Тема 6. Глобальные проблемы человечества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Глобальные проблемы человечества.



Цель: Дать представление о стратегии человечества в планетарном масштабе.

Задачи:
- раскрыть космическо-природную основу человеческого бытия;

- показать сегодняшние глобальные проблемы как противоречия перехода от техногенной к антропогенной цивилизации.

 

План.

1. Сущность глобальных проблем, их виды и способы решения.

2. Экологические проблемы.

3. Война и мир.

4. Рост народонаселения и планетарные экономические тенденции.

 

Текст

Все глобальные проблемы современности можно разделить на три группы. В первую группу (интерсоциальные проблемы) входят: проблема войны и мира, а также экономические проблемы. Во вторую группу (проблемы системы «Человек - общество») входят: проблемы здравоохранения, народонаселения, образования, культуры, развития человека. В третью группу (проблемы системы «Природа - общество») входят: проблемы ресурсов, энергетики, продовольствия, экологические.

Экономический прогресс до недавнего времени достигался за счет экологического регресса. Это вызвало экологический кризис. Однако экологическую катастрофу можно предотвратить, перейдя к разумному природопользованию.

Серьезной проблемой, чреватой началом третьей мировой войны, являются региональные кризисы и конфликты, порождающие гражданские войны, терроризм, национальный и региональный экстремизм. Эффективное решение этих проблем возможно ненасильственным путем, на основе диалога и взаимопонимания.

Демографический фактор оказывает существенное влияние на социоприродную среду. Кардинальное решение демографических проблем современности возможно лишь при активном сотрудничестве всего мирового сообщества на основе социально-экономических преобразований.

 

Литература:

1. Делокаров К.Х. Философия в век глобальных проблем. – М., 1998 г.

2. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. – Новосибирск, 1992 г.

3. Мамедов Н.М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты. – М., 1989 г.

4. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. – М., 1993 г.

5. Философия и экологическая проблема. – М., 1990 г.

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ

СЕМИНАР 1

РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Цель и задачи занятия: определить предмет и функции философии, очертить проблемне поле дисцилины; обнаружить общие подходы и принципиальные различия между философским и научным знанием; исследовать особенности философии как вида знания; раскрыть гуманистический и эвристический потенциал философской рефлексии для осмысления человеком себя в мире. Исследовать генезис мировой философии, акцентируя внимание на космоцентризме античной философии; проанализировать социальную обусловленность появления философских идейв конкретные исторические периоды как ответ на вызов времени.

Основные понятия и категории темы: агностицизм, аксиология, атараксия, атом, буддизм, бытие, дао, гносеология, дао, дедукция, диалектика, дуализм, идеализм, карма, конфуцианство, логика, мтериализм, натурфилософия, нирвана, номинализм и реализм, онтология, патристика, схоластика.

ПЛАН

1. Мировоззрение человека: исторически типы, структура

2. Предмет и функции философии

3. Зарождение и развитие философии Древнего Востока

4. Философия античности

Проблемно-поисковые вопросы

1. Каковы особенности философского знания

2. Что такое мудрость? В чем различие между мудростью и интеллектом?

3. Каковы основные структурные элементы мровоззрения?

4. Какие признаки характеризуют объективный идеализм?

5. Охарактеризуйте позицию материализма в философии.

6. В чем заключается сущность научной картины мира?

7. Чем индийская философия отличается от религиозных ситем Древней Индии?

8. Чем можно объяснить тесную связь естественных и философских знаний в античный период?

Темы докладов и рефератов

1. Проблема научности философского мировоззрения

2. Статус философии и е соотношение с наукой

3. Философия в системе культуры

4. Человек в ситем философского знания

5. Смысл философии

6. Платоновское «идеальное государство» и совремнность

 

Литература

1. Аристотель. Мета физика \\ Соч. В 4-х т. – М., 1976. – Т. 1.

2. Арцишевский Р. А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. – Львов, 1976.

3. Ильенков Э. В. Философия и культур. – Г., 1991.

4. Мамрдашвили М. К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990.

5. Мировоззрение и духовная культура. – К., 1993.

6. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА, 1998.

7. Богомолов А. С. Античная философия. – М., 1985.

СЕМИНАРЫ 2 – 6

Цель и задачи занятий: исследовать историю развития мировой философии, акцентируя внимание на теоцентризм срдневековой философии, антропоцентризм философии Возрождения, наукоцентризм – философии Нового времни. Особо выделить прблемы онтологии и гноссеологии, которые в немецкой классической философии пробретают черты унивперсальности. Проанализировать социальную обусловленность появления философских идей в конкретные исторические периоды.

Основные понятия и категории темы: абсолютная идея, агностицизм, антиномии, априори, апостериори, атрибут, бытие, гносеология, деизм, диалектика. Дуализм, индукция, монадология, рационализм, субстанция, схоластика, теоцентризм, трансцендентальное, эмпиризм.

CЕМИНАР 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.119.159 (0.013 с.)