Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект лекцій з модулю соціології

Поиск

Предметом социологии выступает совокупность теоре­тических понятий, при помощи которых ученый описы­вает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.

Среди основных понятий мы выделим два главных, ко­торые назовем первокирпичиками, — это статус и роль. Первое дает статическое изображение предмета социоло­гии, а второе — динамическое. Статусом называется пози­ция (положение) человека в группе или обществе.

Быть лидером или аутсайдером в малой группе, напри­мер, в компании друзей, означает иметь неформальный, или личный, статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, республиканцем, бизнесменом значит иметь формальный, или социальный, статус. Ины­ми словами, занимать определенное место в системе об­щественного разделения труда. У одного человека может быть множество статусов.

Любой статус состоит из ролей, а те — из совокупнос­ти прав и обязанностей, которые по традиции общество скрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т.е. выполнять различные роли. Права и обязанностей определены социальными нормами. У каждой роли — свой круг прав и обязаннос­тей, которые определены либо законом, либо обычаем.

Рассмотрим, например, статус мужа. У него определенный набор ролей, в частности сексуальный партнер, социальный партнер, организатор семейного быта и досуга, специа­лист по ремонту домашней утвари и квартиры и т.п. У каждой роли опять же свой круг прав и обязанностей, которые определены соответствующими нормами пове­дения. И так буквально с каждым социальным статусом. Нормы могут определять каждую роль по отдельности либо их совокупность в целом, т.е. статус.

Вывод: статус — ниша или место в социаль­ной структуре общества (группы). Он включает несколь­ко ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязан­ностей, которые определяются социальными нормами. В результате статус указывает на место, а роль — на способ поведения.

Модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами, на­зывается ролью. Ее еще называют динамической харак­теристикой статуса.

Представим на минуту такую абстрактную ситуацию: все существующие в обществе статусы (а их десятки ты­сяч) мы оставили пустыми, наподобие незаполненных медом ячеек улья. Людей нет, есть только пустые статусы: одно название — один статус. Так вот, оказывается, что совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми, стату­сов образует социальную структуру общества. Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каж­дую ячейку, то получим большие социальные группы людей, совокупность которых дает социальный состав населения. Его изуча­ет статистика.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охот­ник, собиратель, ребенок, взрослый, старик... В принципе их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 000, семейно брачно-родственных отношений более 200 (деверь, сноха, кузина...), многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа — нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами.

Итак, первокирпичики предмета социо­логии — статусы и роли. Первые дают статическую, а вторые — динамическую картину общества. Совокупность незаполненных статусов дает социальную структуру об­щества. Ее мы уподобили пчелиным сотам в улье: множе­ство пустых ячеек плотно подогнаны друг к другу. Соци­альные соты скреплены особо прочным фундаментом — социальными функциями.

Это тоже очень простое понятие. В чем состоит функция учителя? Передавать свои знания, оценивать успехи, сле­дить за дисциплиной. Ко­нечно, это знакомые нам права и обязанности. Они относи­тельны. Почему? Статус учителя относителен статуса учени­ка, но не родителя, офицера, русского и т.д. Относительность означает функциональную взаимосвязь статусов. Вот почему социальная структура не просто сово­купность, а функциональная взаимосвязь статусов. Слово "относительность" связано не только с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определенные отношения с учеником, а тот — с учите­лем, родителями, ровесниками, продавцом, таксистом и т.д.

Социальные статусы связаны социальными отношениями, личные статусы связа­ны межличностными отношениями. Общество окутано ог­ромной сетью социальных отношений, под ней, этажом ниже, расположена другая сеть — межличностных отношений.

Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное — социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. Личные отношения у них замечательные. Но если второй плохо справляется со своей профессиональной ролью, не соответствует статусу, его уволят. Начальник и подчинен­ный — социальные роли.

Вывод: статусы связаны между собой социальны­ми функциями, которые проявляются через социальные отношения. Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодей­ствия кристаллизуются в социальные отношения.

Поскольку общество понимают в двух значениях- уз­ком и широком, то неизбежен переход от отдельно взято­го общества, рассматриваемого в единстве его территори­альных границ (страна) и политического устройства (го­сударство), к мировому сообществу, или мировой систе­ме, подразумевающей все человечество как сущностное целое. Понятия "гражданское общество", "цивилизация", "историческая динамика неравенства и бедности" тесно связаны с обоими значениями общества. Поэтому вначале мы рассмотрим весь спектр макросоциологических поня­тий: общество, страна, государство, цивилизация, миро­вая система, а также их разновидности и динамику.

Гражданское общество

Как и все социологические категории, наполненные богатым внутренним содержанием, понятие "гражданс­кое общество" не удается втиснуть в жесткие рамки точ­ного определения. Оно многозначно. Выделим два главных определения — гражданское общество как отражение ре­альности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общество как лозунг или идеал, к установ­лению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей.

В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Это очень просто. Вычтем из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов только те, что относятся к политической сфере. Оставшаяся часть, а это очень много, называется в социологии гражданским обще­ством. Оно включает семейные, кровнородственные, межна­циональные, религиозные, экономические, культурные от­ношения, отношения различных классов и слоев, демогра­фический состав общества, формы общения, людей и т.д., иными словами, все то, что неподконтрольно государству.

Нетрудно увидеть, что гражданское общество в действитель­ности описывает предмет социологии.

Однако у понятия "гражданское общество" есть второе значение, и оно существенно отличается от первого. В каче­стве социологической категории "гражданское общество" кон­статирует, что есть реальность, описываемая ею: совокуп­ность неполитических отношений. Но в качестве идеологи­ческого понятия "гражданское общество" указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены взоры прогрессивно мыслящих людей. Речь идет о некоем идеале или лозунге. И как идеал "гражданское общество" олицетво­ряет собой идеальное общество — общество свободных, су­веренных личностей, наделенных самыми широкими граж­данскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мыс­ли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные по­требности, создающих любые организации и партии, наце­ленные на защиту интересов этих личностей. В экономичес­ком плане идеал означает многообразие форм собственнос­ти, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном — идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свобо­ду вероисповедания.

Типология обществ

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, су­ществовавших прежде и существующих сейчас, социоло­ги разделяют на определенные типы. Несколько типов обще­ства, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.

Если в качестве главного признака выбирается письмен­ность, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умею­щие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владе­ющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность воз­никла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племе­на, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Ара­вийской пустыне, не знакомы с ней. Не знающие письмен­ности народы называют доцивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса — простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В про­стых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обще­ствах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убы­вания доходов. Здесь не просто появляются руководители и подчиненные, но они составляют противоположные страты — господствующую и зависимую. Возникшее когда-то сти­хийно социальное неравенство теперь закрепляется юриди­чески, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение самого мощ­ного института — государства. А произошло это примерно б тыс. лет назад. Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, они относятся к догосударственным образованиям. Таким образом, исторический возраст простых обществ в 4-5 раз превышает возраст сложных.

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования. Самый древний — охота и собира­тельство. Первобытное общество состояло из локальных род­ственных групп (триб). По времени оно было самым продол­жительным — существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом или периодом человеческого ста­да. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и ого­родничество. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты по­степенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем просто убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земле­делие. Небольшие огороды со временем уступили место об­ширным полям, примитивные деревянные мотыги - дере­вянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, горо­дов, классов, письменности — необходимых признаков ци­вилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого образа жизни к оседлому.

Земледельческую, или аграрную, цивилизацию, 300 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное обще­ство. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем, в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции — признаки постиндустриального общества.

В середине XIX века К. Маркс предложил свою типоло­гию обществ. Общества, различающиеся языком, культу­рой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признака­ми — способом производства и формой собственности, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно этому критерию, человечество последовательно про­шло четыре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятая - коммуни­стическая должна была наступить в будущем.

Современная социология использует все типологии, объе­диняя их в некоторую синтетическую модель. Ее автором считают американского социолога Д. Белла. Он под­разделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна ста­дия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные ин­ституты, политический режим, культура, образ жизни, чис­ленность населения, социальная структура общества.

Переход от индустриального к постиндустриальному об­ществу сопровождается превращением товаропроизводящей массы экономики в обслуживающую, что означает превос­ходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место про­фессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания.

Итак, развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, инду­стриальную, постиндустриальную. Переход от первобыт­ной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному — промышленной революцией.

Модернизация

Вот уже полстолетия в мировой социологии лидирующие позиции занимает концепция, которая получила название теории модернизации. Она опирается на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком бы регионе они ни располагались, вовлечены в единый, все поглощающий, уни­версальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации. Прогресс науки и техники ведет к всемирному процветанию и решению всех социальных про­блем. В этом потоке культурное своеобразие каждой страны как бы отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет — система общечеловеческих ценностей.

Термин "модернизация" относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу — со­временному. В переводе с английского "модернизация" озна­чает "осовременивание". Поскольку современный период че­ловеческой истории датируют с момента зарождения, а за­тем и расцвета капитализма, суть модернизации связывают с всемирным распространением по земному шару ценнос­тей и достижений именно этой формации. Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урбанизации, индуст­риализации. Лидеры модернизации — США и Западная Ев­ропа - целиком и полностью приобщились к ним и доби­лись потрясающих экономических результатов. Но ничто не мешает отставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Латинской Америки догнать этих лидеров, используя за­падные технологии, капиталовложения и опыт, как это сде­лала Япония. Так рассуждают авторы теории модернизации.

Она призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов. Модернизация указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая эко­номическая система капитализма.

Различают два вида модернизации.

Органическая модернизация является моментом собствен­ного развития страны и подготовлена всем ходом предше­ствующей эволюции. Пример: переход Англии от феодализ­ма к капитализму, окончательно утвердившийся в результа­те промышленной революции XVIII века, и преобразование американского производства в результате внедрения мето­дов поточного производства (фордизма) в первой четверти XX века. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капита­лизм возник как естественное следствие изменений в укла­де жизни, традициях, мировоззрении и ориентация людей.

Неорганическая модернизация являет собой ответ на вне­шний вызов со стороны более развитых стран. Она представ­ляет собой способ "догоняющего" развития, предпринимае­мый правительством с целью преодолеть историческую от­сталость и избежать иностранной зависимости. Наша страна, в том числе и вследствие татаро-монгольского наше­ствия, была отброшена в своем развитии на несколько сто­летий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века, пе­рестройка 1985 г. и экономические реформы уже независимой Украины.

Неорганическая модернизация совершается путем закуп­ки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии (нередко методом экономического шпио­нажа), приглашения специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в со­циальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конститу­ция страны перестраивается под зарубежные аналоги.

Неорганическая модернизация начинается не с культу­ры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет "снизу", а неорганическая — "сверху". Принципы модернизации не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной со­циальной поддержки.

Итак, модернизация имеет две раз­новидности — органическую и неорганическую. Первая пред­полагает, что страна развивается по капиталистическому пути на собственной основе, а вторая — что страна догоняет более развитые страны и заимствует у них передовые технологии.

 

П родолжающийся всю жизнь процесс обу­чения называют социализацией. Ее результат - социально зрелая личность. А какая же личность без культуры? Культура в социологии понимается как совокупность тра­диций, обычаев, социальных норм, правил, регулирую­щих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализацию. А "надзирает" за тем, правильно или неправильно про­ходит социализация, особый механизм, который пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов — социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознагражде­ний и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

Социальный контроль — механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции.

Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается беспорядок, или аномия. А когда отдельный человек от­клоняется от норм либо их нарушает, его поведение на­зывают девиантным.

Когда мы заполняем пустые ячейки-статусы людьми, то в каждой ячейке обнаруживаем по большой социальной группе: все пенсионеры, все русские, все учителя и т.д. Таким образом, за статусами стоят социальные группы. Совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными катего­риями) называется социальным составом населения. Им занимаются не только социологи, но и статистики.

У каждого человека есть потребности, без удовлетво­рения которых он не может обойтись: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаменталь­ные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т.е. присущи всему на­селению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институ­тами.

Семья, производство, религия, образование, государ­ство — фундаментальные институты человеческого обще­ства, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетель­ству антропологов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моно­гамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная се­мья, неполная семья и т.д. Государству 5-6 тыс. лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст.

Социальный институт — очень сложное учреждение и, са­мое главное, реально существующее. Ведь социальную струк­туру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией — семьи, религии, образования, государства или производства, и представить их как один из институтов — тоже непросто. И все же социальный институт реален.

Во-первых, в каждый данный момент времени один ин­ститут представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различ­ных курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образова­ния. Во-вторых, основные или общие институты, в свою оче­редь, состоят из множества неосновных, или частных, ин­ститутов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, ин­ститут парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т.д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, семьей, образованием.

Совокупность социальных институтов называется соци­альной системой общества. Однако к ней относятся не только социальные институты, но и социальные организации, и социальное взаимодействие, и социальные роли. Одним сло­вом, то, что движется, работает, действует.

Вывод: статусы, роли, социальный контроль су­ществуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения выступают соци­альные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образова­ние и религия) и неосновные (их гораздо больше), назы­ваемые еще социальными практиками.

Вот мы и получили целостную картину общества, опи­санную при помощи социологических понятий. У этой кар­тины две стороны — статическая, описываемая структурой, и динамическая, описываемая системой. А исходные кирпи­чики здания — статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает, пожалуй, еще двух важных понятий — социальной стратификации и социальной мо­бильности.

Социальная стратификация — совокупность больших со­циальных групп, расположенных иерархически по крите­рию социального неравенства и называемых стратами.

Это иная версия социальной структуры. Статусы здесь рас­положены не горизонтально, а вертикально. Только на вер­тикальной оси они могут соединяться в новые группы — страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по признаку неравенства. Бедные, зажиточные, бо­гатые — общая модель стратификации. Чтобы от общего пе­рейти к частному, вертикальное пространство мы разделим на четыре "линейки": шкалу доходов, шкалу образования, шкалу власти, шкалу профессионального престижа. Место любого статуса легко найти на этих шка­лах и тем самым определить общее место в системе страти­фикации.

Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в трактористы) описывается понятием социальной мобильности, которая бывает вертикальной и горизонталь­ной, восходящей и нисходящей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.234.146 (0.015 с.)