Формирование навыков социального взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование навыков социального взаимодействия



Продолжаем формировать у детей навыки культурного поведения: без напоминания здороваться и прощаться со взрослыми и детьми, используя различные этикетные формы (здравствуйте, доброе утро, добрай раніцы, до свидания, добры вечар, привет, пока). Учим детей при общении смотреть в глаза собеседника, эмоционально реагировать на его высказывания.

Приучаем детей разговаривать спокойно, без крика. На занятиях и в повседневной жизни учим внимательно выслушивать взрослых, детей; выполнять их просьбу, поручение. Продолжаем учить детей вежливо обращаться со своей просьбой, при необходимости предлагать свою помощь, благодарить за оказанную услугу, используя слова: дайте, помогите, пожалуйста, спасибо и др.

Формируем умение культурно решать проблемные ситуации: справедливо разрешать споры, разногласия, отвечать за свои поступки, признавать свою ошибку, не перекладывать вину на других, в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым. Побуждаем детей искренне выражать свои чувства, уметь сказать правду, признавать свою вину.

Учим детей сдерживать проявления чувства злости, гнева, страха в социально приемлемой форме (не кричать, не бить, не толкать другого, не вырывать игрушку). Продолжаем учить детей устанавливать связь между эмоциональным состоянием людей и определенной жизненной ситуацией (ребята помогли другу – всем радостно, мальчик толкнул девочку – нам стыдно и обидно).

Учим детей с уважением относиться к работе и отдыху взрослых, заботится о младших (играть с ними, помогать при одевании, раздевании). Закрепляем умение детей придерживаться установленных правил культурного поведения в общественных местах; вести себя сдержанно, не требовать к себе излишнего внимания, разговаривать спокойно, поддерживать порядок, чистоту.

 

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Хозяйственно-бытовой труд. Воспитываем бережное отношение к результатам человеческого труда (предметам быта, одежде, обуви, игрушкам). Приучаем детей постоянно поддерживать порядок вокруг себя, в игровом уголке. Побуждаем стремление детей к уборке группы: предлагаем протирать влажной тряпкой мебель, игрушки, строительный материал, стирать кукольное белье, помогать развешивать полотенца.

Продолжаем учить детей дежурить: по столовой - надевать передник, накрывать на стол, расставлять посуду и столовые приборы в соответствии с количеством детей в группе, первому заканчивать еду, собирать посуду после завтрака, обеда, ужина; по занятиям - раскладывать на столы раздаточный материал, убирать его после занятий, класть на место, протирать столы тряпкой после занятий по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.

Привлекаем детей к приготовлению простых блюд: салатов, винегретов, бутербродов. Знакомим детей с блюдами, которые готовятся во время проведения календарно-обрядовых праздников: блины на Масленицу, сочельник на Святки, фигурки птиц из теста к празднику "Гуканне вясны".

Труд в природе. Приучаем детей дежурить в уголке природы: определять влажность почвы и необходимость полива, поливать комнатные растения, рыхлить почву, принимать участие в пересадке растений. В процессе ухода за обитателями живого уголка побуждаем детей выбирать корм, кормить животных, птиц, рыб помогать чистить аквариум, клетки для птиц. Закрепляем названия комнатных растений, обитателей уголка, оборудования и инвентаря.

Привлекаем детей к сезонной работе на территории детского сада: осенью помогать взрослым снимать урожай с грядок, собирать семена, убирать участок (сгребать листья, сметать их его в кучу); зимой подметать снег на дорожках; весной принимать участие в посеве семян, посадке лука, наблюдать за всходами; летом в огороде и цветнике рыхлить почву, пропалывать, поливать растения.

Ручной труд. Воспитываем интерес детей к изготовлению разных предметов из бумаги, природного и бросового материала (скорлупа яиц, орехов, бумажная упаковка и т.д.). Знакомим детей с приемами работы с бумагой, картонам, природным материалом, тканью.

Приучаем детей использовать умения и навыки, полученные на занятиях по конструированию: изготавливать предметы из бумаги (посредством складывания, склеивания), картона и другого материала (тематика - животные, игрушечная мебель, коробочки, шапочки), подарки и сувениры для маленьких (закладки для книг, записные книжки). В процессе работы закрепляем знания о качествах материалов. Формируем умение распределять работу по этапам, подбирать необходимый материал. Продолжаем формировать культуру работы (умение организовать свое рабочее место, аккуратность, умение пользоваться инструментами, поддерживать порядок на рабочем места).

Достижения к концу года: дети добросовестно выполняют обязанности дежурных по столовой, занятиям; аккуратно выполняют хозяйственно-бытовые поручения, несложные виды труда в уголке природы, пользуются необходимым инвентарем; стараются доводить начатое дело до конца, понимают значимость выполняемой работы. В случае затруднений обращаются за помощью к взрослым.

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

Сведения о человеке.

Закрепляем необходимые сведения о себе (фамилия, имя, отчество, возраст), родителях (фамилия, имя, отчество, место работы), братьях, сестрах, бабушках, дедушках, их именах, родственных отношениях друг с другом. Учим детей различать понятия "фамилия - имя - отчество". Закрепляем представления детей о строении тела человека, о стадиях человеческого роста (младенец, дошкольник, школьник).

Уточняем знания детей о членах семьи, заботливых и доброжелательных отношениях членов семьи друг к другу. Учим детей рассказывать о праздниках в семье, семейных событиях, времяпрепровождении в выходные дни (прогулки в парк, поход в театр, гости, покупка продуктов).

Учим детей называть домашний адрес. Обращаем внимание детей на разные виды социальных отношений, учим передавать их в ролевых и социальных играх. Уточняем знание своего адреса, телефона.

 

Одежда и обувь

Продолжаем учить детей различать одежду и обувь в зависимости от поры года, назначения, материала, из которого они изготовлены. Закрепляем название частей одежды и обуви. Учим составлять описание своей одежды, обуви по опорной схеме. Формируем у детей бережное отношение к одежде и обуви.

 

Посуда

Продолжаем знакомство детей с предметами посуды, их функциональным назначением, формируя представления о кухонной, столовой посуде, предметах чайного, кофейного сервиза. Учим показывать части посуды, определять их расположение относительно друг друга. Знакомим с посудой для хранения пищевых продуктов (хлебница, масленка). Продолжаем знакомство детей с материалами, из которых изготавливается посуда (металл, дерево, глина, стекло, пластмасса). Формируем навыки осторожного обращения с горячей посудой, закрепляем способы ухода за посудой. Воспитываем у детей бережное отношение к посуде. Организуем экскурсию в магазин, в котором продается посуда.

Мебель

Продолжаем формировать преставления детей о предметах мебели, ее назначении (для спальни, столовой), материалах, из которого изготовлена, способах ухода. Учим рассказывать о мебели, ее расстановке (в квартире, в группе). Знакомим детей с процессом изготовления мебели, профессиями людей. Организуем наблюдения за ремонтом мебели в детском саду, рассматривание картин «В мебельной мастерской», «На мебельной фабрике». Воспитываем бережное отношение к предметам мебели.

Бытовые приборы

Формируем представления детей о бытовой технике, знакомим с ее названиями, свойствами, назначением (утюг, пылесос, телевизор, компьютер, магнитофон, телефон). Знакомим с правилами безопасности при пользовании бытовой техникой. Развиваем интерес к предметам быта, которые созданы человеком для улучшения условий жизни и деятельности.

 

Профессии людей

Расширяем представления детей о профессиях парикмахера, почтальона, медсестры и др., характере их деятельности, инструментах, результатах их труда. Соотносим знания о новых профессиях с родом занятий своих родителей и ближних родственников.

 

Профессии.

Продолжаем знакомить детей с хозяйственной деятельностью людей, профессиями и инструментами. Формируем представление о содержании работы людей по созданию предметов быта, одежды, обуви, посуды (место работы, название профессии, инструменты, трудовые действия и их последовательность, результат труда и его значение); о добросовестных отношениях взрослых к своей работы и качеству выпускаемых изделий.

Формируем представление детей о профессиях строителей (каменщики, маляры, штукатуры, плотники). Обогащаем представления детей о разнообразных заведениях, жилых домах, школах, детских садах. Подводим детей к понимания взаимосвязи работы строителей, о роли машин и механизмов (экскаватор, самосвал, подъемный кран) в облегчении и ускорении работы строителей, улучшении качества строительного объекта.

Формируем представления о взаимосвязи села и города (село поставляет городу сырье и продукты питания, город селу - машины). Закрепляем названия основных сельскохозяйственных профессий (хлеборобы, животноводы, овощеводы).

Обогащаем знания детей о работе людей по управлению транспортам, действиях работников транспорта, их обязанностях (кто управляет транспортам, обслуживает пассажиров в пути, ремонтирует, обеспечивает безопасность движения).

Формируем представления детей о некоторых заведениях культурно-бытового обслуживания населения (ателье, почта, больница, аптека, библиотека), о их назначении, о профессиях людей, которые работают в данных заведениях.

Воспитываем у детей бережное отношение к хлебу, другим продуктам питания, к материалам, инструментам и предметам труда людей (одежды, обуви, посуды, мебели), уважение к работе людей, которые создали эти предметы.

 

Материалы и инструменты

Продолжаем работу по формированию представлений о новых материалах и инструментах: бумага разной толщины (для чего используется), ткани, разные по качеству (шелк, шерсть, ситец), металл (тонкий, толстый, сгибается, не сгибается), стекло (толстое, тонкое, бьется, прозрачное, непрозрачное, бесцветное, цветное), пластмасса, нитки, тесьма, лента (тонкие, толстые, сильные, некрепкие, рвутся, не рвутся, шерстяные, шелковые, хлопковые), опилки (из чего получаются), воск (твердый, мягкий, плавится). Упражняем детей в нахождения среди окружающих предметов тех, которые сделаны из знакомых материалов. Рассматриваем инструменты (кисточка, щетка, метелка, пила, отвертка, ручка, вязальные крючки, совок, лопата, грабли), определяем способы их использования, материал, из которого они сделаны. Учим детей называть материалы, инструменты, рабочие действия.

Улица

Продолжаем работу по формированию представлений об улицах города. Знакомим детей с новыми объектами (кинотеатр, цирк, аптека, поликлиника, мастерская, завод, фабрика, вокзал, магазин, площадь, бульвар, парк и др.), учим ориентироваться в городе по условным обозначениям.

 

Транспорт

Расширяем представления детей о пассажирском и грузовом транспорте, о транспорте специального назначения. Сообщаем детям новые сведения о способах передвижения (транспорт наземный, воздушный и водный), о профессиях людей, которые работают на этих видах транспорта (капитан, пилот, шофер, водитель троллейбуса, автобуса). Учим детей группировать, сравнивать виды транспорта по способу передвижения (наземный, водный, воздушный), по назначению (пассажирский, грузовой, специальный). Учим устанавливать зависимость строения транспортных средств от способа передвижения, назначения и характера груза.

Знакомим с правилами поведения в общественном транспорте. В повседневной жизни проводим наблюдения за деятельностью людей, которые управляют транспортом, обслуживают пассажиров. Обращаем внимание детей на движение транспорта в разных направлениях вдоль дороги, на пешеходные дорожки и переходы через дорогу.

 

Неживая природа

Продолжаем учить детей отличать и описывать состояние погоды: холодно, прохладно, тепло, горячо, солнечно, пасмурно, дует ветер (сильный, слабый, теплый, холодный), идет дождь (мелкий, сильный, ливень), идет снег (комками, мокрый, вьюга, морозный, метель), идет град. Учим обращать внимание детей на некоторые специфические свойства одинаковых явлений в разную пору года: дождь летом теплый, осенью - холодный; вода в лужах летом, весной теплая, осенью - холодная. Уточняем свойства песка, земли, глины в разные поры года.

Продолжаем знакомить детей со свойствами воды (прозрачность). Формируем умение устанавливать элементарные зависимости: когда холодно, вода высыхает медленно, когда тепло - высыхает быстро; при нагревании вода становится теплой, горячей, закипает, превращается в пар; при охлаждении из пара образовывается вода; при морозе вода замерзает, превращается в кусок льда. Помогаем детям усвоить свойства предметов (одни предметы плавают в воде, вторые - тонут).

Знакомим детей с явлениями похолодания, потепления, заморозков, оттепели.

 

Времена года. Формируем конкретные знания о сезонных явлениях в природе. Осенью: похолодание, частые дожди, ветры, листопад, увядание трави, в садах и огородах сбор овощей и фруктов, исчезновение бабочек, жуков, комаров, птиц. Зимой: мороз, снегопад, снег падает снежинками или комками, покрывает землю, водоемы покрытый льдом, лед скользкий, деревья и кусты - без листвы, на сосне, ели - зеленые иглы, нет бабочек, жуков, мало птиц. Весной: теплеет, птиц становится больше, они строят гнезда, выводят птенцов; в огороде сажают овощи, на клумбах - цветы. Летом: тепло, солнечно, идут дожди, много травы, цветов, поспевают ягоды, некоторые овощи, много бабочек, жуков, стрекоз, птиц; на лугах пасутся коровы, лошади, козы, овцы, люди косят траву, заготавливают сено.

При формировании представлений о смене времени года акцентируем внимание детей на проявлении разных признаков в начале сезона, в середине и в конце. Проводим наблюдения за одеждой людей и их работой в разную погоду и в разную пору года.

 

Живая природа

Продолжаем формировать и уточнять представления детей о домашних и диких животных: их внешнем виде, характерных звуках, движениях, питании, местах обитания, приспособленности к условиям жизни, пользе, какую они приносят. Последовательно знакомим детей с представителями четырех классов животного мира: млекопитающими, земноводными, пресмыкающимися, насекомых. Учим детей сравнивать и находить различия в строении тела животных, образе жизни, пользе, которую они приносят. Учим детей находить общие признаки, видеть своеобразия в похожем.

Учим детей распознавать зимующих и перелетных птиц (3-4 вида) по величине, окраске, характерных звуках. Формируем представление о заботливом отношении к птицам, помощи им в зимний период.

Учим различать и называть насекомых (бабочек, жуков, комаров).

 

Деревья, цветы, ягоды.

Продолжаем учить распознавать растения ближайшего окружения: различать 3-4 дерева по форме листьев, коре. Учим сравнивать хвойные и лиственные деревья.

Продолжаем учить детей различать деревья и кусты, кусты – травы; называть 2-3 вида кустов (трав). Учим наблюдать за ростом растений в саду, в парке. Формируем представления о особенностях цветов, овощей (подготовка почвы, высадка рассады, рост всходов, цветение, плодоношение, сбор семени, урожай).

 

Уголок природы

Учим детей различать 4-5 видов домашних растений по форме, окраске листьев, цветов, запоминать их названия. Учим выращивать в помещении лук и другие овощи, наблюдать за их ростом. Формируем представления о тем, что растениям для роста необходимы вода, свет, воздух. Ведем наблюдения за ветками, которые распускаются в помещении ранней весной (появление почек, маленьких листьев, их рост). Учим детей устанавливать причинно-следственные связи.

Ведем наблюдения за жизнью рыб и других обителей живого уголка, акцентируем внимание на создании необходимых условий для их жизни.

Вместе с детьми ведем альбом наблюдений за растительным, животным миром, неживой природой (делаем зарисовки, составляем рассказы описательного и сюжетного характера, записываем стихотворения, загадки, пословицы).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.026 с.)