Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 6. Порядок перкуссии сердца.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Вначале определяют правую, затем - левую и верхнюю границы относительной тупости сердца. 2. Потом определяют правую, левую и верхнюю границы абсолютной тупости сердца. 3. Определяют ширину сосудистого пучка, правого и левого радиуса поперечника сердца. 4.Затем определяют границы правого и левого сердечно-сосудистого контура. 5.Определяясь с характером «талии» сердца, дают определение конфигурации сердца. Вопрос 7. Методика определения границ ОТС. 1. Прав а я граница относительной тупости сердца Вначале находят уровень стояния диафрагмы справа (верхнюю границу печеночной тупости) по срединно-ключичной линии, перемещая палец-плессиметр от третьего межреберья по межреберъям вниз. Если уровень стояния диафрагмы находится на 5-м или 6-м ребре, то правая граница относительной тупости определяется в 4-м межреберье. При высоком стоянии диафрагмы (4-е ребро) правая граница относительной тупости перкутируется в 3-м межреберье. Для определения места правой границы относительной тупости в выбранном межреберье (четвертое или третье) по срединно-ключичной линии параллельно ожидаемой границы (вертикально) располагают палец-плессиметр. Затем его перемещают к сердцу до появления притупленною звука. Отметку границы производят по краю пальца, обращенного в сторону легких и определяют расстояние от правого края грудины до отметки. В норме оно составляет 1- 1,5 см. Правая граница относительной тупости сердца образована правым предсердием.
2. Левая граница относительной тупости сер дца Вначале определяется место верхушечного толчка. Левую границу перкутируют в том межреберье, в котором располагается толчек. При отсутствии верхушечного толчка перкуссию проводят в пятом межреберье, начиная от левой передней подмышечной линии. При наличии верхушечного толчка перкуссию начинают, отступая от него кнаружи на 2 см. Палец-плессиметр располагается параллельно ожидаемой границе (вертикально), прикасаясь боковой поверхностью к грудной клетке, палец-молоточек наносит удары в сагитальном направлении. Перкутируют до появления притуплённого звука. Отметка границы осуществляется по наружному краю пальца-плессиметра В норме гpaница проходит в пятом межреберье на 1-1,5 см кнутри от срединно-ключичной линии. Она образована левым желудочком. 3. Верхняя граница относительной тупости сердца Палец-плессиметр располагают горизонтально на уровне левой парастернальной линии в правом межреберье. При перкуссии палец-плессиметр перемещают вниз по ребрам и межреберьям (сплошная перкуссия - шаг на ширину пальца-плессиметра) до возникновения притушенного звука. Отметку делают по верхнему краю пальца-плессиметра. В норме верхняя граница относительной тупости находится по нижнему краю третьего ребра. Она образуется левым предсердием, его ушком, прилежащим к грудной клепке. Нормальные границы относительной тупости сердца изображены па рис.2. Вопрос 8. Методика определения границ АТС. 1. Правая граница абсолютной тупости сердца Ее определяют в том же межреберье, что и правую границу относительной тупости сердца. Изначально палец-плессиметр стоит вертикально кнаружи от места относительной тупости. После получения притупленного перкуторного звука при выстукивании надо производить как можно более тихие удары Лучше всего пользоваться пороговой перкуссией; над областью абсолютной тупости сердца при выстукиванию по этому методу никакого звука не должно быть. Такая перкуссия требует абсолютной тишины в помещении. При получении тупого звука или полном исчезновении звука отмечается место границы абсолютной тупости по правому краю пальца-плессиметра. Вариант нормы правой границы абсолютной тупости сердца - левый край грудины в четвертом межреберье. Образуется она правым желудочком. 2. Левая граница абсолютной тупости сердца Эта граница методологически определяется так же, как и правая граница абсолютной тупости в межреберье, где найдена левая граница относительном тупости. Отметка проводится по левому краю пальца-плессиметра в месте, где появляется тупой перкуторный звук. В норме находится на 1-1,5 см кнутри от левой границы относительной тупости сердца. Она образуется правым желудочком. 3. Верхняя граница абсолютной тупости сердца При определении границы палец-плессиметр смещается вниз параллельно ребрам сплошной перкуссией от первого межреберья по левой парастернальной линии до появления притуплённого звука. Затем снижается сила перкуторного удара и в месте тупого:звука делается отметка по верхнему краю пальца-плессиметра. В норме находится на уровне четвертого ребра. Образована правым желудочком. Нормальные границы абсолютной тупости сердца изображены на рис.2.
Рис. 2. Нормальные границы относительной и абсолютной тупости сердца. ●- точки границ относительной тугости, ▲ - точки границ абсолютной тупости. Вопрос 9. Методика определения ширины сосудистого пучка. Выстукивание проводят по второму межреберью тихой перкуссией. Палец- плессиметр ставят параллельно грудине по срединно-ключичной линии справа и слева. Палец-плессиметр смещается всторону грудины до притуплённого звука. Отметка делается по наружному краю пальца. В норме отметки находятся по грудинным линиям или на 0,5 см кнаружи от них. Расстояние между метками - ширина сосудистого лучка, в норме составляет 4-6 см. Он образован справа - аортой, слева - легочной артерией.
Вопрос 10. Методика определения правого и левого радиуса поперечника сердца. Поперечник сердца - это сумма перпендикуляров, опущенных на переднюю срединную линию тела из максимально удаленных по правому и. левому контурам сердца. В норме у мужчин расстояние от наиболее удаленной точки правой границы относительной тупости сердца до середины грудины (mediana right) составляет 3-4 см, а расстояние от левой границы относительной тупости сердца до середины грудины (mediana left) - 8 -9см. Сумма их (поперечник сердца) составляет 11-13 см. У женщин на 0,5 - 1,0 см -меньше. 4.5. УИРС (задание для обязательного письменного ответа в тетради, как итог самостоятельной работы студента. 1. Основные правила перкуссии (перечислить). 2. Зарисовать проекцию органов грудной клетки на ее переднюю поверхность. 3. Нормальные ориентиры правой, левой и верхней границ ОТС и АТС.
4.6. Тестовые вопросы для самоконтроля подготовки к занятию 1. Кто ввел перкуссию в практику обследования при заболеваниях внутренних органов. 1) Л.Ауенбругер; 2) Авицена; 3) С.П. Боткин; 4) Р. Лаенек.
2. При определении границ ОТС используется перкуссия: 1)средней силы; 2) тихая; 3) громкая; 4) тишайшая. 3. При определении границ АТС используется перкуссия: 1)средней силы; 2) тихая; 3) громкая; 4) тишайшая. 4. Правая граница ОТС определяется размером: 1) левого предсердия; 2) правого предсердия; 3) левого желудочка; 4) аорты. 5. Левая граница ОТС определяется размером: 1) левого предсердия; 2) правого предсердия; 3) левого желудочка; 4) аорты. 6. Верхняя граница ОТС определяется размером: 1) левого предсердия; 2) правого предсердия; 3) левого желудочка; 4) правого желудочка. 7. В норме границы АТС образованы: 1) левым предсердием; 2) правым желудочком; 3) левым желудочком; 4) правым предсердием. 8. В норме правая граница ОТС находится:: 1) в 4 м/р на 1-1,5см кнаруже от грулины; 2) в 4 м/р на 2-2,5см кнаруже от грулины; 3) в 3 м/р на 1-1,5см кнаруже от грулины; 4) в 4 м/р по левому краю грулины. 9. В норме левая граница ОТС находится: 1) в 5 м/р на 1-1,5 см кнутри от срединно-ключичной линии; 2) в 5 м/р по левой передней подмышечной линии; 3) в 5 м/р по срединно-ключичной линии;. 4) в 5 м/р по левой парастернальной линии.; 10. В норме верхняя граница ОТС находится: 1) во 2 м/р по левой парастернальной линии; 2) на нижнем крае 3 ребра по левой парастернальной области; 3) на верхнем крае 3 ребра по левой парастернальной области;
Ответы. 1)1.;2)2;3)4;4)2;5)3;6)1;7)2;8)1;9)1;10)2.
4.7. Рекомендованная литература: обязательная, дополнительная, блок информации разработанной на кафедре Основная литература: 1.Лекционный материал. 2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с. Дополнительная литература: 1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с. 2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с. 3. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с. 4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с. 5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) “Лечебное дело”. В 2-х частях. Москва. 2006. 6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с. 7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.
5 Работа на занятии: 5.1. План занятий -Организационные вопросы – 2 мин. -Проверка исходного уровня знаний – 10 мин. - Коррекция исходного уровня знаний – 3 мин. - Опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 15 мин. - Преподаватель осматривает область сердца и прилежащих к нему области на студенте или больном без патологии со стороны сердечно-сосудистой системы - 5 мин. - Преподаватель демонстрирует больного с заболеванием сердечно-сосудистой системы - 10 мин. - Самостоятельная работа студентов в учебной комнате и в палате - 30 мин. - Итоговый контроль – тестирование – 10 мин.
5.2. Место проведения занятия Учебная комната и палата 5.3.Оснащение и время проведения занятий Таблицы, схема истории болезни, тесты. 5.4. Форма отчетности (заключение, доклад студента, тестирование) - устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем - результаты тестирования - результат решения ситуационных задач - результаты исследования сердечно-сосудистой системы пациента
Методическая разработка для студентов 3 курса лечебного факультета (семестр 5) составлена доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней (В.Е. Владимирским)
Схема методической разработки для студентов (3 курса лечебного факультета) 1. Тема занятия. Методика определения границ сердечно-сосудистого контура. Понятие о «талии» и конфигурации сердца. Изменение данных перкуссии сердца в патологии. 2. Изучение данной темы дает понимание об конфигурации и «талии» сердца, помогает осмысленно оценивать изменение перкуторных границ при патологии. Знания, полученные в процессе данного практического занятия, будут необходимы для изучения последующих темы, а также востребованы в будущей практической деятельности. 3. Цель занятия - обучить студента навыку определения «талии» и конфигурации сердца, осмысленной интерпретации изменения перкуторных границ в патологии. В результате изучения данной темы студент должен знать: - понятие о «талии» сердца; - варианты расположения талии сердца в норме и патологии; - понятие о конфигурации сердца; -конфигурацию сердца в норме и патологии; -изменение перкуторных границ сердца в патологии. После освоения темы студент должен уметь: - определить «талию» сердца; -определить конфигурацию сердца; -интерпретировать изменения перкуторных границ сердца.
Студент должен владеть навыками определения границ сердца и крупных сосудов. Перечисленные результаты освоения образовательной программы являются основой для формирования следующих о Общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых нор-:, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8). Профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональные: способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1); способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2); способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3); способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5); способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6); в диагностической деятельности: способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15); способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16); способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17); способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно- половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилатической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы (ПК-18); в научно-исследовательской деятельности: способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31); 4. Самоподготовка к занятию: 4.1. В результате самоподготовки студент должен знать: -топографическую анатомию органов грудной клетки; - методику определения ОТС, АТС, ширины сосудистого пучка, поперечника сердца, а также нормативы этих границ и размеров, а также уметь определять границы ОТС, АТС, ширину сосудистого пучка, поперечника сердца.
4.2. Работа с методической разработкой кафедры по теме занятия включает знакомство с контрольными вопросами и краткими ответами на них, решение тестовых заданий. 4.3. Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах: -топографическая анатомия органов грудной клетке; - патофизеологиические понятия о гипертрофии и дилатации сердца. Разделы для повторения, полученные ранее по дисциплине пропедевтика внутренних болезней: -осмотр и пальпация сердца и крупных сосудов; -определение границ ОТС, АТС, поперечника сердца, ширины сосудистого пучка.
4.4. Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию. Вопрос 1. Методика определения границ сердечно-сосудистого контура. Если провести перкуссию по второму, третьему и четвертому межреберьям справа и по второму, третьему, четвертому, пятому межреберьям слева, смещаясь в строну грудины от громкого легочного звука к притуплённому, поставить в межреберьях точки по наружному краю пальца-плессиметра, соединить эти точки дермографом, то получатся границы (правая и левая) сердечно-сосудистого контура. Весъ же силуэт полученной фигуры является конфигурацией сердца. В норме правая граница сердечно-сосудистого контра проходит во втором межреберье по краю грудины или на 0,5 см кнаружи, в третьем межреберье - на 1,0 - 1,5 см от края грудины (рис. 1). Левая граница сердечно-сосудистого контора во втором межреберье проходит по левому краю грyдины, но не далее 0,5 см от него, в третьем межреберье - по левой стороне парастернальной линии, в четвертом межреберье - на середине расстояния между левой парастернальной и срединно-ключичной линиями, в пятом межреберье - на 1,0 - 15 см кнутри от левой срединно-ключичной линии. Вопрос 2. Методика определения «талии» и конфигурации сердца.
Между верхней частью левой границы сердечно-сосудистого контура -второе межреберье и ее нижней частью - четвертое, пятое межреберья намечается изгиб или тупой угол с вершиной в пятом межреберье, который называется "талией сердца". Она образуется проекцией на переднюю стенку грудной клетки краев легочной артерии (второе межреберье), левого желудочка (четвертое, пятое межреберья) и левого предсердия (третье межреберье). Левое предсердие формирует обращенную к грудине вершину угла.При определении нормальных границ сердечно-сосудистого контура, и, в случае, если по левому контуру намечается угол с вершиной, направленной к грудине (нормальная "талия сердца"), говорят о нормальной конфигурации сердца (рис. 1). Рис. 1. Границы сердечно-сосудистого контура и нормальная конфигурация сердца.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1908; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.48 (0.009 с.) |