и последствиями этих событий для бизнес-деятельности организации. Последствия сценариев должны оцениваться несколькими людьми, итерационным или совещательным методом. Следует отметить, что разработка и оценка таких сценариев не может быть полностью оторвана от реальности. Всегда нужно помнить, что сценарий должен быть вероятным. Критерии и шкалы определения ценности индивидуальны для каждой организации. По результатам сценарного анализа можно получить информацию о ценности активов. Если активы идентифицированы и определена их ценность, можно говорить о том, что цели обеспечения ИБ частично установлены: определены объекты защиты и значимость поддержания их в состоянии информационной безопасности для организации. Пожалуй, осталось только определить, от кого необходимо защищаться. После определения целей управления ИБ следует проанализировать проблемы, которые мешают приблизиться к целевому состоянию. На этом уровне процесс анализа рисков спускается до информационной инфраструктуры и традиционных понятий ИБ — нарушителей, угроз и уязвимостей. Для оценки рисков недостаточно ввести стандартную модель нарушителя, разделяющую всех нарушителей по типу доступа к активу и знаниям о структуре активов. Такое разделение помогает определить, какие угрозы могут быть направлены на актив, но не дает ответа на вопрос, могут ли эти угрозы быть в принципе реализованы.[11, c. 80] В процессе анализа рисков необходимо оценить мотивированность нарушителей при реализации угроз. При этом под нарушителем подразумевается не абстрактный внешний хакер или инсайдер, а сторона, заинтересованная в получении выгоды путем нарушения безопасности актива. Первоначальную информацию о модели нарушителя, как и в случае с выбором изначальных направлений деятельности по обеспечению ИБ, целесообразно получить у высшего менеджмента, представляющего себе положение организации на рынке, имеющего сведения о конкурентах и о том, каких методов воздействия можно от них ожидать. Сведения, необходимые для разработки модели нарушителя, можно получить и из специализированных исследований по нарушениям в области компьютерной безопасности в той сфере бизнеса, для которой проводится анализ рисков. Правильно проработанная модель нарушителя дополняет цели обеспечения ИБ, определенные при оценке активов организации. Разработка модели угроз и идентификация уязвимостей неразрывно связаны с инвентаризацией окружения информационных активов организации. Сама собой информация не хранится и не обрабатывается. Доступ к ней обеспечивается при помощи информационной инфраструктуры, автоматизирующей бизнес-процессы организации. Важно понять, как информационная инфраструктура и информационные активы организации связаны между собой. С позиции управления ИБ значимость информационной инфраструктуры может быть установлена только после определения связи между информационными активами и инфраструктурой. В том случае, если процессы поддержания и эксплуатации информационной инфраструктуры в организации регламентированы и прозрачны, сбор информации, необходимый для идентификации угроз и оценки уязвимостей, значительно упрощается.[12, 47] Разработка модели угроз — работа для профессионалов в области ИБ, которые хорошо представляют себе, каким образом нарушитель может получить неавторизованный доступ к информации, нарушая периметр защиты или действуя методами социальной инженерии. При разработке модели угроз можно также говорить о сценариях как о последовательных шагах, в соответствии с которыми могут быть реализованы угрозы. Очень редко случается, что угрозы реализуются в один шаг путем эксплуатации единственного уязвимого места системы. В модель угроз следует включить все угрозы, выявленные по результатам смежных процессов управления ИБ, таких как управление уязвимостями и инцидентами. Нужно помнить, что угрозы необходимо будет ранжировать друг относительно друга по уровню вероятности их реализации. Для этого в процессе разработки модели угроз для каждой угрозы необходимо указать наиболее значимые факторы, существование которых оказывает влияние на ее реализацию. Политика безопасности строится на основе анализа рисков, которые признаются реальными для информационной системы организации. Когда риски проанализированы и стратегия защиты определена, составляется программа обеспечения информационной безопасности. Под эту программу выделяются ресурсы, назначаются ответственные, определяется порядок контроля выполнения программы и т.п. В широком смысле, политика безопасности определяется как система документированных управленческих решений по обеспечению безопасности организации. В узком смысле под политикой безопасности обычно понимают локальный нормативный документ, определяющий требования безопасности, систему мер, либо порядок действий, а также ответственность сотрудников организации и механизмы контроля для определенной области обеспечения безопасности. Перед тем как начать формировать саму политику информационной безопасности необходимо разобраться в основных понятиях, которыми мы будем оперировать. Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Информационная безопасность (ИБ) - это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств. Понятие "информация" сегодня употребляется достаточно широко и разносторонне. Обеспечение безопасности информации не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в обосновании и реализации наиболее рациональных методов, способов и путей совершенствования и развития системы защиты, непрерывном контроле ее состояния, выявлении ее слабых мест и противоправных действий. Безопасность информации может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего ассортимента имеющихся средств защиты во всех структурных элементах производственной системы и на всех этапах технологического цикла обработки информации. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые средства, методы и меры объединяются в единый целостный механизм систему защиты информации. При этом функционирование системы должно контролироваться, обновляться и дополняться в зависимости от изменения внешних и внутренних условий. Согласно стандарту ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408:2005 можно выделить следующие виды требований к безопасности: - функциональные, соответствующие активному аспекту защиты, предъявляемые к функциям безопасности и реализующим их механизмам; - требования доверия, соответствующие пассивному аспекту, предъявляемые к технологии и процессу разработки и эксплуатации. Очень важно, что безопасность в этом стандарте рассматривается не статично, а в привязке к жизненному циклу объекта оценки. Выделяются следующие этапы: - определение назначения, условий применения, целей и требований безопасности; - проектирование и разработка; - испытания, оценка и сертификация; - внедрение и эксплуатация. Итак, остановимся подробнее на функиональных требованиях безопасности. Они включают в себя: - защита данных пользователя; - защита функций безопасности (требования относятся к целостности и контролю данных сервисов безопасности и реализующих их механизмов); - управление безопасностью (требования этого класса относятся к управлению атрибутами и параметрами безопасности); - аудит безопасности (выявление, регистрация, хранение, анализ данных, затрагивающих безопасность объекта оценки, реагирование на возможное нарушение безопасности); - приватность (защита пользователя от раскрытия и несанкционированного использования его идентификационных данных); - использование ресурсов (требования к доступности информации); - связь (аутентификация сторон, участвующих в обмене данными); - доверенный маршрут/канал (для связи с сервисами безопасности). В соответствии с этими требованиями нужно форимировать систему информационной безопасности организации. Система информационной безопасности организации включает направления: - нормативные; - организационные (административные); - технические; - программные; Для полной оценки ситуации на предприятии по всем направлениям обеспечения безопасности необходима разработка концепции информационной безопасности, которая бы устанавливала системный подход к проблеме безопасности информационных ресурсов и представляла собой систематизированное изложение целей, задач, принципов проектирования и комплекса мер по обеспечению информационной безопасности на предприятии. В основе системы управления корпоративной сети должны лежать следующие принципы (задачи): - обеспечение защиты существующей информационной инфраструктуры предприятия от вмешательства злоумышленников; - обеспечение условий для локализации и минимизации возможного ущерба; - исключения появления на начальной стадии причин возникновения источников угроз; - обеспечения защиты информации по трем основным видам возникающих угроз (доступность, целостность, конфиденциальность); Решение вышеназванных задач достигается путем; - регламентация действий пользователей работы с информационной системой; - регламентация действий пользователей работы с базой данных; - единые требования к надежности технических средств и программного обеспечения; - процедуры контроля работы информационной системы (протоколирование событий, анализ протоколов, анализ сетевого трафика, анализ работы технических средств); Политика информационной безопасноти включает в себя: - основной документ – «Политика безопасности». В нем вцелом описана политика безопасности организации, общие положения, а так же по всем аспектам политики указаны соответствующие документы; - инструкция по регламентации работы пользователей; - должостная инструкция администратора локальной сети; - должостная инструкция администратора базы данных; - инструкция по работе с ресурсами Интернет; - инструкция по организации парольной защиты; - инструкция по организации антивирусной защиты. Документ «Политика безопасности» содержит основные положения. На основе него строится программа обеспечения информационной безопасности, строятся должностные инструкции и рекомендации. Инструкция по регламентации работы пользователей локальной сети организации регулирует порядок допуска пользователей к работе в локальной вычислительной сети организации, а также правила обращения с защищаемой информацией, обрабатываемой, хранимой и передаваемой в организации. Должностная инструкция администратора локальной сети описывает обязанности администратора локальной сети касаемые обеспечения информационной безопасности. Должностная инструкция администратора базы данных определяет основные обязанности, функции и права администратора базы данных. В ней очень подробно описаны все должностные обязанности и функции администратора базы данных, а так же права и ответственность. Инструкция по работе с ресурсами интернет отражает основные правила безопасной работы с сетью интернет, так же содержит перечень допустимых и недопустимых действий при работе с ресурсами интернет. Инструкция по организации антивирусной защиты определяет основные положения, требования к организации антивирусной защиты информационной системы организации, все аспекты связанные с работой антивирусного программного обеспечения, а так же ответственность в случае нарушения антивирусной защиты. Инструкция по организации парольной защиты регламентирует организационно-техническое обеспечение процессов генерации, смены и прекращения действия паролей (удаления учетных записей пользователей). А так же регламентированы действия пользователей и обслуживающего персонала при работе с системой. Таким образом, основой для организации процесса защиты информации является политика безопасности, формулируемая для того, чтобы определить, от каких угроз и каким образом защищается информация в информационной системе. Под политикой безопасности понимается набор правовых, организационных и технических мер по защите информации, принятый в конкретной организации. То есть, политика безопасности заключает в себе множество условий, при которых пользователи получают доступ к ресурсам системы без потери свойства информационной безопасности этой системы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.01 с.) |