Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Скорость моторной реакции руки и ноги, с↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Приведенные данные свидетельствуют о том, что собственно моторные индикаторы обнаруживают тенденцию к ускорению реакции даже в 50-69 лет и снижения в 70-89 лет незначительны, если сопоставлять скорость реакции с точностью, которая снижается более резко, как показывают многие исследования. По поводу этих данных С. Пако пишет: «...более поздние исследования Прайса и Майлса обнаружили, что старение в равной степени поражает рецепторные и психомоторные функции»88. Однако это заключение верно только в отношении самой общей тенденции старения функций. Что касается эволюции даже лишь психомоторных реакций руки на световые и звуковые раздражители, то в 1958 г. на Международном конгрессе по прикладной психологии в Риме М. Гавини сообщила, что в период с 50 до 80 лет снижение точности различения значительно больше характеризует процесс старения, чем снижение скорости сенсорных реакций. Надо думать, учитывая все ранее сказанное, что, кроме ослабления тормозного процесса (дифференцировочного торможения) и более легкой возбудимости инерции возбудительного процесса, имеет значение и рассогласование билатеральных связей, ослабляющих регуляцию движения в системе зрительно-моторной координации. Эволюция точности движений руки (в ответ на зрительные сигналы) является одним из индикаторов состояния зрительно-моторной координации. Другим может считаться эволюция измерительных функций глаза, генетически определяемых совместной измерительной работой руки и глаза, особенно линейного глазомера, в том числе и так называемого пассивного глазомера (без включения двигательной координа- 87 Основы геронтологии. — М: Медгиз, 1960. — С. 47. 88 Там же. Человек как предмет познания ции руки). Исследования, проведенные под руководством М. Д. Александровой в нашей лаборатории, показали высокую его сохранность у старых и престарелых людей. Александрова пишет: «Можно предположить, что сохранность точности деления является результатом аккумуляции прежнего опыта зрительно-моторной координации. Эта сохранность не коррелирует с другими пространственно-различительными функциями, в частности высокая степень точности деления может иметь место при низкой остроте зрения и не всегда коррелирует с границами поля зрения»89. О значительном прогрессе линейного глазомера в процессе обучения и накопления опыта измерительной практики свидетельствуют данные Е. Ф. Рыбалко, приводимые здесь в извлечениях (табл. 28). Таблица 28 Бинокулярный (б) и монокулярный (левый глаз - л; правый - π) глазомер по возрастным группам
На наибольшем расстоянии (9 м) бинокулярный глазомер оказывается более точным (сравнительно с монокулярным) только у взрослых людей. Бинокулярный глазомер, впрочем, наиболее точен в этой группе и на наименьшем расстоянии (1 м), что свидетельствует о действии других факторов, помимо угла зрения, особенно о действии упрочившегося стереотипа индуктивных отношений между обеими монокулярными системами. Это означает, между прочим, что эволюция зрительно-моторной координации зависит не только от упрочения связей между глазом и рукой в совместных измерительных функциях, но и от установления определенных взаимодействий между монокулярными системами. Сопоставление разных ошибок правого и левого глаза в глазомерных оценках свидетельствует о том, что наиболее точным у взрослых является правый глаз на всех расстояниях (от 1 до 9 м), между тем у дошкольников более точен левый глаз (на расстоянии 9 и 1 м) или отмечается равенство глазомерных оценок (5 м), что имеет место и у школьников на расстоянии в 1 м. На остальных дистанциях более точным у них оказывается левый глаз. Правосторонняя латерализация линейного глазомера, явно выраженная у взрослых, является продуктом длительного приспособления зрительного аппарата к структуре трудовых и графических действий с их ведущей правой рукой. Однако к этому типу латерализации линейного глазомера приводит сложная, противоречивая исто- 89 Александрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. — Л.: Изд. ЛГУ, 1 9 6 4. — С. 108. Глава 6. Нейропсихическая регуляция индивидуального развития человека рия развития глазомерной функции, проходящая фазы первоначально левосторонней латерализации, а затем симметрии глазомерных функций обоих глаз90. Для понимания всего процесса сенсорного развития важно проследить влияние левого полушария, доминантного по речи и сложной психомоторике, на зрительную функцию и механизм зрительно-моторной координации. Однако пока еще не найден прямой метод такого изучения, особенно исследования стадий формирования билатеральных связей в детстве и отрочестве. Но уже в настоящее время для этой цели могут быть использованы сравнительные данные о наружных границах монокулярных систем у детей и подростков с нормальным и аномальным развитием (олигофренов в стадии дебильиости). Сопоставим с этой целью данные о нормальных детях, взятые из исследования В. И. Сергеевой, выполненного под нашим руководством, с данными об аномальных детях, заимствованными из исследования В. В. Семеновой, проведенного под руководством проф. А. В. Ярмоленко91 (табл. 29). Таблица 29
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.251 (0.005 с.) |