Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курс № 11: Социология каббалы

Поиск

Курс № 11: Социология каббалы

Аннотация

Природа не дает нам знать, в каких поступках мы действительно свободны, а в каких присутствует лишь иллюзия свободы. Природа позволяет нам ошибаться — как каждому человеку, так и человечеству в целом. Ее цель — привести нас к разочарованию в своей способности что-либо изменить в этой жизни и в самих себе, к состоянию полной растерянности и дезориентации относительно того, как жить дальше. Все это делается с тем, чтобы, остановившись, мы смогли определить, на что мы в состоянии влиять.

Курс социология каббалы, основанный на статье Бааль Сулама "Свобода выбора", поможет каждому желающему изучить область в которой существует возможность принятия самостоятельных решений. Эта возможность основанна на совершенно другом принципе, другой формуле, другом алгоритме. Она находится вне нашей эгоистической природы.

Примечание: Основу текста этого курса составляют комментарии доктора М. Лайтмана к статье Бааль Сулама "Свобода выбора", обработанные преподавателями Исследовательского института каббалы имени Й. Ашлага. Перевод статьи Бааль Сулама «Свобода выбора» максимально приближен к оригиналу и выделен жирным шрифтом. Названия разделов сохранены и соответствуют оригинальному тексту статьи Бааль Сулама. На сайте академии в разделе библиотека вы можете найти оригинальный текст статьи в переводе на русский язык.

Содержание

Урок№1

Предисловие

Свобода выбора

Наслаждение и страдание

Закон причинно-следственной связи

Тест

Урок№2

Четыре фактора

Основа, первичный материал

Неизменные свойства основы

Свойства, изменяющиеся под воздействием внешних сил

Изменения внешних сил

Наследственные факторы

Тест

Урок№3

Выбор окружения

Влияние окружения

Окружение как фактор

Необходимость выбора хорошего окружения

Власть разума над телом

Общая форма исходных данных не исчезает

Необходимость охраны свободы личности

Тест

Урок№4

Желание получать создано из ничего

Две силы в желании получать

Следовать за большинством

Путь каббалы и путь страданий

Право большинства подавлять свободу индивидуума

B жизни общества действует закон «подчинения меньшинства большинству»

В духовной жизни действует закон, обязывающий большинство следовать за личностью

Наследие отцов

Тест

Урок №1

Предисловие

Свобода выбора

Наслаждение и страдание

Закон причинно-следственной связи

Тест

Предисловие

В одной древней молитве говорится: «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого».

На что же именно в нашей жизни мы имеем возможность влиять? Достаточно ли отпущенной нам свободы действий для того, чтобы менять свою жизнь и судьбу? Почему человек естественным образом, от природы не получает этого знания?

Почему мы, в отличие от животных, совершаем неэффективные поступки и постоянно ошибаемся, несмотря на то, что в основе нашей природы лежит лень и здоровый эгоизм — желание получить максимум при минимуме усилий? Быть может, мы действуем там, где все уже предопределено, и наше сознательное участие не оказывает на ход событий ни малейшего влияния? Возможно, в большинстве случаев «Аннушка уже пролила масло», тогда как мы убеждены, что способны вмешаться в тот или иной процесс и изменить его развитие? Не следует ли нам пересмотреть подход к собственной жизни, перестать думать, будто мы что-то решаем, предоставить событиям идти своей чередой, а самим действовать лишь в сферах, подвластных нашему влиянию? Не пришло ли время выяснить, где мы на самом деле можем поступать свободно, а где поступаем автоматически?

Детям свойственно совершать неразумные поступки, потому что их развитие происходит неосознанно или на основе инстинкта. Природа вынуждает их действовать так или иначе, чтобы они учились на собственных успехах и промахах. Взрослый человек, напротив, начинает с того, что определяет цель, а желание достичь ее дает ему энергию для продвижения к ней. Однако свободен ли взрослый человек, когда ставит перед собой цель и выбирает средства к ее достижению? Понимает ли он, что делает, или это сама цель вынуждает его поступать тем или иным образом?

Очевидно, мы ошибаемся именно в оценке пределов наших возможностей в достижении цели. Вероятно, мы хотим добиться немыслимого или изменить неподвластное. Природа не дает нам знать, в каких поступках мы, действительно, свободны, а в каких присутствует лишь иллюзия свободы. Природа позволяет ошибаться, как каждому человеку, так и человечеству в целом. Цель природы — привести нас к разочарованию в своей способности изменить что-либо в этой жизни и в самих себе, к состоянию полной растерянности и дезориентации относительно того, как дальше жить. Именно в этом состоянии человек задумывается о смысле жизни и начинает искать способы преодоления внутреннего кризиса, выход из тупиковой ситуации, в которой он оказался.

Бааль Сулам в «Предисловии к Учению Десяти Сфирот» говорит, что человек начинает поиск духовного пути с вопросов: «В чем смысл моей жизни? Для чего я живу? Я не вижу в своем существовании ничего рационального. Для чего мне все эти годы, наполненные лишь страданиями? Я не получаю наслаждения и никому его не даю». Подобные вопросы возникают у нас для того, чтобы, сосредоточившись на них, мы смогли определить, на что мы реально имеем возможность влиять, и ради какой цели, действительно, нам стоит существовать.

Если я способен на что-то влиять в своей жизни, то она протекает целенаправленно и осмысленно; если у меня нет свободы воли — я отличаюсь от животного лишь тем, что осознаю сам факт своего существования, тогда как животное не в состоянии осмыслить даже это.

"Свободны ли мы"

00_1_Аудиофрагмент

Вопрос о свободе воли является кардинальным не только для философии, но и для повседневной жизни, потому что я постоянно спрашиваю себя: «Зачем живу, ради чего страдаю, что делаю каждое мгновение своей жизни?» Все эти вопросы сводятся к проблеме свободы воли, поэтому именно на ней нам необходимо сконцентрировать все свое внимание.

Если у человека существует свобода воли, необходимо точно определить ее границы: выражается ли она в независимом поведении, влияет ли на принятие решения или позволяет выбрать способ действия? Чем ограничена свобода — мною, окружением или человеческими контактами и связями? Может ли оказаться так, что она определяется единственно моими взаимоотношениями с Творцом? Все это необходимо выяснить.

На самом деле, понятие свободы воли включает в себя абсолютно все. Передо мной простирается будущее: кто я в этой жизни — запрограммированный биоробот или существо, наделенное свободой воли? Я могу быть марионеткой, но, при этом, понимать, насколько предопределены мои действия, либо быть свободным и не подозревать об этом. Я могу быть независим частично, и принимать осознанные решения, действовать в рамках своей свободы, а там, где я не волен поступать, как мне вздумается — осознавать и принимать степень своей зависимости. Получается, что процесс осознания себя, окружающих и Творца сводится к вопросу о свободе воли.

Свобода выбора

00_Видеофрагмент

Бааль Сулам в статье «Свобода выбора» пишет: «При общем рассмотрении свободу можно отнести к закону природы, пронизывающему все стороны жизни. Мы видим, что животные в неволе страдают, и это свидетельствует о том, что природа не согласна с порабощением любого творения. Не случайно человечество сотни лет вело войны, пока не достигло некоторой степени свободы личности.

В любом случае, наше представление о свободе очень туманно, и если мы углубимся в его содержание, от свободы почти ничего не останется. Ведь прежде, чем требовать свободы личности, мы должны предположить, что стремление к свободе есть у каждой личности. Но еще прежде надо убедиться, может ли личность действовать по своему свободному желанию».

Все, что мы совершаем в нашей жизни, — мы делаем ради обретения независимости, для того, чтобы стать свободными. В нас постоянно действует желание поработить себе подобных или освободиться от порабощения. Не являются ли все взаимоотношения людей отражением их стремления к свободе на физическом, общественном и духовном уровнях? Может быть, жажда независимости — это старание вырваться из сковывающих уз собственной эгоистической природы?

Наслаждение и страдание

Если проанализировать действия человека, то можно обнаружить, что все они являлись вынужденными и совершались по принуждению. Внутренняя природа и внешние обстоятельства заставляют его действовать по заложенному алгоритму поведения. Природа поместила нас между наслаждением и страданием, и мы не вольны выбирать страдания или отвергать наслаждения.

Если я состою исключительно из желания насладиться, то, сколько бы я не изворачивался, я все равно предпочту то, что кажется мне наилучшим, и постараюсь избежать того, что представляется мне неблагоприятным по мере выявления его отрицательных сторон. Я могу менять в себе установки под влиянием общества, воспитания и других факторов, но в любом случае буду стремиться к лучшему состоянию и избегать худшего. Я могу произвести переоценку ценностей, но и после этого мое решение будет основываться только на желании насладиться, я останусь настроенным исключительно на оптимизацию собственного состояния. Моя природа — желание получать наслаждения, и я всегда выбираю оптимальный вариант удовлетворить свои потребности.

Мы готовы перенести большие страдания ради здоровья. Мы производим расчеты, привлекая в настоящее состояние сведения о будущем, и, оценив их, принимаем решение, так или иначе соотвествующее нашему эгоистическому желанию. Каждый раз мы производим расчет, и если, вычитая страдания из ожидаемого наслаждения, мы видим определенный положительный остаток, то соглашаемся пострадать ради ожидаемого наслаждения.

Индивиды, которые кажутся нам безрассудными - не более чем люди с особым видом расчета, которым будущее видится как настоящее, причем, столь явственно, что во имя него они готовы в данный момент пойти на необычайные страдания, представляющиеся нам, неспособным к подобной дальновидности, подвигом и жертвой. На самом деле никакого подвига и жертвы здесь нет. Они производят точно такой же расчет, как и все остальные, но принимают во внимание параметры, которых мы не можем учесть. Их интерес все равно не выходит за рамки эгоистического, укладывается в сущность нашей природы, нацеленной на получение наслаждения.

Психологам известно, что в любом человеке можно изменить систему приоритетов, и приучить его производить расчеты таким образом, что самый большой трус превратится в героя. В глазах каждого человека можно настолько возвысить ожидаемые дивиденды от будущего, что человек ради него согласится на любые лишения.

Следовательно, разница между нами и животными состоит, исключительно, в том, что мы принимаем во внимание будущее, можем его предвидеть и оценивать относительно настоящего и в соответствии с этим решать, стоит что-либо делать или нет. Наши рассуждения сложнее, чем у животного, но это все равно эгоистический расчет по заданной программе максимизации наслаждения.

Получается, что рядом с нашим желанием насладиться, расположена своего рода вычислительная машина, способная просчитывать варианты, принимая во внимание общественные установки, желания славы, знания, денег, богатства, почестей. Учитывая все это, она выдает нам оптимальный для каждого из нас (в зависимости от наших природных параметров) вариант максимального наслаждения.

Расчет производится на основании жестких вычислений. Может быть, свобода заключается в том, что мы не знаем, что следует принимать во внимание, а что — нет? Однако свобода ли это или просто отсутствие соответствующих данных?

Мы постоянно стремимся к тому, чтобы эти данные были как можно точнее. Мы развиваем науку, желаем понять свою натуру и природу окружающего мира. Мы пытаемся стереть «белые пятна» неизвестных параметров и заменить их на известные. Человек, при этом, еще в большей степени становится автоматом.

Возможно, дикарь, обитавший в пещерах, был более независим, чем современный житель мегаполиса? Он не знал, что с ним произойдет, боялся проявления сил стихии. Была ли его свобода полнее, и в чем она выражалась?

Стали бы мы более свободными, будь мы способны производить абсолютно точные вычисления? Напротив! В таком случае получается, что наше сегодняшнее состояние неизвестности — это не свобода, а отсутствие информации. Аналогичным образом мы даем определение веры: я верю — и все. Во что ты веришь? Верю, что есть Бог, загробная жизнь, да мало ли что еще! Что же такое вера? Разве это нечто иное, чем пробелы в информационной картине, которые мы заполняем домыслами?

Объем имеющейся у нас информации или ее отсутствие, не предполагает наличие свободы воли. Область независимости располагается над информацией: когда мне все известно, но я все равно могу поступать свободно. Свобода — это возможность принимать решения вопреки своему состоянию и наперекор своей эгоистической природе. Это — решения, основанные на совершенно другом принципе, другой формуле, другом алгоритме.

Я обрету свободу, только если откажусь принимать во внимание свою эгоистическую природу. Свобода — в том, что я выбираю совершенно иное наслаждение, чем то, которого требует моя природа, независимо от моей осведомленности о ее предпочтениях.

"Свобода при духовном развитии"

00_2_Аудиофрагмент

А до тех пор, пока мы остаемся под властью своей эгоистической природы, у нас нет свободного выбора, мы не выбираем и характер наслаждения. Мы не выбираем моду, увлечения, образ жизни, досуг, пищу и прочее — все это навязывается нам желаниями и вкусами общества.

Несмотря на то, что нам удобнее простая манера поведения, отсутствие обременительных обязательств, вся наша жизнь скована условностями общественных вкусов и предпочтений, обращенных в диктат нормы жизни. Обыватель постоянно делает то, что ему навязывает общество, чтобы соответствовать принятым стандартам. Если это так, то в чем же заключается наша свобода? Что же мы вольны делать по своему разумению?

Все, что есть в человеке, он прямым или косвенным путем получил от окружающих. В таком случае мы не имеем никакой свободы воли, а наши мысли и поступки являются продуктом общества.

Однако почему каждый человек все-таки ощущает себя индивидуальностью? В чем заключается особенность любой личности? Есть ли в нас хоть какое-то свойство, которое мы можем менять самостоятельно, независимо от окружающих и от того, как это предопределено природой? Существует ли дополнительный параметр, отличный от внутренней природы и внешних ограничений?

Если он существует, то мы должны выделить его из всех остальных и направить силы, исключительно, на развитие этого фактора, потому что все остальные будут реализовываться поневоле.

На самом деле, существует общая связь между всеми частями находящейся перед нами действительности, существующей по закону причинно-следственной связи, и развивающейся в соответствии с причиной и следствием. И это справедливо как для целого, так и для каждой части в отдельности. Таким образом, в каждом творении этого мира, во всех четырех видах: «неживой», «растительный», «животный», «говорящий», — действует закон причинно-следственной связи в рамках причины и следствия.

Более того, даже любая частная форма личного поведения, на которое опирается творение каждое мгновение своего существования в этом мире, определяется предшествующими факторами, вынуждающими поведение изменяться именно так и никак иначе. И это понятно и ясно всем, кто посмотрит на порядок действия вещей в природе с чисто научной точки зрения и без личного пристрастия…»

Мы ощущаем себя независимыми, но если смотреть на это с точки зрения логики, а не чувства, то мы совершенно несамостоятельны. Мы абсолютные роботы, но не чувствуем этого. Что же не позволяет нашему разуму подавить наши ощущения и предъявить нам истинную картину? Почему чувства превалируют над сознанием? В силу чего существует данное противоречие: я ощущаю себя свободным и самостоятельным, однако разумом понимаю, что я — робот? Бааль Сулам говорит, что это естественно, и в этом следует разобраться. Каким образом? Первый шаг к пониманию подобного противоречия состоит в необходимости понять, что все вокруг нас функционирует и развивается по закону причин и следствий. Этот закон справедлив как для целого, так и для каждой части в отдельности.

Тест

Урок№2

 

Четыре фактора

Основа, первичный материал

Неизменные свойства основы

Изменения внешних сил

Наследственные факторы

Тест

Четыре фактора

«Знай, что любое образование, действующее в созданиях этого мира, не произошло «из ничего». Наоборот, все произошло как «сущее из сущего». Следовательно, из реальной сущности, изменившей свою предыдущую форму и облачившейся в новую. И поэтому нам надо понять, что при любом созидании в этом мире совместно существуют четыре фактора, которые создают и определяют творение, и называются они:

1) основа (суть) – первичный материал данного создания, из которого оно возникло;

2) неизменные свойства основы;

3) свойства, изменяющиеся под воздействием внешних сил;

Изменения внешних сил».

Эти четыре фактора определяют творение и присутствуют в каждом из нас. Их необходимо выявить, проанализировать, чем они отличаются друг от друга, чтобы, в итоге, найти только ту область, тот параметр, который был бы подвластен нашим собственным усилиям измениться.

Наследственные факторы

Существуют факторы, которые мы наследуем от своих родителей и приобретаем в результате различного рода воздействий. Если прежде, в наших прошлых состояниях, мы получали некие знания, то теперь они становятся нашей натурой, наклонностями, качествами, проявляющимся желанием. Иначе говоря, если в одном из своих кругооборотов человек занимался определенного рода деятельностью, был связан с какой-либо конкретной профессией, то это послужит причиной становления его характера, отношения, свойств, подготовки в следующем воплощении — это уже будет новый человек. Это означает, что процесс нашего внутреннего развития из кругооборота в кругооборот, когда мы снова и снова возвращаемся в этот мир, облачаясь в биологические тела, меняется в зависимости от того, чем мы занимались в прошлом воплощении, с чем и с кем была связана наша деятельность. Все это весьма существенно изменяет наше будущее в следующем кругообороте.

В своем нынешнем воплощении я могу менять род занятий, якобы, выбирая, какое мне больше подходит. Все это представляется мне случайным, непреднамеренным, и неважно, довожу ли я дело до конца. Однако даже то, чем я занимаюсь в течение непродолжительного времени, отложится в решимот моего следующего воплощения, став моей натурой.

Человек, существуя в этом мире, стремится находиться в равновесии с Высшей силой, соответственно внутреннему, духовному, идеологическому заряду, который несет в себе его суть, а также сообразно своим помыслам, разумению, ощущениям, стремлениям, то есть всему тому, что заложено в его природе.

Любой объект нашего мира стремится занять самое удобное положение, наиболее соответствующее окружающей среде. Пример тому — вода, которая стекает в низины. Посмотрите, как вы сидите, как предаетесь раздумьям. Вы всегда стремитесь к покою, то есть к равновесию с окружающей средой. Это обусловлено решимот, которые в вас пробуждаются, а они исходят из прошлого воплощения.

Высшая сила — это единый закон, в соответствии с которым природа нас создала и посредством которого развивает. Существует также цель, к которой Высшая сила, Творец или Природа должна нас привести. Общий замысел Творца имеет только одну суть — нести добро. Исходя из этого замысла, были образованы все уровни природы, включая человека, чье развитие еще не закончено. Когда человек разовьет себя до такой степени, что ощутит благо, ниспосылаемое Творцом, он осознает в полной мере себя гармонично связанным со всей остальной природой в единую систему. Абсолютное добро — это мысль, создавшая творение, то есть эгоистическое желание, и приводящая его к равенству с самой мыслью. Творец завершает свое действие тем, что возводит первозданный эгоизм и все его части (неживую, растительную, животную и человеческую природы) на уровень существования, который называется добро. Это происходит при одном условии — творение само должно захотеть уподобиться Высшей силе, в этом и заключается для него свобода выбора.

Тест

 

Чему соответствует решимо?

- основе;

- законам изменения внешних сил;

- основе с неизменными свойствами;

- свойствам, изменяющимся под воздействием внешних сил.

 

Что такое основа?

- неизменные свойства;

- порядок развития;

- духовная информация;

- все ответы правильны.

 

Урок№3

Выбор окружения

Влияние окружения

Окружение как фактор

Власть разума над телом

Тест

Выбор окружения

Мы выяснили, что находимся в зависимости от четырех факторов развития. Наша суть есть желание насладиться, часть общей души, и мы должны достичь полного ее исправления.

Каждый из нас представляет собой частичку общей души Адама Ришон, претерпевшей некогда разбиение и упавшей в наш мир. Ступени, по которым происходило ее нисхождение, остаются в ней в виде решимот, в качестве информативных данных. Достигнув низшей точки — нашего мира, душа получает наименьшее по количеству и по качеству желание. Она находится настолько низко, что оказывается отрезанной даже от понимания того, что существуют более высокие ступени. Такое состояние называется «человек в нашем мире».

«Человека в нашем мире» характеризуют четыре параметра:

— его исконное желание, уменьшенное, но неизменное по своей сути — испытывать наслаждение. В нашем мире проявляется лишь наименьшая часть этого желания, остальные оказываются сокрытыми;

— неизменные законы развития этого желания, то есть ступени, по которым человек должен подняться в свое исходное состояние;

— воздействие внутренних изменений (вынуждающих постепенно подниматься) и внешних;

— окружающая среда, оказывающая всякого рода положительные и отрицательные воздействия.

Поведение человека определяется заложенными в нем внутренними факторами и суммой внешних воздействий. В этом смысле человек является своего рода исполнительным механизмом. Для выхода из-под этого диктата природы, автоматического режима существования и для обретения свободы воли, человеку необходимо оказаться под влиянием избранной им окружающей среды.

В результате складывается следующая ситуация: я всегда выполняю законы, имеющие место в окружающем обществе, которое, в свою очередь, меняется по своим правилам. Эти законы всегда влияют на мою внутреннюю суть и, в итоге, помещают меня на ту ступень, которую я должен занимать.

Таким образом, мне никуда не деться от вышеописанных четырех параметров. Единственное, что мне следует сделать — выбрать из них единственный, который я могу изменить, и который влияет на динамику моего продвижения. Таким параметром является мое окружение. Мне следует избрать такой вид общества и такой тип взаимодействия с ним, чтобы его воздействие на меня было максимально эффективным для продвижения к цели творения.

"Выбор окружающей среды"

00_3_Аудиофрагмент

Влияние окружения

Допустим, ты — молодой человек тридцати лет, приступивший к работе над собой. Следовательно, ты находишься в поколении, которое называется «нынешнее». Воспитывая себя правильно, ты через некоторое время будешь находиться в своем «следующем поколении», будущем состоянии, но уже измененный.

Этот процесс необходимо отнести к внутреннему развитию человека. Ведь «поколение за поколением» означает новые состояния, в которых я нахожусь. Если из одного поколения в другое, из состояния в состояние я перехожу осознанно, то в течение определенного времени могу их пройти без необходимости переживать смерть и рождение физического тела.

Об этом говорит каббала: соверши все исправления сейчас, в настоящем воплощении, не жди следующего. Ты можешь пройти эти кругообороты сейчас! Ведь что, собственно, называется «кругооборотом»? Произведя сейчас, внутри себя осознанные изменения под воздействием окружающей среды, ты начинаешь следующую ступень заново, в новом воплощении. Тем, что перевоспитал себя, ты приобрел обновленную основу, а это подобно твоему приходу в следующем воплощении. Каббалист, приобретающий дополнительную силу, углубленное видение, постигающий вследствие этого цель в новой форме, с новой силой, в измененных взаимосвязях, называется «проходящим следующий кругооборот». Получается, что кругооборот — это переход от знаний к навыкам. Как это осуществляется?

Цель кругооборота — преобразовать все знания человека в склонности и навыки, собственно ради этого человек и должен умереть. Людей никогда не покидает мысль: «Почему мы умираем?» Если мы в каждом поколении возвращаемся в этот мир, то зачем нам умирать? Почему бы человеку, накопив опыт, не прожить 2000-3000 лет, продолжая обогащаться навыками и завершить, в конце концов, этот процесс? Может быть, в таком случае, нам и не понадобятся тысячелетия?

Однако дело в том, что невозможно перейти на следующую ступень развития, если предыдущая ступень не сделалась нашей природой. Происходит же это только в момент отделения формы от основы: когда ты освобождаешься от внешней формы, она внедряется в основу и превращается в природную склонность. Тогда в следующем воплощении ты рождаешься с новыми, дополнительными свойствами.

Скажем точнее: не совсем новыми, но дополнительными. Подобно тому, как зерно не может прорасти новым ростком без полного разложения и утраты предыдущей формы, так и человек не способен произвести обновление, подняться на новую ступень, если не «сгниет», не избавится от предыдущей внешней формы, которой является наше тело. Наша плоть — лишь результат, копия происходящего внутри нас (имеется в виду наше внутреннее тело: характер, склонности, привычки и т. д.).

Все, что присутствует во мне сейчас, должно отделиться от внешнего выражения каждой моей склонности на данный момент и получить новую внешнюю форму. Как говорит Бааль Сулам, может случиться, что скупой станет мотом, и то, и другое имеет отношение к деньгам, но в абсолютно противоположной форме. Так или иначе, но это одна наклонность, и именно из нее вытекает необходимость в кругооборотах. Поэтому если человек воспитывает и изменяет себя, то этим обуславливает переход на новую ступень, создает ее в себе каждый раз и словно реально проходит кругооборот жизни.

Это действенный, полезный кругооборот в отличие от тех, которые люди чаще всего проходят без особых изменений между бытием и смертью. Возьмите, к примеру, обывателя и посмотрите, как в течение жизни изменилось его отношение к Творцу, к свойству отдачи, насколько он уподобился ему? Только самостоятельно определив желательную форму своего следующего состояния, человек реально проходит кругооборот. До этого свободного выбора все развитие человека подчинено четким законам природы или четырех факторов, о которых говорилось ранее.

Окружение как фактор

От нашего отношения к ожидаемому урожаю — будущему состоянию, зависит, кем мы станем. Мы можем это определить заранее. Разумеется, пшеница останется пшеницей, но каково будет ее качество — зависит от среды.

Мы должны до момента посева — выбора для себя той или иной среды — четко определить, каким будет ожидаемое последствие ее воздействия, кого она из нас вырастит на следующем этапе. Это очень важно, так как мы окажемся на следующей ступени своего развития, исходя из своих настоящих данных, тех, которые приобретем в данной среде. Поэтому нам следует подумать, как изменить себя в каждом из окружений, куда мы будем последовательно попадать.

Однако сейчас, заранее, я это сделать не могу, ибо определяю себя на ближайшей стадии. Если я ошибаюсь, то в следующий раз, выбирая среду, повторю ошибку. Таким образом, мои этапы продвижения всякий раз зависят от предыдущих, поэтому на каждом из них у меня не будет свободы воли, так как она определяется сегодня, в настоящем, теперешнем моем состоянии, когда я понимаю, что могу себя изменить. Определить заранее, до вхождения в какое-либо окружение, кем я буду «на выходе» — это и есть самая главная наша задача.

Выбрав окружающую среду, человек попадает в полную зависимость от нее. Даже если он через некоторое время начнет проверять правильность своего выбора, то этот анализ тоже будет определяться тем, что он успел получить от данного окружения. Человек уже не будет полностью независимым, каким являлся до вхождения в тот или иной коллектив, а потому он не будет свободным.

Что такое окружающая среда? Я являюсь частичкой общей души Адама Ришон, где у меня имеется постоянное место, называемое корнем души или основой. Вот это изменить я не могу. Откуда же берутся все остальные факторы? Они возникают вследствие разбиения системы Адам Ришон, то есть разрыва связи между нами, имевшей некогда место. Вместо того чтобы существовать в любви, мы пребываем в ненависти. Поэтому вместо исправленного, слаженно работающего единого организма, который функционирует для того, чтобы наполниться светом Творца, уподобившись Ему, образовалась абсолютная противоположность, которая существует в состоянии, называемом «этот мир», и это состояние является наиболее удаленным от Творца.

Власть разума над телом

Разум человека формируется под влиянием жизненных ситуаций, событий и обстоятельств, через которые он проходит. Правильное приложение разума заключается в использовании полезного и отказе от вредного. Если бы мы знали, что полезно, а что вредно (ибо ничего другого вокруг нас нет), то сортировали бы все окружение согласно тому, удаляет или приближает оно нас к избранной цели.

Воображение человека пользуется разумом так же, как глаза микроскопом: обнаружив с помощью микроскопа вредоносные микроорганизмы, человек удаляет этого вредителя или избегает соприкасаться с ним. Следовательно, наша задача состоит в том, чтобы в своем настоящем состоянии «соорудить» подобный «микроскоп».

Мне кажется, что я в состоянии оценить и отличить полезное от вредного, но это иллюзия. Как мне убедиться в правильности моих представлений? Для этого я должен подняться на следующий, более высокий уровень, находящийся надо мной. Мне нужен «микроскоп», чтобы увидеть, что за красивой оболочкой могут обитать микробы и вирусы, способные меня убить.

Значит, в моем продвижении мне постоянно нужен «микроскоп», чтобы за всеми воздействиями (неважно, какими они мне кажутся) разглядеть их истинное влияние на меня. Тогда я естественным образом не захочу брать то, что внешне выглядит красиво (ведь я рассмотрю, насколько это вредно изнутри), и наоборот, несмотря на неприглядную обертку какой-либо вещи, выберу ее, потому что внутри она полезна.

Поэтому, чтобы правильно сориентироваться в этой жизни, мы используем такие средства, как присоединение к какой-то группе, которая занимается, например, похудением, здоровым питанием или чем-то еще. Такой коллектив единомышленников помогает нам лучше разглядеть, что вредно, а что полезно, то есть служит, своего рода, микроскопом. Я прихожу в группу, и мне рассказывают: такие-то продукты нельзя употреблять в пищу, в виду содержащихся там вредных элементов, мне демонстрируют различные фильмы, показывают картинки, пытаясь произвести на меня соответствующее впечатление, приблизить, «увеличить» то, что я сам не в состоянии рассмотреть.

Как добиться, чтобы группа, в которой я нахожусь, ясно демонстрировала мне, что полезно и что вредно? Как создать вокруг себя такой коллектив единомышленников и способствовать тому, чтобы он воздействовал на меня, причем, вопреки моему природному эгоизму?

Итак, воображение человека пользуется разумом так же, как глаза микроскопом. Таким образом, именно микроскоп-разум, а не ощущение, позволяет человеку избежать вреда там, где «вредитель» не проявлен. Это справедливо и в каббале: нашими обычными органами чувств и разумом мы не ощущаем, что наша эгоистическая природа причиняет нам вред и страдания.

Мы видим, что там, где у человека нет возможности отличить вред от пользы, возникает необходимость подключить разум, властвующий над желанием и чувствами, позволяя избегать плохого и стремиться к хорошему. Осознав, что разум есть результат жизненного опыта, мы готовы принять мудрость и ум другого человека, которому доверяем, в качестве закона для самих себя. Если уважаемый мной человек говорит нечто, противоречащее моим собственным соображениям, я могу принять его мнение вопреки своему и пользоваться его разумом и его постижением как своим.

Это подобно консультации у врача и выполнению его предписаний человеком, не сведущим в медицине: он доверяет разуму и опыту специалиста. Мы в нашем мире постоянно надеемся на знания других людей и используем их, хотя для нас они совершенно непостижимы. Однако нас это не заботит: мы верим, что люди создают нормальные, правильные вещи ради нашего блага.

Если бы в нашем мире мы пользовались только тем, что знаем и понимаем сами, то остались бы жить в пещерах. На самом деле все, чем я обладаю, я получил от людей, развивших свои навыки и знания до уровня реализации и предоставивших мне их плоды. В свою очередь, я могу предоставить им плоды собственных достижений.

Тест

Что дает нам окружение?

- осознание зла своей природы;

- осознание добра;

- правильные мысли;

- меняет наши свойства.

 

4. Дополнить предложение: Наша реализация свободы воли проявляется........

- в освобождении от влияния эгоистической среды и выявлении в себе свойства отдачи;

- в осознании законов природы;

- в изменении своих свойств;

- в ограничении своих желаний.

 

Урок №4

Две силы в желании получать

Следовать за большинством

Наследие отцов

Тест

Две силы в желании получать

Творение желает насладиться, и потому притягивает к себе все то, от чего получает удовольс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.138 (0.013 с.)