Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По объёму предоставляемых правомочий различают

Поиск

Ø отдельные и

Ø совмещенные лицензии (например, поиск, разведку и добычу полезных ископаемых).


 

Существует свыше 30 видов деятельности и услуг, связанных с выдачей лицензий в сфере природопользования. Назовем некоторые виды лицензий:

лицензия на использование земель выдается местной администрацией в виде земельно-отводного акта или договора купли-продажи земли по результатам аукционов;

лицензия на использование недр выдается администрацией региона совместно с отраслевыми комитетами по экологии и использованию недр. Она выдается на геологическую разведку недр, добычу полезных ископаемых, захоронение вредных веществ, строительство и эксплуатацию подземных сооружений и др.;

лицензия на использование вод выдается администрацией совместно с органом Роскомвода России. Водное законодательство России устанавливает в лицензии цели пользования, сроки, лимиты, пространство, условия платежей, требования рационального использования и охраны. Выданные лицензии могут быть досрочно прекращены соответствующими органами при изменении экологической обстановки, угрозы нанесения вреда здоровью человека и природной среде;

лицензия на использование лесов определяется видами лесопользования. Основное лесопользование производится в плановом порядке и согласуется с органами лесного хозяйства и Правительством России. Существует два вида лицензий: лесорубочный билет (в котором указывается объем древесины, подлежащей рубке, вид разрешенной рубки, порода деревьев, место, сроки начала и завершения работ) и лесной билет (который выдается на заготовку и на лесные побочные пользования);

лицензия на использование животного мира выдается органами охраны и использования животного мира.

лицензирование использования атмосферного воздуха устанавливает лимиты и нормативы выбросов объектом, которые регламентируются органами МПР России. Невыполнение их или нарушение влечет за собой административную или уголовную ответственность.

Постановлением Правительства от 3 апреля 1997г №383 утверждены « Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».

Получение лицензии, например, на водопользование не требуется:

при общем водопользовании;

при использовании водных объектов для плавания на мало- мерных судах;

при разовых посадках (взлетах) гидровоздушных судов;

при водопользовании для пожарных нужд;

при заборе воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов;

при пользовании обособленными водными объектами.

«Положение о порядке лицензирования пользования недрами» от 15 июля 1992г №3314-1. Здесь действует так называемое правило «двух ключей», когда лицензия на недропользование выдается и территориальным представительством управления фондом недр МПР РФ и органами власти соответствующего субъекта Федерации.

В сентябре 1998г был принят Федеральный закон « О лицензировании отдельных видов деятельности ». К ним относятся виды деятельности, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием:

Ø Деятельность в области охраны окружающей среды.

Ø Ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.

Ø деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения.

Ø деятельность в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

Ø деятельность по исследованию и использованию космического пространства и по предоставлению космических услуг.

Природно-ресурсные лицензии долгосрочного пользования дополняются договорным регулированием вспомогательного характера, где детализируются каждые условия. Проводятся конкурсы и аукционы на право заключения соответствующих договоров. Использование экологической лицензии позволяет отказаться от налогов и перевести систему государственного регулирования в систему рыночного управления. Рынок экологических лицензий, определяя их цены, управляет интересами предприятий по инвестиции и составу продукции. Торговля экологическими лицензиями является действенным инструментом поощрения предприятий, ведущих природоохранную деятельность.

 

возмещение причинённого ущерба

Ущерб это – а) фактические или возможные потери, возникающие в результате каких-либо событий или явлений, в частности: негативных изменений в природной среде вследствие антропогенного воздействия, образования вредных отходов, ухудшения условий жизнедеятельности людей и показателей качества жизни, снижения производительности труда, сокращения сроков службы имущества, ухудшения качества производственного процесса; или б) дополнительные затраты на компенсацию этих убытков.

Количественная оценка ущерба может быть представлена в натуральных (физических), балльных, стоимостных показателях. В первом случае говорят об экологическом ущербе; во втором – об экономическом. Экономический ущерб равняется сокращению доходов общества из-за ухудшения природного ресурса или вредного влияния загрязнения.

По степени его проявления он классифицируется на:

фактический (реальный ущерб,

представленный в стоимостном выражении),

потенциальный (не требующий дополнительных расходов на ликвидацию),

возможный (наблюдаемый при отсутствии природоохранных мероприятий),

предотвращенный (возможный ущерб за вычетом фактического),

восполнимый (характеризующийся обратимыми последствиями) и невосполнимый (характеризующийся необратимыми последствиями).

При экономической оценке ущерба к основным реципиентам относят:

население;

основные фонды промышленности, в том числе горнодобывающей, обогатительной и перерабатывающей;

объекты жилищно-коммунального и бытового хозяйства;

сельскохозяйственные угодья;

представителей флоры и фауны;

рекреационные и лечебно-курортные объекты.

Методики расчёта экономического ущерба изложены в соответствующих нормативных и законодательных актах, справочниках.

Для расчётов «укрупнённых» экономических оценок ущерба окружающей среде от различных антропогенных воздействий целесообразно использовать специальную «Методику определения предотвращённого экологического ущерба», утверждённую Госкомэкологией РФ 30.XI.1999г, которая позволяет сопоставить реальные значения экономических оценок ущербов с фактическими значениями платежей за загрязнение.

Социальный ущерб от негативного антропогенного воздействия на ОПС – это наносимый здоровью населения. Поддаётся оценке величина экономического ущерба от следующих отклонений в состоянии здоровья человека:

общей заболеваемости детского населения;

общей заболеваемости взрослого населения трудоспособного возраста;

онкологической заболеваемости населения дотрудоспособного и трудоспособного возраста;

нарушений нормального процесса воспроизводства населения;

смертности населения в дотрудоспособном и трудоспособном возрасте.

Экономические расходы и потери от заболеваемости включают в себя:

расходы на амбулаторное лечение и обслуживание больных в поликлиниках, диспансерах, стационарах, санаториях, реабилитационных центрах и т.п.,

расходы на оплату листков нетрудоспособности,

потери прибавочного продукта за время нетрудоспособности.

 

Экологические фонды

Экологические фонды могут быть подразделены на:

Ø федеральный;

Ø республиканские, краевые, областные и окружные;

Ø местные.

Вопросы создания экологических фондов и использования их средств регулируются в основном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1992 г. №442 «О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации».

Экологический фонд образуется за счет средств, поступающих от юридических лиц и граждан, в том числе:

платежей и штрафов;

сумм, полученных по искам о возмещении ущерба;

средств от реализации конфиската;

добровольных взносов, направляемых исключительно на указанные этими лицами цели;

иных доходов в соответствии с законодательством.

За формирование, координацию расходования финансовых средств и контроль за их целевым исполнением отвечает Министерство природных ресурсов РФ (Ростехнадзор, Росприроднадзор). Средства экологических фондов распределяются в следующем порядке:

60% на мероприятия местного (городского, районного) значения;

30% на мероприятия республиканского, краевого, областного значения;

10% на мероприятия федерального значения.

Природоохранные мероприятия, финансируемые из средств экологических фондов:

прежде всего, экологическое образование и воспитание населения, создание средств аналитического контроля и системы экологического мониторинга;

затем охрана и оздоровление окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов;

а также поддержка деятельности заповедников, территориальных природоохранных органов, лабораторий и инспекций, строительства очистных сооружений и других природоохранных объектов.

Значимость экологических фондов возрастает в связи с сокращением бюджетного финансирования природоохранных мероприятий.

 

Рис. 12.5. Структура использования экологических фондов (по Т.А.Акимовой, В.В.Хаскину, 2002)

 

Экологические страхование

Законом «Об охране окружающей среды» (ст. 23) определено, что в Российской Федерации производится добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. Экологическое страхование — это страхование гражданской ответственности владельцев потенциально опасных объектов за нанесение вреда окружающей среде в связи с необходимостью возмещения третьим лицам ущерба, обусловленного технологической аварией или катастрофой, и покрытия затрат на ликвидацию последствий. Суть работы страховых экологических фондов заключается в том, что предприятия — потенциальные источники загрязнения или сами реципиенты — вносят некоторую сумму (для страховых компаний это страховая премия) в один или несколько фондов, которые при возникновении аварийного или внезапного загрязнения среды компенсируют пострадавшим убытки. Т.е. страхователь перекладывает гарантию возмещения убытков третьим лицам на страховщика, причём возмещаемый ущерб может многократно превосходить взносы страхователя. С ростом вероятности возникновения рисковых ситуаций растут и ставки страховых взносов.

Правовая база необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, обеспечена законами Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и «О страховании», закрепляющими ответственность виновников негативных экологических воздействий перед третьими лицами. Этими же законами установлено, что причиненные убытки должны компенсироваться за счет собственных ресурсов виновников и лишь в исключительных случаях за счет государственных резервов. Однако реальность такова, что сейчас у нас в России более 80% ущерба от загрязнения среды вообще не компенсируется, лишь 3% возмещается за счет виновников, остальное в той или иной степени — из государственных резервов. Осуществление соответствующих функций возложено на систему экологического страхования (ЭкСтра)

Основные функции экологического страхования:

страхование ответственности,

стимулирование противоаварийных мероприятий,

возмещение убытков самого страхователя (но в размере не более ⅔ ущерба),

формирование ядра системы «ЭкСтра».

В федеральную систему «ЭкСтра» входят следующие составляющие: 1) страховой фонд, 2) фонд взаимного страхования, 3) фонд страхования экологического риска третьих лиц. Объединение трех фондов в единую систему экологического страхования позволяет при необходимости перемещать капитал из одного фонда в другой, помещать его в высоколиквидные активы, получая дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий. Можно сказать, что эти фонды выполняют по отношению друг к другу функции перестраховщиков.

Обязательное страхование охватывает предприятия и производства, внесенные в утверждаемый в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов, включающий сведения о размерах ставок, страховых премий и суммах страхового возмещения для каждого типа таких объектов или страховых событий. Все эти составляющие компоненты предварительно определяются, устанавливаются, разрабатываются в ходе специальных исследований. добровольное страхование не вводит никаких ограничений ни для страховщика, ни для страхователя. Определение риска аварийного загрязнения, составление перечня особо опасных и опасных предприятий возложено на службу экологического аудирования (4) системы «ЭкСтра».

Предприятия и производства разделяют на экологически:

А) особо опасные (подлежат обязательному страхованию),

Б) опасные (участвуют в обязательном страховании по решению региональных органов охраны природы),

В) малоопасные (страхуются добровольно).

Математический алгоритм расчётов страховых премий и выплат соответствующим образом разработан, утверждён в различных нормативных и законодательных актах и единым образом применяется на практике. 5 апреля 1992г Минприроды России совместно с Росгосстрахом утвердило «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации».

Страховым случаем признается нанесение ущерба. Страховым событием является возмещение внезапного непреднамеренного ущерба. Перечень их оговаривается в каждом конкретном случае при заключении договора страхования. Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах размера годового оборота предприятия. Страховое событие включает:

компенсацию ущерба;

убытки, связанные с ухудшением жизни;

расходы по очистке загрязненной территории;

расходы, необходимые для спасения жизни и имущества;

судебные расходы.

 

финансирование природоохранных мероприятий

Финансирование экологических природоохранных программ может производится за счет: а) внутренних источников (средств предприятий, учреждений и организаций; внегосбюджетных экологических фондов, фондов экологического страхования), б) за счёт внешних источников (помощи фондов-грантодателей, добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан), в) государственного бюджета (в виде субсидий и дотаций), г) а также за счет кредитов банков. Природоохранные инвестиции должны поступать в основном из внутренних источников, исходя из принципа «загрязнитель платит». В условиях рыночной экономики роль государства состоит в том, чтобы создать политическую и организационную основу спроса на финансирование. Такой подход ставит во главу угла связи между проведением экологической политики (создавать спрос и увеличивать количество поступлений) и инструментами ее реализации — учреждениями, ведомствами (которые должны распределять скудные ресурсы с наибольшей экономической эффективностью) и инвестициями (предполагающими привлечение спонсоров проектов в различных секторах экономики).

Помощь доноров предоставляется главным образом в виде безвозмездных ссуд (грантов) и обычно идет на оказание технической поддержки. Международные финансовые учреждения выделяют средства в виде займов на более выгодных условиях, чем на внутреннем коммерческом рынке в самих странах—получателях займа.

Сведения об объемах инвестиций в основной капитал (направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов), о проведении специальных мероприятий, об организации ООПТ и вводах в действие природоохранных мощностей представляются в Федеральный государственный комитет статистики по форме №18 КС (годовая).

 

Рис. 12.6. Составляющие инвестиций на программу (из кн. «Экология и экономика природопользования», 2007):

Дотации, субсидии, субвенции; 2 — целевое финансирование; 3 — льготный кредит; 4 — средства на превентивные мероприятия; 5 — подоходный налог; 6 — налог на прибыль; 7 — налог на землю; 8 — налог на добавленную стоимость; 9 — налог на имущество предприятий; 10 — платежи за землепользование; 11 — освобождение от НДС НИОКР природоохранного назначения.

 

В России, определен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.184.197 (0.009 с.)