Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение цены и объема производства в условиях олигополии.

Поиск

Олигополия – рыночная ситуация, характеризуется:

1) наличием немногих продавцов;

2) однородным или разнообразным продуктом;

3) наличием барьеров при входе в отрасль;

4) ограниченным доступом к информации.

Для этого рынка характерно производство одинаковых или сходных товаров, небольшим числом крупных фирм, которые конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказать существенное влияние на цены, по которой продаются ее товары. Ситуация олигополии возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. Экономически рациональный масштаб этих производств оказывается таким, что все нужды рынка могут быть удовлетворены несколькими фирмами. Олигополия типична для следующих отраслей: в обрабатывающей промышленности, производство стали, алюминия, в машиностроении. Олигопольными являются рынки производства нефтехимической продукции, осуществление международных перевозок.

Ситуация олигополии характерна например для автомобилей рынка США, для автомобилей рынка СССР, т.к. автомобили зарубежных фирм государство для продажи не закупала, поэтому здесь каждый олигополист диктует цены на свои цены.

 

31. Экон. последствия монополизма. Двойственная роль монопо­лий. Антимонопольное законодательство, его специфика в разных странах.

Экономические последствия монополизма:

Достоинство:

- производство качественной продукции по сравнительно не высоким ценам,

- крупные масштабы производства, за счет чего они могут снизить издержки производства,

- поддержка малого бизнеса;

- крупные фирмы имеют средства для внедрения новых технологий, НИОКР.

Недостатки:

- ограничивая производство и повышая цены, ограничивают жизненный уровень (дифф. доходов);

- чревата социально-политическими конфликтами и т.д.

 

Законодательные меры регулирования деятельности монополий -это правовые нормы, направленные на предотвращение монополь­ных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.

Чаще всего законодательные меры предполагают:

- запрещение договоров о пенах и разделе рынка,

- установление контроля за разделом рынка и слияниями,

- регулирование наборов предоставляемых доминирую­щими продавцами услуг потребителям и т.д.

 

Экономические меры регулирования деятельности монополий - это набор экономических инструментов, при помощи которых ограни­чиваются возможности реализации рыночной власти продавцов:

- прямые (цен: установления «потолка цены», прибыли);

- косвенные.

 

Монополия – наличие на рынке одного продавца возникает, тогда когда нет близких заменителей, и когда барьеры для вступления в отрасль труднопреодолимы, гос-во создает официальные барьеры для вступления, выдавая патенты и лицензии, чтобы монополия контролировала выпуск своей отрасли. Фирма монополист полностью контролирует объем предложения товаров и цены.

Формы монополии:

Картель – форма монополии союза предприятий или их объединение, в основе которой лежит соглашение об обязательном для всех участников объеме пр-ва, ценах на товары, условия найма рабочей силы. В отличие от других форм монопольных союзов предприятий, компания сохраняет хозяйственную самостоятельность.

Синдикат – форма монопольного союза картельного типа, преследующий цель устранить конкуренцию его участников в области сбыта и закупок сырья путем установления контроля над рынком однородной продукции для получения монопольной прибыли, анализа товаров всех его членов, а также закупки сырья осуществляется через единый орган – контору по продаже, члены синдиката сохраняют юридическую и в значительной степени производственную самостоятельность, но утрачивают коммерческую.

Трест – форма монополии, при которой все участники теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность подчинены единому управлению.

Концерн – форма монопольного объединения, характеризуется единством собственности и контроля. В отличие от других форм монопольных союзов, входящих в концерн предприятия не имеют самостоятельности, подчиняясь контролю финансовых магнатов возглавляющих концерн.

Двойственная роль монополии имеет место в том случае, когда монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя. Особенность ситуации состоит в том, что, хотя продавец и обладает монопольной властью, монопольное положение покупателя позволяет ему рассматривать кривую предельных издер­жек продавца в качестве кривой отраслевого предложения, т.е. аналогично усло­виям совершенной конкуренции. Поэтому покупатель устанавливает цену ниже той, которую запрашивает продавец для каждого данного объема спроса со сторо­ны покупателя. Поскольку обе стороны обладают рыночной властью, договорные цена и количество будут находиться в пределах между предложениями покупателя и продавца, а конечный результат сделки будет функцией от степени информиро­ванности сторон друг о друге и способности каждой из них вести переговоры. Мо­дель двусторонней монополии часто встречается на рынках вооружений, когда речь идет о подрядах на закупку типов вооружения, техническими возможностями производства, которого располагает только одна-единственная фирма.

Антимонопольная политика: Первые законы, запрещавшие монопольные соглашение, были приняты в Канаде (1889) и США (1890). Последний — это знаме­нитый закон Шермана, получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Лю­бые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать сво­боду промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признаются незаконными. Создание монополий влечет штраф до 5 тыс. дол. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. дол.) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии допол­нялся (в 1914, 1939 и 1950 гг.), он распространялся на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Закон Клейтона (1914) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это мог­ло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объеди­нения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний,

В Западной Европе (Бельгия — 1935 г.; Нидерланды — I933 г.; Дания – 1937 г.) были предприняты попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с «излишней конкуренцией», но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребления этой фор­мой монополии.

Акт Селлера—Кефовера (1950) дополнил Акт Клейтона запре­том на слияние путем приобретения активов. Запрещались не толь-; ко горизонтальные слияния, но и вертикальные (объединение ком­паний — последовательных участниц одного производственного про­цесса).

В Римском договоре, положившем начало Общему рынку, в ст. 85 и 86 также установлено запрещение монопольных соглашений.

Таким образом, все эти законы были направлены на обеспече­ние свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавли­вали контроль за разного рода соглашениями.

Однако немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции, рассмотренные, например, американскими судами, закончились наказанием нарушителей законов. Очень часто суды были на стороне монополий. Еще русский экономист И.Янжул об­ратил внимание в своей книге о синдикатах на процветание объе­динений, которые по закону Шермана были признаны незаконны­ми, уже через три года после принятия данного закона.

Современное процветание разного рода монополий, возникно­вение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий — закономерный процесс и объясняется это тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.248 (0.009 с.)