Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Необходимость и сущность социальной защищенности населения в условиях рынка.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кризисные ситуации, банкротства предприятий, конъюнктурные колебания рынка, инфляция, безработица, неравенство в доходах вызывают повышение социального риска людей, опасения за устойчивость своего социально-экономического положения. В связи с этим возникает объективная необходимость социальной защиты населения, т.е. комплексная система государственных мер, гарантирующих населению его права в области уровня жизни, потребления и обслуживания. Это такая система социально-экономических отношений, которая обеспечивает каждому члену общества государственные минимальные социальные стандарты жизни. Меры социальной защиты реализуются с помощью социального законодательства, организационных механизмов (органов управления социальной сферой) и финансовых средств (государственного бюджета и фондов социального страхования). Основными инструментами социальной защиты, как показывает мировая практика, являются страхование, социальное обеспечение и социальная помощь. Страховые взносы в отличие от налогов имеют возмездный характер. В нашей стране все три компонента социальной защиты не имеют четких границ с точки зрения организации, механизмов, технологии и источников финансирования. Страховые взносы преобразованы в социальный налог, поэтому возмездность исчезает. Социальное страхование призвано обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности из-за несчастного случая, при безработице. Оно распространяется на работающих членов общества. В основу социального страхования заложены принципы личной ответственности страхователей и их солидарной взаимопомощи. В нем участвуют три стороны: работодатель, работник и государство. В отличие от государственного вспомоществования в социальном страховании работодатели и работники несут всю полноту ответственности за формирование финансовых ресурсов на случай наступления социальных рисков. Огромная роль социального страхования определяется тем, что на его долю в развитых странах приходится, как правило, 60-70 % всех затрат на цели социальной защиты и примерно 15-20 % ВВП. В странах СНГ потенциал социального страхования значительно меньше. На его долю приходится 35-40 % ^ всех затрат на цели социальной защиты и 4,5-7,5 % ВВП. За счет социального страхования содержится основная масса пенсионеров — более 40 млн. человек (на 1 августа 2003 г.) В соответствии с пенсионной реформой расчет пенсий производится по новой системе с учетом страховой и накопительной частей пенсий. Каждый работник определяет, кому он доверяет свои пенсионные накопления — Пенсионному фонду или негосударственной управляющей компании. Важной формой социальной защиты является обязательное медицинское страхование. Его цель — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Обязательное медицинское страхование юридически распространяется на всех граждан страны. Оно охватывает 96,7% населения России. Кроме того, часть людей решают проблемы своего здоровья через систему добровольного медицинского страхования. В качестве объектов медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Страхователями для работающих граждан являются предприятия, учреждения, организации, индивидуальные предприниматели; страхователями неработающего населения — региональные органы власти. Медицинское страхование реализуется через Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Однако ФОМС предоставляет основной, но не весь объем медицинской помощи. Многие виды медицинских услуг являются платными. Расходы на здравоохранение составляют около 3% ВВП, в то время как минимум, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения, является 5%. Развитие самой жизненно важной сферы — здравоохранения предполагает решение не только финансовых, но и кадровых проблем. В социальной защите нуждаются все трудящиеся. Они должны быть застрахованы от риска потерять работу и иметь возможность для существования в период вынужденного бездействия. Пособия по безработице позволяют сохранить физическое и психическое здоровье временно незанятой рабочей силы. При расширении производства она может включиться в трудовой процесс. Минимальный размер пособия установлен не ниже 20 %, а максимальный — не выше прожиточного минимума. Размер пособия по безработице может снижать или повышать стимулы к быстрому трудоустройству. Следовательно, пособие по безработице, с одной стороны, выполняет функцию социальной защиты, а с другой — функцию стимулирования занятости. Элементом социальной защиты является доступность образования и системы профессиональной переподготовки. Это позволяет безработному найти новое место работы, адаптироваться к требованиям рынка. Социальная помощь направлена на поддержку малообеспеченных и бездомных. Как правило, она осуществляется адресно. Это стационарное и нестационарное социальное обслуживание беспомощных людей, инвалидов, многодетных семей, беспризорных и других категорий. Сюда же относится и предоставление льгот при оплате коммунальных услуг, электроэнергии, телефона, некоторых лекарств и т.д. В организации социальной помощи в регионах большое распространение получила натуральная форма ее предоставления — выдача продуктов питания, одежды, обуви, предоставление бесплатных обедов, оказание бесплатных или льготных услуг. Степень социальной защиты населения определяется уровнем минимальных государственных социальных стандартов и гарантий. Социальные гарантии представляют собой обязательства государства и общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей. В России к социальным гарантиям относятся: прожиточный мини-— стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность; минимальная заработная плата — минимально |допустимый уровень выплат работнику за его труд; пенсии —денежные выплаты, предоставляемые гражданам, достигшим определённого возраста; стипендии студентам; пособия на детей и др. Основными задачами социальной политики являются повышение народного благосостояния, улучшение условий труда и совершенствование его оплаты, осуществление принципа социальной справедливости. №57. Международное разделение труда Объективной основой развития и эффективного функционирования мировой экономики служит международное развитие труда (МРТ). Разделение труда – качественное обособление (и специализация) различных видов трудовой деятельности, их взаимодействие и взаимодополнение. Общее разделение труда характеризуется его обособление по крупным сферам: промышленность, с/х, строительство, транспорт и связь, торговля, сфера услуг. Частное, или особенное, разделение труда связано с дифференциацией отраслей и видов производств. Например, возникают добывающая и обрабатывающая отрасли промышленности. Она в свою очередь включает конкретные отрасли и виды: машиностроение, пищевую и легкую промышленность и т.д. Сущность МРТ: Диалектическое единство процессов международной специализации и кооперирования стран в процессе удовлетворения их национальных экономических интересов. Факторы становления и развития МРТ 1. Природно-географические различия стран; 2. Научно-технический прогресс; 3. Различия в уровнях экономического и научно-технического развития стран; 4. Тип хозяйствования и характер внешнеэкономических связей страны; 5. Экономическая экспансия транснациональных корпораций; 6. Развитие процессов региональной экономической интеграции. Виды МРТ 1. общее МРТ — разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства (промышленность, транспорт, связь и т. п.). С общим МРТ связано деление стран на индустриальные, сырьевые, аграрные; 2. частное МРТ — разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям (тяжёлая и лёгкая промышленность, скотоводство и земледелие и т. п.). Оно связано с предметной специализацией; 3. единичное МРТ — разделение труда внутри одного предприятия. При этом предприятие трактуется широко — как цикл создания законченного товара. Единичное и частное МРТ в значительной степени осуществляются в рамках единых корпораций (транснациональных корпораций), которые действуют одновременно в разных странах. Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних. Вместе с тем к концу 90-х годов в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы как сырье и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объем поступления товаров не безвредных для здоровья человека. Для современной международной специализации России помимо нефти и газа становится характерной и продукция некоторых других отраслей промышленности, отличающихся, как правило, низкой технологичностью и экологичностью. В их числе - черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажная промышленность. Совокупная доля этих отраслей в российском экспорте за 1992-1996 гг. выросла в 2 раза. При этом стоимость экспорта неэкологичных отраслей промышленности выше, чем совокупная стоимость вывоза нефти и газа. В середине 90-х годов доля металлургической продукции в валовом промышленном производстве у России примерно в 2-4 раза выше, чем в промышленно развитых странах. Что касается участия России в международном разделении труда со своей готовой продукцией, то пока перспективы мало обнадеживающие. Определенные возможности просматриваются только у неэлектротехнического машиностроения, включая общее машиностроение и производство специализированного промышленного оборудования, в рамках расширения технического содействия и производственной кооперации с традиционными партнерами в регионах СНГ и Восточной Европы, а также среди развивающихся стран. Для обеспечения прошлых позиций по вышеназванным направлениям наукоемкой готовой продукции на мировом рынке России нужна существенная финансовая, информационно-консультационная, маркетинговая инфраструктура государственной поддержки соответствующих производств. Только при такой поддержке, а также агрессивной экспортной политике Россия сможет перевести накопленный интеллектуальный и технологический потенциал в конкурентные преимущества на мировом рынке. Помимо развития эффективного экспорта Россия должна идти по пути широкого развития международного внутриотраслевого кооперирования. Этот вид МРТ открывает существенные возможности для вовлечения в мировое производство различных отраслей российского машиностроения. Указывая на объективную необходимость всемерного участия России в системе МРТ, следует помнить, что включение в этот процесс отнюдь не самоцель, а должно быть направлено на повышение эффективности всего народного хозяйства. Основным (но не единственным) условием вовлечения России в современное международное разделение труда является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности. №58 Международная и экономическая интеграция Экономическая интеграция — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики. Выделяют следующие формы экономической интеграции: · Преференциальная зона, · Зона свободной торговли, · Таможенный союз, · Общий рынок, · Экономический союз и · Экономический и валютный союз. Основными признаками интеграции являются: · взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; · структурные изменения в экономике стран-участниц; · необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов. Уровни интеграции: · макроэкономический (интеграция на государственном уровне); · микроэкономический (межфирменные объединения ТНК). Зона свободной торговли (Free trade area) (ЗСТ)[1] — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы. Таможенный союз — соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории». Обычно страны — участницы Таможенного союза (ТС) договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат. Экономический союз (Economic union) — тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов. Экономический и валютный союз (ЭВС) — один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками: · Отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран · Наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть капитала и рабочей силы · Наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики. · Наличие наднациональных органов управления и проведение единой макроэкономической политики. Преимущества: · увеличение размеров рынка - проявление эффекта масштаба производства; · возрастает конкуренция между странами; · происходит обеспечение лучших условий торговли; · расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры; · распространение новейших технологий. Отрицательные последствия: · для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров; · олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, который способствует повышению цен на товары; · эффект потерь от увеличения масштабов производства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.61 (0.013 с.) |