Основы а и ад: сущность, цели и задачи. Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы а и ад: сущность, цели и задачи. Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики.



ОТЛИЧИЕ АУДИТА ОТ ДРУГИХ ФОРМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: РЕВИЗИИ, ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, СУДЕБНО – БУХГАЛТЕРСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №307 от 30.12.2008 г. (ред.21.11.2011) Аудит - независимая проверка БФО аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Ревизия - это система контрольных действий, осуществляется по поручению руководителя ревизионной группой или ревизором, за деятельностью подведомственных предприятий и организаций с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности хоз. операций, а также правильности действий должностных лиц.

Аудит отличается от такого вида контроля, как ревизия хозяйственной деятельности, по своей сущности, подходу к проверке документации, взаимоотношениям между проверяющим и клиентом, выводам, сделанным по результатам проверки и т.д.

Сравнение ревизии и аудита

Отличия аудита от ревизии:

1. Цель деятельности в аудите – выражение мнения о достоверности ФБО и соответствие порядка ведения БУ законодательству РФ, а деятельность ревизии направлена на выявление и оценку недостатков для их искоренения.

2. Аудит регулируется гражданским правом на основе договоров, ревизия – административным правом на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих органов государства.

3. В аудите управленческие связи горизонтальные, добровольные, а при ревизии – вертикальные, в порядке назначения.

4. Задачи аудита – способствовать укреплению платежеспособности, а задачами ревизии являются сохранение активов, профилактика злоупотреблений.

5. В аудите оплачивает услуги клиент или заказчик, а при ревизии платит гос.орган.

6. Результаты аудиторской проверки – аудиторское заключение и рекомендации для клиента, результаты ревизии – акт ревизии, взыскания и указания.

Отличия аудита от государственного финансового контроля:

Задачами контроля являются проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения БУ, правильности расчета и уплаты налогов. Субъектами государственного финансового контроля являются гос.органы и структуры, предприятия с участием государства, организации, финансируемые из гос.бюджета. Субъектами аудита выступают в основном предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы:

Аудит – независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Особая специфичность судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. Экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, так как представляет собой процессуально-правовую форму.

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.

Главное отличие аудита от вышеперечисленных видов контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и занимается разработкой предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли консультанта, помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.

 

Уровень: внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита. Документы этого уровня лишь детализируют документы более высоких уровней, принимаются в их развитие и не должны им противоречить.

Аудиторская деятельность - деятельность по проведению ауд. и оказанию сопут-их аудиту услуг, осущ-ая ауд. орг., ИА. Аудит - независимая проверка БФО ауд-го лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Ауд. организация – ком-ая орг., явл-ся членом одной из СРО.

Коммерч. орг. приобретает право осущ-ть ауд. деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО, членом которой такая орг. является.

СРО признается неком-ая орг., созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Ауд. фирмы могут иметь любые ОПФ, предусмотренные закон-ом РФ, за исключением формы ОАО. Аудиторские фирмы имеют организационно-правовые формы ЗАО или ООО. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган. Функциями гос. Рег-ия ауд. деят-ти явл.: 1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности. 3) ведение государственного реестра СРО. В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности. Осуществляет следующие функции: 1) рассматривает вопросы гос политики в сфере АД; 2) рассматривает проекты ФСАД и иных нормативных правовых актов.

СРО осуществляет следующие функции: разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предп-ой или професс-ой деят-ти в СРО, применяет меры дисциплинарного воздействия, организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов СРО. Виды аудита. По отношению к пользователям информации -1.Внешний 2.Внутренний(организованный силами организации). Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. По отношению к требованиям законодательства: Инициативный аудит обычно провод. по решению адм-ии п-п или его учредителей. Его цель – выявить недостатки в ведении БУ, составления отчетности, провести анализ ФСП, разработать рек-ии по повышению эфф-ти его деят-ти. Обязательный аудит – обязательная ежегодная ауд. проверка ведения БУ и БФО орг. или ИП. Обяз. ауд. осущ-ся в случаях: ОАО, если орг. явл. кредит. орг., бюро кредит. историй, орг., явл-ся проф-ным участ-ом рынка ЦБ, страх. орг., если у организации объем выручки от продажи прод. за предш-ий отчетному год превышает 400 милл. Руб. или сумма акт-ов ББ по состоянию на конец предш-его отчетному года превышает 60 милл. руб.; По объектам аудита -1. банковский 2. аудит страховых организаций 3. аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов 4. общий 5. Государственный. По времени осуществления -1. первоначальный(проводится аудитором для конкретного клиента впервые) 2. согласованный (повторяющийся)(осуществляется регулярно и поэтому основан на знании специфики клиента) 3. оперативный

Виды аудиторских услуг. В настоящее время аудиторская деятельность включает три компонента: собственно аудит (обязательный аудит), сопутствующие аудиту услуги: а ) обзорные проверки; б) согласованные процедуры;в) компиляция финансовой информации. и прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление БФО; 2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций 4) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;5) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

 

Основная цель аудиторских стандартов в России – обеспечить всех ауд. и пользователей ауд. услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения.

Все ПСАД утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011)., на сегодня их 34 из них 5,6,13,14,15. утр. силу. ПСАД, разработанные с учетом международных стандартов аудита, устанавливают единые цели и основные принципы проведения аудита, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать.

ФСАД 9 шт. (Утв. Приказом Минфина 46 н (от 20.05.2010) 1-АУД. ЗАКЛ. О БФО И ФОРМИРОВАНИЕ МНЕНИЯ О ЕЕ ДОСТОВЕРНОСТИ,2 - МОДИФИЦИРОВАННОЕ МНЕНИЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ,3 - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В АУДИТОРСКОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ), 16 н от 24.02.2010 (4 -"Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля), 90 н (от 17.08.2010) 5 - Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита, 6 - Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита. 99 н (от 16.08.2011) 7 - АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, 8 - Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам, 9 - ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ОТДЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ОТЧЕТНОСТИ

ФСАД: 1) определяют требования к порядку осуществления АД,;2) разрабатываются в соответствии с МСА;3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также СРО аудиторов и их работников.

В дополнение к ФСАД СРО разрабатывает и утверждает, внутренние стандарты и правила пред-ой, проф-ой деятельности.

Стандарты ауд. дея-ти СРО: 1) определяют требования к ауд-им процедурам, допо-ые к треб-ям, установленным ФСАД, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;2) не могут противоречить ФСАД;3) не должны создавать препятствия осущ-ию ауд. орг., ИА ауд. деятельности;4) являются обязательными для ауд. орг., аудиторов, являющихся членами указанной СРО.

Внутриф-ые стандарты регламентируют и детализируют ауд. процедуры, методы и методики. Содержание и форма таких документов являются прерогативой ауд. фирм, многие внутрифирменные стандарты являются их ноу-хау. Наличие внутрифирменных ауд. стандартов являются показателем, по которым определяется качество оказываемых ауд. услуг.

Примерная структура стандарта включает: - общие положения - основные понятия - сущность стандарта - практические приложения.

Значение стандартов: - способствуют обеспечению высокого качества ауд. проверки- устанавливают единые требования при осуществлении обязательного аудита- содействуют внедрению в аудиторскую практику научных достижений- помогают пользователям финансовой информации понять сущность и методы ауд. проверки- обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторов.

Основные этапы.

Аудиторская выборка.

Правила выборки данных из проверяемой совокупности и оценки результатов выборки определяются П(С)АД N 16. Аудиторская выборка РФ от 23.09.2002 №696 (ред. от 22.12.2011).

А удиторская выборка (выборочная проверка) - применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций. АВ дает возможность аудитору оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых элементов, отобранных для того, чтобы сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка.

Различают два типа рисков, связанных с использованием аудиторской выборки:

а) аудитор придет к выводу о том, что: - риск СВК ниже, чем в действительности (при выполнении тестов средств внутреннего контроля); - существенной ошибки не существует, вопреки тому, что в действительности она есть (при выполнении аудиторских процедур проверки по существу). Риск данного типа оказывает влияние на надежность аудита и может привести к ненадлежащему аудиторскому мнению;

б) аудитор придет к выводу о том, что: - риск СВК выше, чем в действительности (при выполнении тестов средств внутреннего контроля); - имеет место существенная ошибка, тогда как в действительности ее не существует (при выполнении аудиторских процедур проверки по существу). Риск данного типа оказывает влияние на эффективность аудита, поскольку он обычно приводит к дополнительной работе по установлению того, что первоначальные выводы были неверны.

Выборка должна быть представительной, т. е. все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть включенными в выборку.

При проведении выборки аудиторская организация может разбить всю изучаемую совокупность на отдельные группы, элементы каждой из которых имеют сходные характеристики, Т.Е - стратификация, позволяющей снизить разброс данных - облегчает работу аудиторской организации.

Размер выборки определяется величиной ошибки, которую аудитор считает допустимой. Чем ниже ее величина, тем больше необходим размер выборки.

Для обеспечения репрезентативности аудиторская организация должна использовать один из следующих методов определения выборки:

1)случайный отбор; 2)систематический отбор. Элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайновыбранного числа; 3) комбинированный отбор - комбинация различныхметодов случайного и систематического отбора.

Существует несколько методов определения выборки: 1)статистический выборочный метод. Может применяться для достижения следующих целей: обнаружение искажений, проявляющихся в совокупности с определенной частотой и в определенном количестве; оценка масштабов распространения обнаруженных искажений или отклонений; 2) нестатистический метод - анализ по качественным признакам (имеется в виду анализ структуры внутреннего управления клиента). Основная задача проверки по качественным признакам - выяснение, сколько раз не сработали процедуры, осуществляемые структурой внутреннего управления.

Выявленные в ходе проверки ошибки делятся на две категории: допустимые ошибки и ожидаемые ошибки.

Допустимая ошибка — это максимальная ошибка в совокупности, которую аудитор может допустить при условии, что она не повлияет на аудиторское заключение о достоверности финансовой информации.

Если аудитор ожидает ошибку, он обязан изучить более крупную выборку, чтобы определить, какова величина совокупности, достоверно ли она показана по отношению к планируемой допустимой ошибке.

Небольшая величина выборки оправдана в случаях, когда не ожидается ошибки в совокупности. При определении ожидаемой ошибки аудитор должен учесть уровень ошибки, определенный в предшествующие аудиторские проверки.

 

Аудит торговых организаций

Специфика деятельности торговых организаций основывается на полном или частичном отсутствии производственных процессов, а также на характерной однотипности производимых операций. Таким образом, аудит торговых организаций должен осуществляться в соответствии с данными особенностями. Аудит подразумевает существование перечня основных моментов, требующих наиболее пристального внимания аудитора проверяющей компании: -Достоверность отчетности о товарообороте; -Система контроля сохранности нереализованных товаров;-Оценка эффективности использования остатков товаров и предварительных запасов;-Состояние продукции на складах.

Аудит торговых организаций подразумевает выполнение следующих задач: -Проверка расчетных операций между поставщиками и покупателями;-Анализ наличия в отчетной документации информации о доходах, полученных от реализации продукции, а также постоянных и точных начислений НДС;-Исследование ценовой политики и концепции оптимизации налогообложения предприятия.

Типичные ошибки

1. в организации не ведется аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям;

2. неправильно используется План счетов бухгалтерского учета;

3. отсутствуют документы, подтверждающие начисление и удержание заработной платы;

4. допущены ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности

5. ненадлежаще ведется учет (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т.п.);

6. неверно определена налоговая база по НДФЛ;

7. неверно рассчитываются суммы по прочим видам оплат;

8. отсутствие аналитического регистра по учету депонированных сумм.

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 01.06.2011) "О минимальном размере оплаты труда"

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (ред. от 11.11.2009) "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"

 

 

ОСНОВЫ А И АД: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. РОЛЬ АУДИТА В РАЗВИТИИ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

Согласно ФЗ №307 от 30.12.08 (ред.21.11.2011)«Об аудиторской деятельности». АД -это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. (СопУсл согласно стандарту 24: а) обзорные проверки (аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений.); б ) согласованные процедуры (А-р предоставляет только отчет об отмеченных фактах без обеспечения уверенности.); в) компиляция финансовой информации (пользователи компилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе аудитора, обладающего должной квалификацией в области ведения учета и составления отчетности, но в отчете аудитором не выражается никакой уверенности.).

Аудит(А) - независимая проверка БФО в целях выражения мнения об этой отчетности. Целью А является выражение мнения о достоверности ФБО аудируемых лиц и соответствии порядка ведения БУ законодательству РФ. Аудитор выражает свое мнение о достоверности Ф(Б)О во всех существенных отношениях. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами: Независимость; Честность; Объективность; Профессиональная компетентность; Добросовестность; Конфиденциальность; Профессиональное поведение.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение Ф(Б)О. Это означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. При планировании и проведении аудита А-р не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Задача аудитора: оценка уровня БУ, квалификации учетных кадров, качества обработки информации (первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей; оказывать помощь предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности; если необходимо ориентирование руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

Развитие рыночных отношений обуславливает необходимость принятия большого количества новых нормативных документов, регламентирующих новые вопросы деятельности предприятий; БУ и отчетность; налогообложение и порядок формирования себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к ХД-ти предприятия. Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, в силу их малочисленности и перегруженности, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой формы контроля. Собственники и прежде всего коллективные собственники, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, т.к. обычно они не имеют доступа к учетным записям, соответствующего опыта, поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Аудиторские проверки необходимы внутренним (работники, руководство, менеджеры, собственники) и внешним пользователям(гос. органы, органы гос. статистики, банки, кредиторы, поставщики, покупатели) для подтверждения интересующей их финансовой отчетности. Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, т.к. включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.042 с.)