Основы организации финансов предприятий (организаций) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы организации финансов предприятий (организаций)



Раздел 2.

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

ТЕМА 2.1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

 

1. Экономическая сущность финансов предприятий, их функции. Виды финансовых отношений на предприятии.

2. Принципы организации финансов предприятий. Финансовый механизм предприятия: понятие, составляющие.

3. Финансовые ресурсы и капитал предприятия

4. Особенности организации финансов непроизводственной сферы

Тема 2.2

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

1. Содержание, цели и организация финансового менеджмента на предприятии

2. Финансовый анализ как инструмент финансового менеджмента

3. Финансовое планирование в системе организации и управления финансами предприятия

4. Финансовый контроль: понятие, виды, этапы проведения, методы.

Содержание, цели и организация финансового менеджмента на предприятии

1. Финансовый менеджмент – процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма. При этом в качестве методов рассматриваются способы образования и использования денежных фондов (через планирование, систему расчетов, страхование и др.), рычагов – приемы действия финансового метода (определение и размер цены, прибыли, процентной ставки и др.).

Как любой вид управления, ФМ может рассматриваться как наука, так и в качестве искусства. В первом случае – наука, т.к. принятие любого финансового решения требует не только знаний основ финансового управления фирмой и научно обоснованных методов их реализации, но и общих закономерностей развития рыночной экономики, а также других сопряженных дисциплин. Во втором случае: искусство, поскольку большинство финансовых решений ориентировано на будущие успехи компании, что предполагает иногда чисто интуитивную комбинацию методов финансового управления, основанную при этом на высоком уровне профессионализма и знаний тонкостей экономики рынка.

Основным принципом управления, включая ФМ, является целевой характер воздействия, при котором ожидаемые результаты имеют определенные параметры изменения ситуации. Соблюдение данного принципа создает условия формулирования целей и задач управленческого воздействия на объект управления, а также осуществления контроля за их достижением.

 

Целью финансового менеджмента является повышение благосостояния собственников предприятия или прирост капитала, вложенного ими. Однако повышение благосостояния владельцев не означает только увеличение прибыли компании: реализуя стратегические цели компания может нести убытки, однако впоследствии рост прибыли повысит стоимость акций. И наоборот.

Ориентация на рост благосостояния инвесторов (собственников) считается более обоснованным по следующим причинам:

- акцент на долгосрочные стратегические аспекты управления;

- учет фактора риска и неопределенности (временной фактор отдачи на вложенный капитал);

- отражает интересы акционеров (собственников).

Однако цели могут быть сформулированы и иначе:

- максимизация прибыли;

- увеличение доходов руководящего состава;

- выполнение ряда социальных функций.

В широком смысле задачей ФМ является определение приоритетов и нахождение компромисса для достижения оптимального сочетания интересов различных заинтересованных сторон с конечной целью обеспечения роста благосостояния вкладчиков.

В узком смысле ФМ направлен на решение двух задач:

- эффективное распределение ресурсов в рамках предприятия;

- мобилизация средств на наиболее выгодных условиях.

Как процесс управления ФМ представляет собой целенаправленную деятельность субъекта управления, направленную на достижение определенного состояния управляемого объекта.

Объектом управления являются финансовые потоки предприятия, состояние которых определяется величиной остатков (сальдо) на счетах бухгалтерского учета на определенный момент времени. Движение же финансовых потоков характеризуется оборотами по счетам бухгалтерского учета за определенный промежуток времени.

Субъект управления в ФМ – финансовая администрация предприятия, состав которой зависит от численности и структуры персонала предприятия.

Поскольку ФМ – открытая система управления, наибольшее значение приобретают финансовые отношения (потоки денежных средств и информации) с другими контрагентами внешней среды

Говоря о ФМ как процессе управления выделяют четыре совокупности основных функций (действий), называемых процедурами:

1. Бухгалтерская процедура – совокупность основных функций обработки информации, обеспечивающих отражение информации о кругообороте капитала и финансовых ресурсов в процессе воспроизводства. Играет роль измерительного инструмента, обеспечивающего необходимой информацией процесс управления.

2. Аналитическая процедура – совокупность основных функций, обеспечивающих преобразование данных бухгалтерского учета и отчетности, других данных о предприятии в набор показателей финансового состояния. Содержание аналитической процедуры – методы и приемы финансового анализа.

3. Решающая процедура – совокупность основных функций, обеспечивающих выработку финансовых решений, включая функции в сфере внешних финансов, так и функции во внутрихозяйственной деятельности.

4. Исполняющая процедура – совокупность основных функций, обеспечивающих реализацию принятых финансовых решений, включая планирование исполнения решений и непосредственную его реализацию. Содержание исполнения процедуры является планирование и реализация деловой операции.

Под деловой операцией понимают совокупность взаимосвязанных по некоторым характеристикам сделок, направленных на получение дохода. Схема деловой операции может быть задана:

ролями, в которых выступают хозяйствующие субъекты;

структурой взаимных обязательств;

видом средств платежа.

Составление схемы деловой операции позволяет перейти к схеме процесса, представляющей развертывание деловой операции во времени в виде последовательности функций ее реализации. Следующий шаг – схема реализации процесса, связывающей действия субъектов, используемые документы и их состав во времени.

ФМ с точки зрения выделенных процедур может быть представлен как циклический процесс или контур управления. СХЕМА

В конечном счете, роль финансового менеджера на предприятии определяется выполняемыми им функциями.

Основные функции финансового менеджера можно разделить на два блока: функции казначея и функции контролера.

Функции контролера сводятся к работе с данными бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия, внутреннему планированию и контролю, а также к сбору и обработке внутренней информации о деятельности фирмы в форме, удобной для оценки ее финансового положения.

Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю:

- производственный учет;

- финансовый учет и отчетность;

- внутренний аудит;

- смета затрат;

- заработная плата;

- налоги.

Функции казначея ориентированы на развитие отношений фирмы с окружающим миром: заимодателями, поставщиками и клиентами, акционерами, финансовыми рынками в целом.

Блок по управлению внешними финансами:

- управление денежным оборотом;

- расчеты с клиентами;

- оценка инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций;

- оценка затрат на капитал;

- привлечение краткосрочных источников финансирования;

- привлечение долгосрочных источников финансирования.

Между функциями казначея и контролера существует тесная взаимосвязь.

 

ТЕМА 2.3

Классификация денежных расходов предприятий, источники их финансирования. Планирование затрат на производство и реализацию продукции

 

Определим содержание терминов «затраты» и «расходы» согласно Инструкции «По бухгалтерскому учету доходов и расходов» Утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.09.2011 № 102:

З атраты - стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах;

Прямые затраты – затраты, связанные с производством определенного вида продукции, выполнением определенного вида работ, оказанием определенного вида услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг;

Косвенные затраты – затраты, связанные с производством нескольких видов продукции, выполнением нескольких видов работ, оказанием нескольких видов услуг, которые включаются в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг по определенной базе распределения;

Расходы - уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода путем уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации, не связанному с его передачей собственнику имущества, распределением между учредителями (участниками).

В современной экономической литературе под денежными расходами предприятия понимаются все расходы, осуществляемые предприятием в ходе его деятельности, приводящие и не приводящие к получению экономической выгоды. А под затратами предприятия – часть денежных расходов, которые приводят в конечном итоге к получению предприятием экономических выгод [ФП практикум].

В процессе производственно-хозяйственной деятельнос­ти предприятия осуществляют множество денежных расходов, различающихся по экономическому содержанию, целевому назначению, источникам возмеще­ния.

Согласно Инструкции «По бухгалтерскому учету доходов и расходов» Утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.09.2011 № 102 (далее Постановление № 102) расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

· расходы по текущей деятельности;

· расходы по инвестиционной деятельности;

· расходы по финансовой деятельности;

· иные расходы.

РАСХОДЫ ПО ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по текущей деятельности, полученным организацией в отчетном периоде. Расходы по текущей деятельности включают в себя затраты, формирующие:

себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг;

управленческие расходы;

расходы на реализацию;

прочие расходы по текущей деятельности.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – стоимостное выражение природных, трудовых, материальных ресурсов, задействованных предприятием в ходе его деятельности, т.е. совокупность затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) [ФП практикум].

Согласно Постановлению № 102 себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг включает:

в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, - прямые затраты и распределяемые переменные косвенные затраты, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относящиеся к реализованной продукции, работам, услугам;

в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, - стоимость приобретения реализованных товаров (в ценах приобретения или в розничных ценах, за исключением сумм реализованных торговых наценок (скидок, надбавок), налогов, включаемых в цену товаров);

в организации – профессиональном участнике рынка ценных бумаг – стоимость приобретения реализованных ценных бумаг.

К прямым затратам относятся прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда.

Затраты на производство являются главной составляю­щей себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

Для обеспечения единства под­ходов всех хозяйствующих субъектов к формированию прибыли и правил ее налогообложения государство уста­навливает принципы и порядок, по которым налогопла­тельщики обязаны вести учет затрат на производство и реализацию продукции, регламентирует источники по­крытия разных групп.

Текущие затраты предприятий объединяют по экономическим элементам в пять групп:

• материальные затраты;

• расходы на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• амортизация основных средств и нематериальных активов;

• прочие затраты.

В практике управления себестоимостью продукции дополнительно применяются следующие признаки ее классификации:

1. По статьям калькуляции (перечень статей будет представлен ниже при рассмотрении порядка планирования затрат);

2. По степени эластичности к объему реализации продукции (постоянные, переменные, смешанные);

3. По степени однородности или по составу: простые - материальные затраты; комплексные - общехозяйственные и общепроизводственные расходы;

4. По содержанию производственного процесса: производственные, непроизводственные, полные;

5. По способу отнесения на продукцию: основные (прямые); накладные (косвенные);

6. По периоду отнесения затрат: отчетные, плановые, прошлые, будущие;

7. По степени целесообразности понесенных затрат: полезные, бесполезные.

На каждом предприятии в зависимости от вида хозяйственной деятельности, учетной политики, объема производства, уровня производительности труда, обеспеченности собственными оборотными активами, налоговой нагрузки, а также ряда других факторов формируется своя структура себестоимости.

В белоруской финансово-хозяйственной практике наиболее распространенными являются методы планирования затрат на производство и реализацию продукции, основанные на:

1) составлении сметы затрат на производство и реализацию продукции;

2) составлении калькуляции себестоимости изделия.

 

В смете затрат на производство, являющей­ся важнейшим разделом бизнес-плана осуществляется плановый расчет себестоимости товарной продукции.

При планировании в смете затрат на производство рассчитываются следующие показатели:

1. Себестоимость валовой продукции = Общий размер затрат на производство (в разрезе экономических элементов) – затраты на работы и услуги, не включаемые в валовую продукцию (затраты, списанные на непроизводственные счета) – Прирост или + Уменьшение остатков резервов предстоящих расходов и платежей.

2. Производственная себестоимость товарной продукции = Себестоимость валовой продукции – Прирост или + Уменьшение остатков незавершенного производства.

3. Полная себестоимость товарной продукции = Производственная себестоимость товарной продукции + Коммерческие расходы.

Классификация затрат по экономическим элементам и их планирование в составе сметы затрат на производство и реализацию продукции позволяет определить полную ее се­бестоимость в целом по предприятию и исчислить финан­совый результат производства: прибыль или убыток. Но смета затрат не раскрывает уровень себестоимости и результат производства каждого конкретного изделия в со­ставе товарной продукции. Для их определения составля­ется второй финансовый расчет — калькуляция себестои­мости продукции. В отличие от сметы группировка затрат здесь осуществляется в разрезе калькуляционных статей.

Показатели, рассчитываемые при калькуляции себестоимости продукции

1. Производственная себестоимость = Сырье и материалы - Возвратные отходы + Топливо и энергия на технологические цели + Основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих + Начисления на заработную плату + Налоги и отчисления + Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования + Расходы на подготовку и освоение производств + Цеховые расходы + Общезаводские расходы + Прочие производственные расходы;

2. Полная себестоимость = производственная себестоимость + коммерческие расходы.

На предприятиях составляется также сводная плановая калькуляция себестоимости всей товарной продукции, ре­зультаты которой сравниваются с результатами, получен­ными в смете затрат на производство и реализацию товар­ной продукции.

Известно, что не вся произведенная в данном периоде товарная продукция будет реализована в том же периоде. Объем реализации, а соответственно и ее финансовый результат, зависят также от величины переходящих остатков нереализованной про­дукции. Поэтому себестоимость товарной продукции долж­на быть соответствующим образом скорректирована с уче­том этого обстоятельства на основании чего определяется себестоимость реализуемой продукции на планируемый год.

Планирование себестоимости реализованной продукции осуществляется по формуле:

С / Среал.прод = Онач + ТП - Окон + Р,

 

где Онач, Окон – остатки нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода; ТП – товарный выпуск или товарная продукция; Р – коммерческие и управленческие расходы в планируемом году;

В бизнес планировании на предприятиях целесообразно также использовать аналитический метод расчета затрат, который позволяет отслеживать влияние внешних и внутренних факторов на уровень себестоимости выпускаемой продук­ции. Аналитический метод планирования базируется на рас­пределении затрат на переменные и постоянные. Рост пере­менных затрат в планируемом периоде не приводит к поте­рям прибыли, так как обусловливается соответствующим увеличением объемов производства и выручки от реализа­ции продукции.

Динамика постоянных затрат, напротив, оказывает су­щественное влияние на финансовый результат от произ­водства и реализации продукции, так как значительные из­менения в объеме выпуска продукции могут вызвать и большие изменения в ее себестоимости. При росте объемов производства, даже при неизменной сумме постоянных за­трат, их уровень, приходящийся на единицу продукции, сокращается, а прибыль увеличивается, и наоборот.

Затраты на производство и реализацию продукции оп­ределяют финансовый результат от реализации. Поэтому для обеспечения достаточного уровня прибыли и ее увели­чения предприятиям необходимо держать под постоянным контролем собственные затраты. Контроль за обоснован­ностью затрат, относимых предприятиями на себестои­мость продукции (работ, услуг), осуществляется также со стороны государственных органов, так как от этого зависят налоговые поступления в государственный бюджет. Пред­приятиям утверждаются правила формирования себестои­мости, устанавливаются предельные нормативы включения в нее ряда расходов (на рекламу, аудиторские услуги, на расход энергетических ресурсов и др.). Однако админист­ративные методы ограничения состава и объемов затрат не дают высокого эффекта.

Необходимо также использовать современные технологии управления затратами, применяемые в зарубежных фирмах.

К таким технологиям относится контроллинг, методика проведения которого принципиально отличается от методов ныне существующего контроля за уровнем затрат на пред­приятиях. Если контроль за уровнем затрат фиксирует до­пущенные отклонения в прошлом, то контроллинг ориенти­рован на опережающий контроль и оперативное отслежива­ние текущих событий. Это позволяет своевременно и заблаговремен­но скорректировать тактику управления, принять соответ­ствующие превентивные меры. Кроме того, контроллинг обеспечивает самоконтроль и личную ответственность каж­дого работника за состояние дел на его участке.

Для проведения контроллинга требуется применение особой формы учета показателей деятельности предпри­ятия — управленческого учета. Он отличается от бухгалтер­ского учета тем, что ориентирован на внутренние потреб­ности менеджеров в информации и потому должен отра­жать показатели затрат, доходов, прибыли по центрам их формирования.

Управленческий учет характе­рен тем, что в основе классификации затрат, лежит прин­цип причинно-следственной связи, т. е. все виды затрат группируются таким образом, чтобы четко была видна их зависимость от определенных решений.

Вся совокупность затрат в системе контроллинга разде­ляется на две группы:

• прямые (чисто производственные) или переменные затраты;

• затраты на организацию и подготовку производства или постоянные затраты.

Переменные затраты являются одновремен­но и базой для расчета нижней границы цены продукции (работ, услуг), а превышение выручки от реализации над прямыми переменными затратами называется суммой по­крытия. Эта часть цены должна покрывать постоянные за­траты и обеспечивать запланированную прибыль. После компенсации всех переменных затрат управление прибылью концентриру­ется на постоянных затратах, снижение которых и являет­ся главным фактором роста прибыли.

Аналитическим показателем служит соотношение между суммой покрытия и чистым оборотом по реализации про­дукции (за вычетом НДС и других налоговых надбавок к ценам). Как правило он осуществляется графическим методом путем нахождения точки безубыточности производства про­дукции.

Контроллинг охватывает и сферу движения денежных потоков на предприятии с целью исключения проблем с ликвидностью.

Важное место в организации финансового контроля является его концентрация в зависимости от отрасли промышленного производства: материалоемкое (контроль за использованием материалов, минимизация производственных отходов, разработка безотходных технологий); энергоемкое (контроль за экономией энергии, разработка альтернативных источников энергетических ресурсов); трудоемкое (контроль за экономией заработной платы за счет механизация и автоматизация труда, оптимизации численности); фондоемкое (контроль за эффективностью использования основных производственных фондов, снижением времени простоев оборудования, повышением фондоотдачи).

К управленческим расходам относятся:

в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, - условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные затраты» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»;

в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, - расходы, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»;

в организации - профессиональном участнике рынка ценных бумаг - расходы на осуществление текущей деятельности.

В состав расходов на реализацию включаются:

в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на реализацию, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию» и относящиеся к реализованной продукции, выполненным работам, оказанным услугам;

в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, - расходы на реализацию, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию».

В состав прочих расходов по текущей деятельности включаются:

расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за исключением продукции, товаров) и денежных средств;

расходы от уступки права требования;

суммы недостач и потерь от порчи запасов, денежных средств;

суммы создаваемых резервов под снижение стоимости запасов и восстанавливаемые суммы этих резервов;

суммы создаваемых резервов по сомнительным долгам и восстанавливаемые суммы этих резервов;

суммы создаваемых резервов под обесценение краткосрочных финансовых вложений и восстанавливаемые суммы этих резервов (в случае, если организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг);

расходы по аннулированным производственным заказам;

расходы обслуживающих производств и хозяйств;

материальная помощь работникам организации, вознаграждения по итогам работы за год;

не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;

неустойки, штрафы, пени;

убыток прошлых лет по текущей деятельности, выявленная в отчетном периоде;

другие расходы по текущей деятельности.

Классификация расходов по текущей деятельности для организаций, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, представлена на рисунке. Классификация расходов по текущей деятельности для организаций, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность, представлена на рисунке.

 


Расходы по текущей деятельности
Управленческие расходы (отражаются по дебету сч. 90-5 и кредиту сч. 25, 26)
Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг   (отражается по дебету сч. 90-4 и кредиту сч. 43, 45, 20)
Распределяемые переменные косвенные затраты (накапливаются на сч. 25 с последующим списанием в дебет сч. 20 и других счетов учета затрат или отражаются непосредственно на сч. 20)
Прямые материальные затраты (отражаются по дебету сч. 20, 23 и кредиту сч. 10, 16 и др.)
Прямые затраты на оплату труда (отражаются по дебету сч. 20, 23 и кредиту сч. 68, 69, 70 и др.)
Прямые затраты
Расходы на реализацию (отражаются по дебету сч. 90-6 и кредиту сч. 44)
Прочие расходы по текущей деятельности (отражаются по дебету сч. 90-8 и кредиту различных счетов)
Условно-постоянные косвенные общепроизводст-венные затраты (накапливаются на сч. 25 с последующим списанием в дебет сч. 20 и других счетов учета затрат или сч. 90-5 в зависимости от варианта, принятого учетной политикой)
Условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией (накапливаются на сч. 26 с последующим списанием в дебет сч. 90-5)

Рисунок Классификация расходов по текущей деятельности в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность

 

Расходы по текущей деятельности
Управленческие расходы (отражаются по дебету сч. 90-5 и кредиту сч. 44)
Себестоимость реализованных товаров (отражается по дебету сч. 90-4 и кредиту сч. 41, 45)
Расходы на реализацию (отражаются по дебету сч. 90-6 и кредиту сч. 44)
Прочие расходы по текущей деятельности (отражаются по дебету сч. 90-8 и кредиту различных счетов)

Рисунок Классификация расходов по текущей деятельности в организациях, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность

 

 


В состав РАСХОДОВ ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ включаются:

· расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием инвестиционных активов, реализацией (погашением) финансовых вложений;

· суммы излишков инвестиционных активов, выявленных в результате инвентаризации;

· суммы недостач и потерь от порчи инвестиционных активов;

· расходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций;

· расходы по договорам о совместной деятельности;

· расходы по финансовым вложениям в долговые ценные бумаги других организаций (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);

· суммы создаваемых резервов под обесценение краткосрочных финансовых вложений и восстанавливаемые суммы этих резервов (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);

· суммы изменения стоимости инвестиционных активов в результате переоценки, обесценения, признаваемые расходами в соответствии с законодательством;

· стоимость инвестиционных активов переданных безвозмездно;

· расходы, связанные с предоставлением во временное пользование (временное владение и пользование) инвестиционной недвижимости;

· убыток прошлых лет по инвестиционной деятельности, выявленная в отчетном периоде;

· прочие расходы по инвестиционной деятельности.

В состав РАСХОДОВ ПО ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ включаются:

· проценты, подлежащие к уплате за пользование организацией кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством);

· разницы между фактическими затратами на выкуп акций и их номинальной стоимостью (при аннулировании выкупленных акций) или стоимостью, по которой указанные акции реализованы третьим лицам (при последующей реализации выкупленных акций);

· расходы, связанные с получением во временное пользование (временное владение и пользование) имущества по договору финансовой аренды (лизинга) (если лизинговая деятельность не является текущей деятельностью);

· расходы, связанные с выпуском, размещением, обращением и погашением долговых ценных бумаг собственного выпуска (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);

· курсовые разницы, возникающие от пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, за исключением случаев, установленных законодательством;

· убыток прошлых лет по финансовой деятельности, выявленная в отчетном периоде;

· прочие расходы по финансовой деятельности.

В состав иных расходов включаются доходы и расходы, связанные с чрезвычайными ситуациями, прочие доходы и расходы, не связанные с текущей, инвестиционной и финансовой деятельностью.

3. Экономическое содержание прибыли, ее виды и роль в современных условиях

 

Конечный финансовый результат деятельности предприятия выражается в прибыли или убытке.

Прибыльэто выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности и представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.

Прибыльявляется результатом со­единения разных факторов производства: труда, капитала, природных ресурсов, предпринимательской способности. В комплексе они приносят тот финансовый эффект, кото­рый именуется прибылью.

Значение прибыли в деятельности предприятий определяется следующими характеристиками:

1. Универсальный показатель, характеризующий эффективность финансово - хозяйствен­ной деятельности предприятия.

2. Главный источник расширения производства и наращивания производственного потенциала.

3. Источник материального стимулиро­вания работников.

4. Источник финансирования расходов на содержание учреждений социальной сферы, на­ходящихся на балансе предприятия (поликлиник, здравпунктов, спорткомплексов, детских дошкольных и оздоровительных учреждений, клубов и др.).

4. Источник выплаты дивидендов акционерам и владельцам предприятий.

5. Источник налоговых отчислений в государственный бюджет.

В современной экономической мысли существуют различные классификации видов прибыли. Изучение подходов и видов классификации видов прибыли выходит за рамки данного курса. Основное внимание при изучении данного вопроса мы уделим существующей практике формирования прибыли.

В соответствии с «Отчетом о прибылях и убытках» утвержденным Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111 формируются следующие виды прибыли (убытка):

1. Валовая прибыль = Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг - Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг;

2. Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг (далее прибыль от реализации продукции) = Валовая прибыль – Управленческие расходы – Расходы на реализацию;

3. Прибыль (убыток) от текущей деятельности = ± Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг + Прочие доходы по текущей деятельности - Прочие расходы по текущей деятельности;

4. Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности = Доходы по инвестиционной деятельности – расходы по инвестиционной деятельности + Доходы по финансовой деятельности – Расходы по финансовой деятельности ± Иные доходы и расходы;

5. Прибыль (убыток) до налогообложения = ± Прибыль (убыток) от текущей деятельности ± Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности;

6. Чистая прибыль (убыток) = ± Прибыль (убыток) до налогообложения – Налог на прибыль ± Изменение отложенных налоговых активов ± Изменение отложенных налоговых обязательств - Прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли (дохода);

7. Совокупная прибыль (убыток) = ± Чистая прибыль(убыток) ± Результат от переоценки долгосрочных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) ± Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток);

8. Базовая прибыль (убыток) на акцию;

9. Разводненная прибыль (убыток) на акцию.

С 1 января 2012 года вступило в действие постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 113, которым утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств. Согласно данной Инструкции отложенные налоговые активы отражают сумму налога на прибыль, которая организации будет возмещена в будущих отчетных периодах. Отложенные налоговые обязательства отражают сумму налога на прибыль, которую организация должна будет погасить в будущих отчетных периодах.

Отложенные налоги рассчитываются исходя из разниц между учетной прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком).

Разницы между учетной прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) могут быть постоянными и временными. Они возникают при наличии расхождений между правилами признания и оценки доходов и расходов в законодательстве по бухгалтерскому учету и отчетности и в налоговом законодательстве.

Планирование прибыли

Методы планирования финансовых результатов в Республике Беларусь не регламентированы. Традиционно применяют метод прямого счета или аналитический.

Метод прямого счета состоит в том, что на планируемый период прибыль от реализации исчисляется по каждому изделию или группам однородных изделий как разница между объемом их реализации в отпускных ценах (без косвенных налогов) и полной себестоимостью, а затем результаты суммируются в целом по предприятию.

Общая сумма прибыли от реализации корректируется с учетом прибыли в остатках готовой продукции на начало «+» и конец «-» планируемого периода. /ФП заяц/

Аналитические методы находят применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу.

Базой расчета служат затраты на 1 тыс.р. товарной продукции, базовая рентабельность, совокупность отчетных показателей деятельности предприятия./ФП заяц/

С учетом затрат на 1 тыс. р. товарной продукции прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции. Расчет выполняе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.169 с.)