Различают следующие типы внешних экстерналий: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различают следующие типы внешних экстерналий:



ЛЕКЦИЯ 12

Тема: Экономика природопользования

(Экологические издержки; Финансирование экологических программ; Система природоохранной сертификации продукции ISO14000; Экологическое страхование; Экологическое лимитирование; лицензирование природопользования и природоохранной деятельности; Плата за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды; Налоговые ЛЬГОТЫ предприятиям, осуществляющим природоохранную деятельностЬ; Экологический аудит)

 

экологические издержки (экстерналии)

Природоохранные затраты представляют общественно необходимые расходы на поддержание качества среды жизни и природно-ресурсного потенциала, включая сохранение экологического равновесия на всех уровнях (от локального до глобального).

В составе природоохранных затрат выделяют:

1. Собственно экологические издержки общественного производства:

затраты на мероприятия, снижающие выброс и сбросов вредных веществ в ОПС;

затраты, влияющие на степень распространения вредных веществ в среде (разбавление, нейтрализация, захоронение, установление санитарно-защитных зон и т.п.).

2. Издержки, связанные с поддержанием природно-ресурсного потенциала (создание ООПТ, обеспечение воспроизводства ресурсов, использование вторичных ресурсов, разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий и т.п.).

3. Издержки общественного развития (затраты) на воспроизводство человека, его биологических и социальных качеств.

С точки зрения экономики все общественные издержки (рис.12.1), обусловленные влиянием деятельности человека на ОПС, разделяют на:

- предупреждающие затраты или издержки (предзатраты);

- экономический ущерб;

- затраты на ликвидацию, нейтрализацию и компенсацию допущенных экологических нарушений (постзатраты).

Необходимо найти рациональное соотношение данных затрат.

Экологические издержки хозяйственной деятельности входят в состав общих затрат на производство (экологическая составляющая издержек производства). В конечном итоге их оплачивает потребитель (покупатель) продукции через цену товара.

ущерб нанесённый «третьим лицам», т.е. внешние издержки – это экстерналии.

 


Рис. 12.1. Классификация общественных издержек, связанных с экологическим качеством среды (по Т.А.Акимовой, В.В.Хаскину, 2002)

Рис. 12.2. Структура экономического механизма охраны окружающей среды (по В.В.Петрову)


 

Учитывая конфликт интересов общества и предпринимателя, встаёт необходимость разработки механизм регулирования воздействия на окружающую среду. Суть регулирования заключается в том, чтобы заставить предпринимателя оплатить все издержки, связанные с его деятельностью, в виде компенсирующей ущерб платы за выбросы-сбросы, равной экстернальным издержкам.

Рис. 12.3. Структура платежей в области природопользования

(по Т.А.Акимовой, В.В.Хаскину, 2002)

Рис. 12.4. Система платы за природные ресурсы

(из кн. «Экология и экономика природопользования», 2007)


В плате за право пользования природными ресурсами экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов.

Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Плата за пользование землей имеет налоговую форму. Формами платы являются: земельный налог,

арендная плата,

нормативная цена земли.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей, от того, находится ли земельный участок в пользовании, владении или собственности соответствующего налогоплательщика и исчисляется из единой ставки за единицу земельной площади в расчете на год. Земельный налог в первую очередь подразделяется на две основные группы: - за земли сельскохозяйственного назначения и - за земли несельскохозяйственного назначения. Нормативные ставки налога за земли установлены Законом РФ «О плате за землю». Они могут быть различны по группам почв, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ; по нахождению земель внутри или вне населённых пунктов; и т.д. и т.п.. Местные органы власти имеют право повышать ставки, но не более чем в 2 раза.

Арендная плата взимается за земли, сданные в аренду. Ее величина устанавливается по договору. За нижний предел в данном случае берется размер земельного налога. Реальный расчет размера ставок арендной платы базируется на данных по сделкам купли-продажи и аренды земли на первичных и вторичных рынках недвижимости.

Земельный налог и арендная плата используются исключительно на следующие цели:

финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель; на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под эти мероприятия, и процентов за их использование;

инженерное и социальное обустройство территории.

Нормативная цена земли применяется при покупке и выкупе земельных участков, при передаче земли, в арендное пользование, при установлении ее общей стоимости, при передаче по наследству и т.п. Нормативная цена земли — это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли представляет собой базу налогообложения имущества физических и юридических лиц. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ. Нормативная цена ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления могут повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25%. Нормативная цена земли не должна превышать 75 % уровня рыночной цены на такого же типа земельные участки такого же целевого назначения.

Платежи за пользование недрами устанавливаются в соответствии с Законом РФ «О недрах». Они включают:

платежи за право: 1) пользования, разведки, добычи полезных ископаемых (роялти); 2) строительства и эксплуатации подземных сооружений (не связанных с добычей полезных ископаемых); 3) использования отходов гоно-добывающих и перерабатывающих производств; 4) захоронения вредных веществ;

отчисления пользователей недр на изучение и воспроизводство минерально-сырьевой базы;

платежи за пользование акваторией и участками морского дна;

акцизные сборы за получение сверхнормативной прибыли от добычи или продажи на экспорт нефти и газа;

сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий на недропользование.

Плата за пользование недрами может взиматься в следующих формах:

денежных платежей;

части добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователями недр;

выполнения работ или предоставления услуг;

зачет сумм предстоящих платежей в соответствующие бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия.

Формы, размеры внесения платы показываются в лицензии на пользование недрами. В определённых случаях, специально оговоренных в нормативных документах, отчисления за недропользование не взимаются или взимаются в частичном размере. Платежи за недропользование включаются в себестоимость продукции.

С пользователей недр также взимается плата за пользование геологической информацией, если она получена за счет государственных средств.

Следующие категории пользователей недр в городах освобождены вообще от платежей:

метрополитены;

организации, осуществляющие шахтные и горнопроходческие работы;

организации, осуществляющие прокладку наружных коммуникаций (трубопроводов, дорог, мостов, линий электро-, радио- и телесвязи);

организации по эксплуатации трубопроводных распределительных сетей и тепловых, канализационных сетей;

 

Платежи за пользование лесным фондом делятся на: 1) лесные подати и 2) арендную плату. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендные платежи — в случае их аренды.

Подати взимаются за:

заготовку древесины, отпускаемой на корню;

заготовку живицы;

заготовку второстепенных лесных материалов;

побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев или пасек и других видов лесного пользования);

лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, туристских или спортивных целей.

Платежи за пользование леснымдолжны использоваться, как это определено законодательством, для финансирования органов управления лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ресурсов.

 

Система платежей за пользование животным миром включает:

плату за пользование;

штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование.

Платежи дифференцируются за изъятие из среды обитания следующих объектов животного мира:

отнесенных к объектам охоты;

отнесенных к объектам рыболовства;

принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ;

не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

Плата за пользование животным миром включает плату за лицензию на отстрел диких животных. Размер платы не зависит от результатов охоты. Этот вид платежа несет функции воспроизводства. Размер платы устанавливается местными органами. Плата поступает на счет специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром полностью поступают в региональные бюджеты. Использование средств, поступивших в бюджеты, происходит по следующим направлениям: на реализацию федеральных и территориальных программ; на мероприятия по комплексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира, их защиту от вредного воздействия; ведение государственного мониторинга ресурсов животного мира; научно-исследовательские работы. Для отдельных категорий пользователей устанавливаются льготы. Постановление Правительства РФ от 29.09.97 № 1251 «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» по видам животных, отнесенным к объектам охоты.

 

В соответствии с Законом РФ «О плате за пользование водными объектами» (1998 г.) плата взимается:

за забор воды из водных объектов;

за удовлетворение потребностей в воде гидроэнергетики;

за использование водных объектов для лесоповала, добычи полезных ископаемых, организации рекреации, размещение плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;

за осуществление сброса сточных вод в водные объекты.

Минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами устанавливаются централизованно Правительством РФ. На их основе законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются конкретные ставки платы по категориям плательщиков и в зависимости от вида пользования водными объектами, их состояния и т.д. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

Платежи носят воспроизводственный характер и ориентированы на финансирование мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов. Эти платежи доводятся до плательщиков вместе с лимитами водопользования (месячными, годовыми). При превышении этих лимитов ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению с базовым уровнем. Пользование водными объектами, как и недрами, осуществляется на основе лицензионного договора (разрешения). При его отсутствии ставки платежей увеличиваются также в 5 раз.

Плата не взимается за подземные воды, которые извлекаются из недр попутно с полезными ископаемыми, а также в целях ликвидации вредного воздействия этих вод (подтопление, засоление), кроме того, промышленные предприятия не платят за подземные лечебные и теплоэнергетические воды, подземные промышленные воды, используемые в качестве сырья для извлечения содержащихся в них полезных ископаемых.

 

Плата за выбросы, сбросы, размещение отходов является формой компенсации ущерба (экстерналий), наносимого загрязнением окружающей природной среды, и отнесена Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» к налоговым платежам. Установлены цены за каждую тонну отдельного загрязняющего ингредиента: 28.VIII.1992г «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Определены три вида платежей за загрязнение окружающей среды:

— в размерах, не превышающих ПДН (базовая ставка);

— в пределах установленных лимитов ВСН (в 5-ти кратном размере от базовой ставки);

— за сверхлимитное загрязнение ОПС (штрафы в 25-кратном размере).

На основе базовых нормативов с учетом коэффициентов, отражающих, учитывающих местные экологические факторы, органами исполнительной власти субъектов Федерации утверждаются дифференцированные ставки платы. 3 августа 1992г был подписано Постановление правительства РФ «Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов». Соответственно, были установлены базовые нормативы платы:

— за выброс в атмосферу загрязняющих веществ;

— за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности;

— за размещение отходов.

При размещении отходов строго в соответствии с разрешительными документами в расчёт платы вводится понижающий коэффициент до 0,3. При размещении отходов в излишних объёмах, в неположенном месте (в границах населённых пунктов, в рекреационных и водоохранных зонах и т.п.), без разрешительных документов или без надлежащего их оформления в расчёт платы вводится повышающий коэффициент до 5,0.

Установлены следующие источники платы за загрязнение окружающей природной среды:

за счет себестоимости продукции или услуг – возмещаются платежи за загрязнение в пределах нормативов;

за счет прибыли природопользователя – осуществляются платежи за превышение допустимых нормативов.

Вопросы расчёта и перечисления платы за загрязнение окружающей среды регламентируются целой серией подзаконных документов, разработанных в основном в 1997-1999 годах. Платежи ежеквартально перечисляются в плановом порядке. По истечении отчетного квартала производится перерасчет платежей в соответствии с фактическим загрязнением. При нарушении сроков начисляется пеня.

 

лицензирование природопользования и природоохранной деятельности

лицензионный (разрешительный) порядок приобретения прав природопользования, изъятия природных ресурсов и осуществления ряда других видов деятельности определяется соответствующими федеральными законами и принимаемыми в дополнение к ним постановлениями Правительства РФ и другими нормативными актами.

Природно-ресурсная лицензия как акт государственного органа отраслевого управления (Роскомвода, Роскомнедр, Минприроды, Роскомрыболовства, Рослесхоза, и их территориальных подразделений) разрешает субъекту хозяйственной деятельности пользоваться природным объектом в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Указанные разрешения крайне разнообразны не только по своему содержанию, объекту и форме, но зачастую и по наименованию. Так, разрешительные документы в лесопользовании традиционно именуются лесорубочными билетами и лесными билетами.

Лицензия имеет три признака:

Ø она является актом собственника ресурса,

Ø формой проведения контроля государства за рациональным природопользованием и

Ø средствами регулирования природопользования.

 


Рис. 12.5. Структура использования экологических фондов (по Т.А.Акимовой, В.В.Хаскину, 2002)

 

Экологические страхование

Законом «Об охране окружающей среды» (ст. 23) определено, что в Российской Федерации производится добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. Экологическое страхование — это страхование гражданской ответственности владельцев потенциально опасных объектов за нанесение вреда окружающей среде в связи с необходимостью возмещения третьим лицам ущерба, обусловленного технологической аварией или катастрофой, и покрытия затрат на ликвидацию последствий. Суть работы страховых экологических фондов заключается в том, что предприятия — потенциальные источники загрязнения или сами реципиенты — вносят некоторую сумму (для страховых компаний это страховая премия) в один или несколько фондов, которые при возникновении аварийного или внезапного загрязнения среды компенсируют пострадавшим убытки. Т.е. страхователь перекладывает гарантию возмещения убытков третьим лицам на страховщика, причём возмещаемый ущерб может многократно превосходить взносы страхователя. С ростом вероятности возникновения рисковых ситуаций растут и ставки страховых взносов.

Правовая база необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, обеспечена законами Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и «О страховании», закрепляющими ответственность виновников негативных экологических воздействий перед третьими лицами. Этими же законами установлено, что причиненные убытки должны компенсироваться за счет собственных ресурсов виновников и лишь в исключительных случаях за счет государственных резервов. Однако реальность такова, что сейчас у нас в России более 80% ущерба от загрязнения среды вообще не компенсируется, лишь 3% возмещается за счет виновников, остальное в той или иной степени — из государственных резервов. Осуществление соответствующих функций возложено на систему экологического страхования (ЭкСтра)

Основные функции экологического страхования:

страхование ответственности,

стимулирование противоаварийных мероприятий,

возмещение убытков самого страхователя (но в размере не более ⅔ ущерба),

формирование ядра системы «ЭкСтра».

В федеральную систему «ЭкСтра» входят следующие составляющие: 1) страховой фонд, 2) фонд взаимного страхования, 3) фонд страхования экологического риска третьих лиц. Объединение трех фондов в единую систему экологического страхования позволяет при необходимости перемещать капитал из одного фонда в другой, помещать его в высоколиквидные активы, получая дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий. Можно сказать, что эти фонды выполняют по отношению друг к другу функции перестраховщиков.

Обязательное страхование охватывает предприятия и производства, внесенные в утверждаемый в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов, включающий сведения о размерах ставок, страховых премий и суммах страхового возмещения для каждого типа таких объектов или страховых событий. Все эти составляющие компоненты предварительно определяются, устанавливаются, разрабатываются в ходе специальных исследований. добровольное страхование не вводит никаких ограничений ни для страховщика, ни для страхователя. Определение риска аварийного загрязнения, составление перечня особо опасных и опасных предприятий возложено на службу экологического аудирования (4) системы «ЭкСтра».

Предприятия и производства разделяют на экологически:

А) особо опасные (подлежат обязательному страхованию),

Б) опасные (участвуют в обязательном страховании по решению региональных органов охраны природы),

В) малоопасные (страхуются добровольно).

Математический алгоритм расчётов страховых премий и выплат соответствующим образом разработан, утверждён в различных нормативных и законодательных актах и единым образом применяется на практике. 5 апреля 1992г Минприроды России совместно с Росгосстрахом утвердило «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации».

Страховым случаем признается нанесение ущерба. Страховым событием является возмещение внезапного непреднамеренного ущерба. Перечень их оговаривается в каждом конкретном случае при заключении договора страхования. Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах размера годового оборота предприятия. Страховое событие включает:

компенсацию ущерба;

убытки, связанные с ухудшением жизни;

расходы по очистке загрязненной территории;

расходы, необходимые для спасения жизни и имущества;

судебные расходы.

 

финансирование природоохранных мероприятий

Финансирование экологических природоохранных программ может производится за счет: а) внутренних источников (средств предприятий, учреждений и организаций; внегосбюджетных экологических фондов, фондов экологического страхования), б) за счёт внешних источников (помощи фондов-грантодателей, добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан), в) государственного бюджета (в виде субсидий и дотаций), г) а также за счет кредитов банков. Природоохранные инвестиции должны поступать в основном из внутренних источников, исходя из принципа «загрязнитель платит». В условиях рыночной экономики роль государства состоит в том, чтобы создать политическую и организационную основу спроса на финансирование. Такой подход ставит во главу угла связи между проведением экологической политики (создавать спрос и увеличивать количество поступлений) и инструментами ее реализации — учреждениями, ведомствами (которые должны распределять скудные ресурсы с наибольшей экономической эффективностью) и инвестициями (предполагающими привлечение спонсоров проектов в различных секторах экономики).

Помощь доноров предоставляется главным образом в виде безвозмездных ссуд (грантов) и обычно идет на оказание технической поддержки. Международные финансовые учреждения выделяют средства в виде займов на более выгодных условиях, чем на внутреннем коммерческом рынке в самих странах—получателях займа.

Сведения об объемах инвестиций в основной капитал (направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов), о проведении специальных мероприятий, об организации ООПТ и вводах в действие природоохранных мощностей представляются в Федеральный государственный комитет статистики по форме №18 КС (годовая).

 

Рис. 12.6. Составляющие инвестиций на программу (из кн. «Экология и экономика природопользования», 2007):

Дотации, субсидии, субвенции; 2 — целевое финансирование; 3 — льготный кредит; 4 — средства на превентивные мероприятия; 5 — подоходный налог; 6 — налог на прибыль; 7 — налог на землю; 8 — налог на добавленную стоимость; 9 — налог на имущество предприятий; 10 — платежи за землепользование; 11 — освобождение от НДС НИОКР природоохранного назначения.

 

В России, определен

Водным кодексом РФ,

Воздушным кодексом РФ,

Лесным кодексом РФ,

Уголовным кодексом РФ,

Налоговым кодексом РФ,

Таможенным кодексом РФ,

Рис. 12.7. Некоторые виды нарушений пользования биоресурсами

 


Рис. 12.8. Виды нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха (Маковик, 1996)

 

Рис. 12.9. Типичные лесонарушения (Игнатов, Кокин, 2003)


 

 


Рис. 12.10. Виды земельных нарушений (Игнатов, Кокин, 2003)

 

Рис. 12.11. Некоторые виды нарушений недропользования

(Игнатов, Кокин, 2003)


Согласно Закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002) (ст. 75): «За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды должностными лицами и гражданами устанавливается материальная, гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством, а предприятиями – административная, материальная и гражданско-правовая».

 

Таблица 12.1

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Вид На кого возлагается и кем За что Меры взысканий Примеры Примечания-пояснения
Гражданско- правовая должностные, физические и юридические лица   за нанесение вреда (нетяжкого) здоровью и имуществу граждан и народному хозяйству в результате нарушения экологических требований возмещение потерпевшей стороне имущественного или морального вреда    
Дисциплинарная на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с охраной окружающей природной среды замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы.   При этом следует учитывать два важных момента: 1) дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя; 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.
Административная должностные, физические и юридические лица за противоправное действие или бездействие, нарушающие законодательство об охране окружающей природной среды, установленные экологические нормы, предписания и правила; за непредоставление или предоставление искажённой информации о состоянии ОПС денежный штраф, освобождение от обязанностей, предупреждения, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т.д. порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д.  
Уголовная   за экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями: – нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, – нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, – нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, – загрязнение вод, атмосферы и моря, – нарушение законодательства о континентальном шельфе, – порча земли, – незаконная добыча водных животных и растений, – нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, – незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п. умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога – 3-8 лет лишения свободы; загрязнение водоемов и атмосферного воздуха; незаконная порубка леса; незаконная охота; уничтожение местообитаний организмов, занесенных в Красную книгу РФ,повлекшее гибель их популяции – до 3 лет лишения свободы определяется Уголовным кодексом РФ
Материальная предприятия за причинение существенного вреда окружающей природной среде, здоровью в имуществу граждан и народному хозяйству взыскание возмещения ущерба    
должностные лица и иные работники за противоправные действия или бездействия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда    

 

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: 1) за нарушение; 2) за нарушение, повлекшее значительный ущерб; 3) за нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид — массовое уничтожение растительного или животного мира, масштабное отравление атмосферы и водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать эколог. катастрофу.

Предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, кроме исполнения возложенного наказания, обязаны оплатить устранение нанесённого ущерба в полном объеме.

Юридическим лицам (предприятиям, учреждениям, фирмам) в случае выявления нарушений экологического законодательства:

Ÿ выносятся предупреждения;

Ÿ направляются или выдаются предписания об устранении нарушений и неполадок, ужесточении сан-гигиен.надзора;

Ÿ начисляются неустойки;

Ÿ налагаются, а затем взыскиваются штрафы;

Ÿ предъявляются иски о возмещении ущерба;

Ÿ направляются уголовные Дела в следственные органы, затем в прокуратуру.

 

ЛЕКЦИЯ 12

Тема: Экономика природопользования

(Экологические издержки; Финансирование экологических программ; Система природоохранной сертификации продукции ISO14000; Экологическое страхование; Экологическое лимитирование; лицензирование природопользования и природоохранной деятельности; Плата за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды; Налоговые ЛЬГОТЫ предприятиям, осуществляющим природоохранную деятельностЬ; Экологический аудит)

 

экологические издержки (экстерналии)

Природоохранные затраты представляют общественно необходимые расходы на поддержание качества среды жизни и природно-ресурсного потенциала, включая сохранение экологического равновесия на всех уровнях (от локального до глобального).

В составе природоохранных затрат выделяют:

1. Собственно экологические издержки общественного производства:

затраты на мероприятия, снижающие выброс и сбросов вредных веществ в ОПС;

затраты, влияющие на степень распространения вредных веществ в среде (разбавление, нейтрализация, захоронение, установление санитарно-защитных зон и т.п.).

2. Издержки, связанные с поддержанием природно-ресурсного потенциала (создание ООПТ, обеспечение воспроизводства ресурсов, использование вторичных ресурсов, разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий и т.п.).

3. Издержки общественного развития (затраты) на воспроизводство человека, его биологических и социальных качеств.

С точки зрения экономики все общественные издержки (рис.12.1), обусловленные влиянием деятельности человека на ОПС, разделяют на:

- предупреждающие затраты или издержки (предзатраты);

- экономический ущерб;

- затраты на ликвидацию, нейтрализацию и компенсацию допущенных экологических нарушений (постзатраты).

Необходимо найти рациональное соотношение данных затрат.

Экологические издержки хозяйственной деятельности входят в состав общих затрат на производство (экологическая составляющая издержек производства). В конечном итоге их оплачивает потребитель (покупатель) продукции через цену товара.

ущерб нанесённый «третьим лицам», т.е. внешние издержки – это экстерналии.

 


Рис. 12.1. Классификация общественных издержек, связанных с экологическим качеством среды (по Т.А.Акимовой, В.В.Хаскину, 2002)

Рис. 12.2. Структура экономического механизма охраны окружающей среды (по В.В.Петрову)


 

Учитывая конфликт интересов общества и предпринимателя, встаёт необходимость разработки механизм регулирования воздействия на окружающую среду. Суть регулирования заключается в том, чтобы заставить предпринимателя оплатить все издержки, связанные с его деятельностью, в виде компенсирующей ущерб платы за выбросы-сбросы, равной экстернальным издержкам.

Различают следующие типы внешних экстерналий:

- временные (между поколениями) – переложение дополнительных природоохранных затрат на будущие поколения;

- глобальные (межгосударственные), определяемые, прежде всего, трансграничным переносом вредных веществ и пр.;

- межотраслевые;

- межрегиональные (в пределах одного государства)

- локальные, связанные с деятельностью конкретных природопользователей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.117 с.)