Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические типы семей. Вектор социализации в современных Российских семьях.

Поиск

Типы семьи.

Семья — это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на общности жилья и бюджета (без регистрации брака), члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Когда речь заходит о семье, мы прежде всего представляем ceбе мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называете супружеской, или нуклеарной, семьей. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми.

В большинстве родственных семей женатый мужчина (или замужняя женщина) в первую очередь остается привязанным к родительской семье и наполовину входит в семью жены (или мужа). Это имеет важные последствия. Человек в основном связан обязательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родился, но не с той, с которой он связан узами брака. Так, женщина может не зависеть от своего мужа, но полностью быть в зависимости от своих братьев и сестер в деле защиты и воспитания детей.

В таких семьях ответственность и забота распределяются среди достаточно большого числа членов семьи. Создается ситуация, когда ребенок тесно связан не только с родителями, но и со своими дядями и тетями. Он окружен взрослыми, которые в некоторых случаях готовы взять на себя обязанности родителей. Таким образом, у ребенка в родственной семье появляется большая возможность для общения и социализации к большему числу ролей. Такая семья хорошо защищает ребенка от любых жизненных невзгод.

Современное общество характерно ослаблением многих родственных связей и, следовательно, преобладанием нуклеарной семьи над родственной.

Каждое общество развивает собственную систему образцов поведения в семье, и эти образцы исторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу.

Как показывает опыт, образцы брачных связей более этноцентричны, чем все другие культурные образцы общества. Нам, например, может казаться противоестественным практикуемое в некоторых современных обществах заключение брака по сговору, когда будущие супруги практически заранее не встречаются. Однако наша реакция, когда мы считаем, что люди с другой культурой думают и чувствуют как и мы, является обычной ошибкой этноцентризма. В нашем обществе рассматривают начальную стадию создания супружеской пары как романтическое приключение, через которое люди приходят к любви. Однако девушка в классическом Китае или современной Японии, например, считает странным выходить замуж за человека, не выбранного ее родителями. Стоя на позициях этноцентризма, мы жалеем молодых людей в других обществах потому, что при выборе партнера они не имеют свободы, а они жалеют наших молодых людей, лишенных родительской опеки. Но и те, и другие молодые люди не чувствуют себя нуждающимися в жалости.

Экзогамия и эндогамия. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется для избежания кровосмесительных связей. Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.

На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространен расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом вид характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость.

Моногамия и полигамия. Для россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества - моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия т.е. формы брака, при которых существует более одного партнер в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Еще сравнительно недавно эта форма брака была широко распространена, она существует и сейчас, например, на Маркизских островах. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда женщина имеет несколько мужей. Одним из таких редких примеров служат некоторые общества Южной Индии и Тибета. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе.

Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство. Однако, даже в обществах, где широко распространена полигамная семья, браки обычно являются моногамными. Только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. Тогда обязанности между женами четко распределены, а первая жена очень часто оказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех жен в достаточной степени обеспечена, и они, как правило, не желают для себя другой доли.

В настоящее время параллельно функционируют несколько различных типов семьи: патриархальная, или традиционная, дето-центристская, или современная, супружеская, или постсовременная («брак добрых друзей», объединившихся для совместного устройства жизни и воспитания детей, т.е. ребенок не рассматривается как цель создания семьи, а воспринимается скорее как партнер со своими правами и обязанностями).

Все проблемы, существующие на Западе, характерны и для современной России. Прежде всего — это общее ослабление института брака. В 1999 г. почти 28 % всех родившихся в России детей появились на свет вне зарегистрированного брака.

В России, как и в Европе, типичны ранние разводы и частые повторные браки, а также широкое распространение незарегистрированных браков. Но, в отличие от Европы, в России практически полностью отсутствует окончательное безбрачие и велико количество ранних браков.

Европейским реалиям близка и структура российских семей: велик процент неполных семей (как правило — мать и ребенок), большое количество семей однодетны (34 %) и состоят из двух поколений — родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители и дети не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, а кроме того, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, тетками, дядями и другими родственниками. Однако российская нуклеарная семья (состоящая только из детей и родителей) поддерживает довольно тесные связи с семьями родственников.

Родственные отношения в российских городах характеризуются двумя тенденциями. С одной стороны, они ослабевают, чему способствует территориальная разобщенность — в зависимости от величины города большая или меньшая; транспортные сложности и временные затраты на дорогу друг к другу.

Важной характеристикой современной российской семьи можно считать сохранение и даже рост за последние десятилетия экономической функции.

В хозяйственной жизни семьи сохраняется традиционное разделение «мужского» и «женского» труда. Мужчина по-прежнему «добытчик» — он работает большее количество часов и зарабатывает больше жены, поэтому его участие в домашнем труде в средних и более крупных городах сведено к минимуму.Жена выполняет основную часть хозяйственных функций — покупает продукты, готовит еду, проводит уборку в доме, стирает и гладит белье. Это, наряду с сохранившимися матриархатными традициями, ведет к тому, что женщина нередко играет в семье руководящую роль, что отражается на повышении ее статуса (особенно в глазах детей).

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых столетий коренным изменением ее эмоционально-психологических функций. Отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их эмоционально-психологической привязанности друг к другу, поэтому резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу. На деле при отсутствии соответствующего опыта, подготовленности и определенных усилий достичь этого весьма непросто.

Трудности в реализации и достижении ожидаемого от семейной жизни ведут к конфликтам, разочарованиям, разводам. В любом случае эти трудности осложняют жизнь семьи, мешают ей стать фактором позитивной социализации супругов, а затем и их детей.

Проблема взаимоотношений родителей с детьми также крайне сложна в связи с теми изменениями, которые претерпела семья за последние десятилетия.

Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни.

Сегодня авторитет родительской власти часто не срабатывает — на смену ему приходит авторитет личности родителей.

Дети нередко имеют более высокий уровень образования, чем родители. Наконец, в ряде семей дети уже с подросткового возраста зарабатывают деньги. Их заработки не только дают им экономическую независимость, но, порой, и превышают доходы родителей. В то же время исследования показывают, что дети, подростки, юноши, девушки относятся к своим родителям в целом тепло и доброжелательно. Современные российские студенты, выросшие в эпоху перемен, предъявляют родителям лишь одну претензию — им не хватает «деловых родительских советов».

Наконец, в современных семьях нарастает тенденция, о которой писал уже в 1969 г. американский исследователь Г. Рэйн-гольд: «Ребенок может выступать и как социализатор по отношению к родителям». Иными словами, в современных семьях растет роль субъектности и субъективности не только родителей, но и детей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.136.88 (0.01 с.)