Необходимость и сущность социальной защищенности населения в условиях рынка.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость и сущность социальной защищенности населения в условиях рынка.



Кризисные ситуации, банкротства предприятий, конъюнктурные колебания рынка, инфляция, безработица, неравенство в доходах вызывают повышение социального риска людей, опасения за устойчивость своего социально-экономического положения. В связи с этим возникает объективная необходимость социальной защиты населения, т.е. комплексная система государственных мер, гарантирующих населению его права в области уровня жизни, потребления и обслуживания. Это такая система социально-экономических отношений, которая обеспечивает каждому члену общества государственные минимальные социальные стандарты жизни.

Меры социальной защиты реализуются с помощью социального законодательства, организационных механизмов (органов управления социальной сферой) и финансовых средств (государственного бюджета и фондов социального страхования). Основными инструментами социальной защиты, как показывает мировая практика, являются страхование, социальное обеспечение и социальная помощь. Страховые взносы в отличие от налогов имеют возмездный характер.

В нашей стране все три компонента социальной защиты не имеют четких границ с точки зрения организации, механизмов, технологии и источников финансирования. Страховые взносы преобразованы в социальный налог, поэтому возмездность исчезает.

Социальное страхование призвано обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности из-за несчастного случая, при безработице. Оно распространяется на работающих членов общества. В основу социального страхования заложены принципы личной ответственности страхователей и их солидарной взаимопомощи. В нем участвуют три стороны: работодатель, работник и государство. В отличие от государственного вспомоществования в социальном страховании работодатели и работники несут всю полноту ответственности за формирование финансовых ресурсов на случай наступления социальных рисков.

Огромная роль социального страхования определяется тем, что на его долю в развитых странах приходится, как правило, 60-70 % всех затрат на цели социальной защиты и примерно 15-20 % ВВП. В странах СНГ потенциал социального страхования значительно меньше. На его долю приходится 35-40 % ^ всех затрат на цели социальной защиты и 4,5-7,5 % ВВП.

За счет социального страхования содержится основная масса пенсионеров — более 40 млн. человек (на 1 августа 2003 г.)

В соответствии с пенсионной реформой расчет пенсий производится по новой системе с учетом страховой и накопительной частей пенсий. Каждый работник определяет, кому он доверяет свои пенсионные накопления — Пенсионному фонду или негосударственной управляющей компании.

Важной формой социальной защиты является обязательное медицинское страхование. Его цель — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Обязательное медицинское страхование юридически распространяется на всех граждан страны. Оно охватывает 96,7% населения России. Кроме того, часть людей решают проблемы своего здоровья через систему добровольного медицинского страхования.

В качестве объектов медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Страхователями для работающих граждан являются предприятия, учреждения, организации, индивидуальные предприниматели; страхователями неработающего населения — региональные органы власти. Медицинское страхование реализуется через Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС).

Однако ФОМС предоставляет основной, но не весь объем медицинской помощи. Многие виды медицинских услуг являются платными. Расходы на здравоохранение составляют около 3% ВВП, в то время как минимум, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения, является 5%. Развитие самой жизненно важной сферы — здравоохранения предполагает решение не только финансовых, но и кадровых проблем.

В социальной защите нуждаются все трудящиеся. Они должны быть застрахованы от риска потерять работу и иметь возможность для существования в период вынужденного бездействия. Пособия по безработице позволяют сохранить физическое и психическое здоровье временно незанятой рабочей силы. При расширении производства она может включиться в трудовой процесс. Минимальный размер пособия установлен не ниже 20 %, а максимальный — не выше прожиточного минимума.

Размер пособия по безработице может снижать или повышать стимулы к быстрому трудоустройству. Следовательно, пособие по безработице, с одной стороны, выполняет функцию социальной защиты, а с другой — функцию стимулирования занятости. Элементом социальной защиты является доступность образования и системы профессиональной переподготовки. Это позволяет безработному найти новое место работы, адаптироваться к требованиям рынка.

Социальнаяпомощь направлена на поддержку малообеспеченных и бездомных. Как правило, она осуществляется адресно. Это стационарное и нестационарное социальное обслуживание беспомощных людей, инвалидов, многодетных семей, беспризорных и других категорий. Сюда же относится и предоставление льгот при оплате коммунальных услуг, электроэнергии, телефона, некоторых лекарств и т.д. В организации социальной помощи в регионах большое распространение получила натуральная форма ее предоставления — выдача продуктов питания, одежды, обуви, предоставление бесплатных обедов, оказание бесплатных или льготных услуг.

Степень социальной защиты населения определяется уровнем минимальных государственных социальных стандартов и гарантий. Социальные гарантии представляют собой обязательства государства и общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей. В России к социальным гарантиям относятся: прожиточный мини-— стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность; минимальная заработная плата — минимально |допустимый уровень выплат работнику за его труд; пенсии —денежные выплаты, предоставляемые гражданам, достигшим определённого возраста; стипендии студентам; пособия на детей и др.

Основными задачами социальной политики являются повышение народного благосостояния, улучшение условий труда и совершенствование его оплаты, осуществление принципа социальной справедливости.

№57. Международное разделение труда

Объективной основой развития и эффективного функционирования мировой экономики служит международное развитие труда (МРТ).

Разделение труда – качественное обособление (и специализация) различных видов трудовой деятельности, их взаимодействие и взаимодополнение.

Общее разделение труда характеризуется его обособление по крупным сферам: промышленность, с/х, строительство, транспорт и связь, торговля, сфера услуг.

Частное, или особенное, разделение труда связано с дифференциацией отраслей и видов производств. Например, возникают добывающая и обрабатывающая отрасли промышленности. Она в свою очередь включает конкретные отрасли и виды: машиностроение, пищевую и легкую промышленность и т.д.

Сущность МРТ: Диалектическое единство процессов международной специализации и кооперирования стран в процессе удовлетворения их национальных экономических интересов.

Факторы становления и развития МРТ

1. Природно-географические различия стран;

2. Научно-технический прогресс;

3. Различия в уровнях экономического и научно-технического развития стран;

4. Тип хозяйствования и характер внешнеэкономических связей страны;

5. Экономическая экспансия транснациональных корпораций;

6. Развитие процессов региональной экономической интеграции.

Виды МРТ

1. общее МРТ — разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства (промышленность, транспорт, связь и т. п.). С общим МРТ связано деление стран на индустриальные, сырьевые, аграрные;

2. частное МРТ — разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям (тяжёлая и лёгкая промышленность, скотоводство и земледелие и т. п.). Оно связано с предметной специализацией;

3. единичное МРТ — разделение труда внутри одного предприятия. При этом предприятие трактуется широко — как цикл создания законченного товара.

Единичное и частное МРТ в значительной степени осуществляются в рамках единых корпораций (транснациональных корпораций), которые действуют одновременно в разных странах. Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних. Вместе с тем к концу 90-х годов в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы как сырье и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объем поступления товаров не безвредных для здоровья человека. Для современной международной специализации России помимо нефти и газа становится характерной и продукция некоторых других отраслей промышленности, отличающихся, как правило, низкой технологичностью и экологичностью. В их числе - черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажная промышленность. Совокупная доля этих отраслей в российском экспорте за 1992-1996 гг. выросла в 2 раза. При этом стоимость экспорта неэкологичных отраслей промышленности выше, чем совокупная стоимость вывоза нефти и газа. В середине 90-х годов доля металлургической продукции в валовом промышленном производстве у России примерно в 2-4 раза выше, чем в промышленно развитых странах. Что касается участия России в международном разделении труда со своей готовой продукцией, то пока перспективы мало обнадеживающие. Определенные возможности просматриваются только у неэлектротехнического машиностроения, включая общее машиностроение и производство специализированного промышленного оборудования, в рамках расширения технического содействия и производственной кооперации с традиционными партнерами в регионах СНГ и Восточной Европы, а также среди развивающихся стран. Для обеспечения прошлых позиций по вышеназванным направлениям наукоемкой готовой продукции на мировом рынке России нужна существенная финансовая, информационно-консультационная, маркетинговая инфраструктура государственной поддержки соответствующих производств. Только при такой поддержке, а также агрессивной экспортной политике Россия сможет перевести накопленный интеллектуальный и технологический потенциал в конкурентные преимущества на мировом рынке. Помимо развития эффективного экспорта Россия должна идти по пути широкого развития международного внутриотраслевого кооперирования. Этот вид МРТ открывает существенные возможности для вовлечения в мировое производство различных отраслей российского машиностроения. Указывая на объективную необходимость всемерного участия России в системе МРТ, следует помнить, что включение в этот процесс отнюдь не самоцель, а должно быть направлено на повышение эффективности всего народного хозяйства. Основным (но не единственным) условием вовлечения России в современное международное разделение труда является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности.

№58 Международная и экономическая интеграция

Экономическая интеграция — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

Выделяют следующие формы экономической интеграции:

· Преференциальная зона,

· Зона свободной торговли,

· Таможенный союз,

· Общий рынок,

· Экономический союз и

· Экономический и валютный союз.

Основными признаками интеграции являются:

· взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

· структурные изменения в экономике стран-участниц;

· необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

Уровни интеграции:

· макроэкономический (интеграция на государственном уровне);

· микроэкономический (межфирменные объединения ТНК).

Зона свободной торговли (Free trade area) (ЗСТ)[1] — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

Таможенный союз — соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории». Обычно страны — участницы Таможенного союза (ТС) договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.
Фактически, речь идет о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане Таможенный союз является гораздо более жесткой формой интеграции, чем, например, Зона свободной торговли. Общий рынок - форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства: капитала, трудовых ресурсов через границы стран, являющихся членами общего рынка.

Экономический союз (Economic union) — тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции . На этом этапе развития интеграции возникает потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.

Экономический и валютный союз (ЭВС) — один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками:

· Отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран

· Наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть капитала и рабочей силы

· Наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики.

· Наличие наднациональных органов управления и проведение единой макроэкономической политики.

Преимущества:

· увеличение размеров рынка - проявление эффекта масштаба производства;

· возрастает конкуренция между странами;

· происходит обеспечение лучших условий торговли;

· расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;

· распространение новейших технологий.

Отрицательные последствия:

· для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров;

· олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, который способствует повышению цен на товары;

· эффект потерь от увеличения масштабов производства.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.013 с.)