Перечень природоохранных мероприятий, которые могут финансироваться за счет природоохранных платежей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень природоохранных мероприятий, которые могут финансироваться за счет природоохранных платежей.



Для охраны и рационального использования водных ресурсов:

— строительство очистных сооружений;

— внедрение систем оборотного, бессточного водоснабжения и повторного использования сбросных вод;

— строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод и переработкой жидких отходов;

— реконструкция или ликвидация накопителей отходов;

— создание и внедрение автоматической системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод.

Для охраны воздушного бассейна:

— установка газопылеулавливающих устройств;

— оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами для обезвреживания отработавших газов;

— создание автоматических систем контроля за загрязнением атмосферного воздуха;

— оснащение установками для утилизации веществ из газов.

Для использования отходов производства и потребления:

— строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов;

— приобретение и внедрение оборудования для переработки, сбора и транспортировки бытовых отходов;

— строительство установок для получения сырья из отходов производства.

Для экологического просвещения, подготовки кадров:

— экологическое образование кадров.

Для научно-исследовательских работ — разработка:

— экспресс-методов определения вредных примесей в воздухе, воде, почве;

— нетрадиционных методов и высокоэффективных систем и установок для очистки пром.газов, утилизации отходов;

— технологических процессов, оборудования и реагентов, обеспечивающих глубокую переработку сырья с утилизацией образующихся отходов.

 

Налоговые ЛЬГОТЫ предприятиям, осуществляющим природоохранную деятельностЬ

В качестве одной из мер экономического стимулирования охраны окружающей природной среды может выступать установление налоговых и иных льгот предприятиям, учреждениям и организациям при внедрении малоотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении иной деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект.

Налоговые льготы включают:

1. необлагаемый минимум объекта налога,

2. изъятие из обложения определенных элементов объекта налога,

3. освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков,

4. понижение налоговых ставок,

5. вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период),

6. целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов) и прочие налоговые льготы.

Согласно Закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций» при исчислении налога облагаемая им прибыль уменьшается на суммы взносов в экологические фонды, но не более чем на 3%. Налоговые льготы не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.

Республиканскими законодательствами могут устанавливаться и другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды, например:

установление повышенных норм амортизации основных производственных, природоохранных фондов;

применение поощрительных цен на экологически чистую продукцию;

введение специального налога на экологически вредную продукцию;

освобождение экологических фондов от налогообложения.

 

Экологический аудит

Экологический аудит (эколого-экономическая ревизия) – анализ экологичности деятельности и проверка экологической отчетности хозяйствующего субъекта – проводится уполномоченными на то юридическими (аудиторская организация) или физическими (эколог-аудитор) лицами для проведения затем консультаций и выдачи рекомендаций.

Цель экологического аудита:

Ø оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду,

Ø установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов,

Ø определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.

Приказы Минприроды России: «Об экологическом аудировании» (№ 412) и «Об организации экологического аудита» (№ 540) изданы в 1995 г.

Экологический аудит включает проверку следующих видов деятельности:

выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;.

определение уровня экологичности компании (проводится в случае, если данная компания не имеет официально принятых планов или программ в области окружающей среды);

функционирование системы экологичного управления;

получение экологического сертификата;

выполнение финансовых обязательств и выплату долгов, правильность определения уровня рисков при слиянии и приобретении компаний;

составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Он проводится при:

оценке инвестиционных проектов;

оценке экологической безопасности предприятий;

заключении договора на экологическое страхование;

оценке действительного состояния вопросов охраны окружающей среды на предприятиях;

подготовке материалов для приватизации,

подготовке материалов для паспортизации, аттестации, сертификации;

выборе рациональных схем деятельности;

подготовке документов для освобождения от платежей за загрязнение;

проверке документов на выдачу временных разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов;

проведении консультаций и выдаче рекомендаций;

проверке материалов заявителя на получение лицензии.

подготовке соглашения о разделе продукции;

разработке планов экологического образования, просвещения и воспитания.

Принципы экологического аудита:

независимость, объективность и вневедомственность;

профессионализм и компетентность экоаудиторов;

достоверность и полнота информации, представленной субъектом хозяйственной деятельности;

плановость и планомерность работы по проведению экоаудита;

комплексность охвата;

конфиденциальность полученной информации;

научная обоснованность выводов;

ответственность экоаудиторов за результаты исследований.

Методы экологического аудита:

А. Метод анкетирования и интервьюирования – мониторинг контроля и управления техпроцессом, сбор данных, опрос персонала предприятия и лиц местных органов власти, осмотр территории.

Б. Метод материальных балансов (балансовые схемы материальных потоков) и технологических расчётов.

В. Картографические методы – ситуационные планы промышленных площадок и карты-схемы территорий с обозначением предприятий, точек сброса и выброса, образования отходов и мест их размещения.

Г. Методы с использованием фото- и видеосъёмок различного масштаба.

Д. Метод экспертных оценок – анализ отдельных видов деятельности или документальной информации высококвалифицированными узкими специалистами в соответствующих отраслях.

Процедура экологического аудита включает в себя 5 основных этапов:

1. Подготовительные работы (определение основных целей, задач и объектов аудита, бюджета и сроков реализации, заключение договора и формирование группы экоаудиторов, составление аудиторских протоколов по определению направлений в экологической деятельности предприятия, по определению наличия и характеристик экологической документации предприятия и по определению системы экологических приоритетов предприятия).

2. Планирование конкретной программы (предварительный сбор, обобщение и организация исходных данных обычно за последние 3-5 лет деятельности объекта аудита; определение методик работы и критериев оценок; формирование конкретной программы).

3. Основной этап (работа на объектах аудирования выбранными методами, ознакомление с рабочей документацией, уточнение и дополнение исходных данных, сравнительный анализ и оценка полученной информации).

4. Заключительный этап (разработка конкретных рекомендаций и предложений; представление материалов и данных в виде Аудиторского заключения; анализ возможностей их использования заказчиком).

5. Использование материалов экологического аудита (авторский надзор и консультирование использования материалов программы; участие в процедуре ОВОС плановых, предпроектных и проектных решений, разработанных на основе материалов экологического аудита; организация и проведение повторных программ экологического аудита по фактическим результатам деятельности; использование материалов программы при разработке тех или иных технико-экономических обоснований; развитие образования населения).

Субъект хозяйственной деятельности предоставляет для аудирования следующие документы:

экологический паспорт предприятия;

тома ПДВ и ПДС;

экологическая статистическая отчетность за несколько лет (формы:

№ 1 «Бухгалтерский баланс»;

№ 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

№ 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;

№ 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды»;

№ 2-ТП (токсичные отходы) «Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления»;

№ 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природно-ресурсных платежах»;

№ 5 «Приложение к балансу» и другие приложения;

№ 18-КС «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (ООС и РИПР)»);

справки о платежах за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и размещение отходов;

акты о применении эколого-правовой и эколого-экономической ответственности;

данные инвентаризации источников воздействия на окружающую среду и отходов;

лицензии и договоры на специальное и комплексное природопользование;

территориальные экологические программы и планы;

проекты районной планировки;

производственные планы мероприятий по охране окружающей среды и справки их фактического выполнения;

справки о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства и готовой продукции;

существующие технологические регламенты по эксплуатации средоохранных технологий и оборудования;

проекты строительства (реконструкции, технического перевооружения) основных производств, систем очистки сточных вод, отходящих газов, систем размещения и удаления отходов;

существующие экологические ситуационные планы, карты-схемы и другие картографические материалы;

дополнительные показатели, характеризующие экологичность деятельности предприятия:

доля затрат на охрану окружающей среды в общих затратах на производство продукции;

соотношение природоохранных инвестиций и общего объема инвестиционных расходов;

соотношение затрат на различные природоохранные мероприятия.

Аудиторское заключение должно состоять из трех частей: ввод ной, аналитической и итоговой.

Вводная часть – общие сведения об аудиторской фирме:

юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы;

номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме лицензию на осуществление экоаудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;

номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы;

номер расчетного счета аудиторской фирмы;

фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших участие в экоаудите;

полное наименование природопользователя;

указание на договор или другой нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит.

Вводная часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно, должна включать:

фамилию, имя, отчество аудитора и стаж его работы в этом качестве;

номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудитору лицензию на осуществление экоаудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;

номер регистрационного свидетельства аудитора;

номер банковского счета аудитора.

Аналитическая часть – собственно отчет аудиторской фирмы.

Итоговая часть – мнение аудитора. Оно может быть: безусловно положительное, условно положительное, отрицательное, или выражено в виде отказа в экоаудиторском заключении.

Приложения – документация, использованные данные, перечень нормативно-правовые актов.

Международные стандарты (нормы) экологического управления предприятием ISO 14000:

ИСО 14010. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные положения. Общие принципы.

ИСО 14011. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления качеством окружающей среды.

ИСО 14012. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.

Государственные стандарты России в области экологического аудита, утверждённые 21 октября 1998г:

ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.

ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.

ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные положения. Общие принципы.

ГОСТ Р ИСО 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления качеством окружающей среды.

ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.

Экологический аудит предприятия проводится каждые один-три года. Его отчеты утверждаются официальным аудитором, а выводы доводятся до сведения властей и общественности. Финансирование работы привлеченных экспертов-экоаудиторов осуществляется за счет средств соответствующих комитетов по управлению имуществом и территориального экологического фонда.

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Экологическое правонарушение – это причинение вреда окружающей природной среде. Вред окружающей среде может быть причинен как правомерными действиями (разрешенными государством), так и вследствие нарушения экологического законодательства. Соответственно правомерный вред (объективно вынужденный) должен быть возмещен только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическими проступками. Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность всего общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью многих людей, их относят к категории экологических преступлений. Проступки или преступления могут выражаться в противоправном действии или бездействии (невыполнении должностных обязанностей)

Регулирование отношений в области охраны и использования природных ресурсов предусматривается:

прежде всего, Земельным кодексом РФ,

Водным кодексом РФ,

Воздушным кодексом РФ,

Лесным кодексом РФ,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.042 с.)