Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Morphological classification of verbs. Weak verbs in OE.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1й класс подразделяется на те, которые пойдут по продуктивному типу с прозрачной моделью, и те, которые присоединятся к непродуктивному типу и в итоге попадут в будущую группу неправильных глаголов.
1класс неправ: sell, teach, seek и оканчивающиеся на l,n, r, v, rd, nd, ld (присоединяющийся к ним суффикс оглушался: dealt, send, went, bent). Wendan-wende-wended перешло в Wenden-wente-went Wenden становится отдельным словом (to wend one's way) Wente-went становится супплетивным претеритом глагола зān/зangan-ēode-ēod, у которого 2я и 3я формы вытесняются.
2й класс формировал основу будущих неправильных глаголов. К ним присоединятся: 1. Несколько глаголов 1 класса слабых deem-deemed. 2. 3 класс live-lived. 3. Все заимствования (единственное заимствование take из сканд как было в 6 классе, так и осталось)
3й класс разрушился.
К концу этого процесса мы имеем 2 класса: 1. Правильные (на базе слабых) 2. Неправильные: 1) все оставшиеся сильные 2) слабые 1кл неправильные 3) слабые 1кл с оглушением на конце 4) 2 оставшихся глагола 3 класса have, say.
Minor cases. (претерито-презент.) К ним относятся глаголы со специфической семантикой: они не выражают действие или состояние, а отношение исполнителя действия к действию, не с т.зр.симпатии/антипатии, а с т.зр."модальности": мочь, сметь, быть должным. Именно эта семантика является причиной того, что в глубокой древности, когда из и-е системы видов герм.языки развивали противопоставление по времени. У них бывший перфект переосмысливается в настоящее, а не в претерит. У п-п глаголов те формы, которые у всех "нормальных" глаголов используются для претерита, используются для презенса. Претерит образуется по слабым глаголам, т.е.прибавлением дентального суффикса. П-п глаголы могут образовывать ряды аблаута. В д-а были все 6 рядов аблаута. Система аблаута в д-а в претерито-презентных глаголах 1. Wāt-witon презенс ед.ч-мн.ч (знаю) 2. Dēaз-duзon (гожусь) 3. а) Can-cunnon (знаю, могу) б) Dearf-durfon (нуждаюсь) 4. Sceal-sculon (я должен) ea после sc 5. Зeneah-зenuзon (являюсь достаточным) ea перед h зenuзe-зenuзen 6. Mōt-mōtan (могу, имею право) 4 и 5 группы 2я форма от 3й формы сил.гл.этого класса. В сил.гл.эти формы пришли не из перфекта, а из Аориста - мгновенный, точечный вид. Поэтому в них было долгое æ. А потом из перфекта перешли во 2ю форму претерито-презентных. Длительного вида, 1 формы, презенса у них нет.
Сохраняется: Witon – to wit=to note, обращать внимание, witty, wisedom Dēaз и dearf не осталось Sceal-shall Mot-must
Претерит образовывался с помощью дентального суффикса: *witte>wiste, dohte, *cunÞe>cūÞe, dorfte, sceolde, -, *mōtte>mōste. О долгое от систематического употребления в безударной позиции>ū>u>Λ
Развитие
Претерит этих глаголов начинает развиваться как выражающий самост.модальное значение, противоречит презенсу по смыслу. Sceal начинает означать ориентировку на будущее состояние – какой у него может быть претерит? Эта форма начинает переосмысливаться как другой модальный глагол. Только can сохраняет претерит как форму прошедшего времени. Остальные глаголы проходят повторную претерито-презентизацию. Бывший претерит больше не выражает претерит, а получает выражение в презенсе и футуруме. Wot-witen, wiste-wisten Can-cunnen, coude-couden Shal-shulen, sholde-sholden Mot-moten, moste-mosten Сначала у них были все формы: и инфинитив, и оба причастия. Но когда они сосредотачиваются на выражении чисто модального значения, эти формы постепенно уходят из употребления.
Неправильные глаголы В д-а их было 4: быть, делать, хотеть/желать, идти. Их неправильность состояла в разных обстоятельствах: быть и идти были супплетивными, делать был неправильным потому, что имел не вполне объяснимое чередование гласных в претерите. Желать willan утратил формы индикатива, и формы сослагательного наклонения вытеснили формы изъявительного, употреблялись вместо них. +модальность. (ср.рус. хочу=хотел бы)
“Быть ” в д-а имел 2 инфинитива bēon и wesan сильный гл 5 класса. Bēon имел презенс: beo bist biÞ прич1 – bēonde, прич2 – зebēon. Wesen не имел презенса и причастий, а только претерит: wæs-wæron. Это получилось за счет того, что значения были немного разными: 1) быть, существовать и 2) быть, являться. Кроме того, был глагол *es – являюсь. У него не было инфинитива, только формы: eom eart is āron/eāron и syndon->sind (нем) Таким образом, у глагола “быть” существовало 2 презенса, 1 претерит, 1 прич.формы, 2 инфинитива. Это происходило потому, что все эти неправильные глаголы имеют древнейшие значения, это самые первые глаголы. Из всех этих форм у “быть” осталось: bēon, was-were, оба причастия, eom, is, āron. Eart осталось, но только в архаике. В диалектах сохраняются beo, bist, biÞ.
“Идти” Древнее мышление в первую очередь выделяло состояния – стоять/быть, двигаться/идти. зān – ēode – goon Кроме того, был глагол wenden (двигаться, бродить)-wente-went слабый гл 1 класса с оглушением на конце. Wente вытеснил ēode. А инфинитив остался только в виде to wend one’s way – бродить туда-сюда. Это правильный глагол, его претерит wended.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.007 с.) |