Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Необходимость и сущность социальной защищенности населения в условиях рынка.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Кризисные ситуации, банкротства предприятий, конъюнктурные колебания рынка, инфляция, безработица, неравенство в доходах вызывают повышение социального риска людей, опасения за устойчивость своего социально-экономического положения. В связи с этим возникает объективная необходимость социальной защиты населения, т.е. комплексная система государственных мер, гарантирующих населению его права в области уровня жизни, потребления и обслуживания. Это такая система социально-экономических отношений, которая обеспечивает каждому члену общества государственные минимальные социальные стандарты жизни. Меры социальной защиты реализуются с помощью социального законодательства, организационных механизмов (органов управления социальной сферой) и финансовых средств (государственного бюджета и фондов социального страхования). Основными инструментами социальной защиты, как показывает мировая практика, являются страхование, социальное обеспечение и социальная помощь. Страховые взносы в отличие от налогов имеют возмездный характер. В нашей стране все три компонента социальной защиты не имеют четких границ с точки зрения организации, механизмов, технологии и источников финансирования. Страховые взносы преобразованы в социальный налог, поэтому возмездность исчезает. Социальное страхование призвано обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности из-за несчастного случая, при безработице. Оно распространяется на работающих членов общества. В основу социального страхования заложены принципы личной ответственности страхователей и их солидарной взаимопомощи. В нем участвуют три стороны: работодатель, работник и государство. В отличие от государственного вспомоществования в социальном страховании работодатели и работники несут всю полноту ответственности за формирование финансовых ресурсов на случай наступления социальных рисков. Огромная роль социального страхования определяется тем, что на его долю в развитых странах приходится, как правило, 60-70 % всех затрат на цели социальной защиты и примерно 15-20 % ВВП. В странах СНГ потенциал социального страхования значительно меньше. На его долю приходится 35-40 % ^ всех затрат на цели социальной защиты и 4,5-7,5 % ВВП. За счет социального страхования содержится основная масса пенсионеров — более 40 млн. человек (на 1 августа 2003 г.) В соответствии с пенсионной реформой расчет пенсий производится по новой системе с учетом страховой и накопительной частей пенсий. Каждый работник определяет, кому он доверяет свои пенсионные накопления — Пенсионному фонду или негосударственной управляющей компании. Важной формой социальной защиты является обязательное медицинское страхование. Его цель — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Обязательное медицинское страхование юридически распространяется на всех граждан страны. Оно охватывает 96,7% населения России. Кроме того, часть людей решают проблемы своего здоровья через систему добровольного медицинского страхования. В качестве объектов медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Страхователями для работающих граждан являются предприятия, учреждения, организации, индивидуальные предприниматели; страхователями неработающего населения — региональные органы власти. Медицинское страхование реализуется через Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Однако ФОМС предоставляет основной, но не весь объем медицинской помощи. Многие виды медицинских услуг являются платными. Расходы на здравоохранение составляют около 3% ВВП, в то время как минимум, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения, является 5%. Развитие самой жизненно важной сферы — здравоохранения предполагает решение не только финансовых, но и кадровых проблем. В социальной защите нуждаются все трудящиеся. Они должны быть застрахованы от риска потерять работу и иметь возможность для существования в период вынужденного бездействия. Пособия по безработице позволяют сохранить физическое и психическое здоровье временно незанятой рабочей силы. При расширении производства она может включиться в трудовой процесс. Минимальный размер пособия установлен не ниже 20 %, а максимальный — не выше прожиточного минимума. Размер пособия по безработице может снижать или повышать стимулы к быстрому трудоустройству. Следовательно, пособие по безработице, с одной стороны, выполняет функцию социальной защиты, а с другой — функцию стимулирования занятости. Элементом социальной защиты является доступность образования и системы профессиональной переподготовки. Это позволяет безработному найти новое место работы, адаптироваться к требованиям рынка. Социальная помощь направлена на поддержку малообеспеченных и бездомных. Как правило, она осуществляется адресно. Это стационарное и нестационарное социальное обслуживание беспомощных людей, инвалидов, многодетных семей, беспризорных и других категорий. Сюда же относится и предоставление льгот при оплате коммунальных услуг, электроэнергии, телефона, некоторых лекарств и т.д. В организации социальной помощи в регионах большое распространение получила натуральная форма ее предоставления — выдача продуктов питания, одежды, обуви, предоставление бесплатных обедов, оказание бесплатных или льготных услуг. Степень социальной защиты населения определяется уровнем минимальных государственных социальных стандартов и гарантий. Социальные гарантии представляют собой обязательства государства и общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей. В России к социальным гарантиям относятся: прожиточный мини-— стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность; минимальная заработная плата — минимально |допустимый уровень выплат работнику за его труд; пенсии —денежные выплаты, предоставляемые гражданам, достигшим определённого возраста; стипендии студентам; пособия на детей и др. Основными задачами социальной политики являются повышение народного благосостояния, улучшение условий труда и совершенствование его оплаты, осуществление принципа социальной справедливости. №57. Международное разделение труда Объективной основой развития и эффективного функционирования мировой экономики служит международное развитие труда (МРТ). Разделение труда – качественное обособление (и специализация) различных видов трудовой деятельности, их взаимодействие и взаимодополнение. Общее разделение труда характеризуется его обособление по крупным сферам: промышленность, с/х, строительство, транспорт и связь, торговля, сфера услуг. Частное, или особенное, разделение труда связано с дифференциацией отраслей и видов производств. Например, возникают добывающая и обрабатывающая отрасли промышленности. Она в свою очередь включает конкретные отрасли и виды: машиностроение, пищевую и легкую промышленность и т.д. Сущность МРТ: Диалектическое единство процессов международной специализации и кооперирования стран в процессе удовлетворения их национальных экономических интересов. Факторы становления и развития МРТ 1. Природно-географические различия стран; 2. Научно-технический прогресс; 3. Различия в уровнях экономического и научно-технического развития стран; 4. Тип хозяйствования и характер внешнеэкономических связей страны; 5. Экономическая экспансия транснациональных корпораций; 6. Развитие процессов региональной экономической интеграции. Виды МРТ 1. общее МРТ — разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства (промышленность, транспорт, связь и т. п.). С общим МРТ связано деление стран на индустриальные, сырьевые, аграрные; 2. частное МРТ — разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям (тяжёлая и лёгкая промышленность, скотоводство и земледелие и т. п.). Оно связано с предметной специализацией; 3. единичное МРТ — разделение труда внутри одного предприятия. При этом предприятие трактуется широко — как цикл создания законченного товара. Единичное и частное МРТ в значительной степени осуществляются в рамках единых корпораций (транснациональных корпораций), которые действуют одновременно в разных странах. Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних. Вместе с тем к концу 90-х годов в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы как сырье и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объем поступления товаров не безвредных для здоровья человека. Для современной международной специализации России помимо нефти и газа становится характерной и продукция некоторых других отраслей промышленности, отличающихся, как правило, низкой технологичностью и экологичностью. В их числе - черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажная промышленность. Совокупная доля этих отраслей в российском экспорте за 1992-1996 гг. выросла в 2 раза. При этом стоимость экспорта неэкологичных отраслей промышленности выше, чем совокупная стоимость вывоза нефти и газа. В середине 90-х годов доля металлургической продукции в валовом промышленном производстве у России примерно в 2-4 раза выше, чем в промышленно развитых странах. Что касается участия России в международном разделении труда со своей готовой продукцией, то пока перспективы мало обнадеживающие. Определенные возможности просматриваются только у неэлектротехнического машиностроения, включая общее машиностроение и производство специализированного промышленного оборудования, в рамках расширения технического содействия и производственной кооперации с традиционными партнерами в регионах СНГ и Восточной Европы, а также среди развивающихся стран. Для обеспечения прошлых позиций по вышеназванным направлениям наукоемкой готовой продукции на мировом рынке России нужна существенная финансовая, информационно-консультационная, маркетинговая инфраструктура государственной поддержки соответствующих производств. Только при такой поддержке, а также агрессивной экспортной политике Россия сможет перевести накопленный интеллектуальный и технологический потенциал в конкурентные преимущества на мировом рынке. Помимо развития эффективного экспорта Россия должна идти по пути широкого развития международного внутриотраслевого кооперирования. Этот вид МРТ открывает существенные возможности для вовлечения в мировое производство различных отраслей российского машиностроения. Указывая на объективную необходимость всемерного участия России в системе МРТ, следует помнить, что включение в этот процесс отнюдь не самоцель, а должно быть направлено на повышение эффективности всего народного хозяйства. Основным (но не единственным) условием вовлечения России в современное международное разделение труда является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности. №58 Международная и экономическая интеграция Экономическая интеграция — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики. Выделяют следующие формы экономической интеграции: · Преференциальная зона, · Зона свободной торговли, · Таможенный союз, · Общий рынок, · Экономический союз и · Экономический и валютный союз. Основными признаками интеграции являются: · взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; · структурные изменения в экономике стран-участниц; · необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов. Уровни интеграции: · макроэкономический (интеграция на государственном уровне); · микроэкономический (межфирменные объединения ТНК). Зона свободной торговли (Free trade area) (ЗСТ)[1] — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы. Таможенный союз — соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории». Обычно страны — участницы Таможенного союза (ТС) договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат. Экономический союз (Economic union) — тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов. Экономический и валютный союз (ЭВС) — один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками: · Отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран · Наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть капитала и рабочей силы · Наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики. · Наличие наднациональных органов управления и проведение единой макроэкономической политики. Преимущества: · увеличение размеров рынка - проявление эффекта масштаба производства; · возрастает конкуренция между странами; · происходит обеспечение лучших условий торговли; · расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры; · распространение новейших технологий. Отрицательные последствия: · для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров; · олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, который способствует повышению цен на товары; · эффект потерь от увеличения масштабов производства.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.011 с.) |