Философское учение о сознании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философское учение о сознании



Цель и задачи занятия: показать особенности философского подхода к проблеме сознания. Дать представление о понимании сознания в ряде соответствующих научных дисциплин (психология, социальная психология и т.п.). Объяснить философскую формулировку понятия «сознание». Разграничить философский и собственно научный подходы.

Основные понятия темы: бессознательное, идеальное, отражение, психика, самосознание, сознание, структура сознания, рефлексия, язык

 

ПЛАН

1. Проблема сознания в философии и науке

2. Структура сознания

3. Сознание как идеальное

Проблемно-поисковые вопросы

1. Историческое развитие представлений о сознании

2. Материалистическое и идеалистическое представления о сознании. Их различие

3. Общественная природа сознания

4. Каковы природные истоки сознания?

5. Как взаимосвязаны язык и сознание?

6. Основные сферы сознания

7. Бессознательное и подсознание

Темы докладов и рефератов

1. Сознание и язык

2. Формы бессознательного

3. Общественная природа сознания

4. Рефлесивность сознания

5. Сознание как идеальное

Литература

1. Гуревич П. С. Философский словарь. – М., 1997.

2. Лазарев Ф. В. Философия. – Симферополь, 2003.

3. Спиркин А. Г. Философия. – М., 2001.

4. Философия. Справочник студента. – М., 1999.

5. Хрестоматия по философии. – М., 1998.

СЕМИНАР 9

ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА

Цель и задачи занятия: дать развернутое представление о процессе философского познания мира. Показать особенности абсолютной, относительной, объективной истин, субъекта и объекта познания. Показать методы философского и научного познания мира

Основные понятия темы: агностицизм, знание, восприятие, интуиция, истина, наука, объект познания, ощущение, познание, понятие, практика, представление, субъект познания, суждение, умозаключение

ПЛАН

1. Проблема познаваемости. Субъект и объект познания

2. Познание и практика

3. Познание и наука

Проблемно-поисковые вопросы

1. Что такое знание и в каких формах оно выражается?

2. В чем состоит предпосылочность знания?

3. Определите понятие «практика»

4. Каковы условия возникновения интуиции?

5. В чем отличие научного знания от обыденного?

6. Как соотносятся чувственный и рациональный уровни познания?

7. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни познания?

Темы докладов и рефератов

1. Проблема познаваемости мира

2. Субъект и объект познания

3. Формы и уровни познания

4. Методы научного познания

Литература

1. Гуревич П. С. Философский словарь. – М., 1997.

2. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. – М., 2000.

3. Лазарев Ф. В. Философия. – Симферополь, 2003.

4. Спиркин А. Г. Философия. – 2001.

5. Философия. Справочник студента. – М., 1999.

6. Хрестоматия по философии. – М., 1998.

СЕМИНАР 10

ЧЕЛОВЕК И ЛИЧНОСТЬ

Цель и задачи занятия: дать развернутое представление о человеке с позиций современной философии. Показать роль социального и биологического в человеке. Охарактеризовать основные смысложизненные проблемы. Дать понятие о взаимосвязи личности и общества

Основные понятия темы: антропосоциогенез, бессмертие, индивид, индивидуальность, личность, свобода, смерть, социализация

ПЛАН

1. Проблема происхождения человека

2. Человек как часть природы и общества

3. Философское понимание свободы

Проблемно-поисковые вопросы

1. Основные гипотезы антропосоциогенеза

2. В чем суть процесса антропосоциогенеза?

3. Как соотносятся социальное и биологическое в человеке?

4. Как соотносятся понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

5. В чем состоит проблема свободы воли?

6. В чем заключается проблема смысла человеческой жизни?

Темы докладов и рефератов

1. Природа. Общество. Человек

2. Смысл жизни: основные концепции

3. Процесс антропосоциогенеза

4. Человек. Индивид. Личность

Литература

1. Гуревич П. С. Философский словарь. – М., 1997.

2. Лазарев Ф. В. Философия. – Симферополь, 2003.

3. Философия. Справочник студента. – М., 1999.

4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997.

5. Хрестоматия по философии. – М., 1998.

СЕМИНАР 11

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

Цель и задачи занятия:

Основные понятия темы: базис и надстройка, идеология, культура, общество, общественное бытие, общественное сознание, общественно-экономическая формация, производительные силы, производственные отношения, способ производства, ценность, цивилизация, формационный и цивилизационный подходы

ПЛАН

1. Общественное бытие и общественное сознание

2. Культура и цивилизация

3. Формы общественного сознания

Проблемно-поисковые вопросы

1. В чем суть системного подхода к изучению общества?

2. В чем суть концепции исторического кругооборота?

3. В чем смысл и особенности формационного анализа общества?

4. Как взаимосвязаны материальная и духовная жизнь общества?

5. Назовите формы общественного сознания

6. Каковы критерии общественного прогресса?

Темы докладов и рефератов

1. Формы общественного сознания

2. Общественное бытие и его формы

3. Культура и цивилизация

4. Общество и культура

5. Способ производства

6. Общественно-экономическая формация

Литература

1. Гуревич П. С. Философский словарь. – М., 1997.

2. Лазарев Ф. В. Философия. – Симферополь, 2003.

3. Философия. Справочник студента. – М., 1999.

4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997.

5. Хрестоматия по философии.- М., 1998.

Тематика контрольных работ

1. Бытие как всеохватывающая реальность

2. Объективное бытие и Я-бытие

3. Метафизика прежде и теперь

4. Материя и ее атрибуты

5. Единство материи, движения, пространства и времени

6. Душа и тело

7. Проблема единства идеального и материального

8. Сознание и бессознательное

9. Сознание, самосознание и рефлексия

10. Рассудок и разум

11. Сознание, язык, общение

12. Сущность и смысл познания

13. Скептицизм и проблема познаваемости мира

14. Соотношение знания и веры

15. Что есть истина?

16. Эмпирическое и теоретическое познание

17. Основные формы мышления

18. Методы и приемы исследования

19. Воображение и интуиция в познании и творчестве

20. Многомерный человек

21. Личностная уникальность человека

22. Единство человека и природы

23. Идея социальной справедливости

24. Идея общественно-исторической закономерности

25. Субъект и объект в истории

26. Народ и личность в истории

27. Общество как система

28. Человечество как система

29. Сущность нации

30. Субъект и объект духовной культуры

31. Политическое и правовое сознание

32. Наука как форма общественного сознания

33. Нравственное сознание

34. Эстетическое сознание

35. Философия религии

36. Идея прогресса в истории философии

Вопросы к экзамену.

 

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

2. Предмет философии, ее основные функции.

3. Античная философия, ее специфические особенности.

4. Философия древнего Китая.

5. Досократики.

6. Философские учения Сократа, Платона, Аристотеля.

7. Теоцентризм средневековой философии /патристика, схоластика/.

8. Философские школы эпикурейцев, стоиков, киников.

9. Становление научного познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта.

10. Философские учения Дж.Беркли, Д.Юма, И.Канта.

11. Основные идеи философии Г.Гегеля.

12. Человек, общество и природа в философии французского Просвещения.

13. Постклассическая философия второй половины XIX в.

14. Сенсуализм материалистический и сенсуализм идеалистический.

15. Философия марксизма.

16. Позитивизм и постпозитивизм.

17. Экзистенциализм: истоки и современное состояние.

18. Учение Фрейда о психоанализе и западная философия.

19. Философские идеи Древней Руси.

20. Украинская философия эпохи Речи Посполитой.

21. Философские идеи Г.С.Сковороды, Т.Г.Шевченко.

22. Украинская философия ХХ в.

23. Познание как взаимодействие субъекта и объекта.

24. Движение и его сущность. Движение и развитие.

25. Научная и религиозная картины мира.

26. Формы и методы естественно-научного познания.

27. Мышление и язык.

28. Философские концепции пространства и времени.

29. Материальное и духовное бытие: проблема соотношения.

30. Чувственное познание и его формы.

31. Рациональное познание и его формы.

32. Проблема истины в познании.

33. Общество как развивающаяся система.

34. Объект познания. Реальные и идеализированные объекты.

35. Сущность сознания. Сознание и бессознательное.

36. Понятие культуры. Типология культуры.

37. Политические отношения. Государство и общество.

38. Категория «материя»: подходы к истолкованию.

39. Практика: понятие и основные формы.

40. Закон единства и борьбы противоположностей.

41. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений.

42. Закон отрицания отрицания.

43. Категории диалектики.

44. Свобода и ответственность как человеческая проблема.

45. Специфика человеческого существования.

46. Основные уровни знания: от веры до мудрости.

47. Диалектика как теория развития и метод познания.

48. Отчуждение личности.

49. Деятельность как специфический способ существования человека.

50. Проблема смысла жизни человека.

51. Общественное бытие: понятие и структура.

52. Производственно-экономические отношения и их роль в жизни общества.

53. Социальные отношения и их роль в жизни общества.

54. Наука как форма общественного познания.

55. Единство и многообразие мира.

56. Религия как форма общественного сознания.

57. Политическое и правовое сознание.

58. Экологические проблемы общества.

59. Демографические проблемы общества.

60. Элитарная, народная, массовая культуры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.45 (0.027 с.)