Основные формы проявления психического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы проявления психического



Основы общей психологии

Психика – сложнейшая функция мозга, заключающаяся в психическом отражении материальной действительности (субъективное отражение объективного мира), в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающим миром.

Особенности психического отражения

Рис. 7. Особенности психического отражения

Этапы развития психики

Рис. 8. Этапы развития психики

Таблица 4

Основные формы проявления психического

Формы проявления Характеристика
Тропизмы изменения направления движения растения под влиянием биологически значимых раздражителей
Такситы врожденные механизмы двигательной активности в сторону благоприятных (положительных) или неблагоприятных (отрицательных) условий среды
Инстинкты закрепленные в генотипе формы поведения животных и психического отражения (животное способно адаптироваться к окружающему благодаря готовым от рождения штампам при реакции на пищевые, защитные, воспроизводительные, миграционные раздражители; инстинкты постоянны)
Навыки автоматизированные действия, приобретенные в результате обучения и повторения, умение решать задачу (это индивидуально приобретенная форма поведения животных; без подкрепления он угасает)
Научение основанный на опыте процесс последовательного изменения поведения или жизненного потенциала животного и человека (нельзя идентифицировать с сознанием человека)

Рис. 9. Функции психики

Сознание – высшая, интегрирующая форма психики человека, возникшая как результат общественно-исторических условий формирования его в трудовой деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми.

Сознание – отношение к миру со знанием его собственных объективных свойств и возможностей.

Таблица 5

Структура сознания

Элементы структуры Характеристика
Познавательные процессы ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь
Различение субъекта и объекта противопоставлеиие себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»: самосознание, самопознание, самооценка и др.
Отношение человека к себе и окружающему миру чувства, эмоции, переживания
Креативная (творческая) составляющая сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее в нем не было, с помощью воображения, мышления, интуиции
Формирование временной картины мира память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего
Формирование целей деятельности исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение

Рис. 10. Основные функции сознания человека

Таблица 6

Бессознательное – это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов и явлений, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

Сознание фокусируется на определенных объектах, а бессознательное перерабатывает второстепенную (в данный момент) информацию.

Рис. 12. Метафора «луч прожектора», применяемая для объяснения бессознательного компонента психики: Б – бессознательное;

С – сознание; В - внимание

Таблица 7

Свойства ощущений

Свойство Характеристика
Качество сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (например, слуховые от зрительных), а также различные вариации ощущений внутри дан­ного вида (например, по цвету, насыщенности)
Интенсивность количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функ­циональным состоянием рецептора
Продолжительность временная характеристика ощущений; определяется функциональным состоянием органов чувств, вре­менем воздействия раздражителя и его интенсивностью

Таблица 10

Закономерности ощущений

Закономерность Характеристика
Чувствительность способность организма реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия
Адаптация изменение порога чувствительности под влиянием раздражителя
Контраст изменение чувствительности под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя

Свойства восприятия

Свойства Характеристика
Целостность внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе; проявляется в двух аспектах: а) объеди­нение разных элементов в целом; б) независимость образованно­го целого от качества составляющих его элементов
Предметность объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело
Обобщенность отнесение каждого образа к некоторому клас­су объектов
Константность относительное постоянство восприятия об­раза
Осмысленность связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления
Избирательность преимущественное выделение одних объек­тов перед другими в процессе восприятия

Виды восприятия

Восприятие

Восприятие предметов и явлений

Восприятие

пространства

Восприятие человека человеком

Восприятие

движения

Восприятие вида деятельности

Восприятие

времени

Рис. 16. Виды восприятия по форме существования материи

Процессы памяти

запоминание

сохранение

воспроизведение

забывание

Рис. 19. Процессы памяти

Таблица 13

Виды памяти

Критерий выделения Виды памяти
По целевой установке непроизвольная
произвольная
По степени осмысленности механическая
смысловая
По продолжительности сохранения материала кратковременная
оперативная
долговременная
По материалу когнитивная
эмоциональная
личностная
По модальности сохраняемых образов словесно-логическая
образная (зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, обонятельная, вкусовая)

Таблица 14

Законы памяти

Закон памяти Характеристика закона
Закон осмысления чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти
Закон интереса интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий
Закон установки а) установка на запоминание по времени; б) установка на восприятие материала по содержанию
Закон усиления первоначального впечатления чем ярче первое впе­чатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание: а) рациональное усиление; б) эмоциональное усиление
Закон контекста информация легче запоминается и воспроизво­дится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями
Закон объема знаний чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое
Закон оптимальной длины запоминаемого ряда чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Средний объем кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера)
Закон торможения всякое последующее запоминание тормозит предыдущее
Закон края лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда
Закон повторения повторение способствует лучшему запомина­нию

Приемы мнемотехники

Рис. 21. Приемы мнемотехники

Основные формы мышления

понятие

суждение

умозаключение

Рис. 23. Основные формы мышления

Таблица 15

Мышление

практическое

теоретическое

наглядно-действенное

наглядно-образное

словесно-логическое

абстрактно-логическое

Рис. 24. Основные виды мышления

Таблица 16

Основные качества мышления

Качества Характеристика
Самостоятельность умение выдвигать новые зада­чи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей
Инициативность постоянное стремление самому искать и на­ходить пути и средства разрешения задачи
Глубина способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности
Широта способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями
Быстрота скорость решения задач, легкость в воспроизве­дении идей
Оригинальность способность производить новые идеи, от­личные от общепринятых
Пытливость потребность всегда находить наилучшее реше­ние поставленных задач и проблем
Критичность объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения
Торопливость непродуманность аспектов всестороннего ис­следования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сто­рон, высказывание неточных ответов и суждений

Основные функции речи

Функции Характеристика
сообщение обмен мыслями и информацией между людьми
выражение высказывание своего отношения к чему-либо
обозначение способность давать названия предметам и явлениям
воздействие побуждение людей к определенным действиям или формирование определенной точки зрения

Психология личности

Темперамент

Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики— ин­тенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и со­стояний.

Теории темперамента

конституциональная

гуморальная

теория Павлова

Темперамент связывался с соотношением в организме различных жидкостей

Темперамент связывался с телосложением: структура тела определяет темперамент

Темперамент связывают с деятельностью центральной нервной системы

Свойства нервной системы, оказывающие наибольшее влияние на динамические особенности поведения

сила

уравновешенность

подвижность

Сила возбуждения и сила торможенияфункциональная работоспособность нервной клетки.

уравновешенностьнервных процессов - равновесие процессов возбуждения и торможения

подвижность возбудительного и тормозного процессовпроявляется в быстроте перехода одного процесса в другой

Рис. 31. Основные теории темперамента

Типы нервной деятельности

сильный

слабый

неуравновешенный

подвижный

инертный

уравновешенный

Рис. 32. Соотношение типов нервной деятельности с типами темперамента

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими свойствами

Таблица 21

Темперамент обусловливает

Скорость и беглость умственных операций

Динамику втягивания в работу

Эмоциональное саморегулирование в ходе работы

Устойчивость и переключаемость внимания

Степень нервного напряжения и утомляемости

Рис.34. Особенности психического реагирования, обусловленные темпераментом

Характер

Характер –совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Рис. 35. Соотношение устойчивого и динамического в структуре характера

Таблица 23

Структура характера

Элементы структуры Характеристика
Содержание характера жизненная направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки
Формы характера различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения
Индивидуальные особенности характера интеллектуальные, волевые и эмоциональные особенности личности (темперамент, воля, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект)

Типы акцентуаций характера

Акцентуация Характеристика
Гипертимный всегда приподнятое настроение, разговорчив, энергичен, стремится к лидерству, склонен к авантюрам, не самокритичен
Дистимический пониженное настроение, замкнут, немногословен, не сближается с людьми, склонен подчиняться
Циклотимический настроение и общительность циклически меняются: временами похож на гипертима, временами – на дистима
Возбудимый Повышенная раздражимость, несдержанность, агрессивность или льстивость, склонность к конфликтам
Эмотивный чрезвычайно чувствителен ко всем воздействиям, особенно к замечаниям, поэтому обычно имеет пониженное настроение; предпочитает узкий круг людей
Застревающий «застревает» на своих чувствах, мыслях, обидах; склонен к длительным нравоучениям и конфликтам
Педантичный очень педантичен, точен, аккуратен, внимателен к деталям
Демонстративный стремится всегда быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: хвастовством, ложью, скандалами, слезами и др.; легко приспосабливается к нужным ему людям
Тревожный пониженный фон настроения, постоянные опасения за себя и близких, задела; неуверенность в себе, сомнения в своих действиях, нерешительность
Экзальтированный очень изменчивое настроение, повышенная эмоциональность и откликаемость на внешние события

Таблица 25

Способности

Таблица 26

Основные понятия

Понятие Определение
Задатки врожденные анатомо-физиологические особеннос­ти мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональ­ные особенности организма человека, составляющие природную осно­ву развития его способностей
Способности формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность дея­тельности
Одаренность такое проявление способностей, которое определяет диапазон деятельностей, в которой человек может достичь выдающихся успехов
Талант такое развитие способностей, при котором личность достигает выдающихся успехов в какой-либо деятельности
Гениальность высший уровень развития способностей, который оказывает влияние на развитие не только одной личности, но и общества в целом

Виды способностей

потенциальные

актуальные

возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требую­щие решения

реализованные потенциальные способности

Рис. 38. Классификация способностей по возможности развития

общие

специальные

Система свойств личности, с помощью которой можно быстро овладеть знаниями, умениями и навыками и с помощью их выполнять какую-либо деятельность

Система свойств личности, обеспечивающая высокие результаты в одной деятельности

Рис. 39. Классификация способностей по направленности

Чувства и эмоции

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, свя­занное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

эмоции

стенические

астенические

Рис. 40. Классификация эмоций

Чувство постоянное, усто­явшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.

Таблица 27

Функции чувств и эмоций

функции характеристика
Сигнальная выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями
Регулятивная выражается в том, что стойкие пережи­вания направляют наше поведение, поддерживают его, заставля­ют преодолевать встречающиеся на пути препятствия
Отражательная (оценочная) выражается в обобщен­ной оценке явлений и событий
Побудительная (стимулирующая) чувства как бы оп­ределяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи
Подкрепляющая выражается в том, что значимые со­бытия, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти
Переключательная обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая по­требность
Приспособительная благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям

Воля

Борьба мотивов

Принятое решение действовать

Волевое усилие

Преодоление препятствий

Достижение результата

Рис. 46. Структура волевого акта

Волевое усилиеэто форма эмоционального стресса, мобили­зующего внутренние ресурсы человека и создающего дополни­тельные мотивы к действию по достижение цели.

Рис. 47. Факторы, влияющие на волевое усилие

Сложные волевые акты — наивысший показатель "волевого" человека. Еще одним отличием "волевого" человека от "человека привычки" является наличие у первого развитых воле­вых качеств.

Таблица 29

Волевые качества личности

Волевое качество Характеристика волевого качества
Первичные (базовые) волевые качества
Сила воли Степень необходимого волевого усилия для достижения цели
Настойчивость Умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей
Выдержка Умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения
Вторичные волевые качества
Решительность Умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения
Смелость Умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия
Самообладание Умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач
Уверенность Умение доверять себе, не сомневаться в своих силах, способностях, знаниях
Третичные волевые качества
Ответственность Качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований
Дисциплинированность Сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку
Принципиальность Верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении
Обязательность Умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их
инициативность Умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину
Организованность Разумное планирование и упорядочение своего труда
исполнительность Старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей

Виды общения

Основание классификации Виды общения
По отношению между партнерами межличностное
функционально-ролевое
рапортное
деловое
По содержанию материальное
когнитивное
мотивационное
кондиционное
эмоциональное
По степени опосредованности непосредственное
опосредованное
По количеству участников межличностное
лично-групповое
межгрупповое

Таблица 32

Стили общения

Основание классификации Стили общения
По направленности мотивации в процессе общения на себя или на партнера податливый
агрессивный
отрешенный
По критерию субъективной оценки удовлетворения интересов партнеров в ситуации общения доброжелательный
недоверчивый
самокритичный
пессимистический
По способу управления общением авторитарный
демократический
либеральный

Классификация групп

Рис. 51. Классификация групп

Таблица 33

Характеристика групп

Группа Характеристика
Условные объединения людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений, прямых контактов друг с другом
Реальные объединения людей, связанных опр. отношениями, при этом размеры групп не ограничены
Лабораторные объединения людей, временно связанных для выполнения опр. деятельности, они недолговечны
Естественные объединения людей в реальной жизни
Большие состоящие из большого количества людей
Неорганизованные большие объединения, не имеющие опр. структуры, хаотические объединения людей, сплоченных каким-то эмоциональным состоянием или целью
Организованные большие объединения людей не только с общей деятельностью, но и имеющие общие нормы поведения, ценности и традиции, четкую структуру
Малые характеризуются небольшим количеством людей, непосредственным контактом и взаимодействием между всеми участниками группы, относительной структурной простотой
Формальные малые имеют юридический статус и нормативно закрепленную структуру, т.е. лидер группы обычно назначается и имеет фиксированные права и обязанности, как и остальные члены группы
Неформальные малые добровольные объединения людей, связанные общими интересами, симпатиями или деловыми соображениями
Группы членства объединения, в которые реально входит человек, как правило, их бывает несколько (формальных и неформальных)
Референтные сообщества, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном и на нормы, ценности, мнения и оценки которых он ориентируется

Рис. 52. Статусные положения членов группы

Категории дидактики

Категория Характеристика
Преподавание упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний
Учение процесс (сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные
Обучение упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели
Образование система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления
Знания совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение предметом
Умения овладение приемами (способами, действиями) применения усвоенных знаний на практике
Навыки умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства
Образовательная цель то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия
Содержание образования система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения
Организация образования упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации цели
Форма обучения способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания
Метод обучения путь достижения цели и задач обучения
Средство обучения предметная поддержка учебного процесса
Результаты обучения это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели

Основы общей психологии

Психика – сложнейшая функция мозга, заключающаяся в психическом отражении материальной действительности (субъективное отражение объективного мира), в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающим миром.

Особенности психического отражения

Рис. 7. Особенности психического отражения

Этапы развития психики

Рис. 8. Этапы развития психики

Таблица 4

Основные формы проявления психического

Формы проявления Характеристика
Тропизмы изменения направления движения растения под влиянием биологически значимых раздражителей
Такситы врожденные механизмы двигательной активности в сторону благоприятных (положительных) или неблагоприятных (отрицательных) условий среды
Инстинкты закрепленные в генотипе формы поведения животных и психического отражения (животное способно адаптироваться к окружающему благодаря готовым от рождения штампам при реакции на пищевые, защитные, воспроизводительные, миграционные раздражители; инстинкты постоянны)
Навыки автоматизированные действия, приобретенные в результате обучения и повторения, умение решать задачу (это индивидуально приобретенная форма поведения животных; без подкрепления он угасает)
Научение основанный на опыте процесс последовательного изменения поведения или жизненного потенциала животного и человека (нельзя идентифицировать с сознанием человека)

Рис. 9. Функции психики

Сознание – высшая, интегрирующая форма психики человека, возникшая как результат общественно-исторических условий формирования его в трудовой деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми.

Сознание – отношение к миру со знанием его собственных объективных свойств и возможностей.

Таблица 5

Структура сознания

Элементы структуры Характеристика
Познавательные процессы ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь
Различение субъекта и объекта противопоставлеиие себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»: самосознание, самопознание, самооценка и др.
Отношение человека к себе и окружающему миру чувства, эмоции, переживания
Креативная (творческая) составляющая сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее в нем не было, с помощью воображения, мышления, интуиции
Формирование временной картины мира память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего
Формирование целей деятельности исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение

Рис. 10. Основные функции сознания человека

Таблица 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.106 с.)