Правила записи и употребления сокращённых слов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила записи и употребления сокращённых слов



В научном тексте встречаются авторские сокращения и общепринятые сокращения.

Авторские сокращения (аббревиатуры или условные графические сокращения) вводятся авторами работы для сокращённого обозначения часто употребляющегося в работе понятия. При первом упоминании в тексте такие сокращения приводятся в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки. Например: Классификация районов Калининграда и Калининградского областного региона (в дальнейшем – КОР) в целом происходит по основным демографическим показателям.

Здесь важно знать:

- элементы библиографического описания;

- условные разделительные знаки, используемые при описании, последовательность их расположения.

Необходимо уметь:

- делать библиографическое описание:

а) многотомного издания;

б) однотомного издания,

в) книги одного или нескольких авторов;

г) книги под общей редакцией;

д) статьи из журнала;

е) статьи из газеты;

ё) официального документа;

-оформлять библиографические ссылки.

Виды научных текстов. Их характеристика и оформление.

В практике вуза используются самые разнообразные научные тексты – конспекты, которые пишут студенты; монографии, изучение которых нужно для дипломной работы; лекции, созданные преподавателем.

Работая с ними, необходимо помнить, что научные тексты бывают первичными и вторичными. Первичные – это первоисточники, оригиналы. К ним относятся, например научная статья, монография. Научная статья – сочинение, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Монография – научный труд, посвящённый изучению одной темы.

Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.

В научном тексте (первичном и вторичном) выделяют следующие части: заголовок, вводная часть (формулируется цель работы и обосновывается выбор темы исследования, описываются методы исследования). Основная часть членится на главы в соответствии с задачами работы. Каждая новая мысль оформляется в новый абзац. Заключение имеет форму выводов или краткого резюме.

Работа над текстом начинается с введения. Это не просто часть работы, но и документ, характеризующий работу. Оно начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Далее необходимо показать знакомство автора с имеющимися источниками, его способность к критическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками. Отсюда логически вытекает цель заявленной работы.

Следующий этап работы – рассказ о методике исследования проблемы. Формулировка целей и задач исследования должна быть краткой, логически корректной. Если цель может быть одна, то задач должно быть несколько, они представляют собой тактику реализации цели. Часто формулировки задач совпадают с названиями глав и параграфов основной части. Задачи даются в форме перечисления.

Содержание основной части зависит от темы. Названия параграфов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием главы. Общее содержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить её раскрытием. Изложение должно быть аргументированным.

Важную функцию выполняет заключение. Выводы должны соотноситься с поставленными вначале задачами.

Важными элементами являются также библиография и приложения.

В практике вуза студентами широко используется вторичный текст. Он создаётся в результате компрессии (латин. сжатие). Последовательность действий при компрессии такова:

1. Чтение текста и выделение ключевых слов.

2. Написание вторичного текста с использованием речевых клише.

Самый простой вид компрессии –план. Планы бывают вопросные, назывные, тезисные. Вопросный план использует вопросительные слова (Какова роль информации в современном мире?). Назывной план использует назывные предложения (Роль информации в жизни человека). Тезисный план отражает ключевые предложения текста и использует глагольные формы (Роль информации в жизни общества чрезвычайно велика, так как тот, кто владеет информацией, владеет ситуацией).

В практике вуза, а также в профессиональной деятельности требуется умение написать тезисы. Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада. Они могут быть первичными и вторичными.

Каждый тезис отделяется друг от друга красной строкой, нумерацией. Логическое деление подчёркивается рубрикацией. Тезисы носят характер утверждающего суждения или умозаключения.

В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает микротему и составляет, как правило, отдельный абзац. Тезисы раскрывают решение проблем, вопросов, тогда как план их только называет. Как правило, предложения с тезисами строятся с употреблением отглагольных сказуемых, безличных предложений.

Аннотация (латин. заметка) – краткая характеристика содержания (описание) статьи, книги. Она даёт общее представление о статье (о чём идёт речь), а не раскрывает сущность затронутых проблем. В практике вуза аннотация используется при написании дипломного проекта.

Перед текстом даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме (в именительном падеже). Аннотация состоит из 2-х главных частей: в первой даётся библиографическое описание, формулируется тема, во второй перечисляются основные проблемы или положения. В конце может указываться адресат. Используются следующие речевые клише: В книге исследуется (что?); показан (что?); большое место занимает рассмотрение (чего ?); в монографии даётся характеристика (чего?); в книге приведены примеры, иллюстрации; в книге анализируется (что?); главное внимание обращается (на что ?); в работе нашли отражение проблемы; в заключении кратко разбирается (что?); сборник рассчитан (на кого?); статья рекомендуется, предназначена…

Схема аннотации: кто, о чём, из каких частей, как, для кого. Она невелика по объёму и состоит из простых предложений. Её можно увидеть на обратной стороне титульного листа, например, учебников, справочников.

Реферат (лат. доказывать, сообщать) – краткое изложение научной работы или нескольких научных работ, т.е. сообщение о том, какая информация содержится, что излагается. Основные требования к написанию реферата – объективность изложения и выявление нового, существенно важного. Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень её основных положений с приведением аргументации. Такой реферат называется простым информационным. Студенты пишут рефераты на определённые темы, т.е. тематические рефераты. Для их описания привлекаются 3 –5 научных работ. Такой реферат будет обзорным.

Различают рефераты продуктивные и репродуктивные. Продуктивные – реферат-обзор, реферат-доклад – предполагают творческое (критическое) осмысление научной литературы. Репродуктивные – реферат-конспект, реферат-резюме – воспроизводят содержание первичного текста.

Реферат-конспект содержит в обобщённом виде фактический материал, иллюстрации, сведения о методах исследования, о полученных результатах, возможности применения.

Реферат-резюме приводит только основные положения, связанные с темой текста.

Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, даёт сопоставление разных точек зрения.

Реферат-доклад даёт анализ информации первоисточника и объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата выделяют три главных компонента:

1. Вводная часть – библиографическое описание.

2. Собственно текст, состоящий из вступления, основной части и заключения.

3. Выводы, справочный аппарат.

Критерии оценки реферата: соответствие содержания теме, глубина проработки материала, правильность и полнота использования источников, использование речевых клише.

Конспектирование текста – это вид аналитико-синтетической переработки текстовой информации, цель которой – отбор наиболее ценной информации первоисточника, её систематизация, обобщение, переформулировка и письменная фиксация.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.008 с.)