Система и уровни социального воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система и уровни социального воспитания



Социальное воспитание осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (общественные организации, предприятия, армия, партии и др.) и предполагает взращивание человека в специально соз­данных воспитательных организациях в процессе планомерного создания ус­ловий для его относительно целенаправленных позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Государство формулирует задачи социально­го воспитания, создает его инфраструктуру, определяет программу, содержа­ние. В то же время реализуют воспитание конкретные социальные, группо­вые и индивидуальные субъекты, имеющие собственные ценностные ориен­тации, стереотипы, предрассудки и т.д. и вносящие существенные корректи­вы в реализацию требований общественных норм и государственных устано­вок. Вследствие этого, с одной стороны, в практике воспитания рождаются новые явления, с другой - воспитатели и воспитуемые проявляют консерва­тизм, который имеет глубокие исторические, этнические и социально-психологические корни. Поэтому, например, в рамках одной системы воспи­тания складываются различные стили педагогического руководства и взаи­модействия

Статус воспитания как социального феномена определяется конкретно-историческими особенностями государственной политики в сфере воспита­ния. Поскольку воспитание - совокупность относительно автономных про­цессов взращивания человека в различных социумах: в семье, в государственных и общественных организациях, - характер, содержание, уровни и ка­чество взаимодействия государства с различными социальными институтами воспитания существенно различается по целям, задачам, способам и результатам. Общими и достаточно традиционными являются направления взаимо­действия органов государственной власти с институтами воспитания, обусловленные функциями государственного управления: законодательное и нормативное правовое регулирование воспитания, осуществляемое на двух уровнях государственного управления: федеральном и региональном; кадро­вая политика в сфере воспитания; финансовое и материальное обеспечение воспитательных организаций; - при существенных различиях наполнения каждого направления в отношении различных институтов воспитания.

Уровни:

• человек-человек (благотворительный уровень), предполагающий поддержку естественной жизнедеятельности человека: рождение, материнство, отцовство, детство, образование, социальное благополучие;

• человек-природа (экологический уровень), предполагающий защиту экологических интересов людей (здоровье человека, безопасность среды его обитания, качество пищевых продуктов, потребляемой воды, воздуха и др.);

• человек-производство (социально-экономический уровень), предпо­лагающий гарантированное право на труд и соответствующее профессиональ­ное образование, охрану, улучшение условий труда и образования;

• человек-общество (культурный и информационный уровень), предпо-лагающий взаимодействие поколений, сотрудничество людей разных возрас­тных и социальных групп, создание доступной для каждого человека культура но-образовательной и информационной среды обитания;

• человек-государство (социально-политический уровень), предпола­гающий обеспечение социальной справедливости, соответствие между дей­ствительной ролью личности, группы в жизни общества и социальным стату­сом человека, заслугами людей и их поощрением.

 

Стадии, агенты, факторы, средства и механизмы социализации

Факторы социализации.

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно­сти и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принад­лежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, раз­личные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Агенты социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Средства социализации. Социализация человека осуществляется ши­роким набором универсальных средств, со­держание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организа­циях; К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В дан­ном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация- неосознаваемое отождествления человеком себя с другим человеком.

Рефлексия - внутренний диалог. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.007 с.)