Социальные группы и их типологии. Первичные и вторичные группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные группы и их типологии. Первичные и вторичные группы.



Социальная структура включает в себя различные групповые общности людей:

1. Социальные классы и слои общества. Например, рабочие, крестьяне, предприниматели, интеллигенция, служащие.

2. Этнические общности. Включают в себя нации, народности, другие этнические группы.

3. Территориальные образования. Среди них жители города или деревни, области или административного района, субъекта федерации или страны в целом.

4. Профессиональные группы. К примеру: врачи, учителя, юристы или операторы-программисты, водители автомобилей, рабочие станочники, группы других профессий и специальностей.

5. Социально-демографические группы. К ним можно отнести: молодежь, группы женщин, пенсионеров.

6. Политические группы. Это массовые движения, политические партии, другие общественные организации, включенные в политическую деятельность.

7. Социокультурные группы. Например: любители телесериалов, рок-музыки, коллекционеры, другие поклонники культуры или субкультуры.

8. Семейно-бытовые общности. К ним можно отнести семью, быт, в их различных видах и формах.

9. Религиозные объединения. Среди них можно назвать различные секты, группы людей, посещающих храмы или соблюдающие отдельные церковные обряды.

Перечисленные выше социальные группы не исчерпывают все многообразие групповых общностей. Но именно эти группы чаще являются объектом исследования социологов.

Используются и другие типологии социальных групп. Их, например, можно подразделять по характеру связей между его членами:

первичные группы – члены объединены общими эмоциональными, духовными, родственными отношениями и находятся в тесном внутреннем взаимодействии;

вторичные группы – в них преобладают безличные отношения (например, структурно-функциональные подразделения предприятия, различные союзы, клубы, комитеты).

Группы могут быть классифицированы по степени объективности их существования:

реальные группы – существуют объективно как объединения людей с конкретными функциями;

номинальные группы – формируются искусственно с целью исследования по признакам, важным для анализа.

Социальные группы подразделяются по уровню их официальности:

формальные группы – создаются официально и регулируются специальными инструкциями, приказами, постановлениями, законами;

неформальные группы – складываются стихийно, на основе общих интересов и авторитета лидеров.

В социологии иногда выделяют такое понятие как референтная группа, относительно которой каждый индивид оценивает свое собственное поведение. Именно в референтных группах складываются критерии оценки и определенные эталоны поведения человека. Поэтому этот вид социальной группы часто называется – эталонная группа.

Нередко в социологических анализах используется понятие «коллектив», которое прочно вошло в наш разговорный лексикон и научный язык. Коллектив (от лат. collectivus: собирательный) – это группы людей, имеющие высокий уровень взаимодействия и сплоченности, организованные для совместной деятельности в производственной, политической, социокультурной и других сферах общественной жизни.

Коллектив отличается от такого понятия как толпа – случайное скопление людей, зараженных коллективными настроениями. В толпе человек лишается индивидуальности, легко соглашается с мнением большинства, поддается влиянию лидеров-демагогов, часто теряет личный самоконтроль. Его сознание, поведение как бы блокируется групповыми настроениями. Появляется склонность к бессмысленному варварству, примитивному энтузиазму. Люди в толпе способны совершать крайне агрессивные действия или, наоборот, героические поступки на которые не способны в одиночку.

Если между членами группы имеются постоянные межличностные отношения, они называются малые социальные группы. К примеру: семья, спортивная команда, компания друзей. Главным признаком малых групп является взаимодействие каждого с каждым (контакты «лицом к лицу»). Поэтому эти группы часто так и называют – контактные группы. Численность малых групп обычно колеблется от 2-3 (например, семья) до 12 человек (соседская или дружеская компания, спортивная команда, бригада и другие). Могут быть группы и большей численности. Например, к малым относят группы учащихся или студентов (более 12 человек). Однако, оптимальной по численности малой группой, удобной для тесного взаимодействия, считается 7 человек. Если членов группы больше, она распадается на относительно самостоятельные подгруппы (фракции).

Группы с большим числом членов называют – большие социальные группы. В отличие от малых или средних групповых общностей, они основаны на социальных связях, не предполагающих обязательные личные контакты и непосредственные связи. Большие группы можно подразделить на характерные виды:

1) статистические (условные, номинальные) группы, выделяемые по признакам, удобным для целей статистического анализа (например, группы работников по степени механизации труда, уровню образования или по размеру доходов;

2) большие социальные группы типа класса, нации, народности;

3) территориальные общности (город, сельская местность, регион или страна в целом);

4) половозрастные (социально-демографические) группы (женщины, молодежь, пенсионеры и т. п.);

5) группы, образуемые общими поведенческими признаками (аудитория радио или телевидения, публика театра, или кино);

В больших социальных группах могут периодически возникать межличностные взаимодействия на различных уровнях групповой иерархии. Однако каждый отдельный член большой группы никогда не сможет вступать в контакты одновременно со всеми другими членами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.008 с.)