Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции, принципы и задачи трудового праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ключевой ролью трудового права является урегулирование правовыми нормами поведения людей в процессе труда на производстве так, чтобы такое регулирование отвечало задачам производства, его развития, охраняло труд работников, способствовало улучшению условий их труда и быта, укрепляло социальное партнерство. Цели, задачи и функции трудового права Республики Беларусь тесно взаимосвязаны. Они отражают интересы общества, государства, а также работников и нанимателей. Задачами трудового права являются (ст. 2 ТК): 1) регулирование трудовых и связанных с ними отношений; 2) развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями) и органами государственного управления; 3) установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей. Функции трудового права – это основные направления воздействия правовых норм на поведение (сознание, волю) людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства. К ним относятся: 1) социальная функция – проявляется в нормах по обеспечению занятости, реализации принципа свободы труда; 2) защитная функция – выражается в установлении необходимых условий труда, разрешении трудовых споров и т.д.; 3) хозяйственная, производственная, функция – проявляется в нормах по рациональному использованию трудовых ресурсов, стимулированию качественной и производительной работы и т.д.; 4) воспитательная функция – содержится в нормах о поощрениях и ответственности работников; 5) функция развития производственной демократии – выражена в нормах о праве работников на участие в управлении предприятием, о правах Под принципами трудового права понимаются основополагающие идеи, определяющие содержание и направление развития трудового права в целом и его отдельных институтов. Принципы трудового права: – отражают содержание всей системы норм трудового права, помогая понять их смысл и связь с экономикой и моралью общества; – направляют развитие трудового законодательства и способствуют правильному применению норм права; – служат одним из оснований объединения отдельных норм в систему; – определяют положение субъектов. Систему принципов трудового права составляют: – общие (принципы системы права в целом); – межотраслевые (принципы нескольких отраслей); – отраслевые (принципы отдельной отрасли); – принципы институтов права (внутриотраслевые). Классифицировать принципы трудового права можно в следующем порядке: 1) свобода выбора места и рода деятельности с учетом интересов общества; запрещение всех форм принудительного или обязательного труда; 2) обеспечение государством права на труд, содействие в трудоустройстве на основе равенства возможностей при запрещении дискриминации в занятости; 3) обеспечение права на охрану жизни и здоровья работников, охрану труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью (условия трудового договора, надзор, контроль); 4) гарантирование справедливого вознаграждения за труд не ниже государственного минимума оплаты труда; 5) государственное нормирование рабочего времени и обеспечение права на отдых; 6) гарантирование социального обеспечения в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом; 7) содействие профессиональному развитию работника на производстве, подготовке кадров; 8) признание права на объединение, включая право создавать профессиональные союзы и иные представительные органы для защиты работниками своих интересов; 9) обеспечение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраной труда; 10) единство и дифференциация условий труда; 11) гарантирование защиты трудовых прав работников; 12) социальное партнерство.
4. Сфера действия норм трудового права.
Сфера действия трудового права достаточно широка. В соответствии со ст. 3 ТК Республики Беларусь оно регулирует отношения всех работников и нанимателей, заключивших трудовые договоры на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда (далее – МОТ), участницей которых является Республика Беларусь. Ст. 5 ТК устанавливает особенности применения ТК к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий граждан. Так, Трудовой кодекс применяется к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий работников (военнослужащих, служащих государственного аппарата и др.) в случаях и пределах, предусмотренных специальными законодательными актами, определяющими их правовой статус. Исходя из ст. 6 ТК, не подпадают под действие трудового права отношения по поводу осуществления: 1) обязанностей членов наблюдательных и иных советов (правлений), а также органов контроля организаций, если их деятельность не выходит за рамки исполнения соответствующих поручений; 2) обязательств, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством. К регулированию общественных отношений, связанных с трудом, причастны также такие отрасли права, как гражданское, административное и право социального обеспечения. Они являются смежными с трудовым, так как их предмет и метод имеют определенное сходство с предметом и методом трудового права. Это часто затрудняет выяснение истинной правовой природы фактических правоотношений и влечет за собой нарушение закона в правоприменительной практике. 1. Трудовое и гражданское право. Наиболее близко к трудовому праву примыкает гражданское право, так как обе отрасли рассматривают общественные отношения, связанные Вместе с тем существует ряд отличий, разграничивающих эти отрасли: 1) по объекту регулирования: в гражданском праве объектом регулирования является результат труда; в трудовом праве объектом регулирования является сам процесс труда («живой» труд); 2) по реализации трудовых отношений: в трудовом праве стороны равноправны лишь в момент заключения трудового договора, в гражданском праве стороны независимы и самостоятельны в течение всего срока действия гражданско-правовых договоров. При гражданско-правовых договорах оплачивается конечный результат, заказчик не несет никаких имущественных обязанностей в отношении исполнителя, так как на него (заказчика) ложится и риск невозможности представления окончательного результата по объективным причинам. В тру-довых отношениях такой риск несет наниматель; 3) по видам имущественной ответственности: в гражданском праве в основном применяется солидарная ответственность, а в трудовом – долевая материальная ответственность. В трудовом праве наряду с материальной ответственностью применяется дисциплинарная ответственность. Кроме того, существуют и другие отличия гражданского права от трудового права, в частности, по предмету регулирования и срокам защиты нарушенных прав. 2. Трудовое и административное право. Эти отрасли объединяют присущие им организационно-управленческие отношения, сходство метода регулирования (использование в обеих отраслях права способа государственно-властных предписаний). Различие состоит в том, что в трудовом праве рассматриваются организационно-управленческие отношения в сфере труда, возникающие внутри предприятия; в административном – отношения в сфере государственного управления (отношения между предприятиями и вышестоящими управленческими организациями, между органами государственного управления и гражданами). 3. Трудовое право и право социального обеспечения. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль сформировалось сравнительно недавно. Большинство его норм ранее входило в трудовое право. Общим является то, что объем правомочий граждан в пенсионных правоотношениях, составляющих ядро в предмете права социального обеспечения, зависит в большинстве случаев от размера оплаты труда и величины трудового стажа. С трудовым вкладом связаны и другие социальные выплаты. Отличия состоят в предмете и методе правового регулирования. Предметом регулирования права социального обеспечения являются общественные отношения, складывающиеся при реализации трудящимися права на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца. Предметом трудового права являются трудовые и связанные с ними отношения, цель которых – реализация права на труд. По методу правового регулирования отличия состоят в том, что трудовому праву свойственны как государственное (централизованное) регулирование, так и договорное. Праву социального обеспечения не свойственен договорной порядок возникновения правоотношений. Права и обязанности субъектов правоотношений социального обеспечения устанавли-ваются, как правило, непосредственно нормами права, издаваемыми государственными органами. 4. Трудовое и финансовое право. Трудовое право регулирует отношения по оплате труда; финансовое право – отношения по формированию фонда заработной платы, выплат социального характера, а также внебюджетных фондов.
5. Система трудового права,
Система отрасли трудового права, система трудового законодательства, а также система науки трудового права – это взаимосвязанные, но разные понятия. Все эти системы строятся в зависимости от их целей и предмета. Системой отрасли трудового права принято называть сложившуюся внутреннюю структуру права, т.е. классификацию его норм по предмету отрасли в однородные группы (институты и подинституты). Систему отрасли трудового права закрепляет Трудовой кодекс Республики Беларусь. Наиболее характерными структурными подразделениями трудового права являются институты. Они включают менее обширную, чем отрасль, совокупность юридических норм, которые различаются между собой по предметному признаку регулирования (например, трудовой договор, рабочее время, дисциплина труда и т.п.). Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную. Общая часть включает нормы, которые содержат общие положения, касающиеся труда всех работников, и отражают единство трудового права. В первую очередь это: – задачи трудового права; – сфера действия трудового права; – источники регулирования; – принципиальные положения, относящиеся к установлению и осуществлению трудовых отношений; – условия труда; – соотношение норм белорусского национального и международного прав; – основные трудовые права и обязанности; – сроки возникновения трудовых правоотношений; – изменение и прекращение трудовых правоотношений. В Общую часть входят нормы о коллективном договоре, о профессиональных союзах, об участии работников в управлении организацией, контроле и надзоре за исполнением законодательства. Особенная часть включает нормы, регулирующие конкретное содержание трудового отношения, отдельные элементы и определенные его стороны, а также отдельные виды иных общественных отношений, являющихся предметом данной отрасли. Особенная часть включает такие институты, как трудовой договор, трудоустройство, рабочее время, время отдыха, трудовая дисциплина, заработная плата, охрана труда, трудовые споры, материальная ответственность. Система трудового законодательства в отличие от системы отрасли трудового права объединяет все нормативные правовые акты в сфере труда (законы, указы, постановления). Кроме того, если система отрасли трудового права содержит только исключительно правовые нормы, то система законодательства помимо нормативных актов о труде содержит еще и преамбулы, введения, указывающие на цель принятия соответствующих актов и их практическое значение. Систематизация трудового законодательства может быть различна и зависит от того, для каких целей и категорий работников она предназначается. Наряду с системами отрасли трудового права и трудового законодательства существует и система науки трудового права, которая представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о правовом регулировании трудовых и тесно связанных с ними общественных отношений, способах достижения эффективности этого регулирования и предложениях по совершенствованию соответствующих правовых норм. Наука трудового права изучает не только нормы трудового права, но и его предмет, метод, источники, субъекты, развивает учение о правоотношениях в трудовом праве, их взаимосвязи, тенденции развития путем комплексной разработки определенных правовых взглядов, выводов и суждений. Система науки в основном соответствует системе отрасли трудового права. Отличием является то, что в системе отрасли нет раздела о международно-правовом регулировании труда, а в системе науки он имеется.
Тема 2. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА
1. Понятие и общая характеристика источников трудового права. 2. Виды источников трудового права. 3. Единство и дифференциация норм трудового права.
1. Понятие и общая характеристика источников
Источники права – это нормативные правовые акты, издаваемые компетентными государственными органами. К источникам трудового права относятся все нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права и регулирующие соответствующие общественные отношения. В соответствии со ст. 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, следовательно, и принципов международного трудового права: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Таким образом, если международным договором (соглашением, конвенцией), в котором участвует Республика Беларусь, установлены иные правила, чем в национальном законодательстве о труде, то применяются правила этого договора (соглашения, конвенции). Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., оказывает влияние на развитие трудового права. Преамбула декларации указывает, что Генеральная Ассамблея провозглашает Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, Право на труд провозглашено не только во Всеобщей декларации прав человека, но и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, который включает право каждого человека на получение возможности заработать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается (ст. 6 Пакта). В указанных документах регламентируется «право каждого на справедливые и благоприятные условия труда», к которым, согласно ст. 7 Пакта, относятся: 1) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; 2) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум всем трудящимся справедливую зарплату за равный труд без какого бы то ни было различия; 3) периодические отпуска с сохранением зарплаты и вознаграждение за работу в праздничные дни, а также разумное ограничение числа рабочих часов. Указанные условия труда актуальны и значимы в настоящее время для всех государств. К источникам международного трудового права, способствующим улучшению условий и охраны труда работников, относятся: 1) конвенции Международной организации труда, ратифицированные Республикой Беларусь, которым должно соответствовать национальное законодательство. Например, конвенция МОТ № 29 «О принудительном труде» (1930 г.) и др.; 2) двусторонние межгосударственные соглашения по регулированию трудовых отношений. Например, Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о трудовой деятельности и социальной защите граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Беларусь (ратифицировано Верховным Советом Республики Беларусь 17 октября 1994 г.) и др. Немаловажное значение в правовом регулировании трудовых и связанных с ними иных отношений имеют локальные нормы права, которые не должны противоречить трудовым правам и социальным гарантиям, установленным законодательством Республики Беларусь.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.125 (0.007 с.) |