Издержки производства в кратковременном периоде. Основные виды издержек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издержки производства в кратковременном периоде. Основные виды издержек



Постоянные издержки - издержки, связанные с возмещением производствен­ных факторов, размеры которых не зависят от объема производимой про­дукции, (FС, англ. fixed cost). Это, например, арендная плата, выплаты банку в счет кредита, плата за охрану.

Переменные издержки (VC, англ. variable cost) - возме­щение затрат на выплату заработной платы персоналу, начисляемой в зависимости от выработки, платежи за используемое сырье и материалы, топ­ливо, электроэнергию и т. д. Если производство прекратится, то перемен­ные издержки сократятся почти до нуля, в то время как постоянные из­держки останутся на том же уровне. С расширением производства пере­менные издержки будут возрастать, фирме потребуется больше сырья, ма­териалов, работников и т. п.

В сумме постоянные и переменные издержки составляют общие, или валовые, издержки производства (TC, англ. total cost):

TC=FC+VC

Если постоянные издержки неизменны, а переменные растут по мере увеличения объемов производства, то, очевидно, валовые издержки также будут расти.

Средними называются издержки на единицу производимой продукции. Сравнивая средние издержки с ценой продукции, можно получить пред­ставление о прибыльности работы фирмы. Средние издержки АС (англ. av­erage cost) рассчитываются путем деления издержек на объем произведен­ной продукции Q (англ. quantity), таким образом можно рассчитать сред­ние постоянные AFC (англ. average fixed cost), средние переменные AVC (англ. average variable cost) и средние валовые АТС (англ. average total cost) издержки:

Прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции, т. е. отношение прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукции, называется предельными издержками фирмы МС (англ. marginal cost).

где MC — предельные издержки фирмы; DVС — прирост переменных из­держек, DQ — вызванный ими прирост объема производства.

Деятельность фирмы может быть краткосрочной и долгосрочной, в за­висимости от соотношения постоянных и переменных факторов, постоянных и переменных издержек. Если у предприятия осталось неоплаченным хоть одно обязательство из ряда постоянных, то предприятие находится в краткосрочном периоде и не может выйти из деда, т. е. прекратить дея­тельность, а по существующим в мире законодательствам может только объявить себя банкротом.

В краткосрочном периоде, когда еще остались непогашенные обязательства, фирма, терпящая убытки, может прекратить коммерческую деятельность, объявив себя банкротом, либо продолжить деятельность. В этом случае она производит продукцию, которая, будучи реализована, при­несет доход и позволит фирме свести убытки к минимуму.

Общее правило поведения фирмы (предприятия) в долгосрочном периоде: фирма остается в деле, если предполагаемый доход от реа­лизации ее продукции больше, чем валовые издержки фирмы.

Ко­гда погашено последнее обязательство по самому длительному виду посто­янных издержек, краткосрочный период деятельности фирмы превращает­ся в долгосрочный период и предприниматель волен решать, заключать ли ему но­вые долгосрочные обязательства, т. е. продолжать дело или прекратить его.

Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности. Например, стоит ли создавать для выпуска заданного объема товаров одно крупное предприятие или несколько мелких? Какой вариант позволит минимизировать издержки? Если размеры нашей фирмы удвоились (по­строили новое здание, закупили новое оборудование), в какой пропорции изменится объем выпускаемой продукции? Почему мы наблюдаем на прак­тике, что в автомобильной, металлургической промышленности существу­ют крупные предприятия, в то время как производство одежды, сфера ус­луг сосредоточены, как правило, на мелких фирмах?

Допустим, наша хлебопекарня выпекает булочки. Проанализировав из­держки, мы пришли к выводу, что минимальными они будут при произ­водстве 1000 булочек ежедневно. Кривая средних валовых издержек ATC1 изображена на рисунке. Если фирма будет выпекать большее количество булочек, то ее средние издержки возрастут. Расширим масштабы производства, открыв новый большой цех с новым оборудованием. На этом новом, более крупном предприятии (кривая средних валовых из­держек АТС2) закон убывающей отдачи начнет действовать при большем объеме выпуска и минимальные издержки на одну булочку будут достигну­ты при выпечке 2000 штук ежедневно.

Если мы и дальше будем расширять наше предприятие, то кривая сред­них валовых издержек АТС3 поднимется вверх и минимальные издержки при производстве 3000 булочек будут выше, нежели при производстве 2000 булочек. Дуга АС, описывающая кривые ATC1, АТС2, АТС3, будет пред­ставлять собой кривую долгосрочных средних валовых издержек фирмы при разных масштабах производства. Мини­мальными издержки будут при производстве 2000 булочек ежедневно.

 
 

 


Чем объясняется такое положение кривой средних долгосрочных издер­жек фирмы? Экономисты связывают его с так называемым положительным и отрицательным эффектом масштаба. Эффект масштаба будет положи­тельным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются, и отрицательным — если увеличиваются.

Существует много объяснений положительного и отрицательного эф­фекта масштаба. Положительный эффект масштаба вызван тем, что:

  • по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности ис­пользования преимуществ специализации в производстве и управлении;
  • на более крупных предприятиях может применяться высокопроизво­дительное и дорогостоящее оборудование;
  • больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.

Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.007 с.)